Русский мир. 5 марта 1953 года

Мне пять лет. Просыпаюсь утром, улыбаюсь лучам солнышка, падающим через окно на мою кровать..., и слышу всхлипывания, доносящиеся из кухни. Быстренько поднимаюсь и бегу в кухню. У стола сидит моя мама и горько плачет, а рядом стоит папа и обнимает ее вздрагивающие плечи. И у него лицо мрачное и печальное. Я вижу их  тревогу, их отчаяние, кидаюсь к папе и тесно прижимаюсь к нему. Я понимаю, что случилось что-то страшное в нашей жизни.

Родители меня успокаивают, они не хотят мне ничего обьяснять, считая меня еще слишком маленькой. Я завтракаю и выхожу во двор. Никто из детей не играет в этот день. Во дворе гробовая тишина. Только дворничиха тетя Нюся подметает и тоже горько плачет. И на улицах взрослые люди, знакомые и незнакомые, кидаются друг к другу, обнимаются и все они плачут, многие навзрыд. Кажется, что весь город стенает, кричит и скорбит. И дворовые ребятишки наконец раскрывают тайну и шепчут мне на ухо: "Сталин умер!".

Становится и у меня тревожно на душе, и я начинаю думать как все: "Как же мы теперь жить-то будем? Ведь Сталин был нашим любимым учителем, любимым вождем". Ведь еще вчера я прыгала со скакалочкой и пела:
-Я маленькая девочка,
 Играю и пою,
 Я Сталина не видела
 Но я его люблю!

Мы живем в городе-крепости Кронштадте. Почти у всех детей здесь отцы- кадровые военные и они знают войну не понаслышке. Воспоминания о войне еще очень свежи в памяти жителей нашего города. До сих пор нередко воют по ночам военные сирены и обьявляется военная тревога. Это проводятся военные учения. Имя Сталина у нас произносится часто, его любят и ему беспрекословно верят. Он -отец многонационального государства.

И тоже происходит по всей стране. Даже враги и критики Сталина описывают всенародную скорбь в день прощания с вождем. Юрий Борко, 1929 г. р., студент истфака МГУ, критик Сталина, писал: «Шестого марта главным и сохранившимся навсегда впечатлением от увиденного было умопомешательство тысяч и тысяч москвичей, ринувшихся на улицы, чтобы влиться в очередь и увидеть мертвого человека, который с большим основанием, чем сам Людовик XIV, мог сказать о себе: "Государство — это я". "Я" обратилось в прах, и это воспринято было миллионами советских граждан почти как крушение мироздания. Я тоже был потрясен. Все мои критические размышления, которые накапливались в течение нескольких лет, словно стерло».
 
Сколько живу, но это трагический день мне никогда не забыть. Это был день неподдельной искренней народной скорби, всенародного горя и слез. Правда, много позднее рассказывала мне лаборантка нашего научно-исследовательского института, как в тот же день встречались они с родственниками где-то в подворотне и радостно обнимались. Но тогда торжествовали по случаю смерти вождя лишь единицы, и они тщательно скрывали ото всех свое мстительное ликование.

А теперь они радуются и торжествуют открыто! И почему-то считают недоумками все те миллионы людей, которые искренне скорбели в тот памятный день! А ведь они, эти самые "недоумки" и выиграли войну под руководством И.В.Сталина!


Рецензии