Встреча
Ольга заходит в модное сейчас кафе «Якотория», она никогда до этого не была здесь.
«Эй! Мы тут!» - почти из конца зала машет ей Юля Шомовская, высокая длинноволосая брюнетка в дорогой норковой накидке. Она уже развелась с двоечником Улинским, который подсадил её на травку. Внешне Юля совсем не изменилась, только, может, похудела. Её отец работал в налоговой инспекции, жили они хорошо даже в нелёгкие 90-е. Почти по всем предметам она занималась дополнительно с учителями, поэтому ей завышали оценки как могли. Теперь родители устроили её работать в краевую администрацию.
Оля быстро подходит к их столу. «Мы тут все как за партой, все равны!» - басит Миша Лисавецкий, намекая на свою удачную карьеру. Высокий, светловолосый, узкоглазый проныра со слащавой улыбкой. Он женился на деревенской простушке, его сыну лет пять. Миша - «король класса»: «Поляшова, ты все молодеешь! Небось, и замуж вышла? И ребенка родила?» Оля достает сотовый телефон последней модели. Миша мгновенно оценивает его стоимость. Теперь он будет заискивать перед ней, впрочем, как всегда.
Миша говорит всем девочкам класса свой ежегодный тост – его слова звучат как проклятие. Каждую встречу выпускников он заявляет какой-нибудь однокласснице: «Желаю счастья! Но у тебя же в личной жизни и так все в порядке?» Обычно после этого одноклассница разводится. Так уже развелись Вика Дрыга и Маша Конеева. Брак Лили Самойлиной пока держится. В этом году он сказал это Оле…
«Катюша, тебе успеха в бизнесе! Процветания и материального благополучия!». Отличница Катя Корнилова, кареглазая блондинка модельной внешности, судорожно пьет шампанское. У нее своя турфирма. Лисавецкий пожелал успеха – готовься к банкротству.
Миша продолжает: «Мариночка, а ты, чтобы, наконец, вышла замуж!». Марина Львова закатывает глаза. Лисавецкий желает ей это вот уже пять лет. Значит, в этом году замуж опять не выйдет.
Миша не забывает упомянуть Лилю Самойлину - дочку богатых родителей. «А Лиля ждет третьего ребёнка, вот настоящая женщина, всем бы так! Здоровья ей!». А еще год назад он говорил: «Девочки, имейте совесть, зачем много рожать? Вы же не свиноматки!»
Еще до Олиного замужества после встречи выпускников где-то в одиннадцать вечера Миша прислал ей эсэмэс: «Только ты и Алина Синюк сегодня не курили за столом. Всегда уважал некурящих женщин. Но Алине я такое эсэмэс послать не могу, у нее муж может неправильно понять…»
Воспоминания нахлынули рекой. Одиннадцатый класс. Миша нагло дергает Олю сзади за рукав: «Ольгочка, ну реши эту задачу. Если решишь, мне Наталья Борисовна пять в аттестат поставит».
Миша Лисавецкий специально сел сзади Ольги в восьмом классе и четыре года бесцеремонно списывал. Поэтому он закончил школу с серебряной медалью. Оля с золотой.
В классе отличникам приходилось нелегко. Их было трое: Оля Поляшова, Саша Писаренко и Катя Корнилова. Они распределились равномерно: в каждом углу по отличнику. И все, кто сидел рядом, дружно списывали. А попробуй, не дай скатать. Саша пытался, так его подкараулили и избили у школы трое парней. Били в живот так, что уголовное дело не завести, но запоминается надолго. Родителям он ничего не сказал…
Саша Писаренко тоже здесь. Его Ольга на самом деле рада видеть. Он её, кажется, тоже.
- Ты так же в декрете, - удивляется он. Оля подсаживается к Саше.
- Я всегда думал, ты станешь карьеристкой. До сих пор не могу поверить, что ты осела дома.
Оля смотрит на него и вместо заматеревшего начальника инженерного отдела в дорогом костюме видит скромного, тихого пухленького мальчишку, в двойных очках и вязаном мамой свитере.
Она вспоминает восьмой класс, унылые стены школы, решетки на окнах, забор по периметру, Сашино заплаканное лицо. Как физичка искала его обидчиков, а Лисавецкий злорадствовал: «Видишь, Писюк… попробуй, не дай ещё раз содрать, и не такое будет…»
Оля вспоминает, как потом Саша сказал ей:
- И как теперь не давать списывать?
- Но они же тупые, они же будут получать твои пятерки! Это нечестно!
- А если не дать… вот, что получается… мне моё здоровье дороже. Всё равно преподы видят, кто на какую оценку знает…
- Может, стоит решать специально неправильно?
- Поймут – отомстят…
Ольга тогда решила: «Рисковать не стоит, пишите, мне не жалко. Только меня оставьте в покое!»
Четыре года Лисавецкий дышал ей в спину. Они с Сашей шли на каждую контрольную решить один вариант себе и половину варианта соседу. Потом шпоры разлетались по классу. Главное, все успеть за сорок минут. Обидно было решить себе на четыре, а Лисавецкому на пять. Тогда можно услышать Мишин ехидный голос: «Ну что, Поляшова, сдаёшь позиции?».
Катю Корнилову прижали по-другому. Алина, её соседка по парте, в шутку сказала, что, если Катя не будет ей помогать, она расскажет всему классу все Катины секреты. И Катя, тихо сопя, за урок решала два варианта…
Прошло уже больше двенадцати лет, как они закончили школу…
Ольга отгоняет воспоминания. Кафе «Якотория», тусклый свет, смех за огромным столом. Тут вся «мафиозная элита»: Миша Лисавецкий, близняшки Таня и Ангелина Шахмановы, Вика Дрыга, Рома Борисов, Оксана Назарко, Марк Хунагов, Маша Конеева… Почти весь их нерадивый и недружный класс. На встречу выпускников не пришли те, кто не приходит обычно. Не пришла Лена Старицына, долговязая крашеная блондинка. Она всегда стеснялась того, что из бедной семьи, что жила с мамой и братом. Вика не появлялась ни на одной встрече выпускников за двенадцать лет. Нет и Насти Цветко, невысокой девчонки с короткими мелированными волосами и носом-картошкой, «Параськи», как её обидно дразнили модные мальчики и девочки. Она сидела одна на последней парте и училась из рук вон плохо. Теперь она успешный дизайнер. Настя и на выпускной не пришла: «Ни за что больше не хочу видеть эти поганые морды».
И ещё одна не пришла. Их встреча так и не состоялась. Она не звонила Оле с выпускного вечера. Она – это Олина лучшая подруга в школе. Мирослава. Они сидели за одной партой семь лет и были неразлучны.
Мирослава пришла в их школу в пятом классе. Славин отец был военный, и они переехали из Украины. У Ольги не было подруг. Она была изгоем, как и многие десятилетние отличники. Оля ухватилась за Мирославу как за последнюю возможность завести подружку в классе и не ходить везде одной.
Ольга быстро договорилась с классной руководительницей подсадить Мирославу к ней на первую парту. Слава была ростом ниже Ольги, худенькая, русая, с огромными голубыми глазами, пугающим орлиным носом и белыми бантами. Она тоже носила очки, как и Оля, и тоже их стеснялась – это девочек и сблизило.
Ольга была счастлива: наконец-то у нее, как и у всех, будет подружка! Только бабушка почему-то предупредила: «Люди с западной Украины хитрые – ты с ней поосторожнее».
Теперь они везде ходили вместе, вместе бегали на физре, вместе сидели в столовой, по очереди носили учебники, обсуждали учителей и одноклассников. Правда, Мирослава немного отвлекала Олю на уроках, просила помочь на контрольных и самостоятельных. Ольга была суфлером многих её устных ответов с места. Славе не давались точные науки, но пара решенных Олей номеров всегда вытягивали её на твердую четверку.
В десятом классе у Славы начались проблемы с физикой. Вернее, проблемы были всегда, но сейчас о них узнала учительница… Просто наступило время олимпиад. Ольгу и Сашу Писаренко часто снимали с уроков и посылали отстаивать честь школы, больше послать было некого. Катя Корнилова ходить на олимпиады отказывалась…
Они были на всех олимпиадах подряд: по физике, химии, математике, информатике, истории, обществознанию, биологии, русскому языку и литературе. И не важно, что историю и общество Ольга вообще не любила, что биологию толком никто не преподавал с седьмого класса. От школы нужен был представитель в любом случае.
В классе стала падать успеваемость. Мирослава с Олей писала на пять, а без нее на два. На Славиной тетрадке так и стояли красной ручкой отметки: пять, два, пять, два…Учительница физики Нина Васильевна сразу поняла, что к чему. Она стала вызывать Славу к доске, отсаживать на контрольных на заднюю парту. У Славы в полугодии замелькала тройка.
Меры были предприняты быстро. Родители Славы завалили Нину Васильевну дорогими подарками и были убедительны: «Зачем девочке портить аттестат? На физтех она все равно поступать не будет». Физичка сдалась: «Я поставлю ей четыре, если она и дальше будешь сидеть с Поляшовой». Этот вариант устроил всех.
Оля и Мирослава были - не разлей вода. Славина семьям брала Ольгу с собой отдыхать на природу. Это было чудесно! В теплые воскресные деньки они отправлялись за город на иномарке Славиного папы. Славина мама брала с собой разные вкусности: печенье, бутерброды, мороженое. Подружки сидели на траве, жевали и играли в карты или шашки.
Ольга часто бывала у Славы в гостях. Девчонки плели друг другу косички и рисовали цветочки на ногтях. Летом они ходили на стадион играть в настольный теннис.
Они вместе переживали Славину влюбленность в хорошиста из параллельного класса и Олину тоску по студенту-сисадмину из кабинета информатики.
Слава всегда точно знала, что подарить Ольге на день рождения: то стильную маечку, то хороший канцелярский набор. Наверное, она готовила подарок целый год. Оле было неловко принимать от нее дорогие подарки, но Мира была убедительна: «Если ты не возьмешь, то меня обидишь! Я же от чистого сердца!»
В девятом и одиннадцатом классе подружки сдавали одинаковые экзамены, вместе готовились, вместе выбирали платья на выпускной и делали прически у одного мастера…
«Мы с тобой как сестры. Даже внешне похожи», - часто говорила Мирослава. «Если у меня родится девочка, а у тебя мальчик, они обязательно поженятся…»
«Бывают же такие подруги», - думала Оля.- «Как мне повезло!»…
Воспоминания проносятся мимо, Ольга стряхивает с себя груз прошлого.
Тогда она не знала, что, окончив школу, они практически перестанут видеться, что на все её звонки и предложения где-нибудь посидеть, поболтать Слава будет отвечать уклончивым отказом. А потом Слава скажет Ольге с прощальной грустной улыбкой: «Ты глупа! Неужели ты так ничего и не поняла? Я дружила с тобой ради оценок»…
Свидетельство о публикации №215122601802