Варианты Бытия. Роман. Страница 33
людей-
"ячеек". В данном случае ещё нельзя говорить о полноценном
или, тем
более, правовом обществе. Здесь, действительно, большинство
конкретных, индивидуальных выборов полностью совпадает с
выбором
общества: рокер не станет слушать классическую музыку и надевать
галстук, фанат "Рубина" не станет надевать футболку с надписью
"Зенит"
и т. д. Но здесь ещё нет настоящего общества: это действительно
лишь
группа, объединённая на основе узкоспециальных и достаточно
простых
интересов.
Совсем иным образом обстоят дела в настоящем, полноценном
обществе, таком, как например общество, объединённое на
федеральном уровне (население определённой страны). Здесь уже
есть все шесть "столпов" и общество прочно на них держится.
Как уже было сказано, одним из признаков, одним из элементов-
признаков общества является наличие общеобязательных правил
поведения, иными словами, законов. Хотя последние и ограничивают
человеческие возможности, но вместе с тем и расширяют их же.
Чтобы
не впасть в противоречие, рассмотрим конкретный пример
ограничения свободы с одной стороны и её расширения - с другой.
Допустим, человек летит на самолёте за границу. Он покупает
билет
на самолёт, приходит или приезжает в аэропорт в назначенное для
посадки в самолёт время. Человек приехал туда, к примеру, в 9
часов
вечера, после окончания тяжёлого, напряжённого рабочего дня. Он
очень устал и ему совсем не хочется стоять в очереди, чтобы пройти
контроль металлодетектора, выявляющего наличие оружия у
пассажиров. Человек почти буквально валится с ног, ему хочется
побыстрее расположиться в эргономичном кресле самолёта и
заснуть
на время перелёта. Но он вынужден определённое время ждать
своей
очереди, превозмогая усталость...
Это - ограничение свободы? С упрощённой точки зрения - да. Но,
если допустим, отменить это ограничение, то что получится? Резко
возрастёт количество террактов и вышеупомянутый уставший
человек
имеет массу возможностей вообще никуда не долететь и погибнуть.
В
первом случае ограничение свободы незначительно, во втором -
оно
почти стопроцентно.
То есть, незначительное ограничение в одной сфере деятельности
предотвращает значительные ограничения и даже ущерб в других
сферах и , в целом, открывает очень широкие перспективы
( например,
остаться в живых).
Отсюда и закономерность соответствия индивидуального выбора
и
общественного. Конечно, нельзя учесть все индивидуальные
подходы
в каждой из сфер деятельности человечества. Поэтому и создаются
законы, представляющие собой синтез интересов разнообразных
слоёв населения.
Но разнообразие умов предполагает и разнообразие восприятия
тех
или иных норм поведения. И если не следить за исполнением этих
норм, то отдельные части общества, поступая в несоответствии с
правами человека, породят в обществе первоначальный хаос.
Далее,
как по цепной реакции, этот хаос мгновенно распространится до
общемирового масштаба. Наступит всепоглощающий, беспощадный
хаос, разрушающий всё лучшее, чего достигло человечество за
многие
тысячелетия своего существования.
33
Свидетельство о публикации №215122501081