Тотально-синий в конце позапрошлой недели

  3                Тотально-синий в начале позапрошлой недели.            

    -
-Пожалуй подходящее название для этой безделицы - подумал художник привыкший к тому, что его называют «Большой художник"», разглядывая прошлогоднюю незаконченную композицию с преобладанием интенсивно- синего в окружении светло - охристых пятен, напоминающих вереницу монахов - капуцинов несущих горящие факелы. Из окна его мастерской видна речка с ослепительным солнечным бликом посредине.
- Хочется жить, хочется творить, хочется чего нибудь выпить и чем нибудь закусить - сказал он вслух. и собственный каламбур ему понравился.
      На  Дмитровском  направлении существует деревня Жопино. Да, название подкачало, но не более того, во всяком случае местных оно не шокирует и   ни чем оно не хуже  известных мне Сукино, Прищемлено или Поскудино.  ..Сейчас эта деревня известна не названием а тем, что в свое время в ней поселился  “Большой художник"..  Теперь, если какой приезжий  ищет деревню с прежним названием, уточняя что в ней живет художник, то местные говорят. -Так это, проедете с полкилометра, до столба с тремя опорами, повернете направо, проедете еще с полкилометра. там его и найдете, его  всяк там знает.
 Вот одна приезжая и нашла его таким образом. Откуда она  взялась?  Невысокая, в очках, складненькая  чрезвычайно женственная,  улыбчивая, рыжая и примерно тридцатипятилетняя. Увидев его перед большим холстом, на. лугу около речки, она не могла не застыть в благоговении, потому что, во первых, на ее глазах возможно рождался шедевр, во вторых художник был действительно большим (метров двух наверное) плотный  в густой бороде, неряшливо кудряв и одет в белую хламиду.
- Местный вариант Максимилиана Волошина, - решила она  приблизившись к нему на расстоянии вытянутой руки . День был июльский, субботний, жарило солнце, народу на реке была тьма,. на выгоревшем небе ни облачка. От такого счастливого расположения  обстоятельств хотелось зевать и сладко потягиваться.
-Ни чего, что я тут стою, около вас? - .спросила приезжая.
-И вопросы поди будете задавать? - не поворачивая головы,  поинтересовался художник.
-Это - (округлым жестом объяв картину), разве имеет какое то отношение к пейзажу на который направлен ваш взгляд? - опасаясь за свое физическое благополучие - кротко спросила приезжая..
-Гражданка, ваша наблюдательность делает вам честь, но она не тождественна вашей сообразительности. Я знаете ли не смотрю туда, на тот пейзаж, а пытаюсь здесь, на природе, закончить очередную картину из серии  под общим названием. «кумулятивность красного в лиловом и розовом.»
-Остановитесь, художник, не морочьте мне голову, - строго предложила приезжая,  -То что вы делаете, называется, как бы это помягче выразится, я думаю постшизофренизмом. Вам надо придти в себя. Пойдите  и нырните в речку а я с вашего позволения посижу на вашем стуле и покараулю, фу вот это...»красное в лиловом и розовом»
- Пойдите и нырните … Вода это блин стихия, в нее надо погружаться а не нырять. Погружаясь я становлюсь родственником. ершам и тритонам. Пойдем погрузимся вместе. Ты почувствуешь себя родственницей пиявки. Если хочешь я тебя на ладошке подержу, чтоб не утонула. расфукалась.тут. Не выпендривайся. картина как картина.
-Вот хам- сказала рыжая дружелюбно. -Ты  научишь меня плавать?
-Что совсем не умеешь? -Я  воды боюсь/. -Вот и не выпендривайся.
-Как незаметно мы перешли на ты. -С тобой иначе нельзя - мелкая змеюка. Давай уж выкладывай зачем я тебе. Сидел себе творил. хорошо еще что я добрый, а то закинул бы  тебя вон туда, в кувшинки, что бы к людям не приставала. -Я же плавать не умею.
-Ладно, пойдем в палаццо, налью тебе воды в блюдце, поплещешься немножко.  -Хватит измываться над женщиной. .-Что не пойдешь?
-Пойду.
-Однако! - изумилась приезжая, увидев красивый сложносочиненный дом на просторном газоне.
-Ну что делать, нам-творцам не зазорно иметь сносное жилище.- Едва слышно буркнул художник.  -Так, в этом дворце ты живешь а мастерская у тебя есть?  -А как же. Послушай, жратеньки хочешь? Тогда поскребешь  по сусекам а я поищу чем остудить внутренний жар.. А потом пойдем мы с тобой в укромный уголок.. -Для чего это?
-Как будто сама не знаешь. Посидим, покалякаем за жизнь и чем нибудь этаким займемся. -Чем нибудь?  -Ну да, фотки посмотрим, чаю попъем по Йоркски. -Мне бы пива по Бескудниковски.
-Есть проблема,  не переношу женщин от которых пивом несет. У меня исчезает к ним интерес. .-Во как?  Помнится один умник  в одной мюнхенской пивной, так себя загрузил, что ухватив за помочи проходившего мимо  немца, спросил. -Скажи Адик, где у вас тут.. и выразительно обозначил свою неотложную малую нужду.
-.А он что не помнишь?  -А он нагло тебе улыбнувшись вежливо сказал
-Русише шайзе, это там. -И я ни как не отреагировал на это свинство?
-Отреагировал, ты тоже улыбаясь, как попка твердил.
-Данке, данке, данке шен. -Да блин, история - вздохнул художник и почесал себя над виском.  -А  ведь я тебя собаку сразу узнал и не поверишь, обрадовался. Что то случилось? Угрызения совести, чувство вины? или... Никак совсем плохо.?
-В психушку чуть не попала, после попытки суицида.
-Да что ты?  -Так мои соседи немецкие подумали и вызвали скорую помощь. А я понимаешь тебя  вспомнила и так в Россию захотелось и это после того, как ты пять лет назад мне сказал.
-Знаешь что маленькая, шла бы ты. Иван, ты что? Неужели забыл?.
И я пошла  в слезах и в соплях. пошла, как раньше говорили, по рукам. Случайно вышла замуж, за  Пауля, уехала к нему в Германию, родила  дочь и затосковала по тебе. да так, что даже поправилась на нервной почве. Даже в наш с тобой любимый Мюнхен поперлась. Такая была тоска. Через два года с Паулем развелась, дочку он мне не отдал. квартирку сняла на Любекерштрассе.. Однажды сосед по балкону листал каталог немецкого художника Оттона Узеро, с поразительно похожим на тебя автопортретом. У меня, представь аж сердце защемило. Я попросила его дать мне посмотреть. Хороший немец, он что то понял.,
-Послушай, крошечная, делаем вот что. Я постелю тебе в комнате, окнами  на закат, потом мы пройдемся по деревне. Мне надо придти в себя , решить что предпринять, потому что вряд ли мой образ жизни тебя устроит. Подумать как жить дальше, с тобой или без тебя. -
 -Таким значит образом? -А ты как думала? Сделал глупость, Обошелся с тобой по свински. Не знаю, не знаю, что делать. Единственно что может меня оправдать... Одним словом я хотел как лучше. Вот что. Не по какой деревне мы с тобой не пойдем .Надо хорошо поужинать. Правда в холодильнике только холод.
-А я поскребу по сусекам?, а ты найдешь чем промочить горло, Пиво исключается...Иван, Какой ужин? Бестолочь, где твой укромный уголок.? Пойдем уж фотки смотреть, иначе я тебя искусаю.
-.О, мне предоставляется шанс загладить свою вину.. Секунду. Мне надо распорядиться. Выглянуть в окно. -Эй пионер, не в службу а в дружбу, если тебе не трудно, все что я оставил у речки перетащи ко мне в мастерскую.  -Спасибо выручил. Обещанное за дверью,  Пошли нежданная и  родная моя собака. С ума сойти. -А как кличут собаку  не помнишь? -Помню,  выговорить не могу..
-Ну попробуй, мне было бы очень приятно. -Попробую Любовь.
- Вот видишь -Любовь. Иван..как это понимать?  Что это? Откуда у тебя Оттон Узеро? Он кто?- ты?
 -Некоторым образом. Я тебе все расскажу. Не сейчас.
-Представляешь, а ведь у меня были тогда смутные предположения. что на каталоге ты. Когда я тебя здесь увидела. Я поняла что с тобой что то произошло, что у тебя есть тайна. Ты мистификатор?
-Погоди? не все сразу. Боюсь что ты .меня осудишь когда узнаешь кто я теперь. Мне ведь придется открыть тебе не только мою  тайну.. Ладно, пойдем наверх, я тебе что то покажу.
 .Вот, это все каталоги. Эти  на английском, Узеро на немецком,  эти  на русском..Из них следует, что некий художник, старающийся не афишировать свою очевидную гениальность и свое имя, тем не менее хорошо известен среди коллекционеров..Некоторые считают его немецким художником Оттоном Узеро. но скорее всего эта фамилия вымышленная. ну и так далее....
-Люба,ты помнишь где мы с тобой познакомились?
-Помню, на Крымском валу. Ты подошел ко мне сзади. взял за плечи Я оглянулась и поняла, что боятся мне нечего. Ты подвел меня к своему приятелю - художнику, поставил перед собой, погладил по голове и сказал.
-Вот эта маленькая красотка для меня все. А твой друг  назидательно порекомендовал.   -Корми ее конфетами. -Ну это было потом, а как познакомились?
-.Мы с отцом разглядывали довольно большую картину Кандинского и отец сказал - -Что бы попытаться это понять, надо узнать, почему он таким/cтал. У него ведь есть достаточно реалистические вещи. Парень продававший картину чистосердечно сознался, что он совсем не художник но любит «срисовывать» И именно эту картину, он успевает срисовать с репродукции за неделю. и что он продал таких уже три и получил за них долларами столько, сколько не зарабатывает и за полгода Ты был где то рядом,  подошел к нам и сказал. имея в виду парня.  -Какой простодушный человек. Отец кивнув головой согласился.  А я тебя, такого большого, заметила еще раньше и ты произвел на меня сильное впечатление. Размерами. Неужели ты всего этого не помнишь? -Здрасьте, а разве не я, когда ты с отцом уходила, догнал тебя и сунул в карман твоей куртки оторванный край сигаретной пачки с номером моего телефона..Я запал на тебя так, что дергался от каждого телефонного звонка, а ты все не звонишь. Я кажется убил бы тебя если бы узнал тогда, где ты живешь.  Наконец ты соизволила, звякнула брякнула и спросила в своей беспардонной манере.   -А кто ты  таков? Может ты прохвост, а я намерена сходить сегодня с тобой в Третьяковку. нет в Современник. И пошли мы с тобой в Современник. Получилось это у нас как то без проблем. Как получалось потом и все остальное. И это было прекрасно.
-Послушай, а что ты делал на Крымском валу? Ведь ты же не художник. -Не художник, автодорожник., но я, как тот парень, люблю срисовывать. и когда мы с тобой встретились я был там первый и последний раз.
-Иван а ты меня хоть немного любил, ну все это время пока мы были вместе? Только откровенно.  -Да, . и боялся, что ты меня бросишь. Ты умна, обольстительна а я не твой формат.  Потом. твой университет и мой автодорожный не сопоставимы. Моих знаний не хватало поддерживать умные разговоры с твоими приятелями. Я поймал себя на мысли, что начинаю тебя   ненавидеть за то что не впущен в круг твоих знакомых. Ты конечно в компаниях позволяла мне сидеть рядом с собой, как большому, к тому же я  стал от тебя. зависим, мне тебя стало мало, даже когда ты была рядом  я мечтал о тебе, я уже не был уверен в том, что смогу однажды тебе сказать. -Прощай, я ухожу.  Нет я не собирался от тебя уходить,. я хотел себя проверить. Это же не на что не похоже.. я стал  безволен . Ужасное состояние.-
 -И тогда ты набрался наглости, после того как мы провели с тобой одну из обалденнейших ночей, все же сказать. -Знаешь что маленькая, шла бы ты....Это было так грубо  так неожиданно так обидно. Ты на меня наступил. Ты меня раздавил.
-Ладно, об этом стоит поговорить но не сейчас, прошу тебя.
-Почему тебя зовут «Большим художником» ? -О Господи .Да шутка это, связана с моей первой «профессиональной» выставкой. в  начале двухтысячных годов. Ее устроил, мне в подарок, мой школьный товарищ - Сережа, не знакомый тебе, известный в банковской сфере человек. Должен  сказать, с какого то момента мне стало нравиться «сочинять» картины. У меня правда хватило ума не у кого не «срисовывать»Я даже упразднил все свои книги и журналы по искусству (что бы не было соблазна сравнивать себя с кем ни будь.)  Таких «сочиненных» картин набралось на небольшую выставку. Вот  тогда Сережа и сделал мне этот подарок. Мало того, он издал каталог,  с комментарием модного коллекционера современного искусства, не знаю зачем этот коллекционер сравнил мои картины с живописью «Больших» художников. двадцатых годов  Наверно тогда и стало прилипать ко мне это «лестное» прозвище. Выставка подействовала на меня странным образом.  Я осознал свое «творчество» как, начало Себя. .Я безоговорочный художник и прошу всех прочих со мной считаться. Так позиционировать себя мог  только наглец и невежа, каковым я тогда и был.. Когда я начинал,  да и сейчас, я все же держу в уме, что ни какой я не художник,  Бывали дни, когда я расставлял свои «картины» вокруг себя, тупо на них смотрел, «анализировал» и готов был все искромсать, выкинуть и трезво осознать, кто я таков и то чем я занимаюсь не безопасное для здоровья умопомешательство.  И тут мне опять помог Сережа. Единственно что меня напрягло, его между прочим высказанное, соображение, что ему еще предстоит потратиться на то, что бы я стал от него независим. Мне тогда показалось, что его участие в моем «развитии» для него обременительно но имеет какой то не обозначенный прямо интерес. Время от времени он объявлял мне, .
-Извини, забыл тебе сказать, но в позапрошлом году в немецком городе таком то, с успехом прошла выставка двадцати твоих работ из моей коллекции, вот почитай что написали о ней их газеты, а потом и того удивительней. -Скажи - Спросил он.  -Ты свои работы не фотографируешь? Не знаю почему, но я сказал. -Да нет, а зачем?
-Вот и хорошо - сказал он с нескрываемым облегчением
-Тебе незамедлительно надо открыть счет в банке и он даже назвал предпочтительный, разумеется свой..Сережа покупал у меня все, любую почеркушку. И вот недавно он меня спросил не хочу ли я посмотреть коллекцию его картин.  -Хотелось бы взглянуть.
-Мне нравится твоя снисходительная интонация,.- сказал он.
-Она тебе подходит, и пожалуй скоро тебе понадобится. Да вот еще что. настал момент кое что поменять в наших взаимоотношениях. И он ушел.-А ты в его галерее был.? Как  они там смотрятся твои работы?
-Почему мои.? Да я просто уверена, что его галерея состоит из твоих картин. -Ты знаешь я ни когда не был у Сережи, ни дома ни в его галерее. я даже не знаю где он живет. Конечно посмотрю.
-Может быть вместе сходим?  -.Нет не вместе. У меня есть идея. Я приду сама по себе. Проведем эксперимент ( Если ты конечно не против).  -Люба, у меня одно условие. Твой эксперимент не должен ни каким образом навредить Сергею. -Боже сохрани.
-Тогда я с ним договариваюсь? -Сережа! Привет. Помнишь, с месяц назад ты предложил мне познакомится с твоей галереей. Сегодня я в Москве. Да, у меня же есть адрес. Хорошо договорились.
-Ну вот Люба, завтра в шестнадцать часов. Вот адрес его банка.
В банк меня впустили не без церемоний.  .
-Прошу вас проходите сюда, присаживайтесь. Сергей Александрович просил подождать. -Чай кофе.?-  Приятный молодой человек подвел меня к дивану и столику, около затейливого фонтанчика в зимнем саду, на крохотном зеленом газоне..Пока я пил кофе и оглядывался, появился Сережа, простой, свой и в дорогом костюме. Мы обнялись, похлопали друг друга по спине.
-Ну что, пойдем или подождем здесь, твою обворожительную подругу?
-Ты разве ее знаешь? -Знаю, между прочим мы с ней родственники.
-Вот те на. Я ничего не понимаю. .- Поймешь. Ну вот и Люба. К нам шла невероятная,  модная красавица.
-Люба? с ума сойти.! Да что происходит?
-Здравствуй Ваня. Давно не виделись. Может ты меня поцелуешь? --Пойдем, посмотрим твои картины. Ну очень хочется.. Сережа плутовато улыбался.  - Пошли пошли. -Ну как Иван? Что скажешь?
-Не знаю,  Может быть освещение, развеска. Я просто балдею Вполне приличные работы. Люба давай уж колись, вы что договорились. А то я за себя не ручаюсь.  -Иван только без бандитизма - забеспокоился Сережа.  -Походите посмотрите поговорите а потом  -. Сережа сделал паузу.  -Вон в ту дверь, на банкетсс... 
 Из шестидесятилетнего банкира Сергея Александровича. вдруг высунулся и показал язык - Серега - «Серый»-  мой друг, отличник и головная боль директора и педсовета нашей школы. - Ты что застыл. Замолчал? С тобой все в порядке? -Ну вы, собаки мне за все ответите а ты Люба сегодня же. Да я вас .. шутники, негодяи, секретные агенты...
-Вань, Ваня, Ванюшка, а ты мог бы меня снова полюбить? -Такую? Да ни за что, на тебя же без слез не глянешь..ты же ослепительная красавица смотреть больно. Нет, я тебя не достоин. Ну кто я? «большой» но очень скромный художник. Нет, полюбить такую..., но я попробую. Сразу же после банкета...
Стол был сервирован так как это наверно принято у банкиров. Всего, в том числе и изысканной закуски, было предостаточно.
-Иван - Серега поднял бокал. -Ты меня прости. Предлагаю выпить за окончание серьезнейшего эксперимента. Удачного слава богу. Надеюсь ты  все понял и  меня простил. Несколько лет тому, когда у тебя были некоторые трудности. мне пришло в голову, что я тебя (принципиального и гордого) могу материально поддержать и заодно с твоей помощью, провести один радикальный, интересный для меня эксперимент.  Когда то, у какого то французского литератора, я  прочитал рассказ о том, как известный критик искусства, в компании себе подобных, готов был с кем угодно держать пари, что за полгода сможет из любого, даже не имеющего никакого отношения к искусству человека, сделать сверх модного критика, мнением которого будут дорожить, как самые известные художники так и коллекционеры.
Он уговорил своего приятеля взять яркий выразительный псевдоним, запомнить несколько почти ничего не значащих, фраз, жестов и междометий, чтобы произносить  их в определенной компании  в нужный момент  значительно,  и как бы между прочим.
 Через какое то время, в культурных кругах появился некий амбициозный критик, ниспровергатель «Великих», иронически относящийся к традициям и авторитетам. О нем стали говорить, на него стали ссылаться. Но когда  кто то предпринял попытку познакомится с его трудами по искусству, оказалось что трудов нет. как и критика как такого тоже. Но мне было проще. Задача моя состояла в том, что бы ты Иван стал знаменит и как следствие богат. Я распознал в тебе настоящего художника. Все остальное было не так сложно.  Теперь ты знаменит, относительно богат и надеюсь будешь счастлив с моей двоюродной сестрой Любой.
-Сережа я  не уверена в том, что Иван  после твоего «эксперимента» не начнет копаться в себе и не известно еще, что он  отмочит. Иван ну что ты голову опустил. -Я не опустил, я подбираю слова, Какие же  вы все таки гады.  Сережа спасибо тебе за то что с твоей помощью я приобщился к людям  испытывающим иногда  минуты счастья, минуты парения,  Может сказал высокопарно. простите. Спасибо за пирушку но нам с Любой безотлагательно надо спешить.
-Если не секрет куда? -Не секрет. Мы с Любой смотрим фотки. За то время, что мы с ней не виделись столько накопилось..Да Люба.?
-Ой много Ваня. -Тогда конечно, летите..да и мне надо идти, продолжать богатеть.
 
  Через полгода мы с Любой создали семью, съездили к ее дочери и уговорили Пауля отпускать ее  к нам в Россию. Однажды Люба, наводя относительный порядок в моей мастерской, наткнулась на папку с текстами.
-Иван, это твое?  -Да, мои рассуждения о природе творчества, творческих амбициях О том как случайные, неудачные с моей точки зрения вещи. приобретают значимость и  банальную стоимость. Путевые заметки. Чужие мысли. И всякое прочее, что в определенный момент жизни казалось важным, нужным. Сны, ночные кошмары. дурацкие поступки. и всякое такое , что называется течением времени. ручьем впадающим в Лету.
-Ты прости, я  нашла это несколько дней назад и представь себе зачиталась. Твои взгляды на взаимоуничтожения полов, показались мне невероятно свежими и откровенно честными. Твои каляки - маляки в конце текстов, на полях и в разных других местах непонятны, брутально - непосредственны, и очень уместны. Я тебя поздравляю, ты не плохой литератор и замечательный иллюстратор своих текстов. Это надо напечатать и без всякого редактирования..Поверь мне.
-Послушай Люба а я еще замечательный композитор. Если ты случайно найдешь еще одну папку, ты не сможешь не оценить оригинальности моих импровизаций, смелости моих интерпритаций Малера и Шнитке не говоря уже               
 об Игоре Крутом и  Диме Маликове. Я вообще удивительный человек. Мне не чуждо огородничество и моделирование женского пляжного оснащения. я...               

   На Дмитровском направлении существует деревня Жопино. Сейчас эта деревня известна не названием а тем что в свое время в ней поселился   "большой художник", "литератор" ,замечательный "композитор" и его симпатичная муза.
-Не много ли для одной деревни, как ты думаешь?- спросил художник свою жену.
-Пусть будет -сказала она.













 
               


Рецензии