Миклухо-Маклай и патагонцы

                Миклухо-Маклай и патагонцы. 1871г.

…………………………………………………………………………………………………………………
Николай Николаевич Миклухо-Маклай (5 (17) июля 1846, село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — 2 (14) апреля 1888, Санкт-Петербург) — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (считается, что именно Николай Николаевич впервые описал такого зверька, живущего на Новой Гвинее, как кускуса). Кстати, этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая). Автор около 160 научных трудов. Был защитником колониальных народов. Выступал против расизма и колониализма. День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.
…………………………………………………………………………………………………
 С самого начала своей работы русский путешественник живо интересовался культурой и бытом населения посещаемых им стран. В дальнейшем он посвятил свою жизнь антропологическому и этнографическому изучению коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года (в 1871, 1876 и 1883) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (ныне берег Миклухо-Маклая), где завоевал любовь и доверие новогвинейцев.

    В 1871 году, по пути в Новую Гвинею, путешественник посетил Южную Америку. Одним из объектов его научного интереса стала Патагония, с которой Миклухо-Маклай ознакомился во время пребывания в чилийском городе Пунта-Аренас. Первое время он занимался наблюдениями как натуралист широкого профиля. Но научные интересы путешественника изменились, как только в городок приехали несколько десятков патагонцев. Сохранилось несколько портретов патагонцев того времени, сделанных Миклухо-Маклаем. Благодаря необычайной выразительности и точности в воспроизведении деталей эти рисунки могут служить этнографическим источником.

    Коллекции и бумаги Миклухо-Маклая - шестнадцать записных книжек, шесть толстых тетрадей, планы, карты, собственные рисунки, газетные вырезки, журнальные статьи, дневники разных лет - были переданы Императорскому Русскому Географическому Обществу и помещены в музее Императорской Академии Наук. Ныне богатейшие этнографические и антропологические коллекции Миклухо-Маклая хранятся в Музее антропологии и этнографии Российской Академии наук в Санкт-Петербурге.
……………………………………………………………………………………………


                ПАТАГОНИЯ. 1871г.

 1 апреля. После 23-дневного плавания вошли мы к вечеру в Магелланов пролив и дня через 2 стали на якорь в Punta Arenas -- в небольшой чилийской колонии, единственной в Магеллановом проливе, вообще самой южной колонии в Южном полушарии. Вот несколько подробностей об ней, сообщенных мне теперешним губернатором колонии г-ном О. Виелем. Punta Arenas, названная вследствие песчаного мыса, выдающегося в море , перенесена из Port Famine в 1845г. Древняя колония в Port Famine   был основам 25 апреля 1584 г. испанским мореплавателем Don Pedro Sarmiento de Garnboa; названа эта колония в честь Филиппа II  и совершенно оставленная теперь, покинута вследствие полного неимения пастбищ для скота (разведение которого очень важно для существования колонии, где хлебопашество очень незначительно).
   Колония, несмотря на неудобный совершенно открытый порт, гораздо худший в сравнении с Port Famine, в последнее время довольно быстро увеличивается; в 1868 г. было всего 195 жителей, живших в 28 домах, между тем как в 1871 г. число жителей возросло до 850, помещающихся в 210 домах. Кроме домов, находятся и другие здания: церковь, казарма, школа, аптека и лесопильная мельница. Город развивается, прямые улицы. Эти жители  -- по большей части чилийцы, в том же числе -- очень немного иностранцев.  Можно предполагать, что эта колония еще увеличится, так как, кроме каменноугольных копей, открыли в недавнее время вблизь протекающей речке золото. Кроме того, года уже два, как Punta Arenas находится в прямом почтовом сообщении с Европою, так как сюда заходят каждые две недели английские почтовые пароходы, идущие из Рио в Вальпарайзо.
   Мы остались в Punta Arenas целую неделю, и я мог сделать несколько интересных экскурсий…


7 апреля. Так как капитаном мне было сказано, что мы, может быть, снимемся в этот день утром, то время нельзя было терять, и я вернулся в Punta Arenas, проехав около 50 верст в менее чем в 2 с половиной часа.
   Подъезжая к колонии, я увидел ехавших по той же дороге двух всадников, которых внешность издали показалась какою-то странною. Догнав их, оказалось, что это были патагонцы, которых целое племя, как я узнал через полчаса, приехало для обмена.
   Поровнявшись с ними, я задержал лошадь и поехал с ними. Оба спутника были средних лет, кажется, выше среднего роста и очень массивного телосложения; были завернуты в гуанаковые шкуры мехом вовнутрь, которые держались поясом, стягивавшим талию; у одного мех оставлял открытыми руки и часть груди, охватывая туловище под мышками, у другого шкура доходила до самого горла, скрепленная какою-то медною застежкою. Так как рукавов не было, то руки были совсем спрятаны под мехом и повод лошади проходил в прореху между поясом и верхнею застежкою.
   Голова была покрыта матово-черными гладкими волосами, которые прядями падали на плечи. Над лбом, у самых корней волос, шла цветная перевязь в палец шириной, завязанная на затылке; она мешала при скорой езде падать длинным волосам на лицо. Черты лица, обрамленного черными волосами, были резки, даже грубы, но линии их далеко не некрасивы.
   Из-под меха высовывались голые ноги, продетые в очень примитивные стремена, которые состояли из небольших палочек с двумя зарубками на концах; в этих местах был привязан разрезанный в длину конец ремня. Это трехстороннее пространство было такое небольшое вследствие короткости нижней палочки, что только три пальца ноги проходили в него. Голая нога была вооружена шпорами, которые, несмотря на свою простоту, совершенно исполняли свою цель; они состояли из двух палочек, один конец которых был вооружен железным острием. Эти палочки были ремнями так пришнурованы к ноге, что выглядывали вооруженным концом с обеих сторон пятки.

 Молча, иногда поглядывая друг на друга, въехали мы в колонию. По главной улице скитались группы патагонцев, некоторые верхом, большинство же стояли, сидели, лежали у дверей и окон лавок. Мой проводник, поехавший вперед, предупредил губернтора о моем приезде, который   был очень удивлен, увидя моих спутников, и спросил их, куда они ездили. Вышел ко мне навстречу и сказал, что в этот день утром приехало человек 40 патагонцев с женами и детьми, и предложил мне отправиться с ним. За нами последовал также переводчик-индеец, говоривший и понимавший немного по-испански. Губернатор послал за двумя или тремя патагонцами, которые были еще верхом; подъехали мои оба знакомства. Обещав рому, губернатор приказал показать мне, как кидают болас (Известное оружие или аппарат в Южной Америке, состоящий из трех скрученных ремней, связанных одним  из концов вместе, фут до двух длиной. Три других (конца) оканчиваются тремя свинцовыми шарами различной тяжести -- обыкновенно около 1 фунта весом каждый.)  Патагонцы употребляют боласы преимущественно для ловли гуанаков. Дарвин говорит, что ими же ловят дикий скот на Фалкландских островах. Далее было: Он же приводит рассказ, что болас, обмотав ноги бежавшего человека, такое произвели в нем беспамятство и сильную боль.    Не теряя слов, они согласились, причем один стал поодаль в качестве зрителя, другой распустил немного пояс, причем гуанаковая шкура обнажила мощное туловище: грудная клетка была более чем почтенных размеров. При поверхностном взгляде на это массивное туловище легко можно было подумать, что жировой слой увеличивал обыкновенные размеры, но, присмотревшись, оказалось, что мускулатура была очень развита и сила их резко обрисовалась. Отцепив от седла свои болас и распустив ремни, он   внимательно осмотрел все прикрепленные у шаров  ремни,  попросил назначить цель; отсчитав 45 шагов, я указал на фут выдающийся шест забора.
   Патагонец молча отъехал еще шагов 15 далее и, схватив болас за один из шаров, поднял его и, после двух или трех оборотов над головою, пустил свой аппарат по указанному направлению. Вертясь вокруг своего центра свинцовыми шарами, свистящие пущенные боласы имели вид вертящегося плоского колеса. Ремни мигом обмотали предложенную цель,  которую даже не сломало. Так как указанная цель на целую сажень отстояла от земли и желая увидать действие болас,  когда их сила уменьшается ударом о землю  на очень низкие предметы, я воткнул в том же расстоянии в землю короткую палку. Не успел я отойти, как боласы сделали два рикошета, как представил  ось, саженях в пяти далее. Клубок, который распутали, заключал, кроме изломанной палки, несколько камней и разный мусор, собранный дорогою. 
Тем кончилось все представление, потому что другой, неподвижно сидящий на своем белом коне  патагонец,  оказался почти до бесчувствия пьян, что не мешало ему сидеть на лошади и отъехать от нашей группы со своим товарищем, которому не терпелось прийти в состояние, подобное состоянию  своего спутника.
   Оставив губернатора, который, несмотря на свое место главы колонии, вел меновой торг с патагонцами, в чем мой приезд как будто развлек его, я пошел по городку, где по улицам разъезжали, группами сидели и стояли около лавок патагонцы. Почти везде, у каждой двери производился торг; предметами мены со стороны  индейцев были по преимуществу гуанаковые шкуры, страусовые  перья   и страусовые шкуры, сшитые вместе, также   лисьи шкуры. Все это выменивалось на ром, коньяк, а также на европейское оружие. Но главную роль играли спиртные напитки, привлекавшие патагонцев в колонию. Не прошло и трех часов по их прибытии в Punta Arenas, как почти все индейцы были уже так пьяны, что большинство не могло стоять на ногах,  несмотря на то, что они могут выдержать большое количество  спиртного. Костюмы были почти у всех одинаковые  и  состояли из четырехугольного мехового одеяла из кожи гуанако; оно покрывало плечи и падало ниже колен, держась на теле поясом; многие не имели даже и этого, а придерживали свою неудобную одежду руками у груди.
   Мужчины, но далеко не все, носили род шаровар, которые не были сшиты, а состояли из длинного, не очень широкого куска материи (сукна, холстины и т. п.), которым были окутаны очень искусно торс ниже пояса и ноги до колен. У некоторых на ногах были надеты:  род мягких сапог из кожи, но без подошвы; большинство ходили босыми. Длинные развевающиеся волосы, очень эффектно обрамлявшие лицо, были стянуты разноцветными узкими повязками. Некоторые заменили свою гуанаковую шкуру на вымененный у колонистов какой-нибудь испанский плащ или южноамериканское пончо.
   Костюм женщин не отличался от мужского. То же гуанаковое одеяло , но только у горла плотно зашпиленное булавкой из дерева, меди или серебра  или брошкой. Некоторые булавки были простые, другие снабжены одним или несколькими сшитыми из волос шнурками, на которых был нанизан крупный бисер и бусы. Заколов мех булавкой, они обматывали этими шнурками крест-накрест концы булавки, которая, таким образом, не могла выскочить. У немногих женщин я видел пояса; большинство плотно запахивало свои одеяла спрятанными под ними руками. Кроме… и  головной повязки, меховое одеяло было у женщин единственная одежда. Хотя и мягкий мех, обхватывающий туловище почти без складок, перевязанный поясом, был далеко не красив и у мужчин, которые все-таки позволяли себе больше вольности в одежде, то нося свой мех в виде плаща, то спустив его ниже пояса,  но он  был крайне безобразен и неудобен на женщинах, которые двигались как мумии, едва выставляя несколько пальцев наружу
Разумеется, ром делал их движения свободнее, но и то ненадолго, потому что они, как и их мужья, напивались до беспамятства. Следя за неловкими движениями патагонцев и видя, что их неудобная одежда больше всего стесняет их, я удивлялся, почему эти далеко не глупые люди не придумают более подходящей, не мешающей их деятельной жизни  одежды; скоро я узнал разгадку этого обстоятельства, разговорившись  с   их первым  человеком, который, совершенно походя костюмом и манерой езды на патагонца, отличался от них густою черною бородою, которую не имел ни один из его соплеменников. Оказалось, что этот полунагой, одетый в меховое одеяло наездник был не патагонец, даже не индеец, а аргетинец, бывший житель Буэнос-Айреса, который лет уже 8, по собственной воле пристав к патагонцам, ведет их образ жизни, он говорил по-испански лучше, чем я, и на мой вопрос, одеваются ли патагонцы всегда так, сказал мне, что в своих пампасах они не носят никакой одежды, а свои одеяла употребляют только ночью, чтобы укрываться ими во время сна, и только во время визитов в колонию они одеваются таким образом, пока за водку не продадут с плеча свой последний мех.
   8 апреля. Утром отправился верхом в экскурсию с г-ном П. Мне сказал губернатор, что находится часах в двух или трех езды маленькое озеро -- Laguna de los Gansos Bravos (озеро диких уток), в которое впадает речка. Он сам там не был, но, может быть, я найду там что интересное. Он дал нам проводника, бывшего на мосте, и мы отправились.
   Выехав на N от колонии, перебравшись через речку Las Miras у колонии, проехав через несколько полян, перебравшись снова через несколько ручьев, мы подъехали снова к морскому берегу, и потянулась снова та же тропа у самой опушки леса, которая доходила до самой береговой линии, так что во время прилива  пришлось ехать в воде, что нам пришлось испытать на возвратном пути.  День стоял превосходный и, если бы не. Следуя всем извилинам берега, мы обогнули несколько мысов, объехав много незначительных бухт, переправившись через несколько горных ручьев. Лес на крутых холмах походил совершенно на виденный мною в экскурсии к Agua Fresсе Bai, только холмы здесь были значительно ниже.
   Проехав часа 2, характер холмов изменился. Густой лес заменился кустарником, но вершины, которые показались мне плоскостью, были покрыты высокой высохшей травой…

….  Мы находились действительно недалеко от границы двух очень разнородных стран, различие характера которых очень верно очерчено у Дарвина. С одной стороны -- плоская возвышенность пампасов Восточной Патагонии, с другой -- лесом покрытая горная страна западных берегов Магелланова пролива, которой горы составляли отроги Кордильеров.  Мы были на узком перешейке, который соединяет Брюнцвикский полуостров с южноамериканским материком, и между Магеллановым проливом и Otway-Bai. Колония, которая лежит недалеко от границы этих разнородных местностей, есть в то же время…  (не закончено)
… Эта естественная граница совпадала с границей распространения народов. Патагонцы, привыкши к своим пампасам, завися от них, как всякий народ наездников от пастбищ и мест привольной охоты, редко оставляют свои степи. Самый юго-западный пункт, куда они заходят, это Punta Arenas, да и то редко. Губернатор говорил мне, что последние года патагонцы заходили в колонию не чаще двух, а обыкновенно одного раза в год; в прежние времена они чаще посещали колонию. Гористую и лесистую часть Брюнцвикского полуострова, в которой им трудно было  бы  странствовать верхом и где для лошадей не хватало бы пастбищ, они оставляют в распоряжении жителей Огненной Земли, которые иногда, перебравшись через пролив, заходят в разные бухты на запад от Port Famine.
   Возвращаясь в колонию, нас застал прилив; вода залила узкую тропу у опушки, и брызги смачивали густую стену зелени.

   10 апреля. Последние дни нашего пребывания в колонии я посвятил исключительно патагонцам,  сделав несколько портретов, причем старался выбрать физиономии самые типичные, а также те, которые более других отклонялись от общего типа: рисовал их физиономии, рассматривал их вещи и хозяйственные принадлежности, которые имели они с собою, старался при помощи переводчика говорить с ними.
   Я уже заметил, что патагонцы, сидя верхом, кажутся очень большого роста, сойдя же с лошади, производят иное впечатление: они, хотя все до единого были выше среднего роста, но не казались такими высокими. Я долго не угадывал <причины> различного впечатления, пока, наконец, не заметил, что виной тому была длина туловища и относительная короткость ног, которая у некоторых субъектов была особенно заметна...

http://az.lib.ru/m/mikluhomaklaj_n_n/text_0020.shtml

……………………………………………………

         Патагонцы
(от испанского patagоn, т.е. «большая нога или большеногие») – это общее название индейских племен Южной Америки, проживавших на территории Патагонии, области, которая в наши дни входит в состав Аргентины и Чили. Название было дано испанскими первооткрывателями, которые были поражены огромными следами ног, оставленными индейцами. На самом деле ноги патагонцев имели самые обычные размеры, а чрезмерную величину их следам придавала особая обувь, в точности повторявшая форму ступни.
Народ Патагонии не был этнически однородным, а состоял из нескольких племен, часть из которых значительно отличалась друг от друга по языку и культуре. Особенно большие различия существовали между индейцами теуэльче, проживавшими на материке и на севере архипелага Огненная Земля, а также между племенами морских кочевников, населявших район пролива Бигл. К патагонцам также относят часть южных племен этнической группы керанди, проживавших в окрестностях современного Буэнос-Айреса, которые имели очень большое языковое сходство с индейцами теуэльче и в 18-м веке переняли их культуру.
Все этнические группы, сосуществовавшие на территории Патагонии, имели особую связь с морем, так как тяжелые условия жизни в этом регионе сильно осложняли им занятие земледелием и охотой.
Хотя патагонцы не создали развитую цивилизацию, все эти небольшие племена имели близкородственные религию и культуру и получили общее название для упрощения их этнической классификации. К патагонцам относятся следующие этнические группы:
1) Племя теуэльче. Это название было дано индейцами племени мапуче (арауканы) и в переводе с их языка означает «славный народ». Теуэльче были ловкими охотниками и собирателями и вели кочевой образ жизни. Интересной особенностью их жизненного уклада был обычай обмена женщинами между племенами.
Религия теуэльче была основана на мифах, в которых подчеркивалось сотворение мира богом по имени Кооч (Коок, Коох) (Kоoch), который страдал от одиночества и плакал до тех пор, пока из его слез не возникло море. Увидев это, бог Аррок (Arrok), разделил море землей (южной оконечностью Южной Америки), а после этого сотворил Солнце и Луну.
2) Селькнамы (она). Этот народ имел большое сходство с теуэльче по физическим признакам, культуре, языку, организации племен и главному божеству по имени Кенос (K;nos). Однако в отличие от теуэльче селькнамы верили в бога Темаукля (Tem;ukel), карающего зло.
Несмотря на то, что селькнамы жили в единении с природой и были большими мастерами по изготовлению различных орудий, они никогда не занимались земледелием. Мы знаем о них по их потомкам, пережившим колонизацию. В наше время чистокровных селькнамов не осталось.
3) Акалуфы (кавескары). Это были различные группы кочевых племен, которые странствовали на каноэ по проливам архипелага Огненная Земля и Магелланову проливу. Название этих племен означает «человеческие существа».
Акалуфы являются одной из этнических групп патагонцев. До наших дней дожило наибольшее число представителей этого племени. В 1999 году в Чилийском университете был запущен проект возрождения кавескарского языка, который должен предотвратить постепенное исчезновение акалуфов.
Их самым ценным имуществом были каноэ, в которых акалуфы проводили основную часть своей жизни, охотясь на тюленей, выдр и морских львов. Мясо этих животных они употребляли в пищу, а из их шкур шили одежду. Акалуфы верили в духов добра и хаоса.
4) Яганы. По своему образу жизни это племя имело большое сходство с акалуфами. Однако основным отличием яганов от других этнических групп Патагонии было одомашнивание ими рыжей лисицы (яганской собаки), которая служила им домашним животным и помогала охотиться. Яганы были монотеистами, хотя верили в духов.
Яганский язык до сих пор не классифицирован. Ему грозит исчезновение в ближайшем будущем. Однако существует несколько проектов его сохранения.

http://the-barbarians.ru/amerikanskie-plemena/patagontsi.html


Рецензии
Юра, респект,ты поработал, просветил так сказать полезной инфой, молодец, благодарю,весьма интересно.

Игнат Костян   13.01.2016 10:14     Заявить о нарушении
Да, имя Маклая ассоциируется у большинства именно с Папуасами, но побывал он и у индейцев.

Юрий Дым 61   15.01.2016 06:36   Заявить о нарушении
Да, у него все книги серьезные.

Юрий Дым 61   26.11.2016 14:19   Заявить о нарушении