Ханс Цайгер. Эдвардс и домостроительство времени

ДЖОНАТАН ЭДВАРДС И ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ
Ханс Цайгер (2006)


Когда в 1976 году Стив Миллер пел "Время прячется в будущем", его поколение было молодым. Но время ушло, и теперь сам Миллер стесняется своего возраста. Спустя 30 лет после триумфального взлета орел сложил свои крылья, и это вызывает мрачное чувство потерянного времени (1). 
Время, говорил Т.С.Элиот, неискупимо (2). Нет возможности вернуть его ни человеку в могиле, ни старику, вспоминающему о молодости, ни молодому человеку, напрасно желающему вернуть упущенные шансы детства. Время течет вперед: "Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит" (Еккл.1.5). И когда зайдет солнце, говорит Иисус  поколению Стива Миллера, "приходит ночь, когда никто не может делать" (Иоан.9.4).
Иисус пришел в конкретное время. "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день" (Иоан.9.4). Когда Он пошел на Крест, Он искупил неискупимое; Он купил время, и теперь оно течет во славу Его. Он проложил путь к вечности вниз по коридорам времени. И по Своей благодати Он установил домостроительство, позволяющее людям жить по-настоящему. Живя как должно, люди могут искупить время.
Искупление времени - это то, к чему наш век органически неспособен (3). Мало просто жить; немногие испытывают ту полноту жизни, которая действительно могла бы предвосхищать вечность. Немногие из христиан знают, что значит улучшить использование времени. Это вещь, совершенно чуждая "воскресным христианам" из мегацерквей США, как и многим прихожанам Эдвардса 300 лет назад. Но Эдвардс, по-видимому, предложил некоторые решения проблемы времени,  и его решения многое говорят через четырнадцать поколений христианам постмодерна.
Бенджамин Франклин, современник Эдвардса, сказал, что время - это материал, из которого состоит жизнь (4). Но Франклин отнюдь не был лучшим примером протестантской трудовой этики Новой Англии, в отличие от Эдвардса. В своих "Резолюциях", дневниковой записи, сделанной в самом начале служения и направленной на выращивание добрых привычек, Эдвардс ясно высказал свой взгляд на время. Он принял решение "никогда не терять ни мгновения времени, но использовать его самым полезным способом, какой только возможен" (5). Молодой Эдвардс рассматривал время как самый ценный дар для любого вида деятельности. В своем дневнике он также писал: "Минута, проведенная в полезном разговоре или в пути, так же хороша, как минута в моем кабинете" (6).
В молитве и исследованиях Эдвардс провел большую часть своей жизни, и он готов был трудиться еще до восхода солнца. В январе 1728 г., уже в Нортхэмптоне, он объяснил в дневниковой записи: Я думаю, что Христос рекомендовал вставать рано утром, поскольку Он восстал из могилы очень рано" (7). Сначала Эдвардс молился сам, затем он приглашал к молитве жену Сару и детей. И до самого вечера он трудился, созерцал глубокие вопросы теологии и корпел над Библией, буквально вливая ее содержание в свой ум и сердце, а затем писал и писал. Все ежедневные трапезы начинались и заканчивались молитвой, и день завершался вместе с Сарой в молитве (8).
Именно с таким расположением Эдвардс стремился служить Богу. Амбициозная программа пастырства и литературный труд часто приводили к обвинениям в его адрес. Обычно Эдвардс ограничивал свои пастырские обязанности в основном проповедью. Он избегал систематических процедур пастырского наставничества и посещения на дому, предпочитая встречаться с прихожанами у себя в кабинете. Повседневную работу по дому и управление имуществом он во многом предоставил жене. Только в лесу он был свободен, чтобы созерцать природу и размышлять, прерывая размышления, молитвы и научные занятия (9).
Эдвардс хорошо знал свое призвание, а также его потенциал и границы. То, что люди часто считают делом своей жизни во славу Господа, одновременно захватывало и отрезвляло Эдвардса. Он знал, что он был призван писать и проповедовать, и управлять своей Церковью во славу Господа. Он знал также, что время слишком коротко для всего остального. Возможно, он отчасти стремился оправдать свое дело, когда сказал своей пастве в первые дни Пробуждения, что люди должны сосредоточиться на делах своего призвания. "Не следует тратить время, занимаясь бесполезными делами и развлечениями. Все время, которое у нас есть, должно быть подчинено делам нашей жизни. Его у нас не так много, и разумно будет использовать его для вещей, которые наиболее подходят для нашего ума и тела в осуществлении нашего призвания" (10).  Поистине, Бог имел дело с Джонатаном Эдвардсом, и Эдвардс знал, что следует делать ему.
Светские специалисты по менеджменту исписали целые тома, чтобы помочь профессионалам правильно использовать время. Не так давно Питер Друкер в "Эффективном менеджменте" обозначил в качестве первой из пяти привычек эффективных руководителей знание границ и потенциала своего времени (11). "Время - дефицитный ресурс, - пишет он, - и если мы не знаем, на что его тратить, мы не сможем управлять им" (12). Таким же образом  Кен Бланшар в своем бестселлере "Менеджер встречает обезьяну" описывает  этот принцип в главе "Безусловное обращение" (13).  Обращение Кена Бланшара, однако, было явно не столь безусловным, как обращение Эдвардса. Христианство в глазах многих светских руководителей - это скорее временные преимущества, нежели вечная благодать, которая вдохновляет их лишь в отдельные моменты. Это немалое благословение, но это отнюдь не искупление времени.
Озабоченность Эдвардса временем, в частности, иллюстрируют две проповеди. Первая из них была прочитана в декабре 1734 г. на Еф.5.16, стих, увещевающий христиан "дорожить временем, ибо дни лукавы". Другими словами, говорит Эдвардс, "растление стремится ускорить угрозу суда, но святое и осмотрительное хождение стремится искупить время от пожирающих челюстей бедствий" (14). Тезис Эдвардса состоит в том, что "время чрезвычайно ценно".
Время дорого по четырем причинам. Первая из них состоит в самом ядре всего духовного домостроительства - в том, что "счастливая или несчастная вечность зависит от доброго или злого использования времени" (15). Действительно, Эдвардс показывает, что эгоизм является  мотивирующим фактором человечества. "Люди имеют обыкновение придавать максимальное значение тем вещам, от которых, по их мнению, зависит то, в чем они видят свой наибольший интерес. И это делает время чрезвычайно драгоценными для нас, ибо наше вечное благо зависит от того, как мы распорядимся им" (16). Понимание всегда следует за интересом; при надлежащем интересе к ценностям люди извлекают пользу. Но ценность, которая зависит от использования времени - это вечное счастье (17).
Во-вторых, времени очень мало. Дефицит времени менее гибок, чем дефицит любого другого блага. Времени всегда очень мало. "Время так коротко, и работа, которую мы должны исполнить, так велика, что нам не на чем экономить" - пишет Эдвардс (18).
В-третьих, время является крайне неопределенным. Это Эдвардс хотел бы подчеркнуть и в своей самой знаменитой проповеди  "Грешники в руках разгневанного Бога", заявив в 1741 году, что "нечестивые люди ни одного мгновения не пребывают в безопасности от того, чтобы  быть похищенными смертью" (19). Бог может пресечь их жизнь в любой момент, и они окажутся в могиле и в аду.
Наконец, время не вернуть после того, как оно ушло. Каждый миг безвозвратно уходит от нас, и остается только память. Каждый момент, говорит Эдвардс, "последовательно предлагает нам, что мы можем с ним сделать" (20). Каждый миг есть дар от Бога; каждый заставляет ценить время: carpe diem! Всякий раз, когда люди "срывают день" ради Бога, Ему воздается слава!
Но в чем состоит цель времени? Эдвардс говорит, что Бог "дал вам время здесь для того, чтобы подготовиться к вечности" (21). Это время суда, по результатам которого душа становится готовой к смерти, и, соответственно, для вечной жизни. Не время как таковое искупается, но душа избирает цели, оправдывающие ее пребывание во времени. Как правило, люди не живут для этой цели, и они разбазаривают свое время в скуке и сне, веселье и грехе, в суетных и пустых делах. "Нет ничего более ценного, и нет ничего, что люди меньше ценят" - заявляет Эдвардс (22). Время  более ценно, чем любые деньги, говорит он. Если бы люди были так щедры к деньгам, как к своему времени, если бы для них было столь же важно так швырять свои деньги, как они расточают свое время, мы сочли бы, что они не в здравом уме. Тем не менее время в тысячу раз ценнее любых денег, и если оно ушло, оно не может быть куплено ни за какое золото и серебро" (23). Три вещи лишают нас времени: праздность (когда мы "не делаем ничего ценного и полезного"), беззаконие (трата времени на "дурные цели")  и мирской образ жизни (трата времени просто так (24)). Эгоистичные люди, как правило, склонны ко всему этому в ущерб своему долгу. Это достаточно отвратно даже с точки зрения мира. Деловой писатель Меррилл Дуглас пишет: "Потеря времени мешает успеху" (25). Промедление создается путем сочетания привычек и инерции, говорит Дуглас. Люди откладывают дела на потом, уже имея привычку к беспечности.
Вторая проповедь Эдвардса на эту тему называется «Промедление, или грех и глупость  зависимости от будущего". Для Эдвардса промедление недопустимо, ибо будущее еще не существует, а завтра может быть непредсказуемым. В человеческих расчетах всегда есть доля вероятности, но христианин не вправе от этого зависеть.
Когда судья Верховного суда Кларенс Томас посетил Хилсдэйл колледж в 2004 году, один студент спросил его: "Как лучше жить?". Он ответил: "Нужно всегда сосредотачиваться на своей ближайшей задаче". Не делая этого, концентрируя внимание на следующей неделе или на делах соседа, человек тратит время. Поэтому Эдвардс просит своих читателей взыскать свои сердца, чтобы найти в них грязь, которая портит дары времени. Это дар, на который люди не могут позволить себе полагаться (26). Сэмюэл Рутерфорд обратил на это внимание еще в XVII в. (27)
Христианин должен жить, как умирающий. Тим Макгроу пел о человеке, умирающем от рака: "Я прыгал с парашютом, я любил слаще, и я простил всех" (28). Мартина Лютера однажды спросили, что он делал бы, зная, что завтра настанет конец мира. "Я бы посадил дерево" - ответил он. Но для Эдвардса смертельная болезнь или знание о надвигающемся Армагеддоне не были тем, что могло бы подсказать христианину жить с таким настроем духа. Скорее, он говорит, что мы "должны жить каждый день так добросовестно и так свято, как если бы мы знали, что этот день для нас последний" (29). Эдвардс знал, что смерть - это не просто состояние, к которому мы приходим к концу своих земных дней; вся наша жизнь на самом деле есть медленное умирание. Эдвардс лишь повторил то, что давно сказал Августин в "Граде Божием": "В каждый миг этой жизни наша изменчивость стремится к смерти" (30).
Мы живем в определенных обстоятельствах. Конечно, люди должны зарабатывать себе на жизнь, и они должны исполнять свое призвание. Но люди не могут работать и полагаться на свой труд так, как если бы это было главной целью их жизни. Главная цель жизни выше, чем жизнь, и только она наполняет эту жизнь смыслом: это вечность. Поэтому зависимость от будущего и принятие решений исходя из этой зависимости являются основой для греха.  Амбиции и жадность питаются излишними надеждами на будущее. Твердая вера в завтрашний день, обесценивающая нынешний, обессмысливает и надежду на вечную жизнь. Как человек полагается на свои страховки или взносы в пенсионный фонд, так он может лелеять ложную надежду на спасение на смертном одре. Эдвардс напоминает нам, что нет никакого "завтра". Завтра может быть или не быть, но то, что лишь возможно, является вполне неопределенным.
Когда люди начинают действовать в зависимости от завтрашнего дня, они часто грешат одним из шести способов. Во-первых, "они сосредотачивают свои сердца на наслаждениях этой жизни" (31). Любя этот мир и вещи этого мира, люди обрекают себя на разочарование. Эдвардс пишет: "То, что они так сильно горюют от потери каких-либо временных наслаждений или возникновения каких-то временных разочарований, показывает, что они сосредоточили свои сердца на них, и вели себя так, как будто они хвастались завтрашним днем и постоянно зависели от него, надеясь на долгую жизнь. Если они будут разочарованы, а утешение их жизни - уничтожено, это показывает, что эти временные наслаждения были не слишком крепким фундаментом, на котором стояло их утешение" (32). Эдвардс настаивает, что самые высокие радости являются Божественными и вечными, а не мирскими.
Во-вторых, люди становятся гордыми, слишком надеясь на будущее. Эдвардс пишет: "Если люди гордятся своими мирскими обстоятельствами, это показывает, что они зависят от завтрашнего дня, потому что никто не будет тратить время на превозношение тем, что лишь на один день". Гордость своей внешностью вряд ли может быть источником надежды, ибо состояние нашего тела ухудшается внешняя красота неумолимо исчезает с течением времени. Ни одна актриса не смогла миллионными пластическими операциями спасти надолго свое лицо, а тем более душу. Ибо, говорит Эдвардс, в могиле нет никакой красоты; "вместо красоты и свежести лица будет холодная и застывшая, жесткая плоть с остекленевшими глазами" (33). Описание трупа может оскорблять нашу гордость, но на самом деле оно  лишь призывает к смирению.
В-третьих, зависимость от будущего порождает зависть. Люди ссорятся и спорят, желая получить некоторое преимущество перед другой стороной. Конечно, в Нортхэмптоне разделения происходили регулярно, и в конечном итоге это привело к изгнанию Эдвардса с кафедры.
В-четвертых, нельзя рассчитывать на спасение от греха в будущем вместо того, чтобы искать немедленного покаяния, ибо эта тщетная надежда будет погублена. Это мнимая безопасность в грехе и уверенность в земных надеждах, а не безопасность во Христе и уверенность в вечности.
В-пятых, жить завтрашним днем означает упускать из виду актуальность дня сегодняшнего. Духовные обязанности требуются в христианской жизни не как упражнения время от времени, не как обязанности для определенных дней, но в качестве основного содержания жизни. Они должны исполняться всерьез и с той страстью, которую пуританин Томас Уотсон даже называл "насилием" (34). Эдвардс убежден, что мир нечестивого человека - не настоящий мир. Это война против Бога Живого.
Эта война, в-шестых, есть само определение греха. И грех должен в какой-то момент быть искоренен. Либо человек должен возместить свои грехи и искать их прощения, либо на него будет обращен гнев Всемогущего. Жить, полагаясь на будущее покаяние или прощение - значит не понимать  того, что шанс, предоставленный сегодня, может быть последним.
 Смерть неизбежна. Она более неизбежна, чем продолжение этой жизни. Когда человек стар и все еще может ожидать другого дня, он меньше всего должен думать так. "Люди, дожившие до многих дней... имеют сильное желание жить еще дольше, и считают, что они по-прежнему не готовы к смерти" (35). Но это худшая из причин ждать завтрашнего дня. Наша жизнь или впечатляющее наследие не имеют никакой искупительной ценности. "То, что люди  были очень полезны в свое время, и что имеет большое значение для их семей и соседей, чтобы они должны были жить дольше - не является никаким основанием для того, чтобы полагаться на завтрашний день" (36). Кроме того, нет безопасности в самой безопасности; кропотливые меры предосторожности, чтобы избежать опасностей и улучшить состояние здоровья, физические упражнения и диета, солнцезащитный крем и ремни безопасности - довольно недостаточные средства продлить жизнь. И подготовка к будущему может быть более опасной, чем отсутствие всякой подготовки. Каждому дню достаточно своей заботы, говорит Иисус (Мтф.6.34). В христианской жизни нет места ожиданиям будущего независимо от вечной славы. "Когда люди молоды, - пишет Эдвардс, - они хотят дожить до средних лет, а потом надеются на старость, и им всегда кажется, что смерть еще далека" (37).
Если христианин  не беспокоится за свое земное будущее, его вряд ли будут интересовать дела других людей. Христиане не должны вмешиваться в чужую жизнь вместо того, чтобы решать проблемы "между Богом и собственной душой" (38). Если люди не живут сегодняшним днем, они начинают ссориться между собой, позволяют себе бессмысленную вражду и испытывают боль от взаимных тайных упреков. Жизнь было бы много прочнее, если бы люди могли сосредоточиться на своей главной задаче. "Если бы все жили каждый день, не полагаясь на день завтрашний, мы были бы мирными и спокойными людьми" - пишет Эдвардс (39).  Есть тот страшный мир и покой, который усмиряет самые кровавые распри. Это зловещее успокоение могилы. Здесь Эдвардс прямо обращается к народу Нортхэмптона: "Скоро придет время, когда вы, кто на протяжении многих лет боролся друг с другом, будете очень миролюбивы, как и все в этом мире. Ваши мертвые тела, вероятно, будут лежать спокойно вместе в одном месте погребения" (40). Голоса самых ярых спорщиков однажды замолкнут; лишь их души будут трепетать перед судом.
Что же, как спросил упомянутый студент судью, является лучшим способом жить? Эдвардс говорит нам прежде всего, что христианин должен помнить, что ему предстоит дать отчет пред Богом за совершенное во времени. " Время - талант, данный нам Богом; Он даровал нам наши дни, и назначил каждый из них для какого-то дела, и потому в конце наших дней спросит у нас отчета" (41). Христианину следует горько оплакивать потерянное время. "Вы должны горько оплакать потерянное время, но это еще не все; необходимо приложить все усердие, чтобы лучше использовать оставшуюся у вас часть его" (42). Благодаря прежней беспечности наши возможности значительно сократились (43). Наше призвание, оставшись тем же самым, станет более обременительным в оставшуюся часть жизни, а преимущества молодости быстротечны. "Время юности уходит, а почти вся наша работа остается впереди" - говорит Эдвардс (44).  Молодежь тратит свое время в лени в заблуждении, что все лучшее еще впереди, в то время как старики тратят его в отчаянии, что все лучшее уже пришло и ушло. Эдвардс предлагает христианину помнить, что ему предстоит умереть (45). Это пробудит нас от греховного расточения времени и вернет к реальности. Вечность бесконечна, а время - последний шанс для человека, прежде чем он столкнется с вечностью напрямую (46).
Эдвардс указывает, что три вещи должны быть сделаны нами немедленно. Во-первых, христианин должен поспешить, чтобы действовать сейчас. Во-вторых, он должен расставить приоритеты в своем времени. Например, личные молитвы, субботние дни и духовное посвящение заслуживают большего выделения времени (47). И, в-третьих, свободное время должно быть потрачено с умом. Оно должно быть использовано для служения Богу, а не нашему эгоизму.
В заключительном разделе своей проповеди о промедлении Эдвардс дает в высшей степени серьезные рекомендации о том, "как потратить каждый день". Эдвардс повторяет важнейший принцип жизни: "Бог скрыл от нас день нашей смерти, без сомнения, отчасти из-за того, чтобы мы могли быть всегда рады Ему и готовы к ней, и могли  жить так, как те, которые всегда ждут прихода своего Господа" (48). Каждое дело святого должно быть для него как последним. "Позвольте мне умолять вас не зависеть ни от какого момента в своем будущем, хранить каждую субботу и слушать каждую проповедь, как если бы она была последней. И когда вы идете в свою молитвенную комнату и обращаетесь к Отцу своему, видящему тайное, не ставьте это ни в какую зависимость от возможности исполнить тот же долг в будущем" (49).  Мужчины и женщины должны знать также, что их удовольствия молодости, семейные отношения или житейские дела на самом деле могут закончиться в любую минуту.
Всегда  быть готовым к смерти - это лучший способ жизни. Действительно, только тогда, когда человек знает, что он умирает, и активно готовится к смерти, он на самом деле жив.  "Это способ действительно и по-настоящему быть готовы к смерти, способ всегда быть готовым жить или умереть, быть готовым к любой скорби и несчастью, и ко всему, что Бог в Своем провидении обратит на вас. Это способ не только привыкнуть, но быть фактически готовым к любым переменам, в том числе и к последнему изменению. Это способ управить наши души в спокойном и безмятежном мире, и выработать непоколебимую стойкость души среди самых страшных перемен, там, где мы сталкиваемся с самыми грозными врагами, чтобы быть готовым с непоколебимой уверенностью одержать победу над смертью, когда вы с ней познакомитесь, чтобы ваши сердца были тверды в уповании на Бога, стоя на прочном фундаменте, и, стремясь в Его жилище, не опасались злых вестей, но смеялись над страхом врага" (50). Вот поистине надежда христианина, который научен дорожить временем! Это подлинно христианская уверенность, а не самонадеянность.  Такой христианин проживает всю свою жизнь как молитву, и делает Библию своей ежедневной повесткой дня.
Исследование времени - действительно исследование вечности, если оно совершается надлежащим образом. Время - это реальность, в которой мы существуем. После Эдвардса мало кто из христианских писателей писал так серьезно о времени. Нередко за эту тему берутся проповедники здоровья и процветания. Вместо того, чтобы искать вечность с пылом Друкера, христиане взялись изучать Друкера с пылом вечности.
Эдвардс призывает христиан эпохи постмодерна дорожить временем и быть готовыми к концу времен. "Как благословен тот мир, - восклицает он, - что возникает от такой постоянной подготовки к смерти!" (51). Чтобы подготовиться к смерти, нужно быть готовым жить снова. Ожидание возвращения Христа есть знак того, что мы сможем пройти долину смерти. Преодоление страха смерти - это большой труд; тем не менее это благодать, которую может даровать только Бог. И хотя время несется к своему концу и топит нас как песок, человек, у которого душа дома, в вечности, может стоять твердо и непоколебимо на этой скале.
 
(1) Steve Miller, “Fly Like an Eagle.” Fly Like an Eagle.
(2) T.S. Eliot, “Burnt Norton,” The Four Quartets
(3) William Hoffer, “How Do You Perceive Time?” in The Management of Time, ed. A. Dale Timpe (New York: Facts on File, 1987), 25
(4) Это наблюдение делает Дэниел Уокер Хоу в книге "Рождение американского Я", и после него - George M. Marsden, Jonathan Edwards: A Life. (New Haven, CT: Yale University Press, 2003), 133. Эдвардс был не единственным лидером-ривайвелистом, предложившим концепцию времени. Джордж Уайтфилд был не менее обеспокоен этой темой, тщательно ведя дневник.Проповедуя в Даммере, 20-летний Уайтфилд предложил разделить сутки на три части:   восемь часов на учение, восемь на молитву, катехизацию и посещение прихожан, и восемь на еду и сон (George Whitefield, George Whitefield’s Journals. [Carlisle, PA: Banner of Truth Trust, 1989], 79)
(5) Jonathan Edwards, quoted in George M. Marsden, Jonathan Edwards: A Life. (New Haven, CT: Yale University Press, 2003), 51
(6) Marsden, 51
(7) Ibid., 133
(8) Ibid.,
(9) Ibid., 133-136
(10) Jonathan Edwards, “The Preciousness of Time, and the Importance of Redeeming It,” December, 1734. The Works of Jonathan Edwards, Vol. II, (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 2005), 236
(11) Peter F. Drucker, The Daily Drucker. (New York: Harper Collins, 2004), 272
(12) Drucker, quoted in Jitendra Mishra and Prabhakra Misra, “Time Management: Getting the Best Out of Your Time,” in The Management of Time, ed. A. Dale Timpe (New York: Facts on File, 1987), 9
(13) Ken Blanchard, The One Minute Manager Meets the Monkey. (New York: William Morrow and Company, 1989), 129
(14) Edwards, 233
(15) Ibid., 233
(16) Ibid., 233
(17) Ibid., 233
(18) Ibid., 233-234
(19) Jonathan Edwards, “Sinners in the Hands of An Angry God,” 1741, The Works of Jonathan Edwards, Vol. II, (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 2005), 8
(20) Edwards, “The Preciousness of Time, and the Importance of Redeeming It,” 234
(21) Ibid.
(22) Ibid.
(23) Ibid.
(24) Ibid. 235
(25) Merrill E. Douglass, “How to Conquer Procrastination,” in The Management of Time, ed. A. Dale Timpe (New York: Facts on File, 1987), 279
(26) То же самое говорит Господь Осии: "Народ Мой закоснел в отпадении от Меня" (Ос.11.7).
(27) Samuel Rutherford, “The Sands of Time Are Sinking,” hymn
(28) Tim McGraw, “Live Like You Were Dying,” 2004
(29) Jonathan Edwards, “Procrastination, or, the Sin and Folly of Depending on Future Time.” The Works of Jonathan Edwards, Vol. II, (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 2005), 237
(30) Augustine, City of God, in Political Writings, Michael W. Tkacz and Douglas Kries, translators, Ernest L. Fortin and Douglas Kries, editors (Indianapolis: Hackett, 1994), 93
(31) Jonathan Edwards, “Procrastination, or, the Sin and Folly of Depending on Future Time.” 238
(32) Ibid.
(33) Ibid.
(34) Thomas Watson, Heaven Taken by Storm: Showing the Holy Violence a Christian is to put forth in the Pursuit after Glory. Joel R. Beeke, ed. (Ligonier, PA: Soli Deo Gloria Publications, 1992)
(35) Jonathan Edwards, “Procrastination, or, the Sin and Folly of Depending on Future Time,” 239-240
(36) Ibid., 240
(37) Ibid.
(38) Ibid.
(39) Ibid.
(40) Ibid. 241
(41) Ibid.
(42) Ibid.
(43) Edwards, “The Preciousness of Time, and the Importance of Redeeming It,” 235
(44) Ibid.235
(45) Ibid. 236
(46)  Эту мысль позже проводил К.С.Льюис в "Письмах Баламута", где бес говорит: "Наше дело - увести их мысли и от вечности, и от настоящего" (C.S. Lewis, The Screwtape Letters. [New York: Harper Collins, 2001], 76) "Вот почему почти все пороки укоренены в будущем, а благодарность обращена к прошлому, в то время как любовь — к настоящему. Страх, жадность, похоть, честолюбие обращены вперед. Не думай, что, как только в похоти наступает удовольствие, грех (единственное, что нас интересует) уже позади. Удовольствие как раз та часть процесса, которая нас раздражает, мы охотно свели бы ее на нет, если бы не лишились при этом и греха. Удовольствие испытывают с Вражьей помощью и потому переживают в настоящем. Грех, возникающий с нашей помощью, устремлен в будущее".
(Lewis, 78-79)
(47) Edwards, “The Preciousness of Time, and the Importance of Redeeming It,” 236
(48) Edwards, “Procrastination, or, the Sin and Folly of Depending on Future Time.” 242Ibid
(49) Ibid
(50) Ibid
(51) Ibid

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии