Школьная пора и Гагарин в космосе

Окна нашего дома выходили прямо на школу, в которой я училась. Двухэтажное здание светло-бежевого цвета разместилось за фигурным забором, покрашенным в белый цвет. Школьный двор был достаточно большой, с посадками и со спортивной площадкой. Там было всё, что необходимо для занятия спортом, даже канат, по которому я очень любила лазать. Опыт лазания по деревьям пригодился. Перед входом в школу, по обе стороны от него, стояли две фигуры школьников: мальчик с мячом и девочка с книгой. Как сейчас помню: у них были такой проницательный взгляд, видимо, как и положено прилежным ученикам. Такие фигуры часто устанавливали перед учебными заведениями в прошлом, и может быть, это было символично. 
 
Директором школы у нас был педагог, как мне тогда казалось, преклонных лет, а звали его Былков Георгий Максимович. Он был какой-то суетной, ходил как бы нагнувшись вперёд, мелко семеня ногами. Считаясь самым главным в школе, он имел власть, по крайней мере, своим положением. Когда в классе по какой-то причине не было уроков русского языка и литературы,   он проводил их сам. Георгий Максимович, или Гоша, как ученики за глаза называли его, на уроках был смешон. На доске он писал слова с ошибками, а ребята смеялись над ним. Не думаю, что он был  безграмотен, но  то, что рассеянный и невнимательный, это точно.  Мальчишки издевались над ним, задавали ему бессмысленные вопросы и тем самым сбивали его с толку. Этим они  тянули время урока, чтобы Гоша не успел никого спросить. А он, стоя у доски, перепачканный мелом, казался виноватым и отвечал, отвечал...
 
Чаша переполнилась, когда он написал на доске: "лисапед" и заставил просклонять. Все стали подсказывать ему с места какую букву стереть и куда поставить, и совсем запутали. Было очень шумно. Кто-то кричал: "А что это слово означает?"Внезапный звонок на перемену спас всех. Вспоминали об этом несколько дней, причём молва прокатилась не только по всей школе, но и за её пределами. Но Гоша, как мне казалось, не был обидчив или злопамятен. А может, он не подавал вида или был равнодушен?
 
Вспоминается ещё такой эпизод. Бывало, что некоторые мальчишки после перемены пропускали  уроки. Они собирались за углом школы, прятались там и курили. Однажды парни, как  обычно,  не пошли на урок, и вдруг увидели нашего директора. Он направлялся прямиком в их сторону. Но что это? Он остановился, оглянулся, подошёл к стене школы и начал стирать надпись: "Гоша дурак". Георгий Максимович не видел ребят: стёр, как получилось, и ушёл, не догадываясь, что за ним наблюдали. Очевидцы говорили, что не раз видели, как он сам уничтожал подобные надписи. Да, тогда было всё это забавно... но прошло много лет и мне не по себе. Стыдно: дети могут быть такими жестокими. 
 
Во время учёбы в школе обязанностью для каждого ученика был сбор металлолома. Дети с удовольствием собирались на это мероприятие каждый год. Это было как на праздник, все вместе и есть повод пообщаться вне школы. Мы собирались кучками и ходили в поисках чего-либо металлического и ненужного. Доходило до азарта. Из кладовок в подвале выносились все железные старые кровати. Прочёсывали близлежащий лесок, все пустыри и, наконец, добирались до завода, где наверняка можно было чем-нибудь поживиться. За забором завода постоянно лежал ржавый металл, и нам разрешали его забирать. В конце дня кто-то обязательно выходил победителем. Классный руководитель всё фиксировала, а затем, на торжественной линейке объявляла результаты. Отмечала энтузиастов, и не было никакой зависти, только поднятое настроение... Здорово! 
 
1961 год.  По радио передали, что в космос полетел наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Я бежала по огороду, как ошпаренная, чтобы рассказать об этом нашим ребятам. Вдруг, теряю сознание... Позже стало понятно, что не заметила колючую проволоку, натянутую вокруг огорода  и распорола ногу выше колена, да так, что вырвала кусок. Было очень больно, когда зашивали. Но я не плакала. Душа ликовала и радовалась за первого человека в космосе! Этот день  я помню всю жизнь. И когда я смотрю на шов на ноге, вспоминаю полёт Гагарина, и свой тоже...


Рецензии