Как бы поступили Вы?

      Вспоминаю, как несколько лет назад в телевизионной передаче обсуждали такую ситуацию.
      Один ученик в классе постоянно бил ребят. Учительница поставила его перед всем классом и стала стыдить за это.
      Он пожаловался своей маме, и та подала исковое заявление в суд на классную руководительницу. Суд мама выиграла.
      После этой истории поведение мальчика ухудшилось, но никто из учителей уже не мог сделать ему замечание, потому что в ответ звучали слова:
      - Моя мама Вас засудит!
      Наверное, многие учителя сталкивались с такой ситуацией, когда некоторые ребята очень агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам.
      Как бы Вы поступили?
      Я, например, сделала следующее. Смастерила из альбомного листа маленький почтовый ящик, поставила его около доски, рядом положила треугольники и квадраты из бумаги.
      Сказала ребятам:
      - Если кого-то обидят, то опустите в почтовый ящик треугольник, а если кому-то помогли, то можете положить туда квадрат.
        В конце дня мы подсчитывали количество квадратов и треугольников, анализировали прожитый день.
        - Кому помогли? - говорила я. - Расскажите!
        И поднимался «лес» рук.
        Ребята начинали рассказывать: кому-то дали тетрадь или ручку, кто-то за кого-то заступился...
        - А кому сделали сегодня больно? Кто расстроился, обиделся?
        И вот оказалось, что изо дня в день один и тот же мальчик совершал плохие поступки. Жалобы были в основном на него, потому что он по любому поводу «взрывался» и начинал драться.
        Через несколько дней я оставила его после уроков и поговорила с ним. Но ситуация не изменилась.
        Как-то после очередных жалоб сказала:
        - Костя, выйди, пожалуйста, к доске!
        Он вышел, встал лицом к классу.
        - Ребята, поднимите руку те, кого он хотя бы один раз ударил или обозвал! - сказала я.
        Почти все ребята подняли руки.
        - Посмотри, Костя! Видишь, сколько рук?
        Костя покраснел, опустил глаза.
        - Вспомни крошку-Енота! - сказала я. - Поделись улыбкой своей, помоги ребятам, и тогда к тебе вернётся их доверие…
        Мама Кости меня поддержала, пристыдила сына. Мальчик исправился. Парень вырос хороший...
        Вспоминается история из детства. Кто-то обидел меня в детском саду, и я убежала. Дома никого не было. Вскоре за мной прислали из школы соседскую девочку с одноклассницей. Они хотели зайти, но я сказала:
        - У нас собака злая!
        И вдруг раздался голос бабушки:
        - Это кто тут пугает собакой? Не бойтесь, заходите, Альфа у нас добрая.
        Бабушка отворила дверь, и девочки вошли во двор.
        - Что случилось, почему ты дома, а не в детском саду? - обратилась ко мне бабушка.
        И я, всхлипывая, начала ей жаловаться.
        - А почему ты побежала домой, не разобралась сразу? Воспитательница волнуется, девочек с уроков взяли, чтобы они за тобой сходили, - сказала бабушка строго. - Сейчас пойдёшь с девочками, извинишься перед воспитательницей!
        Я была в изумлении. Мне казалось, что бабушка меня пожалеет и оставит дома.
        Пришлось идти в детский сад с повинной.
        И вот, спустя много лет, думаю: как же мудро поступила бабушка (у которой, кстати, было всего два класса образования). Если бы она меня пожалела и оставила дома, так бы и привыкла я при любых конфликтах убегать и не пытаться «разруливать» ситуацию, привыкла бы пугать собакой, как делают некоторые дети. Они просят маму:
        - Купи мне собаку!
        Просят не для того, чтобы был верный друг, а для того, чтобы пугать своих обидчиков.
        А как поступать учителям в таких случаях? Какие принять меры? Отвести к психологу? Поставить на учёт?..
        Помню, ещё был хороший стимул, когда принимали в пионеры. Были выборы: кто достоин, а кто - нет. Почему? И ребята старались исправиться.
        Если кто-то из учителей решится сделать такой почтовый ящик, то хочу предупредить: наберитесь терпения. Ох, как много времени уходило у нас на все эти разборы! Но зато ребята знали: хорошо прошёл день или плохо, старались исправиться, помочь друг другу. Класс был дружный!
        И закончить рассказ хочется такими словами: «Если план «А» не сработал, у вас есть ещё 32 буквы, чтобы попробовать».


Рецензии
Наталья, Дай Вам, Бог, терпения!
Чувствуется, как Вы любите свою профессию и любите детей.
Они Вам отвечают тем же.
Какими бы они нам не казались сейчас - они всё равно дети.
Очень интересный эксперимент с ящиком.
Спасибо.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   25.02.2021 10:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила! Всю душу вкладывала в работу, старалась поддержать детей, хотелось, чтобы они поверили в свои силы. И как хорошо, что встречались такие родители, которые прислушивались к советам.

Наталья Катаева-Вергес   25.02.2021 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.