Путешествие в Верхнюю Балкарию, в город Мертвых

  Часть 1. Захватив заветное рекомендательное  письмо от рабочего экспедиции ,я отправился в Верхнюю Балкарию. Автобус
ходил туда  один раз в неделю. Из Нальчика мы выехали около 8 утра. Достаточно быстро мы проскочили село Нартан, Аланское укрепление и Кабардинские курганы и, где-то через час, мы уже были зажаты ущельем ,которое становилось все уже и уже. Часа через три водитель остановил автобус у Голубых озер .Перед этим я с любопытством наблюдал мост, над каньоном реки Черек ,переехав через который мы оказались на левой стороне ущелья. В автобусе я опросил всех о том знает ли кто где живут Мусуковы.  По- русски говорила только одна девушка ,которая сказала ,что проводит меня до дома Мусуковых. . И  еще она посоветовала мне не смотреть в ущелье,так как может стать дурно.Действительно,мне казалось,что заднее колесо автобуса ,иногда ,почти висело над пропастью,но зато какая красота,какая экзотика. В автобусе было всего человек 8 или 9. Вся задняя половина его  была завалена продуктами –соль ,сахар ,мука  ,скорее всего ,медикаменты и отдельные посылки ,газеты ,журналы. Уже стало темнеть, когда мы въехали в село и остановились у главного и единственного магазина. Девушка ,вместе со своей подругой пошли меня провожать до дома Мусуковых.

 Подойдя к дому ,они позвонили в колокольчик висевший на столбике калитки. Из дома выбежала девочка лет 14-ти.Они сказали ей что-то на своем языке .Я отдал ей рекомендательное письмо. Она открыла калитку и повела меня в дом ,распрощавшись с девушками, которые меня провожали. Ее звали Аминат .Она была моим помощником и переводчиком. Она закончила 7 классов и неплохо говорила по-русски. Мы вошли на кухню или столовую, или гостиную ,через длинную прихожую или сени. Слева были длинные двухэтажные  нары ,на которых уже торчали четыре детских головки ,вопросительными взглядами рассматривая меня.


Посредине комнаты стоял длинный деревянный стол, покрытый скатертью .Справа от стола была большая печь похожая на русскую печь с альковом для изготовления лаваша . Меня сразу стали угощать тушеными помидорами с лавашем. В процессе трапезы я рассказывал о себе ,Ленинграде,  об экспедиции. Откровенно говоря ,дорога меня так умотала ,что я валился с табуретки ,которую любезно подставили мне ,хотя Аминат и ее мать,с ребенком на руках, сидели на коврах приподнятого пола ,рядом со столом. После окончания трапезы Аминат взяла меня за руку и повела в сени, где посадила на скамейку и велела ждать.

 После чего она явилась с тазом и кувшином и ,попросив раздеть обувь ,стала мне мыть ноги. Я мог бы и сам ,но она мне сказала ,что это  их обычай. После этого ,чрез длинный коридор, она проводила меня в кунацкую-комнату для гостей .Когда я вошел туда я просто обалдел…(продлжение следует)
Темнота пропитала горы,
Горы встали черным забором.
Звезды вспыхнули, звезды зажглись
Я в Балкарии. Отворись дверь калитки,
Скрипя приветом,
Отворилась
Под черным пледом.
На меня посмотрели глаза,
До меня донеслись голоса.
Распахнулася дверь и девчонка
Опустила глаза свои черные ,
И девчонка протянула ручонку тонкую-
«Саля малейкум»- «Малейкум саля»
Оставив багаж не тяжелый в сенях,
Вхожу, половицей скрепя на ходу,
Сажусь на большую ,большую тахту.
Безвременно старость к хозяйке пришла,
Ведь старости этой никто не мешал
И четверо этих безусых соплей
Сплетали морщинок бегущую сеть.
Она разбежалась от кающих глаз
В которых огонь зажигавший погас.
Минута ,четыре и паром вися,
Я чай ароматный вкушаю в гостях.
Потом разговоры о городе  нашем,
О жизни ,о быте… А дальше ,а дальше
Помывшись покойником спал
И в 8 иль в 9 наверное встал.
Меня поутру поджидал проводник.
Он в горы меня пожелал проводить.
Да ,здесь поводырь ,поводырь
Так нужен тому ,что увиденный мир
Впервые почувствовал,
осознал-
Он слепнет ,он зрение потерял
Пытается крылья на миг обрести
Орлиным пером и крылом обрасти
……………………………………………………..
Сначала по речке идем не спеша
И Черек хрипит полноводьем дыша.
Быстрина певуча-легато ,легато.
Пороги –вздымающееся стокато.
Сады- бесконечной толпой, угощают
Плоды улыбаясь –убийство прощают
Во рту моментально сдаются и тают.
И башни и сакли без  крыш обвалились
Так время жизнь распорядились.   
Пещеры ,пещеры –слепящие щели,
Гремят водопады, гудят водосбросы
И мертвой громадой  обрывов колоссы.
Балкария-это столица природы
И корчится лира, предчувствуя роды
Поэзии пылкой ,стиха золотого,
Но мысли не в силах,бедно наше слово.
А может мое ,может слаб я в словах,
Но сердце поет и кружит голова.
Кружит от красот и эмоций несметных.
Да! Здесь хорошо ,благодарствую лету!


Рецензии