Идеальное тело

                ***



Проходя как-то коридорами здания, арендованного представителями самых разных структур, я натолкнулся на закрытую дверь с табличкой, гласившей: массажный салон «идеальное тело». Данное выражение смутило меня своей метафизической неоднозначностью. Прежде всего, как понимать словосочетание «идеальное тело»? Тут видится явное противоречие: разве может быть тело нематериальным? С  другой стороны, «материальное тело» - это пустая тавтология.. К сожалению, в русском языке нет того различия в понимании разных аспектов идеального, как, допустим, в немецком – ideelle (идеальное-бестелесное) и ideale  (идеальное-совершенное). Возможно, имелось в виду идеальное – совершенное тело? Но какое понимание совершенства имеется в виду? Совершенное тело в смысле – абсолютно здоровое? Физиологически привлекательное?
Ситуация еще осложняется и тем, что бестелесное тело – такое сочетание не является полностью бессмысленным в теологии; с точки зрения католиков и лютеран – да, ангелы суть чистые духи, полностью лишенные тела; но в православном богословии признается, что тело у них есть, однако оно явно более спиритуалистично, чем человеческое; и его возможности (скажем, мгновенное перемещение на любое расстояние) делают такое тело совершенным по сравнению с человеческим. Однако в этом салоне из людской плоти явно не собирались делать плоть ангельскую..
Что же, прилагательное «идеальное» способно породить массу вопросов.. Ведь не меньше проблем возникло бы и в том случае, если бы вдруг встретился кабинет с надписью: философский салон «идеальная душа». Тут, при буквальном прочтении, снова возникает дело тавтология – что, бывает материальная душа? Тогда мы имеем дело с противоречием. Или все же речь идет о душе совершенной? Но какую душу мы назовем совершенной?.. Ох уж это «идеальное».. Да пусть бы даже пришлось увидеть заведение с вывеской: художественный салон «идеальный квадрат» (видимо, там собираются фанаты Малевича). И опять смысловая ловушка: «идеальный квадрат» либо тавтология, ибо материальных квадратов не бывает, - любой нарисованный или как-то иначе воплощенный в физическом мире квадрат, - это не квадрат вообще в математическом смысле, ибо квадраты существуют только в идеальном мире математических абстракций как платоновские идеи (или как идеи в божественном уме – если брать христианский вариант); но и идеальный-совершенный квадрат  - тоже тавтология, ведь несовершенный квадрат – это тоже не квадрат в математическом аспекте, а иных, «нематематических» квадратов, сущее не знает.. Т.е. в случае квадратов или других математических фигур – идеальное-бестелесное и идеальное-совершенное совпадают, а материальное воплощение невозможно без потери изначального смысла.
И здесь мы можем видеть намек на божественное: в самом деле, «идеальный Бог» и «совершенный Бог» - суть тавтологии; Бог есть совершеннейшее и духовное существо, в Нем совпадают все аспекты идеального, как в Нем совпадают сущность и существование – несовершенный или материальный Бог – явные противоречия (пусть выражение «Бог есть дух» и не исчерпывает совершенство непостижимой божественной природы). Но в отличие от нематериального и совершенного квадрата, Бог может воплотиться, не теряя своих совершенств – и это произошло - во Христе.. И тогда выражение «идеальное тело» приобретает новый смысл – это тело Иисуса – тело не бестелесное, и не физиологически абсолютное, но тело, полностью причастное Богу, безгрешное – плоть, через которую и мы приобщаемся Богу. Тело, обретшее совершенство не путем массажа или иных материальных процедур, где человек пытается сделать себя лучше, а на самом деле совершенствует только собственное тление; это философия, основанная на известном принципе «человек есть тело»; нет, тело Христа обрело совершенство путем верности Всевышнему, вплоть до мук и смерти на кресте – и путем воскресения, когда в нем совпали все идеальности, - так, что мы можем причащаться его каждый раз на литургии, хотя Спаситель Своей плотью и пребывает неизменно на небесах – обретая близость к Богу, нетленность и бессмертие в единстве с Ним. Это философия, основанная на принципе «человек есть образ Божий», «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» (по благодати). И тогда идеальное тело – это тело нетленное, без остатка ставшее Христовым, в котором не осталось ни одного, чуждого Богу уголка, ибо оно полностью стало светом и огнем.. Боюсь, в массажном салоне такую философию «идеального тела» не смогут понять..


Рецензии
Идеального,конечно, в обыкновенном человеке нет/как некоторые это не ищут с нулевым ,однако,результатом/А вобще-то это "завлекаловка"для дураков:чем заманчивее напишешь-тем быстрее клюнут.

Кстати,а что за сосуд стоит на столе на фотографии или это сьемка?

Ирина Давыдова 5   23.01.2016 15:43     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию! На фото - Причастная чаша во время православной литургии..

Константин Матаков   23.01.2016 15:52   Заявить о нарушении
А такой ракурс,как -будто это святой Грааль./хотя конечно он может появиться где угодно,почему бы не в этом месте?/

Ирина Давыдова 5   23.01.2016 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.