Лбов и его команда. Глава 15. Провал

               Владимир Голдин

       Глава 15. Провал

После ареста Якова Свердлова в Перми сменилось несколько агентов ЦК. Одной из ярких личностей, оставивших след в памяти пермских большевиков, был товарищ Артём (Сергеев). Под руководством Артёма был восстановлен большевистский областной комитет, увеличился количественный состав большевистской фракции. Но 11 марта 1907 года Артём был арестован. В областной организации вновь начались аресты, провалы, ликвидация явочных квартир и лабораторий по выработке бомб для «лесных братьев».

16 июля 1907 года полиция приступила к ликвидации ряда конспиративных квартир партии социал-революционеров. Аресты начались в ночь на 16 июля с дома мещанки Борисовой по Соликамской улице, по Екатерининской улице, дом №86 и Большой Ямской, № 90. Был арестован десяток активных участников организации. Были изъяты четырнадцать новых широких кожаных поясов, обычно принадлежащих боевикам, политическая литература, инструкции по составлению и применению взрывчатых веществ и многое другое.

В конце июня начале июля в 1907 году, за Камой, около полигона, в количестве 22 товарищей состоялась общегородская конференция большевиков, на которой произошел разрыв рабочих с интеллигенцией, которая определенно выявила уклон вправо.
 
Здесь же серьёзно стоял вопрос об анархическом уклоне «лесных братьев». «В виду того, что последнее время наблюдаются эпизодически распространяемые всякого рода экспроприации, что они увлекают даже партийных работников, ввиду того, что практика экспроприаций слишком часто деморализующее действует на участников, что её распространение позволяет множеству недоброкачественных элементов совершать в целях личной выгоды самые возмутительные деяния, маскируемые революционными целями; в виду того, что всё это подрывает престиж партии среди населения и компрометирует общее дело революции. Совет партии находит необходимым самым тщательным образом ограничить и регулировать дело экспроприаций даже в тех узких пределах, в которых оно может быть допустимо».

 Однако в партиях социал-демократов и эсеров не было единства мнений по отношению к партизанской войне и «лесным братьям» в частности. Несмотря на угрозы, исходившие от ЦК поименованных партий об исключении из рядов партии за связь с «лесными братьями» многие их члены продолжали поддерживать с ними деловые отношения.

О некоторых взглядах отдельных представителей большевистской фракции уже упоминалось ранее. Подобные взгляды высказывали и представители эсеров. Некто Тихонова заявила: «Экспроприации должны существовать, а члены партии социал-революционеров должны не просить, а брать и требовать, не так ли? Мы стоим почти перед лицом революции, для этой цели нужны деньги для приобретения оружия, а нам советуют обращаться к буржуазии за пятаками. Чем просить возьмём лучше и пойдем; для этого потребуются жертвы с нашей стороны, но без жертв никакая революция и ничего не делается.
Но за то, что она поддерживает экспроприации, члены партии  хотят её «вышвырнуть из организации», но она от этого только выиграет, так как верными её товарищами являются «лесные братья».

Но полиция в летние месяцы 1907 года наносит удары не только по областным штабам революционных партий, но и по точкам базирования самих экспроприаторов.

24 июня драгуны поручика Каппеля (затем переименованные в уланы) получили достоверные сведения о месте расположения «лесных братьев» недалеко от Мотовилихи, в лесу, за деревней Архирейкой, верстах пяти. Отряд драгун в количестве шестидесяти человек.

Двадцать пять из них спешились и пошли по оврагам в лес. Через некоторое время до их слуха донеслись приглушенные разговоры неизвестных для них лиц. Осторожно подойдя к скоплению людей, драгуны обнаружили трёх мирно беседующих человек и ещё пять-шесть человек спали прямо на земле. Неожиданная команда драгун: «Руки вверх!» напугала присутствующих, но не лишила их чувства защиты.

В ответ на армейскую команду, присутствующие ответили беспорядочной стрельбой. Часть людей скрылась в лесной чаще. Но солдатский ответный залп уложил одного замертво на землю, другой смертельно раненный успокоился чуть поодаль. Третий сдался бес стрельбы.

Убитым оказался Игнатий Попов, раненным Тимофей Булыгин, который вскоре скончался. Третий задержанный представился Петром Захаровым.

Драгуны обнаружили в ставке Лбова под деревней Архирейкой много того, что заинтересовало полицию. Одну большую фитильную бомбу,  и четыре малых, сорок готовых оболочек для бомб, из них одиннадцать готовых к употреблению. Здесь же оказался прикладной револьвер системы «Маузер», револьверы, патроны, порох, медикаменты, более двадцати костюмов боевиков, кожаные сумки с наплечными ремнями, карты Пермской и Уфимской губерний, фотографические карточки, записную книжку и письмо на имя «Якова Михайловича». Но главное на одной из географических карт было четко обозначена фамилия и имя: «Иванченко Василий на Висиме». Вот так неосторожно выдал себя «большой противник сдачи оружия» Иванченко.

Полиция, естественно, устроила в доме Иванченко, предварительно его, арестовав, засаду.

В дом Иванченко явился неизвестный. При аресте и обыске у него обнаружили:  браунинг  и двадцать один патрон к нему в трёх обоймах, фитильную бомбу с бикфордовым шнуром, флакон с йодоформом. Полный арсенал боевика. Но полиция плохо искала и проявила беспечность.

Когда задержанного повели в управление полиции, он  неожиданно вытащил из рукава бомбу и бросил в полицейских. Пока служители закона приходили в себя, боевик смылся в неизвестном направлении. По собранным данным полицией им оказался  известный под кличкой «Султан», или «Султанка» - Константин Пленин.

3 июля  в госпиталь Мотовилихинских пушечных заводов поступил на излечение Иван Алексеев, раненный 24 июня, один из сбежавших от драгун. Осмотрел раненого врач Вадим Штампелин, ампутировал Алексееву мизинец и написал заключение, что больной повредил палец вилами.

Ещё под Архирейкой была обнаружена брошюра «Народное ополчение или милиция». В брошюре находилась инструкция, в которой определялся отряд милиции и его боевая оснащенность. В такой отряд включалось восемь милиционеров, два бомбометателя, начальник и его помощник. В таком отряде должно было быть: 12 винтовок, 12 револьверов, 600 патронов для винтовок и 1200 для револьверов, 12 кинжалов, 5 больших бомб и 12 малых, лопаты, топоры, веревочная лестница, аптечка, карты. Здесь же описывалось, как производить работы при постройке заграждений, воинские упражнения и обучение стрельбе, инструкции по метанию бомб, боевая тактика и способы нападения на карательные поезда.

Но особое внимание стоит обратить на бомбы. Все они были снаряжены в черный корпус с заложенной шрапнелью. При взрыве каждая из бомб дала 27 осколков, каждый из которых мог убить или покалечить человека.

Но самое страшное заключалось в том, что в составе бомбы, в её начинку входил мелинит с кислотой, то есть раненый такой бомбой испытывал не только боль, но разъедающую кислотой незаживающую боль.

Всякая революция и война снижает уровень моральных устоев общества, обесценивает жизнь человека, снижает грань совестливости и уважения к личности, порождает новые проблемы в отношениях людей, которых ранее не наблюдалось в реальной жизни.

Подготовленная партизанская война на Урале Яковом Свердловым начала давать свои результаты, которые выразились во всё большем количестве убитых, раненых, искалеченных, арестованных боевиков. В обычных войнах боевые потери, как правило, потерпевшим компенсирует государство.
 
В партизанской войне, развязанной определенными партийными организациями ответственность за потерю жизни, ранения, инвалидность, принесенный ущерб семьям боевиков должна нести определенная партия.

Для этого нужны средства. Где их взять? Вопрос не простой. Для решения такой проблемы необходимо аккумулировать деньги в определенном фонде. Так начинает формироваться в ходе партизанской войны 1907-1909 годов общественный партийный фонд – попросту «общаг», который в будущем перерос в льготы для правящей партийной элиты, старых большевиков, закрытые буфеты для коммунистов.

Здесь стоит привести полностью документ, подтверждающий сложившуюся обстановку в ходе партизанской войны в Мотовилихе.

«Комиссия взаимопомощи Мотовилихинского пушечного завода.

Вы уже знаете, что в настоящее время есть много арестованных, пострадавших в борьбе за экономическое положение жизни и политического права рабочего класса.
Много пострадало за наши права и долю, но более невинно. У большой части из них остались без помощи семьи, матери, жены и малолетние дети, лишившиеся куска хлеба с арестом их кормильцев. Некоторые хотели бы сами зарабатывать себе на существование, но негде и невозможно.

Наш общий долг не забывать о тех, которые ещё не так давно здраво смотрели на жизнь, смело боролись с нашим деспотическим правительством, эксплуататорами и фабрикантами за наше лучшее экономическое существование. Они боролись рискуя жизнью, не жалея для истины своего спокойствия, не задумываясь, в случае ареста, оставить без помощи свои семейства, единственными кормильцами которых были только они.

Товарищи, Правление надеется, что в эти трудные и тяжелые дни, мы не оставим их семейства и поможем их сиротам по силе возможности. Они теперь оторваны от родных, некоторые казнены, другие изнывают на каторге, много томиться в тюрьмах, много выслано по разным захолустьям. Все они умирают и страдают за наше общее святое и правое дело. Мы же смотрим на их жертвы почему-то без всякого с нашей стороны участия и, кажется, забыли, что они такие же люди, как мы, и точно также хотят, есть их несчастные семьи, как и наши, а между тем ожидаем какой-то манны с неба.

Ещё два месяца тому назад помощь осиротевшим была, хотя немного удовлетворительней, да и пострадавших было меньше, но теперь число обездоленных увеличилось, между тем как пожертвования упали до минимума.

Помощь этим несчастным есть долг каждого честного человека, долг сострадания к сиротам.

Так давайте же, товарищи, поможем несчастным семьям. Вы ведь знаете пословицу: «С мира по нитке – голому рубашка», и к тому же 15-20 копеек от месячного жалованья не разорит вашего хозяйства.

Не верьте ложным провокаторским слухам, будто бы вашим общественным трудом, нажитыми деньгами пользуются ловкие аферисты.

Жертвуйте хотя из принципа гуманности, из чувства сожаления к сиротам и солидарности с пострадавшими товарищами.

Низко с вашей стороны оставлять на произвол судьбы семьи наших первых бойцов.

Правление комиссии взаимопомощи Мотовилихинского пушечного завода. Типография Пермского Комитета РСДРП. Февраль 1908 года».

Тоже сложное финансовое положение стало сказываться и в партии эсеров. ЦК, Организационное бюро. Санкт-Петербург. 27 октября 1907 года:
 
«ЦК доводит до сведения товарищей из Областных комитетов о следующем.  Центральная касса партии находится в самом печальном положении, приходится сокращать или совершенно отказываться от выполнения необходимых общественно-партийных функций.

О помощи местным организациям не может быть и речи.

Совет партии социал-революционеров напоминает:
1. Собирать взносы со всех членов партии.
2. Всякая партийная организация обязана от своих самостоятельных доходов платить 10% в кассу ЦК».

В 1907 году стал падать авторитет партии. Многие рабочие заявляли: «Вот и иди к вам в партию или союз, а не успеешь вступить, как оказался в тюрьме».

Большинство рабочих и населения Перми стали понимать несостоятельность политики меньшинства, которое выгоняло насильно с рабочих мест, которое призывало к забастовкам и приводило к закрытию завода, тем самым лишало большинство рабочих спокойно трудиться. Большинство рабочих требовало от управляющего работы и гарантированной защиты от угроз меньшинства.

Революция 1905-1907 годов потерпела поражение не потому, что победила реакция, а потому, что её, революцию не поддержал народ.

Однако боевые отряды, детище социал-демократических партий продолжали играть в революцию и вести настоящую партизанскую войну.


Рецензии
Уважаемый Владимир, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
С признательностью к ВАМ,

Нина Радостная   24.01.2016 15:42     Заявить о нарушении
Нина, добрый вечер. Восхищен Ваши не иссякающим интересом к историческим фактвм. С уважением.

Владимир Голдин   24.01.2016 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.