О теневой экономике

 Михаил  Туллер.   
                О теневой экономике.
Наш  институт,  ЦНИИПСК им. Мельникова, был ведущим институтом  по проектированию и исследованию  металлических конструкций в СССР.  С учетом  филиалов,  численность его   была более 5 тысяч сотрудников.
Институт являлся монополистом в области проектирования металлоконструкций.  Был даже период, когда  другим  институтам не разрешалось проектировать металлоконструкции весом  более 50т  на одном объекте. 
 В проектных работах недостатка не было. Работу не искали, а, наоборот, от «неинтересных» - отбивались.
В те времена, планирующие  органы формировали план институту  от прошлогоднего выполнения с добавлением 2 - 3%.
Дирекция, в связи с этим, категорически запрещала нам перевыполнять финансовый план. Таким образом, брать дополнительные работы  никакого экономического стимула не было.               
Но очень часто институту поручали выполнять проекты Государственной важности вне всякого плана.  Делали их по заниженным ценам и  в жестко обозначенные сроки. Иногда проектировщики получали премии за отличное качество, но с большой задержкой. 
В то же время, «левые» работы, категорически пресекались!
Торжествовала  настоящая социалистическая экономика! И продолжалась она  вплоть до перестройки.
 В период перестройки все ограничения, как по объему работ, так и  по фонду зарплаты были отменены.
Плановая же государственная  экономика, оправдывая свое существование, продолжала планировать новые производства, эпохальные объекты и  т. д., не учитывая реальных возможностей.
 Это потребовало увеличения проектных работ, что при снятии ограничений, дало возможность значительно увеличить  наши заработки.
К сожалению, даже при наличии денег, приобрести,  что  либо  тогда было практически невозможно, так как  магазины были абсолютно пусты.
Продолжались такие заработки недолго. Наверху опомнились и прикрыли эту «халяву».
После распада  СССР  произошло резкое падение производства.
Государство перестало строить  новые предприятия и соответственно - заказывать проекты.
 Переход от социализма к капитализму стал для  страны, в том числе и для проектных институтов, на начальном этапе, полной катастрофой.
Количество сотрудников уменьшилось сразу же в несколько раз. Остались, практически, одни пенсионеры, которым просто некуда было деваться.
Дирекция полностью самоустранилась от обеспечения отделов работой, пустив их в свободное плавание.
Каждый начальник отдела был предоставлен сам себе, но должен был компенсировать те минимальные зарплаты, которые платила дирекция его сотрудникам.
В моем отделе, в котором было 16 человек, остался я с двумя пенсионерами.
Остальные - молодые ребята были отпущены на  «свободные хлеба» до лучших времен.
Они нанимались строить дачи, разводили в подвалах кинотеатра  грибы  вешенки, организовали два частных строительных предприятия.    Никто не пропал, но  и в проектирование никто в дальнейшем не вернулся!  А жаль!   
При заключении договоров через  институт, после вычета всех налогов и затрат мы - исполнители, получали «чистыми»   только 30% от перечисленной заказчиком суммы.
Немногочисленные, в то время заказчики категорически отказались работать по такой схеме - мы будем платить вам 30% напрямую, оплачивая только вашу зарплату. А все остальное нас не касается.
Выбора  не было - приходилось  соглашаться, но часть выделяемых нам денег оформляли на институт, чтобы компенсировать те минимальные зарплаты, которые получали в институте.
Но  и на таких условиях заказов, практически, не было.
Спасением для нас, оставшихся,  оказался теневой сектор.
 Появились совершенно неожиданные заказчики. 
В те времена  произошло резкое усиление криминала. Некоторые  сумели сколотить  неплохой начальный капитал и начали  задумываться- как же его сохранить?   
Более  продвинутые, решили инвестировать деньги в строительство торговых комплексов, ресторанов, складов и т. п. зданий и сооружений, которые при эксплуатации приносили бы постоянную прибыль.
Для этого привлекали существующие строительные организации или  посредников, которые брали на себя полный подряд, включающий проектирование и строительство объекта.
 Вкладывая свои немалые деньги, они жестко контролировали ситуацию.
 В Москве я запроектировал до этого много объектов.Ко мне начали  обращаться, когда требовались проекты металлических конструкций.
На одной из первых встреч « инвестор» меня спросил:
- Михаил Яковлевич, - а квартира у Вас есть?
- Есть. А к чему это Вы?
-Ну, как же! А если будут ошибки в проекте? Чем расплачиваться
будете?
Не скажу, что  эта перспектива меня очень обрадовала, но  других
вариантов у меня тогда не было. К тому же все таки была надежда
 на  профессионализм. Да и дачи строить,  мне уже было совсем
 не по возрасту.
  Было запроектировано несколько объектов: рестораны, торговые залы,
 склады и т. д.
Некоторые из проектов посредники брали без моей подписи - очевидно,
ставили свои. Естественно, по их понятиям, ответственность с меня
 при этом не снималась.
Следует отметить, что после завершения строительства, при отсутствии к нам претензий - расчет  всегда был в соответствии с договоренностью.
Как тогда говорили: пацан сказал, пацан сделал!
 Однако, были случаи, когда я отказывался от такого сотрудничества.
Однажды, меня пригласили в один институт - генпроектировщик, который проектировал торговый комплекс, с предложением запроектировать   металлоконструкции. Раньше я в этом институте никогда не был и никого там не знал.
Рядом со мной  сидел мужчина очень внушительной наружности   с выразительными наколками на руках, со своим помощником. По их разговору я понял, что они из соседней области.
На совещании были выдвинуты серьезные претензии к одному из субподрядчиков, который очень тормозил процесс проектирования.
И тут мой сосед дает  помощнику указание:
  -Петя! Свози ты этого м…..  в лес. Поговори с ним. Но так, чтобы работу мог закончить. Особо не усердствуй.
Меня они не знали, внимания не обратили,  да и говорили тихо.
Естественно стало сразу же понятно, что с этими «инвесторами» мне
не по пути!
В таких случаях, я обычно не отказывался от работы, а назначал цену раза в два выше рыночной - и меня оставляли в покое.
Кстати,  объект построили -  и проезжая мимо, я часто вспоминаю
этих «инвесторов». 
 Одновременно с этими работами мы выполняли работы, которые нам поручало руководство института.
И вот таким, необычным образом, нам  удалось пережить самые тяжелые - девяностые годы.
В дальнейшем, после двухтысячного года - появились серьезные государственные и коммерческие заказы.
Удалось скомпоновать новую профессиональную группу, правда меньшей численности, и выполнить очень серьезные и  значимые работы.
Такие, например, как самый большой выставочный павильон №75 на ВВЦ; Скульптурная композиция « Рабочий и Колхозница»; Стадион Зоркий в Красногорске, атриум на Никольской 10 и многие другие объекты, которые выполнялись, уже без привлечения теневой экономики.
Но, тем не менее, теневая экономика помогла, в то время, выжить  строительной индустрии: проектировщикам, строителям, заводам по производству строительных материалов и т. д., обеспечив их, хоть и частично - заказами.

К сожалению, в настоящее время, многие  головные институты обескровлены.
Новые же проектные организации, не всегда имеют требуемую «школу» -  уже появилась молодежь, но, увы, не всегда есть учителя!
В настоящее время, в связи с серьезными затруднениями в нашей экономике, инвестиции в строительство уменьшаются, что приводит к сокращениям, как в строительстве, так и в проектировании.
Будет очень обидно, если в очередной раз произойдет разрушение  сложившихся и  работоспособных коллективов! 


Рецензии
Тех ребят, которые поинтересовались Вашей квартирой, я понимаю, слишком дорого обходятся ошибки проектировщиков. Мне приходилось строить объект, где проектировщики "забыли" включить в смету стоимость колонн. Фермы, фундаменты, перекрытия, колонны в проекте есть, а в смете нет. Потом "инвестор"заставил их поставить "за счет экономии", а проектировщик исчез. Да и наши ПТОшники недосмотрели, когда ПСД принимали. Все это обошлось в стоимость не одной квартиры.

Талгат Алимов   28.09.2016 16:15     Заявить о нарушении
Талгат! Слава Богу квартира у меня осталась, так как обошлось без ошибок! Михаил.

Михаил Туллер   28.09.2016 17:24   Заявить о нарушении