О доброте деточкиных

О зле и добре. Методология. Эссе. Комментарии / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2015. –144 с.
 http://russolit.ru/books/download/item/2914/
 https://yadi.sk/i/CUl1iePCkmdR2

 Листалка. Читать:
 http://pubhtml5.com/eail/bexx

Человек получает настоящую радость в процессе творения, и мы счастливы, когда что-то удаётся особенно. Это - награда! А при разрушении мира, любых неудачах мы страдаем и мучаемся. Разве это нам не подсказка?
Мы счастливы или нет - от своих именно действий, при жизни.
Кроме этого, мы запечатлеваем себя в наших делах. Оставь - и останешься. Что оставил - то и останется. В нашей Вселенной останется!
Разве этого не довольно?

А с Деточкиным вопрос не однозначный. Нравственные ценности надо создавать самим, а не красть чужое, даже и для детских домов. Воров и преступников, полагаю, надо наказывать публично и в рамках закона. А если таким образом не получается, естественно, ожидать и к себе отношения беззакония.

Юрий Деточкин крал материальные ценности, но по фильму можно подумать, что таким воровством создавал ценности нравственные. На мой взгляд, создавать их надо иначе.
Преступников, наживших нечестно материальные ценности – автомобили, Деточкин наказывал своим способом. Не правовым. А надо было честно заявить в компетентные органы, передать им имеющийся компромат, и государство бы их наказало. Наверное…
А так – Деточкин попался, а нечестные люди продолжили воровать. И в чем тут польза для Целого? Нет, это добром называть затруднительно.
А если все так будут вести себя в государстве, вершить самосуд? Сегодня машину украл, завтра убил… негодяя. Да?

Помогать больным детям, конечно, полезное дело. Но не такими методами!
Точно так же и светлое будущее коммунизма на крови строить нельзя! Я против положения, что высокая цель оправдывает любые средства. А вы об этом как раз, Деточкин - конкретный пример такого подхода. Нет, ничего хорошего из этого не получится. Никогда и не получалось, заметьте!
Обманы, насилия на любом нижнем уровне, в общем случае, не приносят Целому блага. В исторической перспективе.

И, вообще-то, дети должны быть здоровыми. Вот о чем беспокоиться надо. Сначала сделают детей – чуть ли не всех! – больными. А потом начинают кричать о помощи нескольким из миллионов. Это, мягко сказать, обман. И вот уж, действительно, - ЗЛО. В полном размере!

Виталий, Вы говорите: «Помогать больным детям, конечно, полезно дело. Но не такими методами! Точно так же и светлое будущее коммунизма на крови строить нельзя! Я против положения, что высокая цель оправдывает любые средства. А вы об этом как раз, Деточкин - конкретный пример такого подхода. Нет, ничего хорошего из этого не получится. Никогда и не получалось, заметьте! Обманы и насилия на любом нижнем уровне, в общем случае, не приносят блага Целому. В исторической перспективе.» (В.И.)
Понято.
В таком случае, прав ли буду я, если скажу, что это идет вразрез со следующими вашими словами (с которых, кстати, я и начал наш разговор):
«Абсолютно для любого субъекта или объекта получение новых, дополнительных качеств (развитие) – добро»? (В.И.)
Т.к. наш разговор выявил, что получение качеств (для их развития) сиротами не теми «методами» - зло.
Если прав, то согласитесь, что из двух добром является по сути то, что делает добром другое и благодаря чему это другое - добро и без него таковым не считается.
А значит и вообще никакое качество, никакое развитие, никакая «польза для Целого» – не есть добро само по себе.
Они таковыми будут, если будут как бы причастны добру, содержание которого может быть как в нашем примере: не кради или не обманывай.
А это в свою очередь входит вразрез с вашими словами о том, что «Конечный критерий правомерности деятельности индивида или же общества, принципа движения и взаимодействия на любом уровне иерархии развития, - польза для Целого». (В.И.)
Ну т.е. Вы не правы, т.к. сама эта Польза становится добром или злом только благодаря осуществлению, к примеру, тех же не лги, не кради, не убий и т.д.
И наконец, всё это делает весьма проблематичным уместность Ваших примеров с волками и косулями, т.к. ни от тех ни от других я как-то не слыхивал, что такие методы в общении между собой как быть честным, не воровать, не убивать и т.п. для них есть что-то настолько ценное, что может зарубить на корню даже самую высокую Цель.
C ув. Derus

«Честность» - не действие, это свойство характера. Честные поступки, безусловно, в общем случае, ведут к благу. Но одной честности не достаточно. Случается - глупость. И что делать с глупою честностью?

Я вовсе не против честности. Искренность, честность, честь - условия для побед добра, развития нашей Вселенной.
Именно поэтому частенько человек встает перед выбором между законом, порядком, инструкциями рядом с реальностями и нравственными критериями.

Да, законы, инструкции, может быть, и не служат спасению, но они есть. Всё зависит от того, хочешь ли ты пользоваться инструкциями, полагая, что они помогут тебе, или понимаешь, что помочь себе можешь лишь сам, действуя по разуму, а не бумажке.
Ведь по инструкции можно творить и зло, и добро, а можно всё делать и без инструкции. Вот в чём принципиальная разница!
Критерии, в том числе нравственные, внутри нас, а не вовне. Только тогда ты – человек. Таков Деточкин. Получается, одновременно, он прав и не прав.)

И все-таки, восходя на высшие иерархии справедливости, негодные средства не могут служить победам Добра.


Рецензии