Глава 10. Японский плен

На фото вверху: Японцы поднимают затонувший Варяг.

Золото Колчака.   Глава 10. Японский плен

Ночь. Алексей c трудом очнулся. Пошевелился, тело двигалось. Руки и ноги целы. Он никак не мог вспомнить  что же с ним произошло?

Наконец, он вспомнил... На дороге поток обозов, окутанный пылью, медленно двигающийся, поток останавливался, стоял, опять начинал двигаться.

 В узких местах дороги, – у въездов в деревни, у мостов, – шумела и крутилась свалка.

Десять рядов повозок не могли проехать зараз, и они мчались, старались перерезать друг другу путь, сталкивались, мешали друг другу.

Он вспомнил, как по гаоляновым грядкам шел к дороге сибирский стрелок с окровавленной повязкой на руке.

Его спросили.
– Из боя сейчас? Ну, что японцы?
Он махнул рукою.
– Так и прут!.. Без числа.
– Полный разгром, полный! Наши бегут, как зайцы! Появится на горе кучка японцев, и целый полк удирает…

В памяти мелькали одна за другой картины бесславного поражения, беспорядочного бегства, страшных ран, бессмысленных и многочисленных смертей.

Вон там ехала крытая парусиною двуколка, в ней лежал раненый офицер. Его лицо сплошь было завязано бинтами, только чернело отверстие для рта; повязка промокла, она была, как кроваво красная маска, и из нее сочилась кровь. Рядом сидел другой раненый офицер, бледный от потери крови. Грустный и слабый, он поддерживал на коленях кровавую голову товарища. Двуколка тряслась и колыхалась, кровавая голова моталась бессильно, как мертвая.

По пашне бежали, спотыкаясь, солдаты, другие скакали на лошадях с волочившимися по земле постромками. У всех были безумно невидящие, прыгающие глаза.

Передавали слухи, что от второй и третьей армии не осталось ничего; войска без выстрела сдаются целыми батальонами; японцы несметными массами появляются всюду и бешено наседают на отступающих.

Солдаты ждали конца этой убийственной войне, которой не было конца и на которую невежественный в военном деле, царь Николай II,  бросил на погибель сотни тысяч славянского люда.

– Ну, теперь, несомненно, конец войне! –говорили откровенные.

То же самое тайною мыслью сидело в головах солдат.

Когда улеглась паника от обстрела переправы, откуда-то донеслось дружное, радостное «ура!».

Оказалось, саперы под огнем навели обрушившийся мост, вывезли брошенные орудия, и командир благодарил их.

А по толпам отступавших пронесся радостно ожидающий трепет, и все жадно спрашивали друг друга:
– Что это? Замирение объявлено?

Медленно, медленно двигался поток обозов. Дороги были отвратительные, подъемы крутые, мосты узкие, полу обрушившиеся. Каждый думал только о себе.

Но это было вчера, а что сегодня? Алексей повернулся на правый бок, осмотрелся. Все, конец всем.

Уже на всех пригорках вокруг  были японцы, с широкими скуластыми лицами,  озлобленные, черноволосые со сверкающими штыками, с разъяренными беспощадными лицами.

Некоторые  добивали раненых. Остальные стаскивали тяжело раненных в китайскую фанзу и поджигали  ее, она горела и из фанзы раздавались стоны и крики.
 
Алексей наблюдал эту картину, расширенными от ужаса глазами, а в это время в паре километров от него два солдата с темными испачканными лицами несли на импровизированных носилках раненного офицера,  в чине полковника.

Вдруг раздался  треск брошенной гранаты, полковника подбросило и слегка присыпало землей. Одному из солдат снесло пол головы а второго ранило.

Светало, только сполохами мелькали пушечные снаряды, пролетающие над головой. Алексей уже почти дополз до полковника, как вдруг появились  две фигуры, которые  двигались в темноте, он присматривался, стараясь разглядеть, кто это.

Увидев на голове косы, он понял, что это китайцы-мародеры, он много слышал о них и об их жестокости. Алексей притаился, мародеры шарили по земле, что-то искали. Как вдруг раздался громкий голос на русском языке, это был полковник:

- Пристрелю!- китайцы убежали.

Но, видимо, на звук голоса к полковнику подошли несколько вооруженных японцев.
 
Раненный солдат, увидев вооруженных японцев, поднял ружье и пристрелил одного из них.

Не успел Алексей и моргнуть глазом, как японский фельдфебель подскочил к солдату, поднял его голову за волосы и  двумя ударами сабли отделил голову от туловища.

 Забрызганный яркой алой кровью, он потряс ею, гортанно загоготал, бросил голову на землю, оставляя  следы крови, она покатилась.

Алексей понял, что они сейчас убьют полковника. Он вскинул ружье и расстрелял оставшихся троих. Эффект неожиданности сработал. Все трое были мертвы.

- Ваше благородие! Надо срочно уходить. Сейчас на звук выстрела сюда придут японцы.

 Полковник - опытный воин понимал это. Опираясь на плечо Алексея, они медленно спустились с холма. И во время. Снизу хорошо было видно отряд японцев, бегающих по вершине холма.

 Но не успели они расположиться в нише у подножия холма, как рядом с Алексеем разорвалась брошенная сверху граната и его ранило. Алексей потерял сознание.

 Очнулся в госпитале. В чистой одежде с перевязанной рукой. На нем было надето японское кимоно, Алексея пригласили в другую комнату, где ему вернули его одежду чистую и продезинфицированную. Невысокая японка-медсестра осторожно помогла ему снять кимоно и одеть свою одежду. Привили оспу.

- Да, далеко нам до японцев, - подумал Алексей, вспоминая русский госпиталь, в котором он находился в течение нескольких дней пару месяцев назад, - госпиталь был грязный, эпидемия дизентерии, окровавленные матрацы, больные ходили под себя, не было ни лекарств, ни дезинфицирующих средств.
 
 "Сто битв — сто поражений"- наиболее обидная поговорка по отношению к России, которую Алексей постоянно слышал от японцев  в госпитале.

И действительно Россия не выиграла ни одного сражения ни на суше, ни на море, а пленные шли сплошным потоком.  К концу войны в Японии оказались примерно 79 400 попавших в плен чинов армии и флота Николая II, прозванного в народе "кровавым".

Несмотря на то, что в лагере для военнопленных был священник и кормили пленных 3 раза в день, даже японцы постарались организовать выпечку хлеба для русских солдат, Алексей чувствовал себя живым трупом, вокруг него было все чужое.

 Пленник- это заложник,  человек, погребенный заживо,  без связи с Родиной,  родными, забытый Родиной. Проходят дни , недели, которые  все мучительно одинаковые и пустые.

Выздоровление шло быстро не только у Алексея, но и у большинства раненых. Уже разрешили прогулки по двору. И во время первый же прогулки он вдруг увидел знакомое лицо.

- Ваше благородие, живы! - он воскликнул, увидев полковника,  медленно прохаживающегося по двору.

- Солдат! А я часто вспоминал тебя, пытался найти, но ведь я даже имени твоего не знаю.
- Слава Богу!Жив! Как имя-то твое?
- Алексей Петров!
- Хочу взять тебя в денщики. Мой погиб.  Денщик мне очень нужен.
- Рад стараться!
- За тобой придут. Выздоравливай быстрее!

Рознь между солдатами и офицерами в плену приняла резкую определенную форму. Солдаты жили в плену отдельно от офицеров. Солдатский плен не имел ничего общего с пленом офицерским.

 Солдат и караулили бдительнее, чем офицеров, и содержали строже и хуже.  Офицеры имели свои комнаты, прислугу и обстановку, японских часовых для хождения в город за покупками и на прогулку, деньги, штатское  платье, отдельных переводчиков.
 
Солдаты жили огромными партиями в мрачных, сырых буддийских  храмах или в специально выстроенных холодных бараках, редко могли выходить на улицы, не имели денег и часто не имели платья.

Полковник, у которого Алексей был денщиком, снимал отдельный  дом. Работы у Алексея было много, но и жизнь у него также была сытая и вольная.
 
С разрешением "свободной прогулки" для офицеров японцы открыли бездну ресторанов специально для русских.  В некоторых из них даже были щи, каша, пельмени и прочее. Появились сапожники и парикмахеры.

Курумы-маленькие колясочки, запряженные людьми, десятками дежурили у помещений,
за которые русские вместо 8 копеек, платили двугривенный.

Но, к сожалению,  редкие офицеры общались  с солдатами, посещали их, влияли на них.

 В плену солдаты стали совершенно одиноки и начальники-офицеры, на совести которых лежала большая часть этого одиночества не хотели понимать этого.
Если офицеры вели свободный образ и даже посещали гейш, то солдаты, чтобы не сойти с ума,  проводили дни  взаперти  в пьянстве и азартных играх.
 
Вспоминается одна интересная история.*

В одном из помещений пленные солдаты ежедневно напивались. Японские власти усилили надзор, но пьянство продолжалось. Стали наглухо закрывать помещение, не пропуская туда никого, кроме караула. Самый караул по нескольку раз в день обыскивали. После принятия этих решительных мер на другой день все пленные солдаты едва стояли на ногах до того были пьяны. Шатаясь, они ходили по двору и, угрожая кулаками невидимому врагу, говорили:

- Что? Взяли?

Японские власти только разводили руками. Теряясь в догадках, они расставляли сплошные цепи часовых вокруг помещений, но ничто не помогало. Только после долгой возни и при помощи шпионов, они, наконец, выяснили, что солдаты сами делали водку.

Нашелся пленный, который когда-то служил на винокуренном заводе, и при его помощи солдаты гнали водку из японских же овощей ежедневно доставлявшихся на обед.

Уже давно заключен мир и пленные возвращаются на родину не теми безгласными, покорными рабами, какими  повезли их на войну, оторвав от родины, деревни и семьи.

Волнения революции, охватившие властно могучим пожаром Россию от края и до края, перешли на войска. После многих искупительных жертв светлая заря новой жизни граждан яркими лучами осветила тьму недавней жалкой жизни рабов.

И скоро спадет вековая броня косности, невежества, непонимания и грубого насилия.**

О японском плене рассказали мне русские офицеры, побывавшие в плену.

* К. Шумский:"Въ плену у Японцевъ", исторический вестник, 1907,т.108., N5
**Ф.П. КУПЧИНСКИЙ, "В ЯПОНСКОЙ НЕВОЛЕ",  ОЧЕРКИ,  1906
               


Рецензии
Интересная глава, Лилия.
В целом все верно написали.
Единственная опечатка у Вас: гаолян через "к" написано.
Могу порекомендовать книгу участника обороны Порт-Артура и Цусимы, капитана 2-го ранга В. Семенова "Разгром". Он был в японском плену и оставил интересные воспомимния об этом.
У меня есть несколько глав на эту тему:http://www.proza.ru/2012/09/03/430
М.б. Вам будет интересно посмотреть.
С уважением,

Сергей Дроздов   28.12.2015 15:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.