Странствия по утраченной Родине. День девятый

                14 июля

           День начался жизнеутверждающе,  беспримерным восхождением трёх велотуристов на высокий, густо лесистый прибрежный склон, изрезанный лощинами, промоинами и рытвинами.  За лесом карта обещала луга и просёлки,  и мы изрядно попыхтели и перенапряглись, пробираясь напрямик  к желанному легкодорожью.  Похоже, это был самый значительный силовой рывок за всё путешествие.  И мы его выдержали,  даже сын не жаловался, не протестовал,  молча толкал свой гружёный велосипед, только изредка спрашивал: «Долго ещё?». А мы и сами не знали.
        Накрапывал дождь, когда, наконец, выбрались на опушку и обессилено побрели задами деревеньки. И вдруг набрели на раскидистые вишнёвые деревья, усыпанные восхитительными спелыми, сочными вишнями.  Это была нам награда за терпение и упорство.   Освежающие плоды утолили жажду, вернули силы.
         На каком-то тульском просёлке  отвалился счётчик расстояния, а мы и не заметили.
Теперь не ведали, сколько   пройдено пути, только по карте приблизительно определяли расстояния, чётко держа маршрут.  Нас притягивал далёкий силуэт колокольни( мы заметили его ещё с берега ), до неё километров десять, но она  отчётливо видна ( даже цвет -  старинного потемневшего кирпича), на фоне светло-серого неба.  Колокольня значилась в селе Павловское, куда мы и направлялись. 
           По старинному описанию: «Село Павловское от Тулы в 75 верстах, от Одоева в 12 верстах. Самое село и принадлежащие к нему деревни расположены на правой стороне реки Упы, вблизи казенной засеки и частных лесов. Местность возвышенная и здоровая».
Действительно, здоровая и по сей день - леса, поля, холмы. Здесь когда-то была  усадьба князей Воротынских. Но время и социальные бури пощадили лишь старинный тенистый липовый парк. Строгие прямые аллеи никуда  не ведут,  под сводами вековых лип, во влажной траве мы обнаружили во множестве вкуснейшие ягоды, не известные нам доселе. Нечто среднее между лесной земляникой и садовой викторией,  в несколько раз крупнее обычной земляники.   Они буйно разрослись под деревьями, кое-где даже вытеснив  другие травы. Никто их здесь не возделывал, происхождение россыпей осталось для нас загадкой.  Этот день оказался для нас поистине ягодным пиршеством. Сначала вишни, теперь вот, это чудо.
          С трудом обуздали аппетиты и вспомнили о цели – одинокой колокольне. Она высилась совсем близко, за селом.  Таинственная, заброшенная, гордая в своём одиночестве, лишённая своей главной смысловой части – храма, и потому загадочная, даже иррациональная.  Колокольня без колоколов, немая и без креста, как будто непричастная теперь к запредельному инобытию. Просто памятник старины, но отойти от него почему-то трудно, душа болит. За колокольней  купы деревьев, кустарник, за ними - поля  и странное безлюдье вокруг.
         Долго не могли мы  двинуться дальше, да и отъехав, постоянно оглядывались на многозначный  силуэт, оставленный людьми в трагическом одиночестве.
        Постепенно тряские просёлки выбили из нас силы. Сменили правый берег на левый и выехали на хорошее шоссе, безмашинное и безлюдное. Воодушевились, приободрились и к своему удивлению вскоре попали в деревню Ченцовы Дворы. До неё по описанию местных жителей километров двадцать. А оно – вот оно!  Ну, раз двадцать километров не пилить, решили двигаться по максимуму, до Крапивны.      Силы уже на исходе, но оказалось, их можно черпать в преодолении,  мы испытали это на собственном опыте. Второе дыхание всё-таки пришло.
         Крапивна тоже появилась неожиданно скоро и как-то  незаметно. Из маленьких поселений, тянувшихся одно за другим вдоль шоссе, выросло большое красивое село,  скорее городок, бывший центр уезда, которому в давние времена полагалось иметь видную церковь с большим приходом, базарную площадь, постоялые дворы, трактиры и лавки.
       Всё это в перекроенном на современный лад виде наличествовало и сейчас. Никольский собор, один из немногих, что не был закрыт в Советское время. Два других старинных храма или полуразрушены, или используются не по назначению.
       Крапивна – село знаменитое, здесь бывали и живали Лев Толстой и Глеб Успенский.
По преданию название села произошло от густых зарослей крапивы, что буйствовали на разорённых татаро-монголами поселениях. Но раньше название писали через «О» Кропивна, и полагали, что оно  от слова «Кропить» .
       Из истории Крапивны мы узнали о происхождении  имени речки  - Упа,  оно идет еще со времен вятичей, местных племен. Соседями вятичей были финское племя упанов (люди, живущие у реки). Точный перевод слова "Упа" означает "река".
        В Крапивне есть музей, его создали при школе сами жители, но со временем он стал Крапивенским филиалом государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".   
        Отъехав недалеко от столь достопримечательного места,  мы с радостью встретились с Упой и, наконец, встали на ночёвку в прибрежных луговых травах.
 
                История Крапивны

«Впервые Крапивна упоминается в завещании Дмитрия Донского, (1389 года), в котором он отказывает ее в пользу своей жены, княгини Евдокии. Скорее всего сегодняшняя Крапивна была основана как укрепленная крепость в засечной полосе для защиты от татарских набегов. Но, как поселение она существовала гороздо ранее и лишь в целях обороны была перенесена на более выгодное в военно-стратегическом плане место.

По старой дороге Елец - Крапивенский путь проходила одна из крупнейших дорог татар - Муравский шлях. Там находилась старая изначальная Крапивна-крепость, окруженная большим посадом. Через сто лет, после многочисленных пожарищ и разорений, вокруг Крапивны поставили дубовую стену и насыпали вал. Стены крепости узкие окна для стрельбы из пушек и пищалей. Посад находился рядом с крепостью. К нему примыкали слободы (Стрелецкая, Пушкарская, Казачья и др.). В случае опасности слободы выжигались, а население уходило в осаду. В области Крапивны и других пограничных городов находилось украинное войско численностью до 10000 человек.

В XVI веке засека стала одной сплошной стеной укреплений. В связи с отсутствием набегов, потеряла свою боеспособность, потом финансовую поддержку царя, а потом функции и значение стратегически важного пункта. Крепость исчезла с лица земли, но Крапивна по- прежнему оставалась крупным поселением и все события, происходившие в стране отражались и на истории города.

В XVII веке Крапивна была охвачена великими крестьянскими волнениями. В 1605 году войско Лжедмитрия I, двигаясь на Москву, сделало остановку в Крапивне. Отсюда были посланы гонцы в Москву с обращением Лжедмитрия к Думе и народу. Получив известия о перевороте в Москве, Лжедмитрий перешел из Крапивны в Тулу, где его поздравляли и преподносили подарки. Н. М. Карамзин писал, что Тула в это время имела вид шумной столицы, исполненной торжества и ликования.

Однако острые социальные пролемы не были решены и это привело к восстанию И. С. Болотникова, который боролся за смену царя Василия Шуйского и низвержение крепостного права. В 1606-1607 годах через Крапивну шли пути, связывающие Тулу с базами повстанцев на юге-западе и юге. Многие крапивенцы приняли сторону восставших. А ставка Шуйского расположилась на левом берегу реки Упы, по Крапивенской дороге. Отсюда во все стороны уходили карательные отряды. Наступающий на Крапивну отряд царских войск под командованием воеводы, князя Ю.П. Ушатого, был от крепости отбит. Но все вскоре Крапивенскую крепость взяли штурмом войска князя Д. И. Мазецкого.

Годы смуты принесли разруху, привели в расстройство систему обороны южных границ государства. В этот период татары совершали свои набеги со страшным постоянством. В 1613 году в окрестностях Крапивны рыскали крымские и нагайские татары и разбойничала польская шайка под командой пана Лисовского. Набеги татар повторялись и позже, в 1615, 1618, 1619, 1620 годах. В апреле 1613 года на Крапивну напал казачий отряд атамана И. Заруцкого, который штурмом взял большой и малый острог, а город сжег.

В 1666 году отряд донских казаков под руководством атамана Василия Уса направились к Москве, чтобы вступить на службу. Сотни крестьян присоединялись к ним, превращаясь в казаков. Помещики стали жаловатьсяна бегство крестьян и требовали прекратить разорение поместий. В Москве детальноразработали план карательного похода. В Крапивну, как и в другие города от Тулы до Воронежа были посланы гонцы с царскими указами о срочном сборе в Туле дворянского ополчения. Казаки, не дожидаясь карательного похода ушли на Дон. С ними ушло множество местных беглых крестьян.

В первой четверти 18 века в 347 дворах Крапивны проживало 3092 человека, действовали 2 завода, фабрика. главное занятие жителей - земледелие. Крапивна славилась яблоками и хлебом. Во многих имения производились полотно, сукно. В уезде добывалась железная руда, которая поставлялась на металлургические заводы Тульской и Калужской губерний. Основные месторождения находились в северо-восточной части уезда и в окрестности Г. Крапивны (деревня Колпна, Зубаревка, Ясенки).

В 1777 г. Крапивна стала уездным городом Тульского наместничества, а в 1797 г. - Тульской губернии.

 


Рецензии
Рассматриваю одинокую колокольню. Неожиданно пришло сравнение. Архитектура церквей чем-то напоминает военные крепости: узкие окна, толстые стены. Их, наверное, можно назвать крепостями духа. А как удивительно точно наши предки умели находить место для постройки! Как понимали и чувствовали местность и природу! Как, в сущности, много мы потеряли, утратили и позабыли...
Ваша

Светлана Лось   30.01.2016 01:46     Заявить о нарушении
Конечно, места для храмов выбирались не случайные. Чаще всего место средоточия духа является одновременно и местом средоточия красоты. Нераздельность ценностной триады. Добро. Истина. Красота. Человечество от этих ценностей отрекается.

Монастыри традиционно были крепостями, а храмы - величественными.

Марина Стрельная   30.01.2016 12:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.