Ответственность

Весь прошлый год школа упорно боролась за звание образцовой. Ученики ходили строем, пели в хоре, участвовали в разных соревнованиях, и первого сентября Анна Ивановна, директор, торжественно поздравила всех с новым учебным годом и почетным званием.
Первые везде, первые во всем...
В районе готовились чествовать металлургов. От каждой школы в Дом пионеров были направлены по два пятиклассника.
Оксана не была лучшей ученицей в классе, но стихи читала хорошо, к тому же, ей уже посчастливилось выступать в зале Дворца культуры. Правда, тогда она стояла на сцене не одна, а в составе школьного хора, но тот день девочка вспоминала с особым трепетом. Еще вспоминала, как радовалась, увидев объявление о наборе в хор, которое появилось перед Новым годом. Как в числе первых пришла на прослушивание. Волновалась, стоя у пианино. А когда ее внесли в список и сообщили, что у нее диапазон голоса целых две октавы, едва сдержалась, чтобы не запрыгать от радости. На занятия ходила с удовольствием, ни одного не пропустила. Подругам говорила, что станет певицей, а раз так — надо беречься и меньше гонять на лыжах. А потом состоялся смотр хоровых коллективов.  Школьники пели вдохновенно, ловили каждый жест руководителя, но призового места не заняли. «Ничего, в следующий раз обязательно повезет» — шептались между собой девочки но, когда пришли на репетицию в понедельник, их ожидала закрытая дверь. Расписание занятий хора исчезло без объяснений, как, собственно, и руководитель...

В комнате, на втором этаже Дома пионеров, собрались двадцать шесть ребят. Худенькая девушка с коротко стрижеными черными волосами обвела учеников беглым взглядом и улыбнулась.
— Отлично! Здравствуйте, меня зовут Ольга Владимировна. Сейчас всем раздам стихи, вы их прочитаете, и начнем репетицию.
Скучно... Оксана быстро выучила свой текст, запомнила, за кем читает, и кто выступает после нее.
Сделали два прогона. Много спотыкались, путались. Пионервожатая подсказывала, меняла детей местами, делала замечание тем, кто отвлекался. Потом строго настрого наказала всем выучить свои слова и, назначив встречу на послезавтра, отпустила школьников.
Репетиция Оксане не понравилась, как, собственно, и вся эта затея со стихами. Всю дорогу до дома девочка пыталась найти убийственную отговорку, чтобы увильнуть от обязательного мероприятия. Но, уважительной причины не нашлось, и в четверг, сразу после школы, она отправилась в Дом пионеров.
В этот раз в комнате на втором этаже было заметно свободнее. Похоже, половина из чтецов все же сумели найти причину, чтобы не ходить на репетиции.
Ольга Владимировна перераспределила стихи, сделала несколько прогонов. После похвалила ребят и попросила в понедельник не опаздывать.
Когда пионервожатая сетовала на безответственность не пришедших ребят, Оксана вдруг почувствовала укол совести за собственные мысли.
В понедельник она прибежала на репетицию первой. Быстренько повторила стихи и села у окошка в ожидании остальных ребят.
К назначенному часу в комнате собрались лишь десять школьников.
Пионервожатая, обведя детей хмурым взглядом, снова принялась распределять стихи.
Теперь прогоны стали совсем не скучными. Чтецы старались, Ольга Владимировна радовалась, что у них получился такой слаженный коллектив.

За две следующих репетиции выступление отработали полностью и, перед тем как попрощаться до субботы, договорились встретиться в Доме культуры за час до начала праздника, чтобы еще раз повторить стихи.

От лица Ольги Владимировны отлила кровь, когда она поняла, что пятеро из чтецов не пришли. Дети стояли перед ней нарядные, но их было слишком мало, а предпринимать что-то было слишком поздно.
— Давайте я прочитаю стихи за тех, кто не пришел, — предложила Оксана.
— Но у нас совсем нет времени... — пробормотала пионервожатая.
— Ничего. У меня память хорошая. Тем более, почти все стихи я уже и так знаю.
— Хорошо. Хорошо! — встрепенулась девушка. — Давайте быстренько пройдемся, повторим...
В ярком свете софитов школьники, как на ладони. Белые рубашки детей издают легкое свечение, пионерские галстуки горят алым пламенем. Оксана открывает приветствие, передает слово соседке и снова читает стих. Зал взрывается аплодисментами. Девочка делает паузу, и когда зал умолкает, продолжает выступление. Краем глаза она видит за кулисами бледную Ольгу Владимировну. Губы девушки шевелятся, повторяя каждое ее слово. И снова зал взрывается овациями.
Приветствие от пионеров окончено. Дети не сделали ни единой ошибки и счастливые ушли со сцены. Ольга Владимировна поспешила обнять их.
— Какие вы молодцы! Не подвели! Я так рада, так рада! Обязательно сообщу в ваши школы. А вы приходите в Дом пионеров. Обязательно! Поговорим о драматическом кружке...
Оксана летела домой, как на крыльях. Сегодня ей столько аплодировали. Она вдруг почувствовала себя такой важной, нужной. Представила себя в драмкружке, как играет в спектакле. Еще подумала, как удивится учительница по литературе, когда узнает о благодарности за участие в концерте...

В пятницу в школе вывесили новое объявление о наборе в баскетбольную команду. Оксана прочитала его без особого энтузиазма. Ей вполне хватило хора и обещанного драматического кружка.
Ольга Владимировна исчезла, оказалось, в Дом пионеров ее прикомандировали временно, только для того, чтобы подготовить выступление.

По пути со школы девочка встретила свою подругу.
— Ну что, как твой театральный кружок? — спросила Марина.
— Знаешь, я тут подумала, а давай пойдем и купим мороженое.
— Но... А вдруг у тебя горло заболит?
— Пусть! А когда снег выпадет, махнем с горы на лыжах! С самой вершины!
— С вершины?! А не забоишься?
— Нет. — Оксана поморщилась, а потом, бросив подруге: — догоняй, — побежала в сторону магазина...


Рецензии