Из дневника 25 декабря 2015, пт

Лук.12:1: «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Наказ о лицемерии обращен к ученикам, но дан им перед тысячами свидетелей. Потом, если кто из апостолов будет вести себя лицемерно, будут тысячи человек, которые смогут напомнить ему эти слова Иисуса.

Лук.12:57: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» Если связать с предыдущим (56-м) стихом и с параллельным Мф.16:1-3, то речь о том, что они «по самим себе» могли судить о знамениях времен. Как?

Лук.13:16: «сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» Иисус жил по принципу, сформулированному позже Иаковом: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17). И Павел Титу писал про «народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14; 3:14).

Лук.14:12-14: «Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» Почему я такого не видел за 18 лет своей сознательной христианской жизни ни в одной христианской семье? Хотя нет, в одной видел. Почему сам так не делал до сих пор в своей семье?..

Лук.14:18-20: «Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» Николай Михайлович Крынец когда-то так соединял этот стих с последующим 21-м стихом: «я купил землю» – заменяется на «нищих», «мне нужно посмотреть ее» – заменяется на «слепых», «иду испытать их» – заменяется на «хромых», «я женился» – заменяется на «увечных». Конечно, тут гектар пространства для размышлений на тему о способных и ограниченных в церкви (см. также 1Кор.1:26-31). А сегодня я впервые увидел связь этой притчи с Лук.14:13). Притча о том, кого Бог примет в Небесное Царство, а сказанное начальнику фарисейскому, позвавшему Иисуса вкусить хлеба», это о том, кого нам принимать, живущим на земле. И цепочка «нищие – увечные – хромые – слепые» повторяется один к одному. Очевидная ведь связь, как раньше мимо этого проходил?

Лук.21:23: «великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей». Слова «гнев на народ сей» очевидно указывают на цель и смысл периода великой скорби. В копилку текстов про «бедственное время для Иакова» (Иер.30:7).

===

У Адлера есть теория про греко-римского героя-сверхчеловека (Uebermensch Ницше и Гитлера) и иудейско-христианского героя-недочеловека, неудачника. Первый – из расы господ, руководствуется моралью господ, проповедующий, что победы достоин сильнейший; второй – из расы рабов, опирается на мораль рабов, подразумевающую, что кроткие наследуют землю. У меня с такой позицией несогласие по нескольким пунктам. Во-первых, о понятии кротости. В новозаветном понимании кротость – это контролируемая сила (греческое слово, переведенное в Новом Завете как «кротость», изначально использовалось для обозначение укрощенных животных, т.е. кроткий – это тот, кто обладает огромной силой, но способен ее контролировать; это не мямля, не тюфяк и не слабак). Во-вторых, о терминах «сверхчеловек» и «недочеловек». Христианство проповедует не сверхчеловечность и не недочеловечность, а человечность (хочется уточнить, что божественную человечность или человечную божественность, но не буду играть словами). Выражение «настоящий христианин» ведь лишено смысла. Нам надо быть не настоящими христианами («сверххристианами»), а просто христианами, а это и будет настоящим христианством. Так и с человечностью. Сверх-, недо-… – это от лукавого, надо быть просто человеком, но в подлинном смысле этого слова.

Больше трех часов переносил список прочитанных за 2015 год книг из ЛЛ в ЭН. Я в шоке: за год я прочитал 152 книги… И до НГ прочитаю скорее всего еще несколько. Планировал в этом году прочитать 100 книг. Смутно надеялся перешагнуть через отметку 120. Но 155-160… В файле с планами на следующий год у меня стоит циферка 120 книг, придется теперь поправлять на 170 (ведь нельзя в планы вносить показатель ниже текущего значения). И ведь не старался побить рекорд или улучшить статистику, просто читал и все. Как получилось прочитать столько книг (в прошлом году прочитал около 110-120)? Думаю, основных причин четыре: 1) в этом году я аудио-Библию прослушал только один раз (в прошлые годы слушал ее по 5-6 раз за год), благодаря этому прослушал довольно много других аудиокниг; 2) в этом году я намного меньше читал ЖЖ, чем в прошлом, за счет этого прочитал больше книг; 3) в этом году я довольно много бегал (по 10-15 км за пробежку и больше), а также ездил несколько раз на рыбалку, все это время слушал аудиокниги (а также послушал несколько десятков лекций); 4) ну, а с электронными и бумажными книгами все было, как в прошлые годы – они у меня всегда под рукой и все непродуктивные паузы заполнялись чтением.

Наверное, два самых радостных дня в году для меня – это вчера и сегодня. Вчера дети дарили подарки нам, сегодня – мы им.


Рецензии