Лукка. Кафедральный собор Святого Мартина

Надгробие Иларии дель Карретто,1406г.Работа скульптора Якопо делла Кверча.

        Сегодня я расскажу вам о городе Лукка,который я посетила уже второй раз,но всё равно была удивлена его особенным расположением и историческими памятниками.Он находится в итальянском регионе Тоскана, на реке Серкио.В переводе с местного наречия название означало «болотистый».Его основали римляне в  180 г. до н. э..
              В III веке до н.э. в Лукку пришли римляне, и город стал одним из крупнейших военных лагерей Римской империи. В античные времена Лукка знаменита тем, что здесь произошла встреча участников Триумвирата: Цезаря, Красса и Помпея.
В те времена это был богатый и крупный город.

          В XIII веке Лукка стала крупнейшим торговым центром Европы. С 1440 года во главе местной Синьории находился Паоло Гуиниджи. В это время Лукка достигла своего рассвета, но после смерти Гуиниджи стала рядовым городом.

            Город окружен оборонительным кольцом - величественными городскими стенами, протяженность которых составляет 4,2 км. Возводилась стена в XVI-XVII вв.
Это единственный город в Италии полностью окруженный стенами, которые защищали город от наводнений. Это хорошо видно на снимке,сделанном с высоты. Стена окружает город со всех сторон.
                В начале XIX века архитектор Лоренцо Ноттолини превратил стены в широкий бульвар, засаженный в несколько рядов великолепными платанами.

          По периметру стены расположены одиннадцать бастионов разных форм и размеров. Два из них, называемые Torrione del Bastardo и бастион San Martino, сохранились до наших дней в том виде, каком были построены в XVI в.
 
         Но мы более подробно рассмотрим Кафедральный собор Лукки-Дуомо ди Сан Мартино - прекрасный пример пизанского романского стиля, барельеф которой датируется периодами с 5-го века по 13 век.

        Кафедральный собор, посвящённый святому Мартину, находится в центре Лукки, на площади святого Мартина (piazza San Martino).
В 8 веке здесь была построена церковь Святого Мартина.Позже она несколько раз перестраивалась.

        Переломным моментом в  строительстве стала перестройка портика и фасада, осуществлённая Гвидетто да Комо (начало 13 века). Мастер успел поработать в Пизе и привнёс новые архитектурные черты: под влиянием пизанского романского стиля зародился «второй стиль» - луккский романский стиль.

             Обратите внимание на этот стиль.Часто его также называют луккско-пизанским. Для этого стиля характерно декоративное использование элементов, аркад, «полосатый»мрамор (обычно чередование белого и зелёного). Луккскому варианту свойственно богатое использование декоративной резьбы, инкрустации; ему присущи особенно причудливые формы колонн.
Рассмотрим фасад получше.

       Арки портика опираются на мощные пилястры. Фасад собора асимметричен. Одна из арок портика была сужена при возведении колокольни. Над портиком расположены три яруса аркад.
         Аркады – главный декоративный элемент луккско-пизанского стиля. Фронтон фасада так никогда и не был завершён. Мраморные колонны аркад украшает причудливая резьба. Боковые фасады собора с высокими контрфорсами и готическими окнами относятся к 14 веку. В 1308 - 1348 годах были выполнены трансепт и апсида. Своды в готическом стиле были возведены в 1374 - 1476 годах.

  Павел Муратов в «Образах Италии» описал особенности луккского стиля так:       
            "Бесчисленные украшения, сложные детали, затейливая пластическая орнаментация, целые горы тонко обработанного камня и мрамора – всё это говорит о пробуждении нового и сильного чувства, о непреодолимом стремлении навстречу новому и неизведанному искусству ваяния.

         В этом отношении Лукка и Пистойя даже опередили Пизу на несколько десятков лет. Существовавшие в этих городах«мастера каменных дел» и многолюдные артели резчиков создали школу, в которой воспиталась пизанская скульптура. Остатки их обширной деятельности и сейчас ещё многочисленны в Лукке."

          Под сводами портика была установлена скульптурная группа«Святой Мартин отдаёт свой плащ бедняку», датируемая 1233 годом. Сейчас оригинал скульптуры хранится внутри собора, снаружи стоит копия.

          Самая почитаемая святыня Лукки - это Святой Лик 12 век.- резное деревянное распятие. Легенда гласит, что его вырезал тайный ученик Христа Никодим - ему долго не удавалось добиться сходства, и, когда он впал в отчаянье, лик проступил сам из дерева.

ЭДИКУЛА

      Внутри собора примечательна эдикула святого Лика. Восьмиугольная мраморная эдикула возведена в 1482 - 1484 годах Маттео Чивитали. Святой Лик представляет собой драгоценное деревянное распятие, выполненное в византийской манере (11-12 века).

          Однако, по народному преданию, распятие сделано из ливанского кедра Никодимом, членом Синедриона и тайным учеником Христа. Ангелы помогали Никодиму воспроизвести черты лика Христа. Долгие столетья Лик хранился в глубокой тайне, но затем был доверен волнам: в открытом море была выпущена лодка, куда положили Лик.

       Избежав встречи с пиратами, лодка с распятием причалила к побережью Луни. Лик положили в телегу, запряжённую бычками, позволив животным самим избрать направление. Бычки привезли распятие в Лукку. С тех пор оно не покидало города. Образ очень почитаем, и по сей день к нему стекаются паломники. Каждый год 14 сентября, в день Святого креста, в соборе проходят торжественные празднества. В праздничные дни святой Лик украшается золотым убранством, хранящимся в остальные дни в музее собора.

НАДГРОБИЕ ИЛАРИИ.

       Одна из главных достопримечательностей собора, а, по мнению некоторых, и всего города - надгробный памятник Иларии дель Карретто. Надгробие из мрамора выполнено великим итальянским скульптором Якопо делла Кверча (1406 - 1408).
      Она была женой тирана города Лукки Паоло Гвиниджи и умерла совсем молодой от родов в 1406 году. Надгробие первоначально, по-видимому, имело балдахин. После смерти тирана восставшие горожане разорили его семейную капеллу, однако саркофаг с мраморной статуей Иларии сохранился. Как гласит предание, грабителей поразила красота молодой женщины.Саркофаг много раз перемещали,сейчас он находится в ризнице.

         Молодая знатная женщина словно заснула, в её ногах примостилась собачка – символ супружеской верности. Памятник изображает юную жену Паоло Гуиниджи, умершую при родах.

        По саркофагу идёт фриз с амурами, поддерживающими тяжёлые гирлянды. Надгробие строго, сдержано и величественно. Джорджо Вазари (16 век) называл этот памятник одним из величайших шедевров скульптуры 15 века.

  В надгробной фигуре Иларии смерть уподоблена безмятежному сну с невиданным для средневековья лирическим одушевлением; в декоре же саркофага мастер продемонстрировал блестящее знание античной орнаментики.

  В этой работе переплелись черты поздней французской готики (к примеру, драпировка одежды, выполненная мелкими параллельными складками) и флорентийского Возрождения (мягкость и плавность черт лица и линий фигуры).

            Позже мы познакомимся более подробно с творчеством этого замечательного скульптора Якопо делла Кверча 1371 — 1438 Он работал в переходную эпоху  от средневековых традиций к стилю Возрождения.
 
В интерьере собора можно видеть также:
 надгробия работы Маттео Чивитали (15 век),
картину Доменико Гирландайо «Мадонна на троне с младенцем и святыми» (ризница, около 1479);
 картину Тинторетто «Тайная вечеря» (середина 16 века, правый неф);
 картину Федерико Дзуккари «Поклонение волхвов» (вторая половина 16 – начало 17 века, правый неф);
 картину Фра Бартоломео (1509, «Мадонна с младенцем и святыми», капелла Святилища).
 
       Очень интересная по стилю Романская базилика с кампаниллой Сан-Микеле-ин-Форо.В городе Лукка родился и жил великий композитор Пуччини.Сохранился  его дом,на площади перед домом стоит ему  памятник.

Посмотреть фото города и собора можно здесь.Особенно обратите внимание на надгробие.https://maxpark.com/community/6782/content/4920420


Рецензии