Социально-активная жизнь молодежи как залог психич

Что такое психическое здоровье?
 Мне,как психиатру,часто задают вопрос-здоров ли психически тот или иной человек?(Бывало- узнав,что я психиатр,некоторые люди просили меня определить, здоровы ли они психически.)
Вопрос о психическом здоровье всегда был,есть и будет актуальным в человеческом обществе,ведь от нормального психического состояния человека зависит как его благополучие,так и благополучие окружающих его людей.Чтобы ответить на этот вопрос,следует обратиться к точке зрения современной науки на структуру человеческой личности.
1. Человек-существо био-психо-социальное.(Пирамида структуры личности)
Доказано,что есть три основных составляющих человеческой личности:
• Биологическая-это организм,или попросту «тело».
• Психологическая-совокупность интеллектуальных способностей и характерологических черт-то есть «ум и характер»
• Социальная-роль,которую он играет в обществе и место,которое он в нем занимает-это образование,семейное положение,должность.
Соответсвенно,психически здоровым человеком может считаться только тот,у кого все нормально во всех этих трех областях.Итак:
Психическое здоровье-это состояние гармоничного сочетания органического здоровья ЦНС,психологического комфорта и социального благополучия человека.
2. Социальная часть человеческого естества является очень важной –даже первостепенной. Вопрос-«Кто я?»человек относит в первую очередь к своей социальной ступени(студент,врач,рабочий,адвокат,родитель-ребенок и т.п.)
3. Молодость-это как раз этап становления социальной структуры личности.Молодой человек учится,получает специальность именно для того,чтобы занять желаемую для него социальную нишу И тут очень важно наставление молодежи на правильный путь,который в конечном итоге может привести его к достойному месту в обществе.Здесь большую роль играет система ценностей и приоритетов,сложившаяся в данном конкретном обществе.Известно,что приоритетными специальностями считаются наиболее высокооплачиваемые,получающие поддержку государства и пользующимися уважением со стороны других членов общества.Например,есть страны,где элитой общества считаются политики,бизнесмены и деятели поп-культуры,есть страны,где на вершине находятся чиновники, полицейские и военные,а есть -где уважают врачей,адвокатов,учителей и инженеров.
Исходя из сложившейся системы ценностей,молодежь и выбирает себе ту или иную специальность.
4. Молодежь обладает большим творческим потенциалом и энергией и всегда инстинктивно ищет,куда приложить свои силы и ресурсы.
Если не направить эту энергию в правильное русло,она может быть направлена на разрушение-причем как себя,так и окружающего общества.
Примеров этому великое множество.Известно,что все революции,восстания и бунты использовали молодежь в качестве ударной силы,буквально сметающей и уничтожающей устои старого общества.
Тут стоит вспомнить кровавый режим «Красных кхмеров» в Камбодже,когда под руководством диктатора Пол Пота 13-16 летние подростки уничтожили половину населения страны-в первую очередь учителей,врачей,инженеров и вообще всех,кто имел какое-то образование или даже просто носил очки.
Полезно также вспомнить волну студенческих восстаний в Европе в 1960-70х годах,когда в Париже дошло даже до строительства баррикад.Тогда для того,чтобы нейтрализовать прокоммунистические настроения молодежи, правящие круги Запада окунули ее в пучину разврата и наркомании.Они обьявили о начале сексуальной революции и создали движение «Хиппи»,которое по сути являлось сборищем длинноволосых распущенных наркоманов.
Естественно подобные «кровавые приключения и сомнительные подвиги»совершенные в молодом возрасте,накладывают негативный отпечаток на формирование молодой личности(сейчас доказано,что полное созревание ЦНС заканчивается лишь к 25 годам).
Люди,которые в молодости «натворили дел» впоследствии всю жизнь горько раскаиваются в совершенном,впадая в депрессию и заливая алкоголем мучающие их угрызения совести.
Например, мало кто знает,что известный советский писатель Аркадий Гайдар в юности руководил подавлением восстания атамана Семенова в Хакасии и буквально потопил его в крови,собственноручно расстреливая хакасов целыми деревнями.В результате психика юного красного командира нарушилась настолько,что его уволили из Красной Армии.По словам близких, Гайдар говорил: «Мне часто снятся люди,убитые мною в детстве».Тяжелые воспоминания мучили его всю жизнь,пока он не погиб в бою с фашистами,сознательно вызвавшись на верную смерть.
Исходя из вышеизложенного,становится отчетливо ясно,что для формирования и сохранения здоровой психики необходимо,чтобы молодое поколение принимало активное участие в общественной жизни, руководствуясь нравственными ориентирами.
Соответственно возникает вопрос-а как установить эти ориентиры?
(Ведь по ним предстоить выстраивать целую жизнь! И не одну жизнь,а целых поколений!)
Чем руководствоваться? Кого брать в пример?
Причем каждому хочется,чтобы эти ориентиры уже были проверены и доказали свою эффективность и жизнеспособность.
(Например,когда врач назначает новое лекарство,его всегда спрашивают-а кто-нибудь уже принимал его?А это лекарство уже кому-нибудь помогло?)
И хорошо бы,чтобы те люди,которых мы возьмем себе в пример,действительно были выдающимися как с точки зрения нравственности,так и в плане социальных и профессиональных достижений.
И здесь возникает еще один вопрос-А есть ли в истории человечества такая личность,которая поражала бы нас своими достижениями и высокой нравственностью и к тому же была досконально изучена,а сведения о ней были подкреплены достоверными источниками?
Историки уже ответили на этот вопрос-ТАКАЯ ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ.
Это человек,который с минимальными затратами и практически не обладая природными ресурсами достиг потрясающих успехов.
Это политик,который  построил государство, существовавшее еще 1000 лет после его смерти и не только охватывало огромные территории,но и долгие годы служило источником научного,технического и культурного прогресса.
Это полководец,который с фантастически малыми потерями побеждал своих врагов,превосходивших его войска и численностью,и вооружением.
Это дипломат,который  искусно примирял целые враждующие племена и превращал их в  друзей и союзников.
Это муж,ласково и с любовью относившийся к женам и родственник,изо всех сил поддерживаюший родственные связи.
Это выдающийся учитель,воспитавший тысячи учеников,поднявших знамя его учения и пленяющих своей высокой нравственностью даже врагов.
Это-ПРОРОК  МУХАММАД(да благословит его Аллах и приветствует)
Он сделал высокую нравственность отличительной чертой религии,которую проповедовал.
Он говорил: «Достойное поведение-признак совершенства веры»
Или: «Стеснительность-от Веры»
Этот человек был избран Всевышним Творцом для передачи всему человечеству Откровения Свыше-Священного Писания-Благородного Корана.
Коран по сути является теоретическим руководством Господа,в котором изложены правила поведения человека в этом мире,а Сунна-жизнь Пророка Мухаммада(с.а.с)является практическим примером этого поведения.

(текст выступления психиатра Муратова М.С.на круглом столе в Рязани.Декабрь 2015)


Рецензии