В базарный день погиб ишак
Тащил ишачок свою тележку со скарбом и возницей в сторону города Прохладного, чтобы успеть в первых рядах торговцев попасть к открытию базара.
Когда дядя Андрей подсел на посещение воскресного базара, чтобы поторговать хуторскими продуктами и овощами, когда успел полюбить хруст купюр и звон монет, сразу и не скажешь.
Ярый рыбак, по зорьке бегающий на речку половить рыбу или постоять в болоте по цедить воду с водорослями, выхватывая жирных карасей.
Но вскоре страсть к базарам окончательно поглотила увлечение рыбалкой, был приобретён ишачок с тележкой, ездит по дорогам можно, а прав к управлению иметь не нужно, большое преимущество перед мотоциклистами, которых немало ездило из нашего хутора на базар, и которые с опаской поглядывали по сторонам, не желая встреч с ГАИ.
А прицепиться у гаишников было к чему, стоит только остановить транспорт, а вот на ишачке под цокот копыт спокойно можно проезжать у поста ГАИ на перекрёстке дорог у города.
Да и проезжал его дядя Андрей перед рассветом, в сумерках, когда там дежурившие инспектора ещё дремали, поджидая основной поток транспорта.
А вот за въезд на территорию базара взимали плату как за автомобиль, вставали в общий ряд и начинали торговлю.
Ходовые продукты разлетались, как горячие пирожки, которыми торговали у входа в помещение на территории базара, да и в других местах такого огромного базара, народ прибывал и толпами бродил между рядов.
Торговля кипела, деньги покидали кошельки горожан и оседали, крупные во внутреннем кармане, мелочь в гаманке.
Дядя Андрей, как и мои соседи через дорогу старались не пропускать ни одного базара, ездили на ИЖ -56 с коляской с весны и до поздней осени ежегодно, а затем уже к пенсии купили «Москвич - 401», теперь погодные условия не влияли на посещение ими базаров.
На базар приходилось дяде Андрею выезжать в полночь, чтобы уже в шесть часов утра быть у ворот базара.
Ишачок за время посещений базаров привык к распорядку и изучил досконально дорогу, знал хорошо свою работу, тащил по знакомому маршруту у края дороги тележку с грузом, а дядя Андрей в это время мог и подремать.
На заднем борту тележки был укреплён треугольный катафот, отражатель света, подаренный местным трактористом.
В хуторе над этим посмеивались, советовали даже установить поворотники, но на трассе светоотрожатель, да ещё ночью, вещь не заменимая.
Водители машин и другого скоростного транспорта, завидев в свете фар светящийся треугольник, а затем и тележку с возницей и ишаком, на скорости объезжали их и уносились в ночь, светя фарами по дороге.
В те времена движение хоть и редкое по ночам, но несколько обгонов транспортом за поездку было, чаще обгоняли уже на территории соседней республики, ближе к городу.
Здесь сразу от границы, в летние дни, когда лучше было ездить по грунтовой дороге, меньше дребезжала тележка, а значит сидеть и дремать, было удобней, да и сама тележка меньше изнашивалась, да плюс преимущество в безопасности.
Ишачок об этом прекрасно знал, сворачивал с трассы в нужных местах и вдоль лесополосы, по грунтовой дороге тащил тележку в город.
Как получилось этой ночью, трудно сказать, ишачок по какой – то причине, переезжая через мостик, не свернул к лесополосе, а продолжал тащить тележку за собой по краю трассы.
Дядя Андрей приснул на время и не проконтролировал маршрут передвижения, спокойно досматривал утрешний сон, такой приятный и притарно сладкий.
В это время по трассе со стороны станицы мчался ЗИЛ -130, куда спешил, зачем водитель гнал машину, куда торопился, к кому опаздывал, куда хотел успеть или кто его знает, отчего шлея попала под хвост, но выжимал из машины все её лошадиные силы.
Вот там где сразу за лесополосой стоит ещё с войны первый с северной стороны города бетонный дот, дядя Андрей почувствовал, как он взлетает в небо и летит по воздуху, не ощущая тяжести своего тела.
Ещё не понимая и не осознавая, то ли это ему снится или уже действительно наяву, в голове стоял не понятный гул.
Возвращение на грешную землю оказалось реальным, с болевыми ощущениями, прямо в траву у деревьев лесополосы.
Дяде Андрею не вероятно повезло, его от удара машины сзади в телегу, просто выбросило вон.
Сильнейшие удары с гематомами и перелом ноги, последствия удара машины.
Водитель возможно в последний момент заметил повозку, резко вывернул руль влево, но столкновения не предотвратил.
Зацепил тележку, которую сильнейшим ударом подбросило вверх и унесло в сторону, телега, улетая верх, выбрасывает вон возницу, своей массой тащит следом ишачка, который тоже взлетает, вся эта летающая повозка и ишачок, совершают в воздухе кульбит, возможно и не один, добавляется высота трассы, где насыпь дороги довольно высока.
Масса тележки намного больше веса ишачка, поэтому, четвероногий ослик совершает необычайные полёты вокруг тележки, в итоге большой центробежной силы шмякается внизу насыпи об землю на грунтовой дороге, отчего и испускает последний дух, в довершении на него сваливается тележка и разваливается.
Стрессовая ситуация для дяди Андрея в один миг он лишиться, ишака, тележки и продуктов для продажи и что самое обидное, по чужому не досмотру, сверни водитель раньше и ничего такого не было, ехал бы теперь на базар, а так приходиться тихо помирать у лесополосы, не далеко от дота.
Вот также драли кошки на душе, когда он молодой парень вернулся с войны, а для солидности и поднятия престижа перед хуторянами нацепил капитанские погоны, которые не заслуженно надел.
Ну походил бы по хутору, по выбражал не много перед местным населением, покуражился перед молодёжью, да и всё, ан нет, донесли, куда следует завистливые люди, приехали особисты и увезли, разъяснили что к чему да быстренько осудили.
Потрепала его потом судьба и не один год кантовал баланы, и вот снова резкий поворот судьбы, а ведь всё шло как нельзя лучше.
Одно хорошо, не бросили его, отвезли в больницу, где и провалялся, лечась несколько месяцев.
Этим происшествием отбили охоту торговать навсегда, пробовал несколько раз, но того азарта уже не было, чего - то не хватало, того напарника трудяги ишачка, который был не заменим, знал своё дело, исправно исполнял.
Живая душа всегда рядом, требовала ухода и забот, а что ещё нужно пожилому человеку, ежедневная бескорыстная забота о ближнем, в данном случае об ослике.
Работал один, другой мог передохнуть, прекрасный жизненный симбиоз, не стало одного, и нарушилась вся эта сплочённая система, невосполнимая утрата изменила весь смысл жизни.
22 дек 2015 г.
Свидетельство о публикации №215122300002