Началось
По хантыйской традиции, как гласит легенда угорских народов, человек мог наказать своего бога, если тот не исполнил его желание. Вот, например, молится ханты богу воды, чтобы ловля была удачной, потом целый день расставляет на реке ловушки, приходит на следующий день к реке, глядь, а в ловушках пусто. Только немного мелочи и ни одной крупной рыбы. Чем кормить семью? Рассердится тогда ханты, вырежет лозину и давай стегать мифического бога рек и озер. Бог воды вырезан из огромного дерева, лица у него нет, только туловище и голова. А ханты во время обряда наказания надевает берестяную маску, чтобы бог не узнал рыбака и позже не отомстил ему «за порку». Бьет ханты лозиной мифического бога и приговаривает: «Вот тебе, вредина, я тебя просил, просил, как нормального бога, а ты оказался кидалой, ни одной нормальной рыбки не послал. Будешь знать в другой раз, как прикидываться богом. Чтобы в следующий раз нагнал в ловушки мне килограммов хотя бы пятьдесят, мне много не надо, только на прокорм семьи. А у меня семья большая: жена, пять деток, мать с отцом, братья и сестры, их семьи. Видишь, сколько ртов голодных. А ты поскупился, послал мне одну мелочь». И давай ханты еще сечь-пороть провинившегося бога. Но на следующий день ханты, получив желаемое , возвращается с богатым уловом и обязательно одну самую большую рыбину оставляет у подножия своего божества. И благодарит его часов пять, песни поет, в бубен бьет, нахваливает бога, мол, молодец, исполнил желание, так и дальше делай, а я тебя, дорогой, отблагодарю. Как говорится, все совершает ханты в отношении бога чин чином – и так столетиями-тысячелетиями. Когда это в веке шестнадцатом приваливает к ханты покоритель земли сибирской Ермак на ладье с пушками. И давай палить по стойбищу ханты. Мол, сдавайся и покоряйся. Хитрый ханты засел на дереве с луком, натянул тетиву и выпустил стаю стрел в грудь Ермаку. Тот и сгинул в Оби бесславно. Ханты празднуют победу. Да недолго. Приезжают новые посланцы от царя батюшки и давай палить из пушек по ханты, уже не останавливаясь. Погубили почти всех. Осталось от миллионного народа две-три семьи. Упали ханты в ноги царским посланцам и молят: пощадите, не губите! Мы покоряемся вашим пушкам, только что вы от нас хотите? Царские посланцы и говорят: хотим, чтобы вы нам служили и молились нашему богу. И ставят в чуме ханты распятие с прибитым гвоздями богом. Испугались ханты, спрашивают: «Вы раздели своего бога и навеки пробили его тело? За что вы его так наказали? Ваш бог не исполнил ваши желания?» Царские посланцы усмехнулись и отвечают: «Пока он на кресте, он исполняет все наши желания. А отпусти его - убежит, и тогда лови его!» И засмеялись. Подивились ханты такой жестокости пришельцев, но покорились царским посланцам. И с тех пор, гласит легенда, ханты стали совершать по ночам тайные обряды в непроходимой тайге на священной поляне: бьют в бубен и в колокольцы, надевают берестяные маски и поют песни. Осторожные - выставляют дозор, чтобы царские посланцы не видели, что ханты делают с их богом. А делают они вот что: снимают распятого бога с креста и лечат его раны кедровым маслом. Отпаивают изнемогающего бога родниковой водой, медвежьей желчью и тюленьим жиром. Кутают в оленьи шкуры и дарят ему самых красивых своих дочерей, чтобы согрели они бога горячими телами. И просят своего старого бога вод и рек, неба и звезд спасти русского бога, заживить его телесные и душевные раны. «Ведь как страдает он, сердечный, - молились ханты, - как страдает, висит на кресте веками, а люди любуются его ранами, требуют от бога помочь им, и все боятся, что если сойдет он с креста, то позабудет о них. Помоги ему, бог вод и звезд, образумь жестоких людей, усмири их ненасытные желания!» Так молились по ночам ханты, прыгая в масках вокруг костра и играя в бубен. А утром снова раздевали русского бога, прибивали его тело к кресту и устанавливали посреди чума. И очень, очень горевали, просили у него прощения… Так гласит легенда. Не верите? Поезжайте в угорские земли, найдите священную поляну, спрячьтесь в тайге и слушайте: когда раздастся звук бубна и колокольцев, знайте – началось…
© Copyright:
Саша Бронштейн, 2015
Свидетельство о публикации №215122700686
Рецензии