Больная тема

                БОЛЬНАЯ ТЕМА


Как-то на днях, возвращаясь из поликлиники, я встретил знакомого доктора. Обменявшись приветствиями, мы по традиции заговорили о здоровье. В этот раз, я более чем когда нуждался в его совете, так как предстояло ложиться в клинику на операцию. Заканчивая наш длинный разговор, товарищ неожиданно спросил меня:
- А тебе в жизни приходилось встречать нормального доктора?
Не задумываясь, я ответил ему: Нет!
Уже потом, придя домой, почувствовал какое-то стеснение.
- Не обидел ли я его таким ответом, он всё-таки заслуженный врач, возглавлял солидные лечебные структуры и неплохо справлялся со своими обязанностями. Более того, всегда с пониманием относился к моим проблемам и, давал мне дельные советы.

Конечно же, потом при очередной встрече я сам напомнил ему о том разговоре  и, чтобы сгладить как-то свою оплошность, дал пояснения по этому поводу. Суть их была совершенно проста, и основывалась лишь на моём жизненном опыте, в части общения с эскулапами.
- Понимаешь в чём тут дело. Мы пациенты для вас докторов являемся транзитными субъектами, - начал я свои оправдания.
- Как это? – удивился он.
- Да очень просто! Ведь полноценного контакта у нас с врачом практически не происходит. Зашёл в кабинет, и тут же вышел, откуда же возьмётся тогда лечение, если нормальные взаимоотношения не выстроены?
- Да, я, пожалуй, с этим соглашусь.
- Ну, а когда встают серьёзные вопросы и,  мы  начинаем их задавать докторам, то в ответ только и слышим: - «Почему, так я не знаю, а это и вовсе не лечится». Ведь нам хочется услышать совсем иное, к примеру: «Я вам помогу, или мы вас избавим от этого недуга».
- Действительно мы многого ещё не знаем и не можем лечить, – соглашается товарищ.
- А потом простая вещь, ведь врачи уже давно поняли, что лечат они нас или не лечат, деньги им всё равно платят. И, кто это надлежащим образом проверит и, как оценит их работу?
- По сути, практически никто. Ну, если только так, поверхностно. Забот у всех и без того хватает, – прячет глаза мой собеседник.
- Главное доктору, отсидеть свои шесть часов с тремя перекурами на кофе и незаметно испариться. Считается, что если он больше проработает, то может сделать врачебную ошибку, – высказываю я ему свои сомнения.
- Да такие нормы существуют. Продолжительность рабочей недели у врачей-специалистов, ведущих амбулаторный прием больных, не должна превышать 33-х часов,– соглашается с моими доводами товарищ.
- В общем как у беременной женщины, которая трудится в ином учреждении или на производстве, – поддакиваю теперь уже я ему.
- Да примерно так.
- Хорошо, а как тогда, если уж говорить о врачебной ошибке, они, отсидев свои часы в государственной клинике, бегут работать ещё в частную? Там что, регламента на врачебные ошибки не существует?
- Почему не существует? Существует! Но об этом лучше промолчать, – успокаивает меня доктор.

Прекрасно понимаю, что хаять врачей, не самое благородное дело. Даже заядлые безбожники, когда судьба подводит их к опасной черте,  обращаются к Богу, взывая его о помощи. Ну, а если кольнёт где-то или заболит, то мы сразу же спешим к докторам и тоже просим их помочь.  Однако когда ни здесь, ни там не благоволят к нам, то мы в отчаянии отдаёмся в объятия сакральных сил, пытаясь там найти своё спасение.

Хотя чего уж там, если речь уже зашла о сакральном. Врачи такие же люди, как и все остальные, не лишённые достоинств и недостатков, и в касту избранных Богом, точно не входят. Но вот одно, что им дано профессией и Всевышним - это поддерживать наше земное существование, способствуя его комфортному состоянию, а порою и продлевать нам жизнь. Ну, чем же это не Божий промысел!

Другой вопрос, мы попадаем впрямую зависимость от этих людей, а точнее, от их мастерства и отношения к нам. Вот именно здесь порою, ни того ни другого мы не видим, так как оно скрыто за глухой стеной равнодушия, а порою и безответственности за судьбы людей. Более того, эта безответственность уже давно переросла в неподсудность. Врачебные ошибки, как правило, всегда сходят с рук тем, кто их совершает. Здесь срабатывает врачебная солидарность, а по сути, - круговая порука.
                *    *    *

Буквально через два дня после разговора, получив правдами и неправдами талон, я попал к терапевту. Зайдя в кабинет, вежливо поздоровался. Даже не подняв головы, женщина-врач предложила сесть, и грубо спросила:
- Чего вы хотите?
Зная уже заведённый на приёмах порядок, я снял пиджак, закатил по локоть рукав рубашки и сел положив руку на стол, для того чтобы врач замеряла  мне давление. Но женщина, продолжала писать, потом заёрзала на стуле и вновь заговорила:
- Видите сколько писанины. Головы поднять не могу за весь день,  представляете!?
- Очень сочувствую вам. Ну, а что тогда нам больным делать? - пытаюсь этим вопросом привлечь внимание к себе.
Это действует, и врач подключает к процессу медсестру:
- Посмотрите, он там прошёл у нас диспансеризацию?
- Ну конечно прошёл, - опережаю я её помощницу.
- Так чего вы тогда хотите? – ещё раз переспросила меня терапевт.
- Да вот хотел кардиограмму снять, что-то сердце пошаливает.
- Наверное, пьёте?
- Да нет, не пью вообще. Наверное, возраст уже сказывается.
- Давайте медкнижку. Я сделаю назначение, а вы, уж будьте добры, запишитесь на очередь для этого обследования.
- Хорошо я так и сделаю, – отвечаю я врачу и протягиваю медкнижку.
Врач делает короткую запись и возвращает её мне со словами:
- Вы что-то ещё хотели спросить?
- Нет, больше ничего не хочу, - отвечаю я и, быстро поднявшись со стула, откатываю рукав рубашки и одеваю пиджак.
- Тогда до свидания, – прощается со мной доктор, - видите какой у нас  аврал, одним словом диспансеризация.
- Спасибо. До свидания, – отвечаю ей с пониманием и ухожу.

                *    *    *

Дождавшись своей очереди, только через две недели, сделал кардиограмму, и, решил теперь уже обратиться к терапевту в платную клинику. Благо, что частные клиники и аптеки заполонили весь город, словно сорняки на поле, пройти мимо них, никак нельзя!

Заплатив деньги в кассу и дождавшись своей очереди, захожу к врачу в ухоженный, светлый кабинет с яркими цветами на подоконниках. В высоком кожаном кресле вальяжно откинувшись, восседает та самая терапевт, с которой  я  недавно встречался в районной поликлинике. Нет, на этот раз она не прикована к бумагам, а любезно смотрит мне в глаза, но не узнаёт меня. Теперь я для неё не только больной, но ещё и носитель дополнительного заработка, отсюда и подчёркнутая любезность.
- Я вас внимательно слушаю. Какие проблемы вас привели к нам?
- Да вот давление прыгает, – смущённо отвечаю ей.

Врач измеряет давление. Прослушивает сердце со стороны груди, а потом и со спины. Смотрит язык и так далее по полной программе. Закончив осмотр, выписывает рецепты на бланке известной городской аптеки и даёт наставления на лечение. Ко всему прочему убедительно просит меня лекарства покупать только по указанному адресу.

Уже приехав домой сверяю рецепты, выданные в государственной и частной поликлиниках. Разница проявляется лишь в одном, в них указаны разные аптеки, где я должен приобрести лекарство. Вопрос, за что я платил деньги остаётся открытым.

                *    *    *

Когда начинаешь задумываться, то появляется сомнение. Почему одни и те же услуги вдруг становятся для нас платными? Ответ простой, значит каким-то чиновникам это выгодно и, они имеют от этого дополнительный доход. Наверное, было бы лучше, объединить все усилия на государственной медицине. Пользы для общества было бы гораздо больше, чем при нынешней ситуации.

Ведь, к примеру, в стоматологии человек нуждается постоянно всю жизнь. Зачем же её тогда отдавать в частные руки? Чтобы потом с больших трибун удивляться, как там обдирают граждан? А фармация? Сколько там мошенничества! Неплохо бы сюда ещё присовокупить и алкоголь. Разве государству не выгодно заниматься этим самому? Более того, это ведь вопрос безопасности самого государства, где оно должно защищать своих граждан от посягательств на их здоровье и жизнь.

Конечно, проще всё это сбросить со своих плеч и заниматься выкачиванием из недр страны её богатств, преследуя свои интересы через подставные фирмы-прокладки. Вот именно здесь чиновники преуспевают, наживая огромные состояния на природных ресурсах, по сути принадлежащих всему народу. Но и они, эти ресурсы ведь тоже не бесконечны! Но об этом говорить почему-то не принято.
                *    *    *

      Теперь несколько примеров в подтверждение сказанного.
В 2012 году в России зафиксировано 700 миллионов фактов оказания гражданам медицинских услуг через фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Казалось бы большой успех! Но как потом выяснилось, что половина из них, а точнее 300 миллионов оказались приписками. Ужасающая цифра! Тем не менее: ведь кто-то за всё это получил живые деньги из фонда ОМС. Удивительным оказался и сам вывод по этим припискам, а по сути колоссального воровства. Мол, виновата система! Странно, но это, к сожалению, так.

Случайно ли это явление? Нет! На самом деле, сама система позволяет злоупотреблять, особенно там, где речь идёт о деньгах, которых всегда не хватает. Так в Калининграде группа сотрудников городской больницы из шести человек распределила между собой 7,5 миллионов рублей премиальных выплат. Таким образом, эти «труженики» премировали себя за счёт средств, всё того же фонда ОМС. Неплохо!

Ну, а когда эти факты вскрылись, главврач больницы срочно заболел и уехал лечиться за рубеж. Благо дело, деньги есть. Не лечиться же ему, Богу  врачебного искусства, в городской больничке. Это ведь удел простого люда, вот пусть он там и лечится, а фонд ОМС всё это оплатит, в том числе и  приписки, да ещё по миллиону на премии эскулапам останется.

В заключении не смотря ни на что, хочется всем пожелать, доброго  здоровья, и Божьего покровительства. А что же пожелать эскулапам? Трудно сказать! Возможно, действительно надо менять саму систему и государственный подход к медицине, а не ограничиваться непродуманными и популистскими реформами, которые лишь ухудшают ситуацию.

                *    *    *

Наблюдая за реформами в России не трудно заметить устойчивую тенденцию к тому, что часть из них терпит крах, а другая скатывается в коррупционную пропасть, заглянуть в которую и, страшно и опасно. Но, тем не менее, страна продолжает жить, а люди преодолевая трудности, стремятся к лучшему, веря в то, что оно непременно наступит.


Рецензии
Сложная тема, Валерий.
А о работе наших докторов говорит ещё и то, как проходят медосмотры те, кому положено это делать по работе. Я понял, что здесь главное, оплатить прохождение медосмотра, а смотреть тебя никто и не будет. Проходил в этом году, знаю. Уж лучше бы вообще его отменили, чем так проходить.
Получается, что от бесплатной медицины у нас осталось лишь название.


Еремей   28.01.2016 13:20     Заявить о нарушении
Спасибо! Полностью с вами согласен...

С уважением,

Валерий Русаловский   28.01.2016 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.