Время смыслов. Глава 20

1. Что заставило предпринимателя Лофтуса ограничить свое стремление к наживе и вести себя по человечески? Прежде всего его включенность в местную экономику и общество, где жизнь определялась комбинацией проприономного (ремесленного,фермерского и мелко торгового)и просопономного (демократического)типа идентичности,связанных друг с другом общим расположением на нормативной диагонали СА.Их комбинация дает нам специфическую парадигму идентичности для которой типично равновесие между индивидуализмом и взаимопощью,коммерциализмом и альтруизмом. Альманцо Уайльдер фермер и бизнесмен, который понимает толк в деньгах и не прочь заработать и поторговаться. Но он также готов самоотверженно и бескорыстно помогать жителям городка во время голода, рискуя при этом собственной жизнью. Не случайно в просопономном типе идентичности диссоциативная линия СF и ассоциативная линия СЕ симметрично расположенные по обе стороны от нормативной диагонали СА, уравновешивают друг друга.

2. Проведем теперь мысленный эксперимент. Поставим на место Лофтуса,которому с обитателями городка Де Смет надо жить и ладить годами, лондонского капиталиста, описанного Кейнсом, для которого люди с их культурой, обычаями,языком не имеют значения, а главное это размер прибыли на вложенный капитал. Предположим он знает что в городке голод и предлагает жителям купить у него зерно за три доллара бушель. Они отказываются, ну что же тогда он найдет других  выгодных для него покупателей, а то что городок будет при этом умирать с голоду, какое ему до этого дело? Он и не живет там, с ним ни спорить, ни рассуждать, ни угрожать ему невозможно.

3. Такова реальность транслокализации, крайней формой которой является глобализация. Очевидно что транслокальный капитализм в отличие от местного, локального будет связан с иным не проприономным, а хрематономным,эгономным,субактономным или хреономным типами идентичности, или с какой нибудь их комбинацией.Ведь для такого капитализма главное не собственность, а богатство, не отношения, а прибыль.

4. Эта реальность глобального транслокального рынка во многом объясняет страшные голодовки конца 19 века в Британской Индии. Британские колониальные чиновники, хоть и жили в Индии от индийцев никак не зависели. А вот мировые цены на зерно и те крупные фирмы, которые его покупали, влияли на их политику. Парадоксальным образом объем вывозимого зерна из Индии в самые страшные голодные годы 1876-78 и 1898/1900 не только не уменьшился, но напротив резко вырос. А беспощадный вице король Индии в конце 1870х лорд Литон даже публично заявил, что никаких усилий по снижению цены на зерно Британские власти предпринимать не будут. Объясняется это все просто, международные продажи зерна увеличивали доходы британской колониальной казны. Увеличение экспорта зерна в голодные годы было связано с необходимостью финансировать вторую англо-афганскую войну и в конце 1890х англо-бурскую войну.

5. Это разумеется вовсе не означает, что не было англичан, включая и некоторых порядочных высокопоставленных колониальных чиновников, которые бы не старались сделать то, что могли чтобы помочь голодающим. К сожалению правила колониальной политической игры были не в пользу этих более приличных людей. А правила эти, как я уже писал выше во многом определялись реальностью мирового рынка.Тщетно некоторые английские авторы того времени призывали колониальные власти хотя бы запретить экспорт зерна, как сделала это морфономная Российская империя в голодном 1891г.Но Индию мы обсудим несколько позже, а сейчас нам пора вернуться в Штаты. Там в конце 19 века происходили большие экономические и социальные перемены. Транслокальный капитализм с его банками, железными дорогами, биржами и корпорациями набирал силу. Страна интегрировалась в мировой рынок.

6.К 1900 г. быстро растущая индустриальная экономика сделала Штаты мировым лидером в области промышленности.В страну текли потоки иммигрантов из разных стран Европы (иммиграция из стран Азии,в особенности из Китая и Японии, ограничивалась расистским законодательством).Иммигранты в это время составляли около 20 процентов американскoй рабочей силы (Frieden 2006,53)

7.Между 1870 и 1900 ведущие страны мира включая Западную и Центральную Европу, Штаты (1873), Латинскую Америку, Россию (1897)и многие страны Азии перешли на золотой стандарт.Этот стадарт активно продвигался лондонскими и нью йоркскими финансовыми кругами, так как он способствовал международному финансовому обмену и экспорту капитала, который к 1914 г. достиг огромных размеров. Переходу на золотой стандарт способствовал громадный (более чем в 20 раз) рост мировой добычи золота во второй половине 19 века после того как в середине 19 века были открыты и начали разрабатываться калифорнийские и австралийские золотые месторождения.

8. Американские фермеры и ремесленники требовали возврата к биметаллизму и дешевым серебряным деньгам, которые могли бы помочь им противостоять грабительской политике железнодорожных магнатов, облагавших их специальными,несправедливо завышенными тарифами,справиться с падением цен на сельскохозяйственные продукты и нарастающей долговой зависимостью от банков.В 1896г. на конвенции демократической партии 36 летний конгрессмен Уильям Дженнингс Брайан, произнес одну из самых знаменитых речей в политической истории США. Громадное впечатление,которое произвела эта речь,привело к тому,что Брайана выдвинули кандидатом в президенты. Он протестовал против золотого стандарта. Если пользоваться терминологией нашей схемы, то можно сказать, что он противопоставлял связанную с серебром проприономную местную экономику ремесленников, мелких торговцев и фермеров транслокальной (фактически мировой)хреономной экономике банкиров и корпораций. Ниже я даю в переводе отрывки из этой замечательной речи.Обращаясь к деловым и финансовым кругам крупных городов Брайан указывал:

Когда вы приходите к нам и говорите, что мы мешаем вашим деловым интересам, мы отвечаем, что ваши действия нарушают наши деловые интересы.Мы говорим вам, что ваше определение делового человека слишком заужено. Человек, который работает за деньги, это такой же деловой человек, как и его работодатель.Адвокат в маленьком городке это такой же деловой человек, как и советник корпорации в большом городе.Торговец в маленьком магазине на дорожном перекрестке такой же деловой человек,как и нью йоркский купец.Фермер, который встает утром и работает весь день, начинает весной и трудится все лето,и своим применением мозгов и мускулов к природным ресурсам этой страны создает богатство,такой же деловой человек, как и биржевой делец,который торгует зерном на бирже. Горняки,которые спускаются на тысячу футов в глубь земли или поднимаются на 2000 футовые горные утесы,и добывают драгоценные металлы, которые используются в торговле,такие же деловые люди, как и несколько финансовых магнатов, которые в задних комнатах, занимаются присвоением мировых денежных потоков….

Мы в своей платформе говорим, что право выпускать деньги это функция правительства. Мы верим в это. Мы верим,что это часть суверенитета и ее также нельзя доверять частным лицам, как нельзя доверять им право принимать уголовные законы и собирать налоги….Те, кто противятся этой идее, говорят нам, что выпускать бумажные деньги это функция банка и что правительство должно убраться из банковского бизнеса.Я согласен с Джефферсоном,а не с ними и говорю им,что выпуск денег это функция правительства, и что банки должны убраться из области государственного управления….

Если они скажут нам, что золотой стандарт это стандарт цивилизации…мы можем рассказать им историю нашей страны. Более того,мы можем сказать им, что они напрасно искали бы на страницах истории случая,когда простой народ любой страны провозгласили бы себя в пользу золотого стандарта. Они могут найти только случаи, когда это сделали владельцы инвестиций.

…Это вопрос о том, на чьей стороне должна сражаться демократическая партия? На стороне праздных владельцев праздного капитала или на стороне страдающих масс…

Есть две идеи о том, как управлять государством.Одна исповедуется теми,кто  верит, что если принимать законы в пользу обеспеченных слоев населения, чтобы сделать их процветающими то это процветание прольется на тех кто снизу.Демократическая идея состоит в том, что если обеспечить процветание масс, то это процветание найдет себе дорогу вверх,к тем классам,чье благосостояние на нем основывается….

Имея за себя коммерческие интересы и интересы работников и трудящихся масс, мы можем им ответить на требования золотого стандарта и сказать им: не прикладывайте к лицу труда терновый венец,не распинайте человечество на золотом кресте.

9.На выборах 1896 г. Брайан проиграл, золотой стандарт победил.Но многие другие идеи Брайана о необходимости государственной регуляции капитализма в интересах общества были подхвачены американскими прогрессивными политиками и президентами начала 20 века от Теодора Рузвельта до Вудро Вильсона и Франклина Делано Рузвельта, который в 1936 г. заявил:" Мы знаем теперь, что государственное управление,осуществляемое организованной властью денег, также опасно, как управление государством организованной преступности" (цит. по Phillips 2002, 47).

10. Американское обшественное мнение начала 20 века активно противостояло государственной коррупции и тем самым ограничивало эгономные тенденции, которые Рузвельт в той же речи определил, как "силы эгоизма и властолюбия" (the forces of selfishness and lust for power цит там же).

11.Вот один пример такого ограничения. В конце 19 века,когда искусственное охлаждение еще не было доступно массам, процветающим бизнесом в Штатах была продажа льда, который люди использовали для того чтобы сохранить продукты от порчи.В одном Нью Йорке в 1855 г. население закупило 285 тысяч тонн льда.Использовался он и в больницах.Летом льда особенно не хватало и цены на него взлетали.Во время жары муниципальные власти организовывали бесплатные раздачи льда для бедноты, толпы людей скапливались возле раздаточных пунктов,стихийно возникали драки.

12.В 1896 г. нью йоркские фирмы, занимавшиеся продажей льда обьединились в Консолидированную ледовую компанию. Цены на лед тут же выросли на 33 процента из за образовавшейся монополии.Бедняки и так могли позволить себе только совсем немного льда. Потом цены удвоились и журналисты обнаружили, что тогдашний мэр Нью Йорка Роберт Ван Вик, получил от упоминавшейся выше новой компании большую взятку (1.7 миллиона долларов акциями компании, по тем временам огромная сумма, так как покупательная способность доллара с тех пор упалав несколько десятков раз)И хотя влияние мэра было таково,что формально его все же не осудили, куда бы он теперь не появился со всех сторон ему кричали "Лед!Лед!"сотни гневных горожан. На новых выборах мэра с треском провалили. (подробнее об этой истории см. O'Donnell 2013).

Как же отреагировали владельцы крупных банков и корпораций, на эту критику, подрывавшую их положение в обществе. Может ли пример Лофтуса дать нам понятие об этой реакции, изменилось ли на практике их поведение? Ответом на этот вопрос мы займемся в следующей главе.

Конец главы.Продолжение будет в следующем файле.


Рецензии