Rainbow. Восход Радуги сквозь Тёмно-фиолетовый зак

“Rainbow”. Восход «Радуги» сквозь «Тёмно-фиолетовый» закат.


Не так давно, в 50-е годы, XX века, в Херстоне (Англия, графство Мидлсекс), ходил в школу обычный с виду мальчик. Был он тихим, замкнутым и не любил много разговаривать. Учился он так себе. Учителей не любил. Однако это не мешало ему проявлять себя на различных спортивных соревнованиях (футбол, плаванье), в которых он не раз становился победителем (отсюда следовало, что хоть парнишка и был застенчив, но характером обладал… дай бог каждому). И уже подумывали его родные и близкие о том, что станет он в будущем настоящим спортсменом, как попалась на глаза гитара… Здесь сказка и заканчивается… 

Звали это мальчика Ричард Хью Блэкмор…

Уважаемые дамы и господа! Хоть это и простая статья, а прошу обратить ваше внимание на то, что данная тема идеально подходит для семинаров по психологии. Почему? Давайте посмотрим.

Будущего основателя и лидера рок-группы “Rainbow” («Радуга») Ричи Блэкмора пленила гитара и он захотел научиться на ней играть. Первые уроки давал отец. Потом одноклассники помогли. Затем различные записи тех лет. Плюс помощь профессионального гитариста, к которому ходил Ричи (Джимми Салливан). И мы приходим к тому, что все эти пункты до ужаса напоминают творческое начало любого музыканта!  Любого! Но! В Ричи было что-то ещё. Что? Небесный огонь, упорство, желание выделиться, стремление и терпение. Плюс он не боялся искать себя в музыке. Проявлял характер. И по-настоящему чувствовал, что нашёл то, что искал. А это не каждому дано. Да и не каждый способен, кстати говоря… 

Но семинар состоит не в этом. Хороших гитаристов на свете немало, это факт. Но не всем удавалось всё время трудиться. У людей случались срывы, неудачи, депрессия, годы застоя. Это жизнь и здесь играет роль простой человеческий фактор. А Ричи же… Как бы вам это сказать? Обошёл, что ли, всё это. Ему плохо - он играет мелодии. У него проблемы – он продолжает искать себя в музыке. И это сложившийся исторический факт. Понимаете? Он настолько полюбил всё это, что даже время на унынье не было. Всю жизнь - работа, работа, работа… А это не может не бросаться в глаза и не вызывать должное восхищение…

Окончив школу в 15 лет, он сменил несколько групп, играл на свадьбах и вечеринках, в барах и кафе, принимал участие в различных музыкальных проектах, даже побывал в оркестре, познал все тяготы закулисной жизни, почувствовал вкус гастролей, шутки, причуды и дуракаваляние разных людей, зависть, обман и жестокий мир шоу-бизнеса, пока… Пока не вырос над собой настолько, чтобы стать одним из лидеров в собственной группе (которой кстати, сам придумал мощное название - “Deep Purple” и помог найти толковых, хороших людей для осуществления всех своих планов и задумок).

А теперь посмотрим. Ричи родился 14 апреля, 1945 года (о! Овен! Это многое объясняет. Упрям, настойчив, непоколебим). Школу окончил в 15 лет, то есть в 60-м. Группа «Deep Purple” образовалась только в 1968-ом году. Значит, к своей славе он шёл 8 лет. 8 лет усердной работы (легендарный миф о том, сколько часов в день он оттачивал своё мастерство на гитаре, где многие источники говорят про цифру 6), поиска звучания, накопления жизненного опыта и неудач. 8 лет до мировой признательности. Неплохо...

Позже, в году 75-ом, устав от того, что происходит с «Тёмно-фиолетовыми» и, не имея возможности самолично уволить тех, кто мешался на пути, Ричи, забрав с собой свою гитару, решил основать собственный коллектив – “Rainbow”.

Узнаёте? Это был всё тот же тихий, молчаливый мальчик, но с властью и возможностями, который как чувствовал музыку, так её и исполнял. Не понравился кто-то – до свидания. Дверь там. Мол, моя группа, что хочу, то и делаю. Здесь я главный… Точка… 

Но ведь у него получилось. Не каждый может быть полноправным лидером. Ричи и здесь себя проявил. И результат превзошёл все ожидания. “Rainbow” стала его детищем, прикрытием, сольной карьерой и воплощением различных идей.

Слушая первый альбом “Ritchie Blackmore’s Rainbow” (1975), понимаешь, что хотел играть парень, ещё находясь в “Deep Purple“. Вот какой была бы следующая запись «Тёмно-фиолетовых», если бы Ричи там остался. И! Если бы ему позволили менеджера, да остальные участники группы. А ведь у него получилось. После мировых хитов, найти в себе силы на сочинение такого интересного, мелодичного и слаженного материала. Силён тихоня, силён. Вот он спортивный характер, закалённый в различных соревнованиях…
“Man on the silver mountain”, “Self portrait”, волшебная “Catch the rainbow”, средневековая, почти народная “The temple of the king”, обработка баллады “Still I’m sad”… Да… Это был успех… И как Ричи, после 6 плодотворных лет в “DP”, ещё не истощился? Трудно объяснить. Музыкант от бога. Возможно, такой и был нужен на земле, чтобы трудиться, трудиться и трудиться…

А какого вокалиста подобрал? С мощным, сильным, артистичным голосом (Ронни Джеймс Дио). Да… Слов нет… 

Второй альбом “Rising” (1976) - просто сражает наповал. Эти долгоиграющие композиции, тематика, аранжировка, подход. Что и говорить. Это мощь “Rainbow”. А “Rainbow” – это Ричи... И вот забавная вещь, параллельно, его бывшая команда “Deep Purple” - запуталась в себе и приказала долго жить. Распалась! На долгие годы! Музыканты разбежались, кто куда. И ищи ветра в поле. А он трудится. И как трудится!..

Когда включаешь композицию “Stargazer” («Звездочёт»), то понимаешь, что это искусство. Воображение разыгрывается не на шутку. Представляются: таинства востока (музыка навевает)… Вселенная, космос, мироздание… Мощное, магическое соло на гитаре вынимает из тебя всю душу, и дальше ты слушаешь мелодию уже закрыв глаза. И этот мюнхенский симфонический оркестр… Нечто… Казалось бы, чем ещё мог удивить искушённого меломана, этот тихий и молчаливый парень, после антивоенной “Child in time” (“Deep Purple”)? Ричи отвечает, что у него полно всяких сюрпризов. Да... Музыкант от бога...

Остальные долгоиграющие вещички “Tarot woman”, “A light in the black” также неплохи. Слушать можно на одном дыхании. Но после «Звездочёта», уж очень хочется нажать на паузу и «переварить» её. Так сильно заседает в голове, что потом ещё минут 5 слышишь этот оркестр даже тогда, когда в комнате полная тишина. Нечто…

Помимо длинных композиций альбома, стильными считаю и две короткие: “Run with the wolf” и “Starstruck”. Главной же находкой диска, вижу барабанщика Кози Пауэлла, коего Ричи смог временно затащить к себе в «Радугу». Такой звук тянет на эпику, особенно в «Звездочёте»…

О дальнейшей судьбе коллектива и говорить не приходится. Сначала выпуск концертного альбома “On stage” (1977), который лучше слушать, чем рассказывать. Затем “Long live rock and roll” (1978), где уволенный Дио достойно хлопает дверью. Ну, и переход от средневековой, мистической, исторической, библейской, сказочной тематики (коими и были насыщены первые три альбома, выделяя “Rainbow” среди прочих групп) к простому, земному, но с изюминкой мелодичному року, где главным, как всегда, будет Ричи (а вот остальные – постольку-поскольку). Но песни-то, песни от этого страдать не будут! И вокалистов они подберёт интересных. Грэм Боннет (альбом “Down to Earth”, 1979), Джо Линн Тёрнер (последующие три альбома, плюс мы услышим его ещё и в “Deep Purple”, образца 90-го года). И тут я бы хотел отметить: “Stone cold” с её грустной, лирической мелодией, заводную “Since you been gone”, утяжелённую, блюзовую “Love’s no friend”, философскую (одну из тех самых изюминок) “Eyes of the world”, классическую обработку Людвига ван Бетховена, под названием “Difficult to cure (Beethoven’s Ninth)”, ещё одну заводную вещицу “No release”, 3 композиции: “Vielleicht Das Nachste Mal (Maybe Next Time)”, “Anybody there” и “Snowman”, гоночную “Death alley driver” (не садитесь за руль, ставя её!), “MISS Mistreated”, нежную балладу с классными переходами “Tearin’ out my heart”, а-ля органную “Can’t let you go” и некоторые другие. Вот… Но! Это не означает, что альбомы нельзя слушать целиком. Это же Ричи! Тут много чего есть интересного, помимо вышеуказанных хитов. Да, звучание будет 80-х, но оно не такое простое в руках новаторского и виртуозного гитариста. И это важно отметить… 

После 1983-го года и 8-ми на тот момент альбомов “Rainbow” (7 студийных и одного концертного), возрождается “Deep Purple” и Ричи возвращается в старую команду. Но не навсегда! Характер даёт о себе знать, и в 1993 году, покинув «Тёмно-фиолетовых» уже окончательно, он сначала возрождает свою «Радугу» (альбом 1995-го года “Stranger in us all”), а затем, устав и от неё, переключается на другой проект (“Blackmore’s Night”), где находится и по сей день. Однако это совсем уже другая история...

Что же касается “Rainbow” 95-го года, то это была мощная, добротная работа с совсем новым составом и вокалистом (Дуги Уайт). Но так как была эпоха гранжа и зарождающегося альтернативного рока, то Ричи, с его классическими вставками и народными мелодиями (“Ariel”, “Black masquerade”, “Hall of the mountain king”) пришёлся не ко двору. На что, как вы уже знаете, тихоня не обиделся, а создал новый проект, не обращая внимания на молодёжную музыку и современный мир…

Таким он был всегда. Неутомимый Ричи. Дарящий нам искромётные, яркие мелодии, наряду с народной и классической музыкой в своей особой обработке. Без долгих пауз, застоя, колебаний и сомнений… 

И как показывает практика жизни, его собственная радуга не погаснет никогда. Он вечный искатель её радужных цветов и неутомимый рыцарь-романтик её небесного сияния…   

Благодарю за внимание.

Алекс Свитт.


Рецензии