Командармы династии Коробовых

О легендарных директорах Магнитогорского металлургического комбината, вошедших в историю черной металлургии. Г. и. Носове, Ф. Д. Воронове, А. П. Завенягине, И. Х. Ромазане, написаны статьи, книги, монографии.
К сожалению, о жизни и деятельности, семье директора ММК предвоенного периода П. И. Коробова практически ничего неизвестно. Исключение составляет книга В. Кучера "Магнитка навсегда", где сделана попытка осветить малоизвестные факты из биографии семьи Коробовых, давшей черной металлургии знаменитых директоров-доменщиков.
Я попытаюсь рассказать о династии Коробовых, используя печатные публикации 30-х годов.

 Дед и отец

Коробовы - старые доменщики. Доменщиком был дед Павла, Григорий,  и его брат Николай. Эта профессия стала семейной профессией. Созвали бы всю родню, получился бы целый доменный цех Коробовых.
Загрузчик домны Макеевского завода Григорий был отчаянным человеком. Он не боялся рисковать. Хозяин-француз прозвал его "русским чертом".
Иван Григорьевич стал работать на домне еще в 1897 году, когда ему исполнилось пятнадцать лет. За сорок копеек в день он дробил руду на Дружковском заводе, затем его перевели на Макеевский завод. Сначала Иван выгружал руду,затем его перевели работать по двенадцать часов с ежедневным заработком 80 копеек.
Позже он вспоминал: "Однажды испортился конус домны. Чтобы его отремонтировать, необходимо было разровнять засыпанную в печь руду.Тогда бы прекратился доступ газа в конус и можно было приступать к ремонту.
Желающих устранить поломку не нашлось - страшно: печь-то работает, температура в ней высокая, наверху вредные газы - угоришь. Приказывает мне десятник: "Полезай в домну!" Я от страха так и замер: молодой еще был, и на заводе недавно. Около меня стоял отец. Вижу - побледнел. молчит, только губы сжал и глаза опустил, понимал, что отказ равносилен увольнению обоих с завода.
Дали мне лопату, привязали канатом и опустили в домну. Когда вытащили, я был без сознания.
Работал я с отцом на одной домне. Он часто болел и рано умер".

 Братья

Дети Ивана Григорьевича с малых лет слышали разговоры о заводе и домне. Когда его сына, пятилетнего Павла, спрашивали, кем он хочет быть, он подбегал к домашней печи и отвечал - горновым. На последние деньги отдали Коробовы его в гимназию, где сына простого рабочего приняли очень неохотно. После революции Павел учился в техническим вузе, закончил Горную академию и стал инженером-металлургом. работал сменным инженером и помощником начальника цеха на Макеевке. затем Петровском заводе, Магнитке.
Такой же дорогой пошли братья, Николай и Илья. Они стали инженерами, крупными командирами металлургического производства.
Николай с 14 лет трудился на заводе, был подручным плотник, слесарем,газовщиком газовщиком, работал в химической лаборатории.
Впоследствии он был назначен  заместителем директора Всесоюзной промышленной академии имени Сталина.
Илья возглавлял доменный цех Криворожского металлургического завода.
Братья не забывали отца, прошедшего трудовой путь от простого рабочего до начальника доменного цеха на Макеевском заводе, за образцовую работу премированного легковым автомобилем.
В 1935 году Иван Григорьевич и Павел Иванович, отец и сын Коробовы, были удостоены высшей награды Родины - орденом Ленина.

Тост Сталина

В конце октября 1937 года в Москве состоялось совещание работников черной металлургии, куда были приглашены обер - мастер доменного цеха металлургического завода Иван Коробов и директор Магнитогорского комбината Павел Коробов, отец и сын.
Впоследствии Павел Коробов вспоминал: "29 октября вечером мы вернулись в Кремль, собрались в Грановитой палате. Там присутствовало 400 металлургов. В зал вошли товарищи Сталин, Каганович, Ворошилов, Калинин, Микоян, Булганин...
Встреча с руководителями партии и правительства была волнующей. Долго не смолкали овации и приветствия. ТОВАРИЩ Сталин выступал несколько раз, предупреждая, что подымет необычный тост за руководителей малых и средних, от которых зависит почти все, ибо, "звание хозяйственника в наших условиях является высоким званием в советских условиях - значит удостоиться высокой чести и доверия в глазах народа".
Товарищ Сталин провозгласил тосты за ряд передовиков производства. Товарищ Каганович представил моего отца вождю. Товарищ Сталин узнал его и сказал: "Я знаю вас с 1934 года". Спросил , сколько отцу лет.Он ответил : "55". "А мне 58". Товарищ Ворошилов тоже сказал, что он старше отца. И вышло - отец самый молодой.
Подозвав и меня, товарищ Сталин произнес тост: "За здоровье новых и старых бойцов доменного цеха, и прежде всего, за здоровье Коробова-отца, за сына его, за всю семью доменщиков Коробовых, за то, чтобы семья Коробовых не отставала от новых методов работы".
Отец воскликнул: "Товарищ Сталин! Я уже старик, но положу все свои силы выполнить Ваше пожелание и быть впереди других металлургов"...

 Улица Коробова

В январе 1936 года Павел Иванович Коробов был направлен на Магнитогорский металлургический комбинат  начальником доменного цеха. Здесь проявились его качества талантливого организатора, крупного специалиста-металлурга. Под его руководством преодолены трудности первых лет освоения  сложного производства. В те годы на Магнитке  очень остро стоял вопрос о температуре дутья. Здесь трудились с низкой температурой дутья, хотя металлурги знали, что выгоднее трудиться на повышенной температуре.
Павел Иванович  сразу заинтересовался такой странной ситуацией. Однако в ответ на его вопрос, почему они работают технически неправильно, инженеры разводили руками: мол,пытались, ничего не получается.
Начальник цеха Коробов, как и отец, человек рисковый, пустил печи на повышенное дутье.Работали так месяц, но, увы, неудачно.
Скоро выяснилось, что использовать повышенное дутье с магнитогорской рудой технически и экономически невыгодно: печь все время "зависает".
Павел Иванович Коробов запросил совет брата Николая, и тот подсказал, что с пуском агломерационной фабрики  нужно обязательно добавлять в шихту песок. Соответственно, только изменив природу здешней руды, можно работать на повышенной температуре дутья.
С 1936 по 1937 год Павел Иванович трудился главным инженером ММК, затем работает директором комбината. В 1939 году  он назначен первым заместителем Народного комиссара черной металлургии СССР.
С января 1954 года он первый заместитель председателя Государственного комитета по новой технике при Совете Министров СССР.
За заслуги перед советским государством П. И.Коробову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден шестью орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Скончался Павел Иванович Коробов 17 августа 1965 года, оставшись в памяти Магнитки нестареющей улицей славного представителя династии доменщиков.


Рецензии