Перезагрузка

«Нас тайны неизвестности манят,
Ужасного тревожные призывы…».
/Байрон/

                Всматриваясь в картины…


      Известная истина: перезагрузка, как для компьютера, так и для другой системы процесс очищения, восстановления памяти.

Для человека  перезагрузка - это катарсис души.

Само понятие катарсис, как эстетическую категорию, чаще всего связывается с психологией восприятия искусства.

Вряд ли встретишь человека, который, выходя из концертного зала, музея не ощущал бы перемен в своём настроении.
Диапазон этих перемен даже трудно охватить.
Здесь и восторг, и разочарование;
погружение в себя и поиск ответов, в чём секрет бессмертия  творений великих  мастеров.

Справедливости ради надо признаться, что круг людей, для которых потребность в такой «перезагрузке» не столь уж велик, как хотелось бы.
Причин много.
Непростые нынче времена,  как говорится, быть бы живым.
Да и многие удовлетворяют свои духовные потребности в зрелищах попроще.
Как там у Пелевина: «Всё искусство сегодня определяется ценой, все другие факторы не имеют роли для «ценителя».

Однако жизнь, в которой вроде бы не до искусства, преподносит большие сюрпризы.

Минчанам вновь повезло.
Жители столицы получили к новому году роскошный подарок – встречу с подлинниками испанских мастеров -  Франсиско де Гойя и Пабло Пикассо.

Вот и спешишь в музей, предчувствуя и понимая, что зачастую один художественный образ позволяет  глубже узнать суть происходящего, чем накопленные знания и личный опыт, ибо подлинное искусство опережает время.

Представленные зрителям 60 офортов Гойи, из серии – «Капричос», «Тавромахия»,
«Диспаратес» и  15 работ Пикассо из серии «Сюита Воллара"
дают ощущение – Свет Разума.

Эти мастера создают искусство, полное таинственности и фантастической ауры.
В нем образность, метафора действительности и глубокие мысли.

Организаторы выставки позаботились о том, чтобы зритель смог максимально погрузиться в смыслы, сопереживая, размышлял…

Выделенный под экспозицию зал, был  специально перекрашен в разные цвета.
Общеизвестно, что цвет несёт в себе определённое содержание.
Гёте высказал такое отношение к цвету: «Цвета действуют на душу, они могут пробуждать эмоции и мысли…».

Разные цвета и разные эмоции.

Работы Гойи  на стенах светло-синих, фиолетовых оттенков.
И восприятие его раздражения, гнева, обиды усиливается.

Пикассо размещён на стене с ярко желтым колером. Так полнее раскрываются  отраженные в его работах  разочарование, сомнение…

Тихая музыка и ненавязчивый видеоряд позволяют не только вникать в содержание работ, но и ощущать состояние творца.

Пабло Пикассо.
Человек удивительной трудоспособности. Им создано более 2000 работ. Они столь разнообразны в стилистических приёмах, что диву даёшься: всё это создано одним человеком?

Пикассо постоянно подтверждает своё кредо: художник не имитирует зримый мир; его произведения – это плод его сознания, его эмоций.
И что особо интересно, языком графики мастер подчеркивает – художник зритель своих творений, они развиваются спонтанно, зачастую помимо его воли.

Останавливаешься у экрана, где на твоих глазах графической линией пульсирует мысль мастера, обретая всё новые и новые выражения, застывая пластической метафорой.

Так возникают образы  «Бык», «Бык и лошадь», «Побеждённый кентавр»…
Образ быка, как бы сквозной символ многих работ художника.
И этот образ в зависимости от контекста может трактоваться как символ испанского народа, как символ мужественности и силы и как символ жестокости.

Но чаще всего образы быка, Минотавра Пикассо предъявляет как разрушительные силы войны и смерти. Вершиной развития этой темы стала его знаменитая «Герника».

Искусство Пикассо глубоко гуманистично.
Даже несколько работ позволяют почувствовать бунтарство мастера, столкновение в его произведениях сил добра и враждебности.
Иносказательный язык Пикассо иногда бывает недоступен свой невнятицей, но он столь эмоционально заряжен, что достигает своей цели.
Замираешь от беспощадной правдивости жесткости жизни, от сострадания к человеческому горю.

Это ли не актуально сегодня??

Ощущение актуальности проблем вне времени и места, позволяет естественно перейти к работам другого Великого испанца.

Все представленные офорты Гойя имеют историческую достоверность.
Но как они удивительно остро резонируют с сегодняшними чувствами и думами.

Художник концентрирует  внимание зрителя на вневременных аспектах жизни: насилия и жестокости, бедствиях войн.
 
На столь живучих в человеке пороков - лицемерие,жадность, ложь, невежество…

Без прикрас, в свойственной ему графической  манере, выразительными линиями, с глубоким подтекстом Гойя показывает ужасы войны, высмеивает человеческие слабости.

Творчество этого мастера отличается сложным многообразием образов, тем, настроений.

Очень справедливо подчёркивают критики – «Интерес к творчеству Гойи объясняется не только выдающимися художественными качествами, но далеко не в последнюю очередь и тем, что оно представляет собой человеческий документ исключительной силы, смысла и значения».

Каждая работа - это «гротесковый реализм», где важную роль играет не только фантазия автора, но и способность зрителя откликаться.

Вот и  «читаешь» каждый офорт, содрогаясь, сжимаясь в комочек от таких понятных ужасов войны.
Усмехаешься над человеческими слабостями…

Офорт – Осёл в роли врача:
«От какой болезни он умрёт?».
Комментарий Гойи:
«Врач отменный сосредоточенный, способный к размышлению. Неторопливый, серьёзный. Чего ещё можно желать?».

Многие офорты из  «Дома глухого»… мрачные.
Это, как бы апогей обличения зла.

Но вот… «Способность летать»…
В этом видит художник суть человека.

И уже совсем по-другому ложится на душу – «Сон разума рождает чудовищ».
Комментарий художника:
«Воображение, покинутое разумом порождает немыслимых чудовищ,  но в союзе с разумом оно – мать искусства, источник творческих чудес».

Нам были подарены этой выставкой чудеса.
Чудеса творческой фантазии,
глубоких эмоций и раздумий… где мы? кто мы?


Рецензии
Гёте: «Цвета действуют на душу, они могут пробуждать эмоции и мысли…».

Недаром в современном мире лечат цветотерапией... Пишут, что есть положительные результаты.

Чудеса картин, то, как художник доносит до простого обывателя свое видение Мира - это удивительно.
Я видела на некоторых вернисажах слезы на глазах впечатленных зрителей...

Спасибо, уважаемая Дина! Всего доброго, с наступающими светлыми праздниками.

Ольга Боровикова 2   16.12.2018 14:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга.
Это была необычная выставка.
Она глубоко перезагружала,..
пробуждая стремление осмыслить -
..человек - творец своей судьбы.
Лица посетителей завораживали.
Художники пробуждали чувство самопознания.
Ваш отклик напомнил...
Признательна.
Добрых выходных,

Дина Иванова 2   16.12.2018 07:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.