Школа жизни

      Двор,в котором я жила,не был образцовым. Пережив трудный военный период,люди привыкали жить мирно. Но не всегда это получалось.
      Вернулись с фронта мужчины,но незабывшие ужасы войны,они долго не могли освободиться от ран,как физических,так и душевных. Приученные к 100граммам боевых,они продолжали принимать их,заглушая боль потерь,голод и нищету их семей.
      Отношения между людьми были всякие. Драки между взрослыми,драки между детьми. Нецензурные слова просто висели в воздухе. Но кто хотел,их запоминал,а кто не хотел - никогда не употреблял.
      Соседи были разные,а значит учили нас всему,но можно было выбирать,чему учиться. Меня научили играть в карты,что помогало общению с соседями. Но с другой стороны,меня впервые сводили в театр,и я очень благодарна и тем, и другим,т.к.моим родителям было не до этого. С утра до вечера работа,забота по дому...
      Особенно хорошо было в праздники. Все соседи в порядке очереди,на кухне,в русской печке пекли пироги. Каждый старался угостить детей. Мы, в ожидании пирогов,крутились на кухне весь день. И в это,всё ещё голодное время,такие угощения,действительно,были праздником.
      Раз в неделю,чаще в субботу,мы ходили в баню. Это было радостью,по крайней мере для меня. Огромная очередь,человек 30,жаждала помывки. Старые,молодые,дети от грудников до школьников - все в этой разноголосой массе.
      Женщины постарше выступали в роли источников новостей,как городских,так и семейных. Мы,дети,слушали и,как губки,впитывали науку,что такое хорошо,а что такое плохо. Примеры плохих поступков приходили на память в тех или иных детских ситуациях. И это помогало,ибо это были не нравоучения,а примеры из жизни. Мы хотели стать лучше. После помывки нас ожидал воскресный день,что прибавляло нам радости и сил.
      Так незаметно для себя,для родителей мы впитывали правду жизни,учились жить,воспринимая всё,и плохое,и хорошее. Но каждый из нас примерял поступки согласно своему разуму и сердцу.


Рецензии