Эпопея с домом Федора Волкова

     Два с половиной века назад в этом двухэтажном доме № 3 на Советской улице  жил великий русский актер Федор Волков. Полвека назад надстроили третий этаж, а квартиры здесь давали как награду за трудовые успехи. Угловую комнату с окном на улицу и на площадь, чтобы видеть все демонстрации, выбрал лучший модельщик фабрики «Североход» Владимир Невский. Теперь по этому адресу живет его сын Юрий, бывший термист, а сейчас инвалид после тяжелой операции. Четыре года назад сюда же с Севера вернулся его сын с тремя детьми. К тому времени у Невских было две комнаты в коммуналке. Жили  хотя и тесно, но удобно. Не последнюю ценность жилья представлял и телефон. Молодой Валерий и Марина работали на соседних улицах. Сын Даниил, у которого открылись недюжинные музыкальные способности, бегал на скрипичные уроки в Собиновское училище.  Школа девятилетней Полины - в двух шагах, для Насти – удобный детский сад с умеренной оплатой тоже рядом. Не избалованные хоромами, из крупногабаритных вещей имеющих только пианино, Невские не претендовали на другое жилье и ни в какой очереди не стояли. Теперь говорят, что дом уже давно был назначен под расселение и, что прописывать их сюда не имели права. Но Кировский райисполком  ордер им выдал.

     А знаменитый дом действительно приходил в упадок. Коммуналки постепенно расселяли. Дошла очередь и до Невских. Они просили любую квартиру, пусть в старом доме, но в центре, чтобы не нарушать сложившийся образ жизни семьи. А им предлагали на окраине, без телефона, без детского сада. Невские отказались. Администрация района объявила им войну. В декабре вдруг замолк телефон. Невские исправно платили телефонную плату, но голоса аппарат не подавал. С 5 января, в разгар холодов, выключили отопление, потом – холодную и горячую воду.

     Зимние морозы семья переносила стойко, но трудно. Во всем доме остались одни. Тепла от газа хватало только на обогрев кухни. Ночевать уходили к друзьям. Но для любой дружбы это обременительно: двое взрослых постояльцев, трое детей да еще собака - дог Арчи. Все дети болели, Арчи и до сих пор не оправился от зимних простуд, гладкошерстному псу пришлось совсем плохо. Но сейчас он для Невских – лучшая защита. Его бас глухо разносится по пустому зданию, держит на расстоянии ночных гостей. А без гостей тут не обходится, как бы не заколачивались в доме окна и двери. Уж больно удобная крыша для бродяг и хулиганов этот дом в самом центре города на задворках областной администрации!

     Даже в нашем древнем городе, где чуть не в каждом квартале обнаруживаются  какие-нибудь руины, эта развалина приметная и пригодная для многих целей. Не зря «изымают его из жилого фонда», как явствует из официальных документов, которых немало скопилось у Валерия Невского. Дело в том, что еще в прошлом году, потеряв надежду методом угроз выселить упрямую семью на окраину, администрация Кировского района подала на Невских в суд. С тех пор прошло пять намеченных сроков заседаний, которые срывались все по вине истца: то каких-то документов не хватало, то нужных людей не пригласили. Чуть ли не после каждого «заседания» Невским предлагали все новые адреса для переселения. Но делалось это с каким-то странным безразличием к судьбе семьи: то метраж был гораздо меньше, чем норма, то ошибка в ордере, то до школы далеко, то детский сад ведомственный, где за ребенка требуют фантастическую оплату. После недавнего, опять сорвавшегося судебного заседания им пообещали уже совсем хорошие условия: и метры, и детская поликлиника рядом, и детсад бюджетный. Правда, дом будет сдан еще не скоро, а телефон теперь уже в область фантастики перейдет.

     То, что семья при переезде на окраину должна полностью сменить уклад, никого не волнует. Разве не заметно, как из наших широковещательных затей вообще исчезает человек, индивидуальность с его неповторимым микромиром, особенностями, привычками? Когда-то деду Невского квартиру давали как награду. Сейчас сына его, внуков и правнуков чуть не пинками выгоняют в новую квартиру, защищая свои, ведомственные интересы, прежде всего. Дом надо реставрировать, уже и заказчик есть – акционерное общество «Яроблстройзаказчик», бывший УКС облисполкома. Работы предстоит много, материалы дорожают, дом еще больше разрушается. Заместитель председателя АО Л.С. Телегина даже приглашается в суд. В каком качестве?

     Сама Л.С. Телегина объяснила, что присутствует на суде как третье лицо, понуждающее стороны поскорее разрешить конфликт. Упорство Невских ей очень не нравится. К реставрации должны были приступить с начала прошлого года, а вот надо же – жильцы не выезжают. Дом все больше разрушается, разворовывается, значит, объем работ увеличивается, а стоимость их только за четыре последних месяца выросла в три раза.

     Глава администрации Б.А. Князев тоже из-за дома нервничает: при таком «изъятии» из жилого фонда на районное руководство падает самая черновая работа: расселение, судебные тяжбы.

     Невским, видимо, придется согласиться на какой-то очередной окраинный вариант. Потом мучительно искать варианты обмена. Зато еще одна областная контора скоро получит отличный отреставрированный особняк. А что касается  бывших жильцов, то стоит ли о них слишком заботиться?

     Фото из статьи И. Копыловой (Коротаевой) "Из раньшего времени" - гравюра Спартака Глушкова, с разрешения вдовы художника О.С. Глушковой

            Северный край, 18 мая 1993 г.


Рецензии