Обида

  Я сегодня наконец-то набралась смелости и позвонила Володе, вчера было девять дней со дня смерти Нины, его жены…
  О чем говорить в таких случаях, ума не приложу, но я вдруг вспомнила о последней просьбе Нины, передать  с оказией её долг в монастырь. Разговор получился сам собой, слово за слово Владимир стал вспоминать свою молодость с покойной супругой и к моему, признаюсь, удивлению, говорил об этом с таким теплом, что мне стало немного не по себе. Признаться честно это так не укладывалось в тот его  образ, который создала за годы нашего знакомства покойная моя приятельница. Нет, не плохого, скорее неожиданного.
  А в конце нашего разговора он предложил мне послушать стихи о женщине… Ну такого поворота я совсем не ожидала! Сколь трепетно и неподдельно звучал в телефонной трубке голос мужчины, который просто читал чьи-то стихи, посвященные Женщине - это меня просто ошеломило!!! Бессонная ночь мне была обеспечена.
Внешне нескладный и даже немного грубоватый Володя и такое!
«... твои усталые глаза… и нежности твоей бездонной...». Целый рой из слов любви, преклонения поэта перед женской долей, смирением, судьбой...
  … У Нины были необыкновенно-голубого цвета глаза...
Нет, я не хочу сказать, что я совсем не допускала мысли о том, что Владимир мог быть лишен нежности в проявлении своих чувств к жене, но чтобы так…
Может быть, поэтому ( или, вернее, для этого) мы встречаем на своем жизненном пути именно тех людей и близких, благодаря которым учимся открывать мир по-новому и не перестаем удивляться жизни?
  Уснула, скажу честно, не сразу и не просто - многое вспомнила и о своей жизни, за многое стало невыносимо стыдно и очень больно за эту супружескую пару, так внезапно осиротевшую на одну половинку… Хотя о внезапности здесь и не скажешь, последние  два года Нина тяжело, но стойко болела с таким ужасным диагнозом - рак.
  Ночью убаюкивающе поют сверчки и тяжёлые мысли поглотились этим хором.
 … Прохлада августовского утра подарила надежды на день грядущий и развеяла вечерние тяжёлые мысли. Хорошо-то как жить!
  День, с утра зарядившись летними красками и свежестью, прошёл в повседневных хлопотах, привычных заготовках на зиму и оставил в душе чувство почти полного удовлетворения от прожитого. Осталась вечерняя прогулка с внучкой перед сном.
  Как  хорошо, что в августе вечера дышат прохладой и мысли, занятые днём суетой, могут переключиться на более высокое при полном погодном комфорте. Но сегодня в голове покой и мысли только о том, чтобы скорее добраться домой, немного привычно почитать и лечь пораньше спать… Устала.
  По дороге домой неожиданно  встретила давнюю знакомую, и она меня сразу спросила, почему я ей не сообщила о смерти Нины.
  - Как, вы с Ниной были знакомы?
  - Мы учились в параллельных классах.
  - Мне жаль. Прости, не знала. И Нину мне тоже очень жаль, такая яркая, красивая, всегда по-особенному нарядная, сочная, жизнерадостная! Да и Володя её, бывало, обижал. И дети не часто радовали своим вниманием в тяжелые минуты её болезни…
  -  Да, она со школы была интересной, взгляд мужчины всегда остановится на такой женщине. Наверное, поэтому с мужем у них и случались временами проблемы в молодости - это она  тогда обижала Володю, шила в мешке не утаишь, городок небольшой, здесь все на виду. 
  - ?..
  Я поспешила поскорее попрощаться со своей знакомой, так как по опыту знаю, чрезвычайный интерес до чужих интимных подробностей к хорошему не приводит, только греха наберёшься, как говорится, -  за что осудишь, в том сам побудешь.
  Усталость куда-то подевалась.
  Чужая семья - потёмки, об этом знают все, но как часто мы видим чужие  изъяны  на фоне своей «безгрешности»!
  Может быть, и я когда-то осудила бы чужой поступок, но  сегодня всё  воспринялось по-другому. С болью. Болью за то, что уже никогда не вернешь и никто не поможет исправить.
  И тут же, подумалось мне, случайного в жизни ничего не бывает. Как-то близко затронула меня история этой семейной пары. Очень красивой внешне и такой проблемной изнутри. Может быть, для вразумления?
  Большой, добрый с виду Володя, такой  плюшевый медведь, иногда суровый, но никогда не злой. За глаза я его называла Будулай, как героя кинофильма за его шевелюру на голове, необычные цыганские усы и смеющиеся глаза. И всегда элегантная Нина с некоторой претензией на исключительность… Может быть, в этой претензии и зародилась когда-то  обида на супруга, не «дотянувшего» до поставленной ею планки? Про обиду я знала точно, Нина  до последнего ждала к себе особенного отношения. Что, в общем, и получила, Володя до последней минуты терпеливо ухаживал за ней, уже измученной и ослабленной болезнью. Получила такой дорогой ценой.
  Кстати об обиде, не так давно я смотрела беседу одного православного священника и вспомнила его слова о том, что причиной рака всегда (эту фразу батюшка подчеркнул особенно) является глубокая обида. То есть искажённое восприятие жизни через призму своего испорченного мировоззрения. Получается, что копить обиды - себе дороже? Об этом стоит задуматься...
  Нина долго искала свой путь к Богу, то терзалась в поисках истины через оккультизм, то усиленно изучала психологию. Даже узнав о своем диагнозе, не перестала искать смысла жизни, пока не нашла приют измученной страданиями душе в православии. Здесь ей оказалось комфортнее всего. Только в храме Божьем она нашла ответы на многие вопросы из своей жизни, я бы даже сказала, что она стала по-настоящему радоваться жизни, чего до это за ней не наблюдалось, в её глазах всегда была непонятная мне печаль.
  За несколько дней до её кончины я увидела сон, молодая, по-прежнему красивая Ниночка танцует во дворе своего дома, необыкновенно радостная и светлая… И говорит мне, что она уже выздоровела. Я сразу все поняла, исцелилась её душа и одному Богу известно, в какой миг это произошло… Через неделю она ушла из нашей жизни и так хочется верить, что теперь ей легко и душа её обрела покой. Нет смысла закрывать глаза и уши  на очевидные доказательства сотен тысяч людей, совсем далеких от православия, которые пережили состояние «перехода» в мир иной и обратно - их живые свидетельства и популярные кинофильмы, доступные нам благодаря телевидению, ярче самого нашумевшего бестселлера. Тот Свет, по их опыту и переживаниям, намного ближе и реальнее, чем мы себе это можем представить. И всё, что здесь мы пытались спрятать под негатив, как на фотоплёнке, там проявляется с поразительной скоростью и точностью. И не всегда смерть человека, не исцелившегося телом  от тяжкого недуга, говорит не в пользу существования Судьи Праведного. Тело всегда тленно и иногда только уход человека из жизни искупает его грехи(если кому угодно, неверное отношение в жизни. По другому это называется - плоды покаяния. И понять это тоже просто, даже для того, чтобы испросить прощения за свой проступок, мы часто стараемся сделать тому, кого обидели что-нибудь хорошее в виде подарка или доброй услуги, как знака в надежде искупить вину,  а здесь цена спасения души.
  Существует мнение в связи со сказанным, что рак - это милость Божия к нам, поврежденным грехом. Мне об этом не судить…
  Чего же нам так не хватает в  этой, земной жизни, что мы часто не замечаем тех прекрасных мелочей в наших близких, не ценим их простоты и доброго к нам отношения? Зачем сознательно или бессознательно усложняем себе жизнь, забывая радоваться тому, что имеем?   
  «Каждая хата горем напхата», - говорила моя соседка баба Тома. Она-то точно знала, о чём говорит, прожив тяжёлую станичную женскую долю - и бескрайние огороды, и малые дети, и отсутствие каких-либо удобств. И безграничная любовь к своему единственному мужу Егору, поистине ангельское смирение со своей судьбой, у Егора была вторая семья, мало того, что она знала о её существовании, она терпела это до конца его дней. Сохранив мир в семье. Ушла баба Тома из жизни, просто не проснувшись однажды утром. Видимо, за смирение Господь послал ей спокойную кончину…
  Я даже представляю бурю негодования женской половины читательниц, и прошу заранее у них прощения - это невыдуманная история.
  Я теперь думаю, что обида - это отсутствие смирения.
  Неужели это мы - «Иваны, не помнящие родства», забывшие мудрость наших предков, выраженную в пословицах и поговорках, частенько нами вспоминаемые, но не осмысливаемые. О том, что «женщина держит четыре угла в доме, а мужчина – пятый»  - увы, о нас, до сих пор неразумных, стремящихся занять равное с мужчинами положение, забывающих свою природу и в итоге теряющих главное - способность любить и радоваться жизни, радовать близких, выставляя им завышенные счета за «счастье» быть с нами…
  Вспоминается  моя  прабабушка, такая простая и по-житейски умная  женщина. Она выросла в семье отца-священника и, может быть, поэтому сохранила правильное отношение к жизни. Благодаря её неуловимой мудрости и мягкости (она даже передвигалась без шума и говорила негромко), авторитет деда был безусловен и, что интересно, бумерангом  возвращался  к ней. Это милое, тихое и уютное детство в гостях у стариков -  самое дорогое воспоминание  моей жизни. Много труда и  поэтому мало времени на «разборки», простая  жизнь без излишеств и  всяких заумных слов с чьей бы то ни  было стороны о своих «правах».
  Сегодня опять не усну спокойно, в голове так много мыслей, с которыми хочется поделиться. А главное - дожить до утра и успеть попросить прощения у тех, кого вольно или невольно обидела и изо всех сил снова и снова учиться радоваться жизни , такой короткой и прекрасной. Хотя бы так, как  маленькая  героиня по имени Полианна из одноименной повести Э. Портер, научившей радоваться жизни своих  родных и близких. Она радовалась даже тому, что на Рождество получила в  благотворительный подарок... костыли.
  Она обрадовалась тому, что они ей не нужны!..


Рецензии
Давайте прощать друг друга!

Натали Третьякова   07.01.2016 20:47     Заявить о нарушении