Переправа, переправа

Удивительное дело, как много значит опыт в жизни человека. Первопроходец - это всегда что-то возвышенное, потому как первый всегда шагает в неизведанное. А значит и ощущения испытываются не сопоставимые ни с какими другими. И совершенно не имеет значения, где и как прокладывается этот путь – первый всегда остаётся первым. Первый космонавт, первый покоритель полюса или какой-то вершины, пустыни, океана или просто, казалось, непроходимого болота. У всех, кто идёт следом, ощущения уже совершенно другие, всё больше обыденные. И порою даже трудно себе представить, как страшно было решиться первому что-либо преодолеть.
В повседневной жизни людей, чья деятельность связана с природой, с путешествиями, со строительством, таких примером очень и очень много. Ярким примером из жизни геологов являются переправы через реки. Это потом, когда брод, переправа пройдены, проверены, кажется всё так просто. А на самом деле первый шаг, ох, как не прост. И делается он не редко ценою жизни отважных людей. Те, о ком пойдёт речь ниже никогда не считали себя героями, ибо это была и есть их повседневная работа. Но в отваге им не откажешь. Работа в горах всегда сопряжена с риском, но именно это и притягивает настоящих мужчин. А порою и женщин.
Стоить отметить, что переправа понятие непостоянное. Дожди, таяние ледников и как следствие резкий подъём уровня воды в реке, а также шуга, ледоход меняют обстановку до неузнаваемости. А ситуации бывают разные – умом понимаешь, что опасно, а надо. Вот и рискуют водители Уралов, вездеходов, трактористы, а порой и просто пешеходы.
Геологический посёлок Таврота расположился на левом берегу красавицы реки Кожим на западном склоне Приполярного Урала. В 1980 году, когда развернулись поисковые работы в бассейне реки Лемвы, возникла необходимость как-то переправляться на правый берег Кожима – весьма своенравной горной реки. Это сейчас, когда вахтовики и туристы пересекают Кожим по пути из Инты в горы, кажется, всё так просто – переправа тысячу раз проверена и никаких неожиданностей нет. А тогда, в восьмидесятом переправа была большой проблемой. Для заброски отрядов приходилось делать крюк во многие десятки километров либо к верховью Кожима, либо, наоборот, к нижнему течению реки. Но даже если геологи и обнаруживали неглубокие перекаты, как, например, на участке Орлином, к ним не было подъезда. Кругом сплошные леса и крутые обрывистые берега.
Первая попытка пересечь Кожим прямо против поселка Таврота была предпринята летом 1980 года. На правом берегу виднелось устье ручья, по ручью хороший выезд на высокий берег, а дальше Кожим-Лемвинская тундра. Гуляй, не хочу. Заманчиво. Водитель вездехода ГТТ Виктор Глек вызвался сделать попытку. Василию Трогову, и.о. начальника партии не просто было дать добро на эту опасную авантюру. Уж очень подозрительно выглядел жёлоб в центре переправы.
- Василий Петрович, да эта стремнина всего-то метров пять в ширину. Даже если стану наплав, по инерции проскочу и зацеплюсь за дно уже на той стороне. Вода сейчас маленькая – когда ещё такой удобный случай подвернётся?
- Какая к чёрту инерция? По кабину в воде сильно не разгонишься. Ну а вода действительно сейчас маленькая. Дожди пойдут, вообще нигде не переправимся. Может трактор с буровой вызвать? Он тебя на той стороне подстрахует. Трактор не всплывёт, как твоя посудина. Если не заглохнет, точно будет на том берегу.
- Петрович, ну не к чему это. Если проскочу, то и помощь не потребуется. А если что случится,  неизвестно с какого берега придётся вылавливать.
Виктор, как видно загорелся идеей, и остановить его было трудно. Надоело ему огромные крюки наворачивать. Это не по ровной дорожке пробежать – каменистая тундра все мозги вышибает.
- Ладно, чёрт с тобой, действуй. Только кабину не закрывай, чуть что -прыгай. И не вздумай газовать, если наплав станешь. Сам знаешь, что тебя учить. А я сейчас всё-таки дам команду трактор подогнать. На всякий случай.
До основной стремнины всё шло хорошо. Вот и гусеницы скрылись под водой. Но в какой-то момент переднюю часть ГТТ еле заметно повело влево по течению. Значит, часть вездехода уже на плаву. И в этот момент Виктор не вытерпел и резко газанул, в надежде быстро проскочить опасное место. Левый борт вездехода резко приподнялся над водой, обнажив голые катки, и облегчённый тягач подхватило течением. Левая гусеница осталась где-то в центре жёлоба.
- Ну, ведь предупреждал же, не газуй. Не вытерпел.
Через несколько метров вездеход зацепился за камни, но самостоятельно выбраться на берег на одной гусенице не смог. Пришлось на выручку отправлять трактор. Тягач вытащили без проблем. А вот как достать гусеницу? В самой стремнине ничего не видно. Накачали резиновую лодку, но и она не помогла. Как только якорь зацепился за валуны, лодку чуть на дно не утянуло. Да и не видно ничего сквозь буруны. Пришлось натягивать трос через реку. На лодке переправили на правый берег конец веревки. Потом верёвкой протянули тонкий фал, а уже фалом протянули стальной трос и закрепили на берегах. Теперь в лодке можно было спокойно перемещаться вдоль троса. Но и это не помогло – бурное течение не позволило что-либо разглядеть, а попытки заякорить гусеницу ни к чему не привели. Виктор, перебравшись на лодке на левый берег, стал раздеваться.
- Ты куда собрался? Спросил начальник.
- Моя оплошность, мне и расхлебывать. Так мы не найдем гусянку, придется нырять. Извини, Петрович, подвёл я тебя малость.
- Ты так собрался нырять? Да тебя под перекат как пушинку унесёт. Отставить. Хватит самодеятельности. Поработаем вдвоем, нырять буду я сам, а ты меня подстрахуешь. Василий Петрович тоже разделся, привязал себя веревкой к кольцу на тросе, и вдвоём на лодке отправились к жёлобу.
- Виктор, держи наготове якорь, а я попытаюсь вначале разглядеть, где лежит гусеница.
Нырять пришлось не один десяток раз, пока гусеница не была обнаружена. Закрепить якорь с первого раза тоже не удалось. Вода, конечно, не ледяная, не +4. Все-таки лето. Но и +12-14 градусов парным молоком не кажутся.
На берегу у Василия зуб на зуб не попадал. Но это в его жизни было не впервой, поэтому он знал, что нужно делать. Вначале хорошая пробежка. Затем Мария Андреевна, геолог-первооткрыватель Тавроты достала припрятанную бутылку коньяка. Завхоз немного спирта приволок. Для растирки. В результате даже насморк проскочил мимо.
Гусеницу трактором вытащили на берег, обули ГТТ и в сопровождении трактора тягач вернулся на левый берег. Конечно, в сопровождении тракторов можно было бы пользоваться этой переправой. Но, во-первых, такая низкая вода редко когда бывает. А во-вторых, тракторы на буровых трудятся и не всегда где-то рядом от посёлка. На базе им делать нечего.
Короче, нужно искать переправу в другом месте. И её нашли. Всего-то в четырех километрах от поселка. Правда, выезды на берега крутые. Пришлось подключить бульдозеры. Этой переправой в двух километрах выше устья реки Лимбеко-Ю пользуются вот уже несколько десятков  лет, полагая, вероятно, что так было всегда. Увы, это не так.
Вспоминается ещё один случай, происшедший в сентябре 1980 года, когда переправы через Кожим ещё не существовало. Отряд Марии Андреевны завершил полевые работы в бассейне реки Лемвы и выдвинулся в район между устьем реки Бетью и  ручьём Джагал-Яптик-Шор, где была удобная переправа через Кожим. А это немало-немного почти сорок километров от базы партии Таврота.
Связались по рации, уточнили время, место встречи. Начальник партии Жуков, как был в трико, запрыгнул в Газ-71, легкий «командирский» вездеход, где его уже ждал неунывающий вездеходчик Володя Гусев. Василий Трогов Жукову вдогонку:
- Юрий Владимирович, вы хотя бы термос да сухарей с собой взяли.
- Зачем? Мы быстро обернёмся. Машина «ласточка», вода в реках малая. Всё будет путём!
Но вездеход не вернулся ни через два часа, ни через три, ни через пять. И рация поисковиков молчала. А это значит, лагерь уже свернули и загрузились в вездеход. Что могло случиться? В горах прошёл недавно дождь, но насколько он был сильный, никто не знал. Предполагать можно что угодно – техника есть техника, и с ней может случиться всякое. Но вероятнее всего, предположил Трогов, вездеход могла задержать большая вода в Лимбеке. И Василий направился к балку трактористов.
- Федя, заводи свой трактор. Нужно проверить переправы через Лимбек.  Жуков до сих пор не вернулся, а времени прошло много.  Вездеход может на том берегу ждать. Правда не совсем понятно – были бы на берегу, бросили бы антенну на лиственницу и вышли бы на связь. Рация молчит. Что случилось не пойму.
Шесть километров прогрохотали сравнительно быстро. Но на нижней, основной переправе никого не оказалось. Вода в реке немного поднялась, а для «газончика» это уже опасно. Значит, не рискнули здесь переправляться. На высоком левом берегу у верхней переправы тоже ни кого не видно.
- Что за чертовщина? Где они могут быть?
- Да вон же они! Под тем берегом в реке торчат.
И действительно, вездеход стоял с высоко задранным носом. Задок почти весь ушёл под воду. Вероятно, напоролись на валун, а пока пытались соскочить с него, зарылись задом в дно. Пассажиры и водитель молча и как-то обречённо, сидели на крыше вездехода, прижавшись друг к другу.
У Василия Петровича мелькнула мысль, на всякий случай остаться на берегу. Неизвестно, как сложится ситуация. Но не успел он даже рот раскрыть, как Фёдор на полной скорости круто развернул трактор и загрохотал по валунам в русле реки. Только волны в разные стороны.
Буквально в пяти метрах от вездехода трактор наскочил на очередной валун, перевалился через него, клюнул носом и… заглох. От необычной тишины  в ушах зазвенело. Даже шум горной реки показался беззвучным. И что удивительно, пассажиры вездехода вообще никак не отреагировали на случившееся. Как будто ничего не произошло. И только Фёдор разразился своей коронной тирадой:
- В бога, в чёрта, в душу, трижды….
Василий Петрович выбрался из кабины трактора.
- Эй, на шхуне, вы живы?
- Да живы, живы! Околели до чёртиков. Да желудки к спине начали прилипать. А так ничего.
- Что, совсем еды не осталось?
- В рюкзаках осталось. Да рюкзаки в кузове под водой. И курево там. Что было в карманах, уже искурили.
Фёдор и Василий собрали всё, что у них было из продуктов и сигарет, завернули в брезентовую куртку, чтобы не замочить, если промахнутся. Для подстраховки привязали длинную веревку и бросили пакет пленникам. Фёдор стал разуваться и снимать брюки.
- Ты куда собрался?
- Как куда? За помощью в посёлок. Двигатель в воде, я не заведу.
- Это с твоим хроническим радикулитом? Ты с ума сошёл! Поплыву я.
- Василий Петрович, виноват я, мне и плыть.
- Так, отставить. Не хватало ещё санрейс для тебя вызывать. Мне это дело привычное, приходилось и не такие реки форсировать. Так что опыт кое-какой есть.
Василий разделся, затолкал всю одежду в болотные сапоги и крепко завязал. Ремнем соединил сапоги между собой. Получился своеобразный спасательный круг. Течением снесло довольно далеко, но до сужения русла Василий успел догрести до берега. Прозевай ещё десяток-другой метров, и бурный поток не дал бы выбраться на берег почти до самого устья Лимбека.
У берега самое опасное, если поторопишься ноги опустить – о камни в кровь измочалишь. А то и кости можно переломать на скользких валунах и стремительном течении. И только когда руками за прибрежные камни или кусты уцепился, тогда можно становиться на ноги. Василий всё это ещё на Алтае усвоил, на местных речках Быструхе и Громатухе, поэтому «десантирование» прошло успешно.
На берегу немного отряхнулся, чуть обтёрся курткой и быстро надел сухую одежду на озябшее тело. Куртка чуть влажноватая, но это не страшно – она ведь сверху. Через километр пробежки озноб прошёл, а еще через километр пот стал застилать глаза. И Трогов перешёл на быстрый шаг.
В посёлке, кроме трелёвочника, никакой техники больше не было. Но именно трелёвочный трактор спасал не раз в самых, казалось, безнадежных ситуациях. Был случай, когда трактор Т-130 увяз по самое дальше некуда в жидкой глине карстовой воронки. Хорошо ещё тракторист  вовремя успел покинуть кабину. Тракторы в сцепке по двое-трое только тросы рвали, но вызволить из плена своего собрата так и не смогли. А водитель трелёвочника упёр платформу в грунт, лебёдку включил на самый малый ход и трактор очень медленно стал освобождаться из плена. Главное здесь - никаких рывков, поэтому трелёвочник в данной ситуации незаменим.
Вот и здесь на переправе трос завели к трактору и закрепили. Сам трелёвочник отогнали на берег, опустили платформу и не торопясь вытащили вначале трактор Т-130, а потом и вездеход. Вот такие истории.
«Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый…»
Низкий поклон всем водителям, трактористам, вездеходчикам, кто работал и работает в таких непростых условиях.


Рецензии