Песчинки бытия

                Эссе
               

                Прослушав 3декабря2015г. ежегодное послание Президента России В. Путина Федеральному Собранию, Максимов долго курил, мысленно примеряя услышанное к своей, как он считал, не слишком задавшейся  жизни. Мысли были, какие – то вязкие и липкие и тянулись медленно, как – бы нехотя:               
« … достигшим 80 лет, плата за капремонт  отменяется. Это хорошо, жалко, что пожилых мало осталось. Реально  эта помощь к мизерной пенсии  в размере 300…500 рублей, мало что меняет, вернее ничего, т.к. в таком возрасте требуются бо'льшие деньги для того, чтобы нанять человека по уходу и оказания медпомощи на дому (капельницы, уколы, и т. д.) – ноги то в восемьдесят плохо ходят. Здесь Максимов вспомнил свою мать, живущую в другом городе. Да нет, в 80 она еще ничего была, даже на даче работала… но все равно нет - нет, а видел Максимов  и ее беспомощность во многих вопросах и делах, чувствовал, что ей трудно, а она просто хорохорится… И, еще: инвалиды 1 и 2 группы  будут оплачивать этот капремонт в размере 50% от установленного в данном регионе…»
Здесь Максимов, сам того не замечая, уже говорил вслух, так как это касалось  именно его:
- А инвалиду уже и в пятьдесят жить невмоготу, т.к. пенсия  мала, и любое, даже простое дело, дается с великим трудом.  А еще надо каждый год подтверждать свою беспомощность и ущербность у врачей, коих более десятка, сдавать анализы, на что уходит месяц, чтобы потом МСЭ - медико – социальная экспертиза вновь установила инвалидность на  год.  И это несмотря на то, что у инвалида рак 3 степени или, например, как у меня  вырезаны кишки, и я почти не снимаю памперс.  А члены комиссии - Максимов вспомнил их недоброжелательные лица и глаза, наполненные презрением – даже не пытаются вникнуть и даже выслушать тебя…
- Так... мы сами разберемся, у нас нет времени слушать…
- …Каждого,- про себя добавляет Максимов и выходит из кабинета ожидать вердикт слуг Гиппократа.
 - Вот, четыре года хожу на эту комиссию, пытаюсь объяснить, что у меня уже ничего не отрастет, но все время прерывают… и  дают инвалидность снова на год. Что - то я отвлекся. Президент о наших героях в Сирии говорил, а я о себе только и думаю… 
                Мысли, как рыбки в аквариуме, жадно набросившиеся на посыпанный корм, одолевая Максимова своей настойчивостью: «Конечно, на эти скромные льготы в пределах России требуются громадные деньги. А где их взять в настоящее время, если нужно помогать Донбассу, родному Крыму, защищать Россию на дальних подступах в Сирии? А бюджет – не резиновый! Однако депутаты нашли  в госбюджете 315 млрд. выведя их из разряда неэффективных расходов и перераспределили их в больные точки: социальную программу, машиностроение… Хотя если подойти к этому вопросу жестче и более справедливо, можно было найти в разы больше!
                Да, я обеими руками за увеличение расходов, прежде всего на укрепление военного щита (государство должно быть мощным - в нынешнем – то окружении), на помощь малому и среднему бизнесу, за увеличение расходов на образование и медицину… дороги в районах областей… И на эти направления средства из бюджета должны только возрастать!  А денежки на все это - под ногами. Надо изъять землю у нерадивых хозяев и отдать, кто любит землю, глядишь, и не будут нужны турецкие помидоры.  А вообще из овощей и фруктов нужно покупать только экзотические, все остальное российская земля даст, только отнесись к ней по - человечески… Смочи чуть потом.  В отдельных областях на земле только бурьян, а лекарственные травы, которые раньше собирали на горстках неосвоенных земель, теперь не растут – настолько земля обижена. И эта обиженная земля  в отдельной области порой по площади даст фору небольшому государству в Европе!
               О государственной монополии на спиртные напитки говорят не одно десятилетие. Итог - люди травятся до смерти и от дорогого и от дешевого спиртного. А прибыль так и течет с подпольных заводиков  мимо казны. А правоохранительные органы находят, опечатывают  десятки, сотни заводиков… а их по стране тысячи!
              Особенно поражает разница  в оплате пенсионеров  с 35…45 летним  стажем  и чиновников в госорганах и депутатском корпусе.  Первые получают 8…15тысяч, а последние  - 420тысяч рублей. Кстати, февральская индексация 2016года  неработающим пенсионерам  составит 4% , а депутатам - 40%.  А ведь пенсионеры честно и реально отдали Родине и время, и здоровье, и опыт, и именно за счет задела в разных отраслях, который создали сегодняшние пенсионеры в советское время, страна живет и поныне».
              Максимов четко вспомнил конец семидесятых годов 20 века, когда он шел в девятом часу вечера с завода, отработав 12часов и, подходя к проходной, даже  в зимнее время, видел свет в кабинете директора. Директор работал, хотя был  уже немолод, а продукция завода – путевые машины: путеукладочные краны, рельсосварочные машины, гидропередачи и маневровые тепловозы  поставлялись на все тридцать три  железные дороги страны, а потом и БАМ. Мало того –  техника поставлялась практически во все страны СЭВ, а также в Иран, Ирак, Ливию, Сирию, Кубу, Вьетнам, а позже - даже во Францию. А директор  получал семьсот рублей плюс премия за сдачу дома для заводчан. А дом сдавался каждый год и молодой специалист через четыре – пять лет работы получал жилье.
А сейчас?..  Сейчас есть программы… Много программ. Максимов  мысленно констатировал, что доход депутата Госдумы в 60 раз больше дохода (пенсии) хорошего врача, спасшего тысячи жизней. И эта разница в равной мере относится и к инженеру, учителю, классному токарю, сварщику…               
                А мысли Максимова снова бежали как по проторенной дорожке: «Да, в стране много высококвалифицированных и честных специалистов. А такая разница  в оплате труда даже неподвластна разуму. А разум, он либо есть, либо его нет - его подменило что – то другое, - Максимов даже вспотел от этих мыслей. - Уж дюже обидно как – то. Если затянуть пояса – то всем, а то получается сытый чиновник выходит и, пересиливая дремоту от хорошего обеда, взывает к нищим: дескать, трудное время надо пережить! А, значит, и работать нужно больше. И ведь ни один из 450 депутатов не выступил с трибуны думы с предложением не увеличить на 40% зарплату депутатам в 2016г., а наоборот - снизить, на  те же 40% … для начала.
                А ведь тогда, в конце семидесятых, у директора завода зарплата была в пять… шесть раз выше моей: молодого специалиста, а на заводе  работали более восьми  тысяч человек. Может от того сейчас многие воруют – это они так готовятся к пенсионной  безысходности.  Дальновидные люди!..
                В последнее время - после присоединения Крыма, участия ВКС России в Сирии - наметилось единение, духовная сплоченность народа. Эта сплоченность, когда сердца стучат в унисон, была бы много крепче, если бы каждый видел, что справедливость становится нравственным мерилом жизни. Этого пока нет и примеров тому предостаточно! Вновь и вновь новое громкое дело о коррупции, о повышении цен на все и вся, убийства, теракты».
               Максимов закуривает уже четвертую сигарету и опять про себя: «У меня сложилось впечатление, что пока сам президент не подскажет губернатору, где больные точки в области, ничего с места не сдвинется.  Яркий пример - строительство нового космодрома «Восточный».  А ведь это главная стройка страны, но и там  были сорваны сроки. Поражаюсь выдержке и терпению президента: из года в год многие (не знаю, какая часть) указов не выполняются, потом корректируется по срокам, а чиновники, как ни в чем не бывало, справляют свои личные дела… А денежки, отпущенные на дело, оседают в карманах нечистоплотных людей, которые  тратят их уже  в Европе.  И что же они сделали такого гениального, что живут как нобелевские лауреаты? А по факту: образования должного нет (нужны репетиторы почти каждому, ведь учитель ставит только галки: материал пройден, а понял ли его класс – ему до фени). И потом этот же учитель выступает в роли репетитора. Русский, математика, история, обществоведение: все предметы по 600руб,  английскй  язык – естественно дороже.  Медицина  по сути – платная, ведь если серьезно заболеешь – не будешь ждать месяцы, чтобы попасть на прием к нужному специалисту, а вот платно – быстро. И везде нехватка специалистов, а если и есть  - то не могут, а если и могут - без денег врачевать не хотят!» 
              - Чтобы попасть  к врачу общей практики  я  ждал  12 дней, -            продолжал свой внутренний монолог Максимов. В назначенный день пришел, ждал более часа, объяснил врачу, что нужно на прием к проктологу, чтобы сделали колоноскопию (проверка толстого кишечника). Врач дал направление к проктологу и вот уже промелькнули три недели, и я у проктолога. Показал направление, выписки, эпикризы…
       Не сдерживая эмоций, Максимов уже вслух вспоминал свой разговор с  проктологом:
- Я подготовился, как требуется: выпил 4литра  с очищающим лекарством, два дня ничего не ел. Пришел к Вам натощак делать колоноскопию…
… Проктолог  после прочтения моих бумаг начал мне рассказывать, что у меня отрезали и куда пришили…
- Да это я сам знаю, изучил за пять лет. Вы делайте то, что должны.
- А у меня нет такой аппаратуры. Это Вам надо в 8 корпус, вот там и сделают, и дает мне новое направление на колоноскопию к другому проктологу. Иду в 8
корпус областной больницы – он рядом. Ожидаю более часа, т.к. там работает какая – то проверяющая комиссия. Захожу, объясняю и получаю новый срок через полтора месяца, в конце января.
- Что ж так ждать долго?
- А некому делать. В больнице скорой помощи не работает аппарат, в железнодорожной больнице делают не в полном объеме, да и делать не кому… Уволились, кто умел. Там ведь надо болячку найти  и прижечь умело. Чтобы стенки кишки не повредить, чтоб кровотечения не было. Операция, она и есть операция. Я вот 31 год здесь, надоело все. Ставка 11тысяч с копейками. Уйти некуда… 
                И это областной центр! Зато аптек много. Каждые сто метров  – аптека. Заходи, выбирай лекарство, да лечись. Это я так подробно описываю лишь для того, чтобы было понятно, что проблем в медицине  много, вернее много проблем у больных, а их в стране  – каждый второй, наверное, поэтому премьер Д. Медведев говорит, что прежде чем повысить срок выхода на пенсию нужно с народом посоветоваться. Это правильно, конечно, если все в интересах народа делать, только мне кажется рано, несмотря на отчеты о повышении продолжительности жизни мужчин до шестидесяти пяти, а женщин до семидесяти одного года.
                Как - то  совсем некстати вспомнил Максимов свою бабку. «Ты, Павлуш, не совсем дурак – то, возьми чулок то и привяжи к стойке калитки, она и держаться и открываться будет.  А то гвоздь ему подавай. Гвоздь - он на крепкое дело сгодится. Мой - то - царствие ему небесное - всю ограду вокруг огорода на чулках собрал. Да тогда и гвоздей было мало. А лоза и орешник – кругом». 
                Поначалу Максимов обижался,  а было ему лет девять – десять, а потом привык, и повзрослев, даже понял, что бабулино выражение «не совсем дурак» означает на самом деле неглупый или смышленый, а что она экономит гвозди – так это у нее уже в крови. Всю жизнь, начиная с двенадцати  лет,  она работала на помещика: нянькой его детей, повзрослев в поле и в хозяйском доме, потом в колхозе за трудодни… Ее руки, даже в редкие минуты отдыха, все равно что – то делали: либо вязали, либо перебирали шиповник или дички груш из бывшего помещичьего сада… И, прожила почти 90 лет. «Моя бабуля, наверное, одобрила бы инициативу правительства», - Максимов тяжело вздохнул.
                Мысли совсем сбились в сторону. Вспомнились  Максимову  рассказы бабки, как ее ставили белые к стенке…  «А красные - аж три раза ослобоняли», - при этом бабка указательным пальцем сгибала нос в сторону, прижимая его к щеке… и  подолгу рассказывала о своей тревожной молодости.
- И все из – за деда - коммуниста.  А в хозяйстве – никакой был да и скромный дюже: одни сапоги , гимнастерка, да шинель, уж потертая вся… Это от него
чулки вместо гвоздей пошли. Молоток держать не умел, а наган - крепко. Его потом  машиной эмкой наградили… а он отказался, пусть, мол, средства детскому садику перечислят.  Как ни крути – первый председатель в колхозе был, а потом уже начальником в МТСе…»  Максимов стряхнул воспоминания и они как - то жалко «поплелись» восвояси: «Надо жить настоящим, прошлое лишний раз не тревожить…»
                И уходят поколения за поколением, повторяя: «Так ведь война была, так ведь после войны разруха, так ведь глава государства был такой, что  ничего не знал, не ведал, но при этом в момент сдал и КПСС и армию, так ведь потом  другой - того прежнего еще  хуже: всю страну сдал. С нами, гражданами страны не считался, парламент расстрелял…  Жил – не ведая, что творит,  умер – творят на деньги налогоплательщиков  его последователи: 5 миллиардов  на  «Ельцин  Центр» в Екатеринбурге потратили, а можно б семьдесят детских садиков построить. Это же в семидесяти городах страны у детей праздник был – бы! А начинал то скромно, даже раз в троллейбусе прокатился. Вот и повесили (хватило б за глаза) табличку мемориальную, чтоб история не прерывалась, и помнили те, кто помнить его обязан!»  Здесь Максимов одернул себя: «Эко меня занесло: такие параллели с дедом да президентом проводить, хотя и Владимир Ильич, да и  Иосиф Виссарионович  всегда скромны были.  И время здесь ни
причем. Все от человека зависит: от его совести, моральных качеств… от нутра то есть».
                Историю нужно знать и помнить, независимо от того плох или хорош был тот или иной период или руководитель страны. Нужно помнить и делать выводы, а не хаять, и тем более не возвеличивать. Нужно жить скромнее, как народ, быть ближе к нему, а лучше делить с ним реально, не на словах, все перипетии в жизни.

                P. S.  Я уже закончил  эссе, но случайно в интернете наткнулся на выступление С. Миронова, в котором он  предлагает  сделать зарплату депутата равной 31тысяче  рублей, то есть средней по стране. Предложение Максимова не стал вычеркивать умышленно, потому что стало приятно, что он не одинок!
                Виктор Попов



               


Рецензии