Эффект маугли1
***
Назовем эффектом Маугли влияние окружающей социальной среды на формирование фенотипа или, иными словами, назовем эффектом Маугли влияние индивидуального опыта на раскрытие генетического потенциала личности. Сравним роль генотипа и воздействие воспитания на человека.
Маугли, выросшей в волчьей стае, не только не мог бы стать, ну скажем, специалистом по электронике, но не в состоянии был просто научиться человеческой речи. Маугли был человеком, но старался бегать на четвереньках, выть, кусаться и охотиться вместе с другими волками, как тому его обучили в волчьей стае. Вот до какого парадокса может дойти влияние "социального" окружения на генетический потенциал отдельной личности. Ясно, что хвост у Маугли не вырос, шерсть на теле не стала волчьей, на четвереньках он бегал только в раннем детстве, да и мозг, естественно, был у него не волчий. Генетически предопределенные физические признаки невозможно изменить с помощью окружающей среды. И все же будучи анатомически и физиологически нормальным человеком, он был не в состоянии исполнять социальные функции человека. Его поведенческие признаки, предопределенные генотипом была настолько видоизменены воспитанием в волчьей стаи, что по своему поведению и механизмам приспособления он вел себя как волк, а не человек. Генотип определяет лишь наследственную потенцию, но не конкретное выражение поведенческих норм. Первое, на что приходится обратить внимание и что не связано с геномом человека, является поведенческая адаптация. Для человека жизнь в обществе начинается с освоения речи и языка. Так он начинает приспосабливаться в обществе, поначалу копируя взрослых.
В период, когда формируется нервная система и происходит интенсивное запоминание поведенческих характеристик, включая язык как форму общения и получения информации, Маугли оказался изолированным от человеческого общества, которое формирует поведенческий базис, на котором уже формируется свобода выбора профессии и вообще поиск путей адаптации в обществе. Не удивительным было бы, если бы был сделан микроаналитический анализ и было бы найдено, что имеются существенные различия в нервных сетях между Маугли и его нормальными сверстниками. Таким образом, не исключено, что имелись морфологические и физиологические отклонения, которые не были видны при поверхностном анализе анатомии и физиологии.
Социальное воспитание начинается со дня рождения. О хорошем социальном окружении для спонтанного воспитания даже говорят: "здесь стены учат". Уже до 5 лет ребенок получает значительную информацию об окружающей среде, и у него формируются рефлексы и стереотипы, которые остаются на всю жизнь. Дети стараются походить на взрослых. Если сформировался определенный тип поведения или иначе сформировался замкнутый стереотип в нервной системе, то его, видимо, очень трудно перестроить. Каждый знает, как тяжело отказаться от привычек, которые приобретены в течение длительного интервала времени. Если же многие нервные сети в головном мозге формируются только в раннем возрасте, то перестроить их уже невозможно, ибо это уже анатомический результат воспитания и влияния окружающей среды. Что касается динамического стереотипа, который может быть довольно быстро сформирован при повторении какой-либо поведенческой характеристики, то здесь одна и та же группа генов может быть эксплицирована совершенно по-разному.
Этолог Д. Мак-Фарленд отмечает, что связь между проектом (генотипом) и построенным на его основе человеком носит эпигенетический характер, т. е. каждая стадия развития создает основу для следующей стадии и контролируется, может быть, другим набором генов, а не предопределяет новую стадию: "гены могут влиять на процессы развития разными путями, но на эти же процессы влияют средовые факторы" (сноска 3).
"Вопрос о том, что важнее в формировании физических черт человека и его личности - природа или воспитание, генотип или окружающая среда, - попросту ошибочен и может ввести в заблуждение, генотип и окружающая среда важны в равной степени, и то и другое необходимо . . . Вопрос о роли генотипа и окружающей среды в развитии человека следует поставить так: до какой степени различия, наблюдаемые между людьми, определяются различиями их генотипов и различиями условий, в которых люди рождаются, растут и воспитываются?" - так писал замечательный эволюционист Т. Добжанский (сноска 4). Я прошу читателей обратить внимание на слово "рождаются". Влияние среды на генетический потенциал начинается со дня рождения, а может быть, уже в утробе матери (сноска 5).
В среднем, человек стремится быть похожим на свое окружение с поправками на свои генетические возможности. Даже гениальная личность формируется только в соответствующем окружении. Нельзя требовать от людей того, чему их не обучали. Но и невозможно требовать от человека того, что не предопределено его генетической картой, его генотипом. Человек, лишенный математических способностей не станет математиком, так же как человек с необыкновенными математическими способностями не станет математиком, если не получит должного образования.
Генетический потенциал человека не может быть проявлен вне определенного социального окружения. Например, допустим, женщина с замечательными математическими способностями родилась в стране или в семье, культивирующих предельный религиозный фундаментализм, когда женщина не имеет никаких прав не только на самовыражение, но даже на элементарное образование. В результате такой архаичной дискриминации, половина населения страны (т. е. женщины) не участвует в социальной жизни. Это и есть эффект Маугли. Генный потециал не эксплицирован в фенотипе, генетическая потенция не реализована.
Если допустить, что все народы имеют одинаковый генетический потенциал, то роль социума в развитии этого потенциала становится критичной. Генофонд начинает проявлять себя только на фоне определенного социального уровня. Поэтому интеллектуальная миграция в сторону технологически развитых стран неизбежна и полезна, так как генофонд человечества находит в этих странах среду для самовыражения.
При раздаче анкет в России и в США используются совершенно разные критерии для добровольного самоопределения этнической принадлежности. В США спрашивают у человека его расу. В России устанавливают более узкий этноареал - национальность. Говорится, что это нужно для статистических исследований (сноска 6). На самом деле оба вопроса несут в себе отпечаток этнического предрассудка о генетическом различии между группами людей.
Но давайте зададимся вопросом: а есть ли генетические различия между расами и нациями? Во времена Дарвина на этот вопрос давался положительный ответ, основанный на некоторых анатомических различиях во внешности, наблюдаемых между людьми, нациями и расами. Анатомические различия сравнивались с социальными и технологическими достижениями данной расы или национальности и затем экстраполировались на умственные генетические различия. Такой подход не научен, так как множественность критериев всегда вносит путаницу в соотношение причины и следствия. Несовершенство такой точки зрения кроется в отсутствии анализа влияния географии и социума на фенотип, и в замене этих факторов генетической причиной, которая не исследована, а экстраполирована на основании совершенно других анатомических признаков и исторических достижений. Была аксиома: все зависит от наследственности. Сейчас мы понимаем, что наследственность - это лишь часть фенотипического выражения генофонда. Другая его часть таится в географии и социуме. К какой расе или нации нам отнести Маугли, который жил как волк, а имел анатомию и физиологию "арийца"? Кастовость в обществе доходила до мракобесия, когда выставлялось на обозрение только воспитание. Например, когда офицерами в армии могли быть только аристократы. Порой даже трудно понять до какой глупости доводили общество люди, призванные управлять страной. Никогда не надо забывать: управляют страной не самые умные и образованные люди, а достаточно агрессивные и честолюбивые.
Свидетельство о публикации №215122400104