6

Зал совещаний Города гудел как проходческая машина. Открытия в Пирамиде Энкиду всколыхнули все население. Сама по себе Пирамида – строение вполне обыденное. Ну, стоит огромное сооружение посреди площади – чего тут такого особенного. За многие витки, пролетевшие над планетой, она так намозолила глаза, что ждать от нее чего-то не приходилось. А тут, вдруг, оказалось, что Пирамида внутри пустая. Да еще и с действующими механизмами.
Какой же должна быть технология, позволившая построить это сооружение?
- Хватит сидеть нам в затворничестве,- вещал К’ук, старейший ученый Чак-Г’ор,- пора уже осваивать всю планету.
- И как это связано с Пирамидой?- возразил Чак-Ак’ант.
- Пирамида – наследие наших общих предков. Не зря ли ее удалось открыть именно землянам.
Это заявление вызвало шквал протестов. Присутствующие знали, что в открытии принимали участие все группы населения, а не только вновь прибывшие. Хотя, непосредственное участие землян сомнению все-таки не подвергалось.
- Долгое время, виток за витком, население Чак-Г’ор таилось от всех, особенно от жителей Шиб-Г’ор. Теперь эту планету следует называть Землей. Так я и буду ее называть. Скольким аппаратам с Земли не удавалось добраться до поверхности Чак-Г’ор. Посланные вахтовиками энергетические лучи портили навигационные приборы землян. Случались, конечно, и промашки. Попустительство вахтовиков позволило отдельным исследовательским машинам добраться до планеты,- продолжал К’ук,- нам тогда пришлось применить особые технологии, дезинформировавшие землян...
- Да, мы накрыли район земных исследований силовым куполом,- подтвердил Чак-Ак’ант,- Более того, мы направляли на камеры машин специально подготовленные изображения пустынных, мрачных пейзажей. Почему-то это не оттолкнуло землян от Чак-Г’ор. Они стали посылать ЛЮДЕЙ. Мы не смогли уничтожить их. Первые земляне, ступившие на поверхность Чак-Г’ор еще до посылки исследовательских машин, с трудом, но приняли политику изоляции.
- Советикусы вписались в потаенное существование только потому,- вмешалась в разговор Куитлакуэ,- что сами они прибыли из мира, который и у них на планете самовольно загнал себя в изоляцию…
- Новый корабль землян почти добрался до планеты. В самый последний момент на него налетел небольшой астероид,- снова заговорил Чак-Ак’ант,- Лишь совсем недавно мы узнали, что в этом корабле находились люди.
- Хоть и не причастны к этому были жители Чак-Г’ор,- горько взглянул на него К’ук, продолжая лекцию,-  Не сами же они уничтожили корабль переселенцев, но и не помешали. Если бы не политика затворничества, то не было бы трагедии.
«Земляне и тут не остановились,- задумался Чак-Ак’ант,- С прибытием новых колонистов все пошло наперекосяк. Начнем с того, что первыми на контакт с ними вышли дети,- он отер внезапно выступивший пот,- Этого никто не мог предположить. Планировалось встретить их старым проверенным способом, да и отослать тут же в дальние пустующие поселения-лабиринты. На этом бы все дело и закончилось. Начиналось-то все именно по этому плану. Управляющий луч лишил землян связи с их планетой. Кое-как земляне посадили корабль на поверхность. Уже готовилась команда встречающих. А тут – дети…»
- А теперь – Пирамида, которая с их прибытием естественно стала достоянием обоих наших миров…
Чак-Ак’ант почувствовал, что пропустил большую часть рассуждений ученого.
- Но почему именно землянке удалось разбудить древнее сооружение и вернуть его к жизни?- спросил К’ук у зала,- Уж не потому ли, что она является прямым потомком могучих Лапитов, строителей Пирамиды.
Поднявшийся гул полностью заглушил слова ученого.
- Лапиты были жестокими и безжалостными,- раздался вопль из толпы,- надо изолировать их потомков от жителей Чак-Г’ор.
- Наш народ во время Великого Исхода Энкиду тоже не отличался мягкостью и терпимостью,- пытался перекричать толпу К’ук.
- А в самом начале времен, задолго до Великого Исхода…- бормотала себе под нос Муан К’ан,- на Г’ор-Г’ор вообще занимался каннибализмом…
Хорошо, что ее никто не слышал. Лишь Чак-Ак’ант укоризненно покосился в ее сторону. «Конечно,- зашевелились в голове мысли,- об этом периоде истории народа знают только историки. Даже детям дается только  период заселения и освоения Чак-Г’ор. Скоро совсем забудем свою историю».
К’ук еще что-то говорил, но внимание Муан К’ан уже привлек высокий стройный землянин, тот самый, что вместе со Снежаной первым встретил детей. Как его зовут? Вроде бы Виктор… Он что-то увлеченно доказывал сидящему рядом жителю Чак-Г’ор. Приглядевшись, женщина узнала знаменитого физика Вентора Кразема. Обычно невозмутимый, Вентор размашисто жестикулировал.
Муан К’ан осторожно дернула Чак-Ак’анта за рукав, привлекая внимание лидера Города к странным собеседникам. Чак-Ак’ант успокаивающе положил ладонь на руку женщины.
- Я предлагаю,- возвысил голос К’ук, на короткий миг перекрикивая рев толпы,- предлагаю установить связь с Землей!
Глубокая тишина послужила ему ответом.
- … вот так это и будет работать,- неожиданно громко и отчетливо прозвучали слова Виктора.
Сопровождаемый глухим молчанием, с места поднялся Чак-Ак’ант. Взметнулись вверх скрещенные руки – призыв к вниманию.
- Жители Чак-Г’ор,- заговорил Чак-Ак’ант ровным голосом,- мы все внимательно выслушали достопочтенного К’ука – знатока истории,- он сделал паузу,- который подробно, со знанием дела, рассказал нам о взаимоотношениях с Землей и землянами. Долгое время мы скрывались от них. Мы надеялись, что так будет всегда… Но, нет…
Начала снова подниматься волна шума.
Очередной призыв к вниманию.
- Мы не можем больше прятаться,- твердо продолжил Чак-Ак’ант,- возникла настоятельная потребность заключить союз… для начала… с… Землей. Извините,- он широко развел в стороны руки,- чуть не назвал ее по старому – Шиб-Г’ор…
Легкий смешок прокатился по залу.
- Нам нужна связь!- вскочил К’ук.
- Да, нужна, но какая? Вот в чем вопрос. Мы долгое время двигались разными путями. У нас различная аппаратура связи. Значительно отличаются устройства приема и передачи сигнала. Таким образом, связь с Землей пока… невозможна. ПОКА!... Пока мы не создадим аппаратуру аналогичную земной…
- Я знаю, как это сделать!- воскликнул из глубины зала Виктор.
***
Снежана осторожно вступила на пол поселения советикусов. Подсознательно она ожидала чего-то иного. Но поселение почти не отличалось от Города. Разве что размерами.
Веселой шумной гурьбой вывалились из вездехода дети.
- Не потеряйтесь как в прошлый раз,- напутствовал водитель.
Надо же, и тут уже знали.
Кашлянул двигатель, внутри вездехода булькнуло, прожужжало. Набирая ход, вездеход направился в обратную дорогу к Городу.
Мимо торопливо проходили редкие советикусы, не обращая на компанию  ни малейшего внимания. И то верно. Мало ли детей ходит по коридорам.
- Куда теперь?- Снежана строго оглядела подопечных.
- Сейчас посмотрим,- Ицамнас торжественно вытащил карту из сумки.
Странно, но Снежане ни разу не встречалось на Чак-Г’ор ни чего напоминающего даже самый простейший компьютер. Знакомый уже чертеж появился перед глазами. На этот раз Снежана заметила что- то вроде пояснений на полях плана. Значки надписи, так же как и в Пирамиде, показались девушке знакомыми, но словно какими-то неполными.
- Это вся карта?- подозрительно спросила она Ицамнаса.
-  Зачем нам другая половина?- сразу прокололся мальчишка,- крестик же только на этой…
- Вытаскивай!
Теперь Снежана держала в руках два куска бумаги. Только сейчас, ощутив материал карты, что называется, на ощупь, девушка вдруг сообразила, что до этих листов ей не доводилось встречать в Городе  хоть что-то отдаленно напоминающее бумагу. Все записи велись на тончайших листах пластика. А пластик далеко не мог обладать всеми возможностями бумаги, даже такой, странно волокнистой.
Снежана задумчиво вертела листы в пальцах, пытаясь соединить куски всеми возможными способами. Не получалось ничего вразумительного.
- Почему ты решил, что эта карта ведет к сокровищам Нагов.
- Но тут же знаки их письменности.
Знаки письменности Нагов? На память пришла стена в Пирамиде, заполненная светящимися иероглифами. Светящимися?
Девушка огляделась вокруг.
- Мне нужен стол,- обратилась она к детям-советикусам,- но стол светящийся…
- Пошли,- Лена шагнула в сторону ближайшего прохода,- тут недалеко комната для домашних занятий. Там есть копировальный столик.

Едва заглянув в комнату, Снежана поняла – это именно то, что надо.
Столешница цвета светлого янтаря, казалось, светилась изнутри.
Девушка аккуратно расстелила листы друг на друга, точно так же, как все они совсем недавно пытались совместить разные карты. Но сейчас, Снежана каким-то шестым-седьмым чувством знала, что перед ними одна карта. ОДНА!
Линии нижнего листа ясно проступали на верхнем. Девушка принялась медленно поворачивать верхний лист. Линии задвигались.  Они сливались, расходились, пересекались … И, вдруг,  стали как бы продолжением одной линии другой. Разрозненные линии чертежей приняли вид вполне определенного плана лабиринта. Сразу же совпали и знаки письменности. Они дополнились и стали выглядеть целыми, как две капли воды похожими на те, что обнаружены на стене в Пирамиде. Снежана удовлетворенно потерла ладони.
- Кто из вас может все это точно скопировать?- спросила она у спутников.
Ребята недоуменно переглянулись, пожимая плечами.
- А зачем?
- Ну, не таскать же с собой оба листа и при каждом спорном случае пытаться снова совместить их.
- Так это же копировальный столик,- проговорила Тамара.
Пальцы ее пробарабанили определенный ритм на краю столешницы. Из-под янтарной плиты-крышки вылетел тончайший лист слегка желтоватого пластика. Все линии и знаки выглядели даже четче, чем на исходном документе.
- Вот ведь какая я растяпа,- проговорила Снежана, вытаскивая из кармана цилиндрик библиотеки.
Нажато и перемещено несколько клавиш, и в торце изумрудно засиял объектив. Легкий щелчок. Снежана перекрутила верхнее кольцо цилиндра. Перед глазами развернулась голограмма только что отснятого чертежа.
- Ух ты!- изумленно выдохнул Ицамнас,- У вас на Земле, у все такие?
Снежана не ответила.
- Пойдем лучше искать ваше сокровище.
- Не наше, а Нагов,- поправила Тамоан Цан.
- Кстати, а что вы понимаете под словом сокровища?
Ребята задумались. Девушка не торопила их с ответом. В разные времена сокровищами назывались разные вещи. Например, даже вода в определенное время и в определенном месте могла по полному праву считаться сокровищем. По достаточно вольной трактовке, сокровищем можно назвать то, чего не хватает в данном конкретном обществе. Но вот чего может не хватать жителям Чак-Г’ор?
- Знания,- наконец выговорил Ицамнас,- именно они могут считаться подлинными сокровищами.


Рецензии