Отражатель

Кирилл  Гайдар 
«Отражатель»

Рассказ-миниатюра из цикла «Середина зеркала»


  В большой отдельной комнате ночного ресторана, в полумраке Он и Отражатель сидели друг напротив друга в больших синих мягких креслах, их разделял большой стол с пепельницами, бокалами полными вина и множеством чашек чая.
  Отражатель был среднего роста, коротко стриженный, с зелёными глазами, в чёрном костюме, синей рубашке и чёрном галстуке.
  Он - небольшого роста, с длинными волосами в джинсах и майке, курил и грустными глазами смотрел на неё. Немного помолчав, он спросил:
  - Как ты считаешь, я неправильно поступил?
  - Ты всё сделал правильно! – твёрдо ответил Отражатель. - Разве был другой вариант действия?
  - Нет. Я должен был поступить именно так, обстоятельства заставляли, душа измучилась, я просто устал… Но наверно можно было поступить как-то иначе?..
  - Можно было. Только вспомни: сколько зла тебе принёс тот человек! Сколько нервов твоих было истрачено. Напомнить твои бессонные ночи?
  - Нет… Я помню… - Он затушил в пепельнице сигарету и взял чашку чая. – Я помню…
  - Вспомни, - продолжал Отражатель, безжалостно смотря на него. – Что ты страдал, боролся, старался делать как надо и как лучше. А в итоге в ответ что получал? Пренебрежение, упрёки, оскорбления. Где ты плохо поступил? Ты сделал то, что должен был сделать. Как перед самим собой, так и перед обществом.
  - А я имел право так делать? Ведь, по сути, мой поступок только и классифицируется, как плохой…
  - И что? Что это меняет? Все совершают плохие поступки. Все! Предают, убивают, грабят нагло и беспардонно, обманывают, изменяют и телом и душой. Дальше перечислять?
  - Нет. Не надо.
  - Ты поступил плохо. Но твой плохой поступок оправдывает твои предыдущие хорошие поступки, которые ты делал во имя любви. Ты же любил, или скорее старался любить, старался стать хорошим мужем, хорошим отцом. Но хотела ли она, та, которая не ценила этого? Которой, было по сути всё равно на тебя? – Отражатель закурил и взял в руку бокал вина. – Которая думала только о себе! О себе! А ты только молча и смиренно заботился о ней, старался, как мог. Наверно это и есть любовь, когда ради любимого человека готов отдать последнюю каплю крови, последнюю копейку. Ты таким был. Что же теперь, спустя время тебя стало смущать?
  - Сложно ответить… - сказал Он, выпил залпом остывший чай и поставил чашку на стол. – Наверно совесть проснулась… Проснулась и стала мучить…
  - Совесть? – рассмеялся Отражатель, выпил тоже залпом бокал вина и поставил бокал также на стол. – Совесть тебя стала мучить? С каких это пор у тебя стала просыпаться совесть-то? Или она у тебя спит, когда ей нужно спать? Ведь и без этого в твоей жизни было немало плохих поступков. Неважно, что они делались против плохих и конченных людей. Но делались! И ты их делал, совершенно без сомнения тени. Делал и считал, что поступаешь правильно, что фактически несёшь справедливость в этот мир зла, алчности и разврата. И что теперь изменилось? Что? Ты поступил, как должен был поступить каждый нормальный человек. И потом! Что ты такого особого сделал? Ничего. Просто ушёл.
  - Нельзя было так! – ответил Он, встал и стал ходить нервно по комнате. – Нельзя. Надо было всё объяснить, рассказать, постараться исправить может быть…
  - А ты уверен, что она поняла бы тебя? – лениво спросил Отражатель, затушил сигарету и стал стучать ногтями по деревянной спинке кресла. – Или хотя бы постаралась понять тебя? Зачем человеку объяснять то, что он не хочет понять?
  - А вдруг бы поняла…
  - Хорошо. Давай по-другому. Что насчёт всего этого думают твои родные, друзья, твоя девушка?
  - Друзья считают, что я поступил во всём правильно на все сто процентов. И без вариантов. Родные, девушка… - Он задумался. – Ничего они не думают. Или не хотят говорить, что они об этом обо всём думают…
  - Ты любишь их всех?
  - Люблю. И готов на всё ради них.
  - Вот видишь, - сказал Отражатель и снова закурил. – Ты готов ради них на всё. Абсолютно! А вот та, которая теребит сейчас твою совесть, была наверно счастлива, когда ты внезапно и молча ушёл. И теперь у неё другая жизнь, другая любовь, другой любовник, всё по-другому. Может ты наоборот, сделал ей одолжение тем, что исчез из её жизни?
  - Хорошо бы так! – сказал Он и сел в своё кресло. – Если оно так, то конечно моя совесть чиста. В данный момент для меня это самое главное.
  - Вот как! – сказал Отражатель и расхохотался. – “Для меня”. Ты сам это сказал! Что ведь ты думаешь не столько о раскаянии, как ты поступил с ней, каков твой поступок по сути… А больше думаешь о своей совести, о самом себе. Это в высшей степени – эгоизм. Я всегда знал, что ты эгоист. Но оставим пока твой эгоизм. Интересно другое. Что ты предлагаешь? Что теперь надо делать?
  - Я не знаю, - пожал плечами Он и взял новую чашку чая. – Я жалею, что тогда так поступил. Вот что могу только и ответить…
  - О’кей! Значит, ты раскаиваешься в своём плохом поступке?
  - Ну-у… - Он напрягся и отпил немного чая. – Да! Я раскаиваюсь в своём поступке. Не так надо было сделать всё… По-другому…
  - Допустим. Ну и что теперь делать? Попросить прощения за это у неё?
  - Почему сразу попросить прощения? – возмутился Он и закурил. – Почему я должен просить у неё прощения, а главное - за что? Я делал всё как надо, или хоть старался делать всё как надо! Это ей было по фиг на всех и всё, лишь бы самой хорошо только было. Она использовала меня! А сама хоть бы раз задумалась, здоров ли я, как у меня дела, что на работе… - Он снова вскочил и стал мерить шагами комнату. – Ей было всё равно! Она готова была выслушать проблемы любого проходимца, любой случайной знакомой, чем выслушать просто меня. В голове были только деньги, отдых, тусовки и эта… злость! Меня часто очень поражало, как она могла желать зла даже своим родным людям. Это страшно! Страшно… Ведь она же женщина! И не должна быть такой!
  - Но ведь были и хорошие моменты с ней? – спросил Отражатель, затушил сигарету и лукаво смотрел на приятеля. – Вы проводили сладкие ночи, много где ездили, были даже почти счастливы. А эти sms ночами и в переписке в социальной сети. Какие трогательные слова были, про любовь, ласку, солнце…
  - Да… - угрюмо ответил Он и снова сел. – Было… Но это не оправдывает её в том, что было дальше. У меня иногда складывалось впечатление, что она специально мучает меня и ей это нравится. Тогда я и решил… уйти… Моя любовь исчезла, испарилась, выдохлась… Она не понимала меня, или скорее ты прав… Не хотела понять… Вела себя отвратительно… Душа моя уже не любила…
  - То есть, на тот момент тобой двигала… - Отражатель ядовито улыбнулся и в полумраке это напоминало очень звериный оскал. – Тобой двигала ненависть? Злоба?
  - Да… - Он закрыл лицо руками. – Ненависть. Боль. Злость.
  - В её сторону?
  - И в её… и в свою…
  - Это как?
  - Просто… Сожаление было… Что снова ошибся…
  - Видишь, - сказала Отражатель, и пронзительно посмотрел на стакан с вином. – Как оно получается? Ты уже сейчас сам считаешь, что поступил правильно. При этом твоя совесть не спит, а смиренно молчит и думает. Парадоксально это. И очень часто бывает. Человек думает, что поступил плохо, даже признавая, что поступил так против плохого человека. Однако, наступает момент, что всё переигрывается наипростейшими эмоциями и обыкновенными простыми фактами. И что ещё нужно, чтобы человек “выключил” свою паранойю и продолжал жить дальше? Да ничего! Часто бывает, человек ведёт себя как зверь. Вроде и ласкается при куске мяса, скулит, скучая, радуется при встрече… А достаточно вспомнить обиду какую и он готов снова вцепиться в горло! И сразу эти понятия совести, порядочности, человечности как-то затихают под гнётом и энергии злости и агрессии… - Отражатель взял бокал вина и отпил немного. – Вот и ты также! Стоило ей чуточку напомнить о себе, как ты, образно говоря, стал защищаться от ненависти и злости совестью. Ещё и это пафосное раскаяние… Глупо!
  - Не утрируй! – крикнул Он и глаза его засверкали злостью. – Да, она может и заслуживает таких поступков в её сторону, может она и плохой человек сама по себе. Но она человек! И живёт, как может! Как умеет. Разве она виновата, что ей попадаются такие мерзавцы, как я? Может дело-то и не в ней столько, сколько в тех, что… испортили её. Превратили тоже в безжалостное существо, которое не хочет быть для людей, даже близких, хорошей, доброй и лучшей. Может, она тоже хотела и мечтала о настоящем счастье, о настоящей семье, о настоящей любви! Но по воле судьбы, на пути ей попадались плохие люди, которые, кстати, тоже заслуживают того, чтобы их бросали, уходили от них, не сказав ни слова, в трудную минуту не помогали ничем. И сам подумай, если среди таких людей всё время жить, разве сам ты станешь добрым и чутким? – Он откинулся устало на спинку кресла. – Можно только “зверем” и быть…
  - Браво! – наигранно и медленно похлопал в ладоши четыре раза Отражатель и спокойно смотрел на приятеля. – Браво! Горячо и глупо. Сказано так красиво, так чувственно, что я даже на секунду поверил тебе, честное слово… Но оставим лирику! Ты говоришь, стала такой из-за тех, кто попадался ей на пути? Ну допустим, ты прав. А разве она не сразу рассмотрела, что перед ней плохие люди?
  - Любовь не выбирает, - пожав плечами, пробурчал Он и выпил чая. – Как говорится, сердцу не…
  - А вот это ты брось! – процедил сквозь зубы Отражатель и поморщился. – Выбирает! И сердцу прикажешь! А если уж ты любишь мразь, так значит ты и сам такой же. И не фиг потом жаловаться, что у тебя проблемы и переживания. Согласись, как-то глупо и не логично, когда любовь неравномерна. Например: если ты дворник, то и женись на дворничихе. А если президент, то на королеве. А вот эти ваши поговорочки лишь отмазки от того, что “я слишком многого хочу”. Мы с теми, кого достойны или заслуживаем. И это факт! Можно спорить о жизни на Марсе, но нельзя спорить об этом. Впрочем, я отвлёкся! Ну допустим и тут ты прав. Ты говоришь, она мечтала о настоящей любви, семье и всё такое. Допустим, что и в этом ты тоже прав! Тогда объясни мне, почему же ты (именно ты!) ищущий семью, покой и душевное равновесие с уютом, уже в середине ваших отношений не хотел с ней создавать общий дом,  ту же семью?
  - Я знаю почему! – уверенно ответил Он. – Просто я увидел в ней то, что я ненавижу в людях. Истеричность, своевольность… ммм… потребительское отношение…
  - Браво! – устало сказал Отражатель и закрыл глаза. – Браво, дружище! Ну вот видишь, совесть заскучала и снова уснула. А ты говоришь, чувство вины! Какое может быть чувство вины, когда ты явно видишь, что был прав? Понимаешь! – Отражатель резко открыл глаза. – Ты был всегда и во всём прав с ней! Ты сейчас пытаешься сам себя загнать в угол чувством вины, дабы боишься признать свою правоту. Ведь часто людям проще себя признать виноватыми в чём-то, чем понять, что виноваты больше другие.
  - В чём же она тогда виновата? – задумчиво спросил Он и грустно посмотрел на чашки с остывшим давно чаем. – Ты меня за весь наш разговор так и не понял. Я пытался тебе сказать не то, что виновата она или нет… А то, что она тоже человек…
  - Человек… - Отражатель скрестил руки. – Человек должен поступать по-человечески. Какой твой был первый вопрос?
  - Правильно ли я поступил? – подумав ответил Он. – Так?
  - Нет! Ты спросил: “Я не правильно поступил?”. А это другое.
  - Подожди, какая разница-то?
  - Большая, друг мой, огромная. Если бы ты спросил, правильно ли ты поступил, то это говорило бы о том, что у тебя есть шанс хотя бы на то, чтобы впредь поступать иначе. А ты спросил, не правильно ли поступил – значит, ты спрашивал моего одобрения, которое, кстати, и получил сразу! Это не эгоизм, это скорее всего ты просто решил найти в себе что-то хорошее, но стал как котёнок натыкаться только на плохое. Будто для самого себя решая, лелея свою правду, при этом стараясь думать о нравственности своих поступков. Мой совет: не думай. Ты поступил правильно… - Отражатель громко зевнул. – Ну, а засим давай расходиться! Уже глубокая ночь. Мы извлекли и правду и истину. Дело сделано.
  Он и Отражатель вышли из комнаты. Одевшись в тёплые куртки в холле ресторана, вышли на улицу.
  Барабанил сильный дождь, который качался от сильного ветра. На улице было пустынно, не считая ожидавших клиентов таксистов.
  Отражатель подошёл к одной машине такси, коротко переговорил с водителем, повернулся к приятелю и сказал:
  - Ну ладно, давай! Встретимся как-нибудь…
  Он, молча кивнул, и когда Отражатель хотел уже сесть в машину, неожиданно громко спросил:
  - И всё же! Я плохой или хороший поступок совершил тогда?
  Отражатель задумался на секунду, пожал плечами, улыбнулся широко, сел в такси и уехал. Он долго смотрел вслед, потом повернулся к дорожке и тихо сказал:
  - Какая разница…
  Он шёл по проспекту, и ледяной дождь хлестал его по лицу. Ветер всё усиливался. Мимо проехал на большой скорости белый «Mercedes» и остановился неподалёку. Когда Он приблизился к нему, из машины вышла Она, среднего роста красивая блондинка с модной стрижкой и сразу же сказала:
  - Ну где ты ходишь-то? Уж ночь на дворе, а ты гуляешь. Я беспокоилась.
  Щурясь от дождя и ветра, Он подошёл к ней и молча поцеловал в губы. Она улыбнулась.
  Они сели в машину и уехали.


© Кирилл Гайдар, 2015 г. Все права защищены. Незаконное копирование, плагиат или использование в коммерческих целях преследуются по закону. 


Рецензии
Здравствуйте, Кирилл!

С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/12/03/491 - для новых авторов.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   21.12.2016 11:32     Заявить о нарушении