7. Красная Шапочка в стране Математика. Десятка 2
Великолепная десятка и вратарь:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и вратарь 0 ( продолжение).
В некотором царстве, в некотором государстве жила неразлучная семья: дедушка Равно(=) , молодая пара Плюс(+) и Минус(-) и их сынишка Умнож (х). А страна, в которой они жили, называлась Математика. Плюс(+) зарабатывал деньги для семьи и складывал их , а его жена Минус(-) уменьшала их, а иногда и отнимала , когда очень нужны были деньги. Она просто их уменьшала, вычитала и отнимала- это была ее сущность, с этим она родилась много лет назад и сущность ее была неизменна. Плюс(+) хотел ее перевоспитать, но ему это оказалось не под силу. Это был ее основной инстинкт и этим все сказано.
Дедушка Равно(=) старался в этом процессе сложения и уменьшения поддерживать баланс в семье. Он понимал, что без основного инстинкта Минуса(-) не будет необходимой гармонии в математике. Всю жизнь только складывать – это пустое дело. Жить надо весело, а какое же веселье без таких как Минус(-). Основная их работа была заниматься с детьми, учить их размышлять и различным действиям с цифрами.
Дело было вечером, семья была в сборе. Все , кроме Минус(-), сидели за столом и решали математические примеры из сказок дедушки Максима. Даже Умнож(х) чинно сидел на специальном стуле и старался понять в чем сущность сказок из страны Математика. Конечно, они не один раз читали их, но интерес был в том, что они постоянно меняли задачи, которые задавали герои сказок: Яблоня, Молочная река, Лютый Морозко, Серый волк, Лиса и другие герои сказок, и старались найти простые слова для объяснения этих задач , чтобы дети 1-3-х лет и их почти годовалый Умнож(х) могли понять и запомнить простые математические действия для их решения. Минус(-) последнее время нездоровилось и она лежала на кровати в дальнем углу избы.
Недалеко от стола стояла большая коробка, где находились цифры команды "Великолепная десятка и вратарь": один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5, шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9, десять 10 и, конечно, вратарь ноль 0. Кроме игроков прибыл и их тренер под маской икс Х , которую он регулярно предоставлял тем игрокам- цифрам, которые по тем или иным причинам хотели скрыться на время от своих друзей и фанатов. В соседней коробке были дублеры основных игроков «Великолепной десятки и вратарь». Их было много, т.к. что должно хватить на любые математические действия. Они тоже слушали сказки , т.к. они понимали, что им придется принимать участие в придуманных задачах дедушки Равно(=), когда они не будут играть в футбол.
Но вот дверь отворилась и на пороге появилась Красная Шапочка с корзиночкой в руке.
-Здравствуйте. Я не помешаю или я не вовремя пришла. Мама мне положила в корзиночку яблок, а для маленького Умножа (х) три 3 мандаринки. Это все, что осталось из той посылки, которую получила мама с юга. Не знаю, можно ему уже мандарины или нет.
- Ему все можно, но одну 1 я сама съем ,- сказала Минус(-) приподнимаясь с кровати, - я люблю мандарины, в нашем лесу они не растут, но меня часто угощали ими , когда я порхала «на небесах», но это было так давно. Она попросила, чтобы Красная Шапочка передала ей мандарины для Умножа (х). Красная Шапочка передала ей пакет.
Когда Минус(-) потянулась за мандаринами, Красная Шапочка увидела, что ее короткая линия сильно прогнулась в одну сторону.
В семье дедушки Равно(=) скоро будет «весело», - подумала Красная Шапочка. Красная Шапочка сразу в уме подсчитала: 3-1=2, Умножу(х) достанется два 2 мандарина. Она вспомнила, что с ее пирожками было примерно тоже самое.
-Да,- подумала Красная шапочка,- Минус(-) не может, чтобы не уменьшить что -либо. Дедушка Равно(=) к словам Минус(-) отнесся спокойно, он уже привык к ее сущности все уменьшать , Умнож(х) , как будто хотел что-то сказать, но передумал , он смотрел, как его отец Плюс(+) пытается сложить много одинаковых цифр- слагаемых из какой-то задачи , и улыбался, ему было явно не до мандарин. Похоже, было, что он что-то замышляет против отца.
Умнож(х) унаследовал с генами отца Плюса(+) и матери Минус (-) умение складывать и уменьшать, но никогда в своих играх не пользовался этими действиями. Умение считать он тоже впитал с молоком матери и часто про себя, что-то подсчитывал.
Дедушка Равно(=) пригласил Красную Шапочку к столу и сказал, что они всегда рады ее видеть , хотя сейчас он будет кормить своего внука Умножа (х), а потом займется со мной математикой.
-Я не помешаю,- спросила Красная Шапочка,- нет,- ответил дедушка.
Сейчас будем кушать, а заодно поиграем в сумму и в разность,- сказал дедушка Равно(=). Дедушка не знал других действий или забыл о них, т.к. ему было много лет и склероз давал уже знать, а Плюс(+) и Минус(-) тоже не способствовали , чтобы он вспомнил о других действиях, вся надежда была на Умножа(х).
Твой животик Умнож(х) будет суммировать кашку, которую я буду тебе давать. Каша в кастрюле будет уменьшаться, поэтому, очевидно, что в кастрюле останется «разность» после кормления, если, конечно, каша останется, - сказал дедушка Равно(=).
Дедушка Равно(=) принес небольшую кастрюлю с геркулесовой кашей. Сегодня выпала каша, т.к. у Умножа(х) была святая троица: омлет, мусли, каша. Сегодня был день каши.
Дедушка набрал ложку каши и сказал: «Первое слагаемое пошло», затем: «Второе слагаемое пошло». Умнож(х) только успевал открывать рот. Плюс(+), который сидел рядом, по инерции начал складывать кашу в одной ложке с кашей в следующей ложке. Возможно, он хотел узнать сколько каши съест его сын Умнож(х). Плюс(+) брал цифру десять 10, он считал , что каши в одной ложке было 10 грамм, и начинал складывать 10+10+10+….., затем он сбился , а дедушка Равно(=) , подавно, не успевал подсчитывать, т.к. он еще и кормил внука. А Умнож(х) только ухмылялся и считал сколько ложек он проглотил каши. Вся каша в животе Умножа(х) были «суммой» ложек с кашей –слагаемых, одновременно эти ложки с кашей были вычитаемым для каши в кастрюле, которая была уменьшаемым и по окончания кормления превращалась в «разность». Умнож(х) сказал, что сыт и больше есть кашу не будет. Плюс(+) развел руками, ему так и не удалось просуммировать всю кашу в ложках, которую съел Умнож(х). Каша в кастрюле осталась- это была, как уже было сказано выше , «разность». Умнож (х) насчитал девять ложек каши, которые он съел. Он улыбнулся и сказал отцу, что в следующий раз он покажет отцу , как можно заменить сложение одинаковых слагаемых умножением и знак его плюс «+» не понадобится в этом действии.
- Наступает эра молодых,- сказал Умнож(х) , мы твой знак сложения «+» заменим, правда не во всех случаях, на мой знак умножения «х» или просто будем ставить «точку» между числами – цифрами.
Посмотрим, как ты дома справилась с домашними примерами, - сказал дедушка Равно (=), обращаясь к Красной Шапочке. Я буду называть две цифры, а ты будешь называть цифру, которая состоит из этих двух цифр , т.е. является суммой этих цифр. Четыре 4 и два 2,- сказал дедушка. Шесть 6,- ответила Красная Шапочка. Пять 5 и три 3, ответ: восемь 8. Два 2 и пять 5, ответ семь 7. Четыре 4 и четыре 4, ответ восемь 8. Три 3 и три 3, ответ шесть 6. Четыре 4 и три 3, ответ семь 7. Шесть 6 и два 2, ответ восемь 8. Один 1 и пять 5, ответ шесть 6. Семь 7 и один 1, ответ восемь 8.
Зная состав числа, например, восемь 8, которое состоит, например, из двух чисел или цифр шесть 6 и два 2 или 2 и 6, легко будет определить сумму этих чисел, любимое занятие Плюса(+), 2+6=8 или 6+2=8. Помним, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Рассмотрим особые случаи, когда одно из слагаемых равно нолю 0, т.е. равно нашему вратарю нолю 0 - капитану команды «Великолепная десятка и вратарь». Мы знаем, что вратарь ноль 0 никогда не забивает мячей или яблок в ворота противника ( аномальные явления мы не учитываем) , поэтому он - ноль 0 никогда не изменяет сумму забитых мячей или яблок своей команды в ворота противника , а следовательно сумма всегда будет равно одному слагаемому , которое не равно нолю 0 , т.е. слагаемое не является вратарем команды. Пример: нападающий забил восемь 8 мячей в ворота противника, а вратарь ноль 0, естественно, не забил ни одного мяча, то сумма всех забитых мячей нападающим будет равна: 8+0=8 или 0+8=8.
-Мне кажется,- сказал дедушка Равно(=),- тебе это понятно и это легко запомнить. Здравый смысл здесь хорошо работает, даже, если ты ничего не знаешь о футболе.
Зная состав числа перейдем к вычитанию или отниманию, любимому занятию Минуса(-). Если из суммы двух слагаемых 2 и 6, которое равно восьми 8, вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое 8-6=2 и наоборот 8-2=6. Отсюда вывод: знание состава числа дает возможность легко суммировать и производить вычитание с использованием знаний о составе числа.
Рассмотрим особые случаи при вычитании. Если из уменьшаемого отнять ноль 0 , т.е. отнять нашего любимого вратаря ноль 0 и помнить, что он не забивает мячей или яблок в ворота противника , то отнять будет нечего , а значит и разность будет равна уменьшаемому. Например, если твой любимый нападающий «шоколадный» игрок забил семь 7 мячей или яблок в ворота противника , то вычесть из этого количества ноль 0 забитых мячей , т.е. ничего не вычесть, то получится, что у нападающего так и останется семь 7 забитых мячей. 7- 0 =7.
Рассмотрим другой пример, если вычитаемое равно уменьшаемому. Здесь вратарь играет другую роль, он хотя и не забивает мячей в ворота противника , но иногда пропускает мячи или яблоки в свои ворота. Например, если полузащитник игрок команды «Великолепная десятка и вратарь» забил шесть 6 мячей или яблок в ворота противника, а вратарь нашей команды ноль 0 был « в ударе» и пропустил тоже шесть 6 мячей или яблок в свои ворота, то общая разность забитых и пропущенных мячей или яблок будет равна нолю 0, т.е. 6-6=0. Вратарь ноль 0 может сказать , он ведь капитан команды , что команды сыграли по нолям 0 : 0.
Когда вычитаемое равно уменьшаемому, то разность равно нолю 0, это надо запомнить. В математике это будет так 6-6=0.
Так, перейдем к следующему заданию,- сказал дедушка Равно(=). Сосредоточимся на математических действиях с цифрами девять 9 и десять 10.
Я буду вынимать какое-то количество яблок из корзины, ты должна определять, сколько яблок на столе и вызвать соответствующего игрока с соответствующей цифрой. Затем, я буду произвольно делить эти яблоки на две части , ты будешь называть, сколько яблок в каждой части и вызывать соответствующих игроков или дублеров игроков. Затем будешь вызывать Плюса(+) , Минуса(-) и меня для совершения математических действий по разделению яблок на части и их соединению в первоначальное количество. Если не поняла, по ходу действий все поймешь. Действия, которые будешь производить, называй на математическом языке.
Дедушка Равно(=) вынул некоторое количество яблок на стол.
Красная Шапочка сразу не могла определить , сколько яблок на столе, поэтому ей пришлось посчитать по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9.
-Девять 9 яблок,- и она вызвала игрока- полузащитника под номером 9, чтобы он посмотрел за дублерами.
Дедушка Равно (=) отложил несколько яблок от общего количества яблок. Красная Шапочка сразу поняла, сколько яблок было отложено , а вот сколько осталось ей пришлось посчитать по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6. -Шесть 6 яблок осталось и три 3 яблока отложено ,- сказала Красная Шапочка.
Она взяла дублера цифру девять 9- это уменьшаемое, пригласила Минус(-) , дублера игрока цифру три 3- это вычитаемое, пригласила дедушку Равно(=) и дублера цифру шесть 6 – это разность, затем, выстроила цепочку: 9-3=6.
-Молодец, теперь собери все яблоки в первоначальное количество,- сказал дедушка Равно(=).
Она взяла цифру шесть 6- это одно слагаемое , пригласила Плюс(+) , цифру три 3 - это второе слагаемое, пригласила дедушку Равно(=) и цифру девять 9 – это сумма, затем, выстроила цепочку: 6+3=9 или 3+6=9.
-Надо запомнить , что цифры шесть 6 и три 3 в сумме составляют цифру девять 9. Мы видим, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, это надо запомнить,- сказал дедушка Равно(=). Остальное все правильно, вот так будем делать в следующих примерах, и он убрал все яблоки в корзину.
Дедушка Равно(=) вынул некоторое количество яблок на стол.
Красная Шапочка сразу не могла определить , сколько яблок на столе, поэтому ей пришлось посчитать по одному: один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9, десять 10.
- Десять 10 яблок,- и она вызвала игрока- своего любимого «шоколадного» игрока- нападающего под номером 10, чтобы он посмотрел за дублерами. Дедушка Равно (=) отложил несколько яблок от общего количества яблок. Красная Шапочка сразу не подсчитывая определила , сколько яблок было отложено и сколько осталось.
-Пять 5 яблок осталось и пять 5 яблок отложено ,- сказала Красная Шапочка. Она взяла дублера цифру десять 10 - это уменьшаемое, пригласила Минус(-) , дублера игрока цифру пять 5- это вычитаемое, пригласила дедушку Равно(=) и еще одного дублера цифру пять 5 – это разность, затем, выстроила цепочку: 10-5=5.
-Молодец, теперь собери все яблоки в первоначальное количество,- сказал дедушка Равно(=).
Она взяла цифру пять 5- это одно слагаемое , пригласила Плюс(+) , еще одну цифру пять 5 - это второе слагаемое, пригласила дедушку Равно(=) и цифру десять 10 – это сумма, затем, выстроила цепочку: 5+5=10 или 5+5=10. -Надо запомнить , что цифры пять 5 и пять 5 в сумме составляют цифру десять 10.
Мы видим, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, это надо запомнить,- сказал дедушка Равно(=). Остальное все правильно, вот так будем делать в следующих примерах, и он убрал все яблоки в корзину.
Дедушка Равно(=) снова вынул некоторое количество яблок на стол.
Красная Шапочка сразу не могла определить , сколько яблок на столе, поэтому ей пришлось посчитать по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9.
- Девять 9 яблок,- и она вызвала игрока- полузащитника под номером 9, чтобы он посмотрел за дублерами.
Дедушка Равно (=) отложил несколько яблок от общего количества яблок. Красная Шапочка сразу определила , сколько яблок осталось, а вот сколько отодвинули, ей пришлось посчитать по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6, семь 7.
-Два 2 яблока осталось и семь яблок было отложено ,- сказала Красная Шапочка. Она взяла дублера цифру девять 9- это уменьшаемое, пригласила Минус(-) , дублера игрока цифру семь 7 - это вычитаемое, пригласила дедушку Равно(=) и дублера цифру два 2 – это разность, затем, выстроила цепочку: 9-7=2.
-Молодец, теперь собери все яблоки в первоначальное количество,- сказал дедушка Равно(=).
Она взяла цифру два 2- это одно слагаемое , пригласила Плюс(+) , цифру семь 7 - это второе слагаемое, пригласила дедушку Равно(=) и цифру девять 9 – это сумма, затем, выстроила цепочку: 2+7=9 или 7+2=9.
-Надо запомнить , что цифры два 2 и семь 7 в сумме составляют цифру девять 9. Мы видим, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, это надо запомнить,- сказал дедушка Равно(=). Остальное все правильно, вот так будем делать в следующих примерах, и он убрал все яблоки в корзину.
Дедушка Равно(=) снова вынул некоторое количество яблок на стол.
Красная Шапочка сразу не могла определить , сколько яблок на столе, поэтому ей пришлось посчитать по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9, десять 10.
- Десять 10 яблок,- и она вызвала игрока- своего любимого "шоколадного" игрока- нападающего под номером 10, чтобы он посмотрел за дублерами.
Дедушка Равно (=) отложил несколько яблок от общего количества яблок.
Красная Шапочка сразу не подсчитывая определила , сколько яблок осталось, а вот сколько было отложено ей пришлось посчитать по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6, семь 7, восемь 8.
-Два 2 яблока осталось и восемь 8 яблок было отложено ,- сказала Красная Шапочка. Она взяла дублера цифру десять 10 - это уменьшаемое, пригласила Минус(-) , дублера игрока цифру восемь 8- это вычитаемое, пригласила дедушку Равно(=) и дублера цифру два 2 – это разность, затем, выстроила цепочку: 10-8=2.
-Молодец, теперь собери все яблоки в первоначальное количество,- сказал дедушка Равно(=).
Она взяла цифру два 2 - это одно слагаемое , пригласила Плюс(+) , цифру восемь 8 - это второе слагаемое, пригласила дедушку Равно(=) и цифру десять 10 – это сумма, затем, выстроила цепочку: 2+8=10 или 8+2=10.
-Надо запомнить , что цифры два 2 и восемь 8 в сумме составляют цифру десять 10. Мы видим, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, это надо запомнить,- сказал дедушка Равно(=). Остальное все правильно, вот так будем делать в следующих примерах, и он убрал все яблоки в корзину.
Дедушка Равно(=) опять вынул некоторое количество яблок на стол.
Красная Шапочка сразу не могла определить , сколько яблок на столе, поэтому ей пришлось посчитать по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9.
- Девять 9 яблок,- и она вызвала игрока- нападающего под номером 9, чтобы он посмотрел за дублерами.
Дедушка Равно (=) отложил несколько яблок от общего количества яблок. Красная Шапочка сразу определила , сколько яблок осталось, и сколько яблок было отложено. -Четыре 4 яблока осталось и пять яблок было отложено ,- сказала Красная Шапочка. Она взяла игрока- дублера цифру девять 9- это уменьшаемое, пригласила Минус(-) , дублера игрока цифру пять 5 - это вычитаемое, пригласила дедушку Равно(=) и дублера цифру четыре 4 – это разность, затем, выстроила цепочку: 9-5=4.
-Молодец, теперь собери все яблоки в первоначальное количество,- сказал дедушка Равно(=).
Она взяла цифру четыре 4- это одно слагаемое , пригласила Плюс(+) , цифру пять 5 - это второе слагаемое, пригласила дедушку Равно(=) и цифру девять 9 – это сумма, затем, выстроила цепочку: 4+5=9 или 5+4=9. От перемены мест слагаемых сумма не меняется .
-Надо запомнить , что цифры четыре 4 и пять 5 в сумме составляют цифру девять 9 ,- сказал дедушка Равно(=), и он убрал все яблоки в корзину.
-Ну а правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется», ты уже заполнила.- сказал дедушка Равно(=).
Дедушка Равно(=) снова вынул некоторое количество яблок на стол.
Красная Шапочка сразу не могла определить , сколько яблок на столе, поэтому ей пришлось посчитать по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9, десять 10.
- Десять 10 яблок,- и она вызвала игрока- своего любимого коричневого игрока- нападающего под номером 10, чтобы он посмотрел за дублерами.
Дедушка Равно (=) отложил несколько яблок от общего количества яблок.
Красная Шапочка сразу не определила , сколько яблок осталось, и ей пришлось посчитать их по одному: один1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5. Шесть 6. Сколько яблок было отложено, она определила сразу, не подсчитывая, четыре 4.
-Шесть 6 яблок осталось и четыре яблока было отложено ,- сказала Красная Шапочка. Она взяла дублера цифру десять 10 - это уменьшаемое, пригласила Минус(-) , дублера игрока цифру четыре 4- это вычитаемое, пригласила дедушку Равно(=) и дублера цифру шесть 6 – это разность, затем, выстроила цепочку: 10-4=6.
-Молодец, теперь собери все яблоки в первоначальное количество,- сказал дедушка Равно(=).
Она взяла цифру шесть 6 - это одно слагаемое , пригласила Плюс(+) , цифру четыре 4 - это второе слагаемое, пригласила дедушку Равно(=) и цифру десять 10 – это сумма, затем, выстроила цепочку: 6+4=10 или 4+6=10. От перемены мест слагаемых сумма не меняется,- сказала Красная Шапочка.
-Надо запомнить , что цифры шесть 6 и четыре 4 в сумме составляют цифру десять 10 ,- сказал дедушка Равно(=).
Вот так будешь делать дома и он убрал все яблоки в корзину.
Приведу пример, как будешь решать примеры дома.
Выкладываешь на стол карточку с номером 9 или 10, карточки у тебя есть, выкладываешь соответственное количество яблок или любых других предметов, считай по одному, затем из этого количества отложи на другой край стола шесть 6 предметов и выполни все действия, которые мы здесь совершали. Сокращенно обозначим это так, 9 и 6.
Дома реши следующие примеры в приведенной последовательности: 9-1; 10-7; 9-6; 10-2; 9-2; 10-9; 9-4; 10-1; 9-8; 10-3; 10-6.
Два 2, три 3, четыре 4, пять 5 предметов, определяй сразу, не считая. Если видишь, что предметов больше , чем пять 5, то постарайся их в уме разбить на группы, например, на три 3 и три 3, или на четыре 4 и три 3. Ты знаешь, что в сумме три 3 и три 3 – это шесть 6, четыре 4 и три 3 – это семь 7. Чтобы так подсчитывать, надо знать состав любого числа от 2 до 10.
Запоминай состав всех цифр от двух 2 до десяти 10 , например, 9=3+6; 9=2+7; 9=1+8; 9=5+4 и помни, что от перемены мест слагаемых, сумма не меняется.
Я обязательно зайду снова,- сказала Красная Шапочка.
Она отдала все яблоки семье дедушки Равно(=) и игрокам футбольной команды «Великолепная десятка и вратарь», сказала всем до свидания и пошла домой, чтобы увидеть во сне , как играет «Великолепная десятка и вратарь» в яблоки, а может и в настоящий мяч. Особенно ей хотелось посмотреть , как играет ее любимый «шоколадный» нападающий.
С двух лет , а иногда и раньше, необходимо играть с ребенком в математику, чтобы «шарики» ребенка постоянно крутились.
И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения мегазвезды SONY.
В своей книге он пишет: « Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться « перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало , чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве».
Успехов Вам на длинном и увлекательном пути, а победы обязательно придут!
Свидетельство о публикации №215122401057