Есть мнение критика От литературы
В структуре художественного произведения, особенно в очерковой и «рассказовой» прозе, портрет обретает смыслопорождающую функцию. Это связано с возрастающей ролью повествователя в этих жанрах. Подвижная точка зрения автора-повествователя мотивирует переход от одной сюжетной ситуации к другой, соединяет несколько стилевых пластов высказывания. Автор конструирует создаваемый им образ человека, используя разные возможности закрепления визуального впечатления, соединяет в нём описание черт внешности и характеристику поведения персонажа. Портрет становится способом обнаружения индивидуально-неповторимого в изображаемом человеке, и в то же время типического, свойственного человеку и за пределами определённой ситуации. Эта тенденция портретирования испытывает на себе влияние реализма в литературе.
Существенным признаком жанра романа является способ повествования, в котором отражен сложившийся тип взаимодействия между реальным автором, повествователем и созданной в произведении системой образов-персонажей. В художественном мире романа портрет осуществляет связь между повествователем и персонажем.
Точка зрения автора проявляет себя в различных функциях представления внешности героя, наиболее продуктивными из которых являются: 1) собственно портрет ; изображение внешности персонажа с точки зрения повествователя; 2) визуальный образ, передающий точку зрения «другого» (или «других»); 3) портретная характеристика, складывающаяся из со- или противопоставления «точек съёмки» повествователя и «другого».
Портретная характеристика и визуальный образ человека приобрели в романе функции: 1) мотивировки поведения персонажа и «другого» в пределах сюжетной ситуации; 2) выражения позиции автора-повествователя; 3) аргументации развёртывания способа повествования. В каждом из названных видов изображения внешности героя раскрывается его внутренний мир, нравственный потенциал, содержится прямая или опосредованная оценка персонажа автором. Портрет в русском романе приобретает функцию знака, несущего в себе не только информацию о герое, но и о произведении в целом. Вместе с тем, портрет в романе оказывается звеном, которое связывает художественный текст и окружающий его реальный мир, осуществляя путём возбуждения определённых зрительных ассоциаций контакт между автором и читателем.
Так, портрет выполняет функцию «параллельного» сюжета в романе Тургенева «Отцы и дети», что мотивировано функциональной многогранностью повествователя, меняющего ракурс изображения героя. В структуре романа Достоевского «Идиот» (1)портрет определяет характер развёртывания узловых элементов сюжета, в романе Гончарова «Обломов» (2) портрет выполняет роль «свёрнутого» мотива повествования, в романе Льва Толстого «Анна Каренина» (3)играет роль архитектонических «арок», на которых держится художественный «свод» произведения. Визуальные образы, передающие индивидуальные черты облика героя в сложные моменты его биографии, накладываясь на собственно портретную характеристику, позволяют увидеть в герое не только тип, но и личность с присущей ей индивидуальностью и судьбой. Сюжетообразующей функцией обладает портрет и в романах Достоевского, оригинальность которого заключалась в стремлении писателя воплотить в нём свою идею. Портреты героев Достоевского не обнаруживают прямой обусловленности внешнего «средой»: соотношение внешнего и внутреннего в них находится в состоянии неустойчивого равновесия.
Начиная со второй половины XIX века портрет в русском романе выполняет важную роль в организации повествования. Портретная характеристика становится отражением сложившегося типа взаимодействия между автором, повествователем и созданной в произведении системой персонажей.
Анализ художественных форм портрета свидетельствует о том, что многие визуальные образы героев русской литературы созданы в расчёте на активность читательских ассоциаций, включающих в себя различные способы интерпретации художественного текста, в том числе и живописный контекст, который расширяет смысловое поле образа и всего произведения в целом. Портретная характеристика героев постепенно освобождается от выполнения чисто служебной, описательной, репрезентативной роли и становится, наряду с другими элементами художественной структуры, конструктивным элементом повествования, несущим в себе информацию о жанровой модификации произведения.
Свидетельство о публикации №215122601565
Что это вроде и не я -
Я врос в изогнутую лыжу
Шершавой корки бытия.
Гляжу я будто бы оттуда,
Но взгляд как будто бы не мой -
Я вижу признаки верблюда
И два горба за головой.
Хочу я вырваться, но держит меня проклятье.
Вот болван!
Не замечал я это прежде,
Пока не сел писать роман.
___________
да, портретная характеристика, это круто.
))
Дмитрий Маштаков 16.05.2018 20:22 Заявить о нарушении
Сергий Чернец 16.05.2018 20:46 Заявить о нарушении
Написал пять главок по нескольку строф в каждой, и они меня обнадёжили. Мне по крайней мере это дело показалось интересным.
Но сомневаюсь. Возможно, современные темы непригодны для подобной формы. А, может быть и нет.
Поискал на поисковике - поэмы есть, романов нет. Евгений Онегин - один на все времена ))
Дм.
Дмитрий Маштаков 17.05.2018 08:55 Заявить о нарушении
Сергий Чернец 17.05.2018 10:03 Заявить о нарушении
Результат вот он - http://www.proza.ru/2018/05/24/1210
Огромное спасибо Вам за то, что подтолкнули к такому интересному творчеству.
Не скажу относительно портретов, но колоритные изображения имеются.
Дмитрий Маштаков 29.05.2018 15:41 Заявить о нарушении