56-11. О советских лозунгах - продолжение 3

     Продолжим путешествие во времени, а именно в год 61-й. Прошло больше полвека, и сейчас тогдашние лозунги, многие, по крайней мере, кажутся примитивными - пустой барабанной дробью, тем более что почти ничего из того, к чему они призывали, не сбылось. Но в том-то и парадокс, что тогда они воспринимались по-другому. Время было романтичное, надежды на «светлое будущее» многих окрыляли, особенно молодёжь – отсюда, кстати, и тяга к поэзии, невиданная популярность молодых поэтов, собиравших на свои вечера не только Политехнический, но и целые стадионы (поди попробуй загони сейчас).

     Песни Окуджавы и Визбора уже тогда полюбились многим, в походах их распевали под гитару за милую душу. Немного позже к ним добавились Городницкий, Высоцкий, Клячкин и многие другие, уже давно забытые барды, как их тогда стали называть, – авторская песня стала частью молодёжной культуры (нынешний проект «Песни нашего века» даёт представление о том времени). Демонстрации под лозунги и красные знамёна проходили весело (хотя разнарядки на них никто никогда не отменял), атмосфера была праздничной, что умело режиссировалось, и многие ходили на это «народное ликование» с удовольствием.  Недолгая хрущёвская «оттепель» тогда была как раз в самом разгаре.

     Заключительные лозунги из набора «99», о котором я писал выше, - здравицы в честь советов народных депутатов; пионеров и школьников («готовьтесь стать активными борцами за дело Ленина, за коммунизм»); советских женщин («активных строителей коммунистического общества»); комсомола, партии, СССР («твердыни дружбы народов нашей страны, несокрушимого оплота мира, демократии и социализма»); профсоюзов (которые есть не что иное, как «школа коммунизма» - это ленинское изречение, по-моему, не разгадано до сих пор, тогда по логике должно получаться, что КПСС – это высшая школа коммунизма, этакий ВУЗ, а ЦК – бери выше, аспирантура, наверное). Лозунг №96: «Да здравствует наше родное Советское правительство». Почему «родное», кто там, в правительстве, кому «родной»? Расчёт на обычные человеческие чувства, дешёвая попытка вдалбливать в сознание некие аналоги семейных отношений, «родное» правительство – оно, само собой, не может обманывать, а может только заботиться и радеть.

     Последний, 99-й лозунг: «Да здравствует коммунизм – светлое будущее всего человечества». 22-й съезд, на котором партия торжественно поклялась, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» (потом этот лозунг сняли, списав всё на хрущёвский «волюнтаризм»),  прошёл немного позже, в октябре 61-го, но мечта о близком коммунизме многим вовсе не казалась тогда несбыточной. На этом же съезде, напомню, было принять решение о выносе тела Сталина из мавзолея, что и было сделано незамедлительно. Интересная информация есть в Википедии: «Делегатка съезда, член партии с почти шестидесятилетним стажем Лазуркина заявила, что накануне советовалась с Ильичём, который будто бы «стоял перед ней как живой» и говорил, что ему «неприятно лежать в гробу рядом со Сталиным, принёсшим столько бед партии». («Стенографический отчёт…», т. 3, с. 121)». Мистика. Впрочем, я и начал эти записки с некоего мистического лозунга, исходящего будто бы из уст Ильича – «Верной дорогой идёте, товарищи». Им и закончу.


Рецензии