Время смыслов. Глава 21

1.В этой главе мы начинаем тему государственного и корпоративного патернализма,и сотрудничества между корпорациями,обществом и государством,которая в очень разных вариантах играла ключевую роль в идеологии американского прогрессизма начала 20 века,английского,немецкого и французского (солидаризм)социального реформизма начала 20 века,советского коммунизма,Рузвельтовского Нью Дила (Нового Курса),либерального империализма (с его принципом "цивилизационной миссии"),латиноамериканского корпоратизма, итальянского и немецкого фашизма,мобилизационных экономик разных стран времен Первой и Второй мировой войны. Все эти очень различные варианты социального патернализма имели одного исторического предшественника, а именно меркантилизм 17 18 веков (Франция Людовика 14 и Кольбера, Швеция, Петровская Россия, Пруссия времен Фридриха Великого)ориентированный прежде всего на эффективную мобилизацию общества государством,необходимую для военной победы. И вовсе не случайно, что и в Европе и в Америке начала 20 века социальный реформизм нередко сочетался с национализмом и империализмом. В Штатах такой центральный прогрессистский политик как Теодор Рузвельт был одновременно и главным идеологом перехода к  империализму и агрессивной внешней экспансии, приветствовавшим войну между Штатами и Испанией (1898) и лично активно в ней участвовавшим.

2. Причиной того, что эта модель была вновь востребована в конце 19 начале 20 века являлось гигантское противоречие между горизонтальной динамикой рынка и вертикальной иерархической структурой общества особенно внутри морфономных монархий, таких как императорская Россия,где власть, предчувствовавшая нарастание этого противоречия и его катастрофические последствия для морфономного режима, делала в эпоху Николая Первого активные попытки затормозить промышленное развитиe, но с 1890х годов была вынуждена логикой геополитического противостояния перейти к энергичной индустриализации.

3.В терминах нашей схемы главной парадигмой идентичности, связанной с этой идеологией, упиравшей на мобилизационное единство, на функционирование страны и общества как единого целого, единого организма (очень важная часть нового милитаризованного национализма и связанной с ним геополитики,опиравшейся на позитивистскую социологию Спенсера, которая пропагандировала идею национального организма)является исономика EFGH(от греческого исос, что значит равный). Но поскольку впервые исономика получила свое выражение в эпоху абсолютизма начала Нового времени нам придется вернуться к этой эпохе, чтобы понять как работает эта парадигма идентичности, столь нужная нам для понимания всей истории двадцатого века.

4.В основе исономики комбинация элементов горизонтального социального равенства с элементами вертикального инструментального господства/подчинения (армия) и диагонального иерархического соподчинения,основанная на принципе разделения функций/ролей и единства целей. Структура исономики сформирована четырьмя угловыми диагоналями и состоит из четырех треугольных компонентов три из которых нам в какой то степени уже знакомы.

5.Начнем с того из них, который мы до сих пор не рассматривали,а именно с рациономики EFG.Она образована позиционной GF и облигативной/обязательственной EF угловыми диагоналями в сочетании с центральной горизонтальной коммуникативной линией EG.В этом типе идентичности правительство берет на себя роль рационального посредника F между враждующими социальными лагерями "нами" инсайдерами G и "ими" аутсайдерами E, например между рабочими и буржуазией в обществах начала 20 века или между буржуазией и аристократией во Франции 17 века.

6.Главным здесь является упор на прагматическую,инструментальную рациональность (верхняя горизонтальная смысловая/сигнификативная линия AB здесь задействована только в точке ее пересечения с центральной инструментальной вертикалью FH). И не случайно что определявший истину как практическую эффективность социально реформистский прагматизм философа Джона Дьюи (не надо его путать с идеалистическим прагматизмом Пирса или виталистским прагматизмом Джеймса)приобрел в начале 20 века такую популярность в американском обществе.Другим течением,отражавшим господство инструментальной рациональности,утилитарным образом ориентированного социального реформизма был Тэйлоризм, система рационализации производства и научного менеджмента,которая в 1920е годы получила широкое распространение не только в Штатах,но и в Европе, особенно в Веймарской Германии и Советской России.

7.В культурном смысле рациономика означала триумф инструментального разума, массового образования и науки (верхняя половина матрицы или периномика EABG)над чувствами,инстинктами и предрассудками масс.Внутри исономики рациономика должна была господствовать над сенсономикой EHG то есть сферой спонтанных выборов масс(селективная линия HG )и массовых ценностных ориентаций (супплементальная линия НЕ),заданных рациономной научно утилитарной корпоративной рекламой и государственной пропагандой в виде ярлыков/брендов,лозунгов,доходчивых логических одноходовок,идеологических штампов и мифологем.

8. Сенсономика находится в сфере рынка (нижняя половина матрицы или дианомика EGCD)и мы уже сталкивались с ней при анализе рыночных парадигм, где она выступала в виде альтерономики,"справедливого" свободного обмена супплементальных  массовых ценностей (зерно) на индивидуальные селективные ценностные вклады. Хорошо работающая рациономная пропаганда должна была придать сенсономике вид такой справедливой,естественной альтерономики.

9.Интересно что в середине 18 века распад меркантилистской исономики сопровождался именно восстанием сенсономики,сферы спонтанных неиспорченных искренних народных инстинктов и чувств против поверхностного искусственного рациономного рассудочного Просвещения. Лучше всего в 18 веке это восстание сенсономики против рациономики выразил Жан Жак Руссо,по стопам которого в 19 веке последовал его самый знаменитый русский почитатель Лев Толстой.

10.Помимо горизонтально расположенных верхней и нижней половинок, т.е.рациономики и сенсономики, исономика включает вертикально расположенные левую и правую половинки, которые мы уже встречали в виде реферономики HEF и преферономики HGF.В рамках меркантилистской исономики положение в обществе (преферономика) всегда связывалось с заслугами перед государством и обществом (реферономика),этот принцип с классической ясностью выражен в таком документе как Петровский Табель о Рангах (1722).

11.Ниже мы приводим отрывок из трактата Публичное право (опубликован в 1697 г.) юриста Жана Дома (1625/1696),одного из идеологов абсолютизма и любимых авторов Людовика ХIV. В этом отрывке хорошо выражены основные черты исономного сознания с типичной для него комбинацией элементов равенства, командного господства/подчинения и функциональной соподчиненности общественных групп для блага целого,то есть социального организма.

Нет ни одного человека, который не был бы убежден в том, что хороший порядок в государстве имеет большое значение и кто не желал бы искренне, чтобы государство, в котором он живет, было бы хорошо устроено…

Каждый знает, что человеческое общество составляет тело, в котором каждый человек является одним из членов, и эта истина, которой учит нас Писание и свет разума,является основанием всех обязанностей,которые относятся к поведению каждого человека по отношению к остальным и по отношению к телу в целом. Ибо эти обязательства есть ничто иное как функции,присущие тому месту,которое каждое лицо занимает согласно своему положению в обществе.

Ибо в этом принципе должны мы искать источник всех правил, которые определяют обязанности и тех, кто управляет и тех, кто находится под управлением. Ведь через посредство места, которое Бог определил каждому человеку в теле общества, Он, усваивая ему это призвание,предписывает ему все его роли и обязанности.И так же, как Он приказывает каждому верно повиноваться заповедям Его закона, который относится к общим для всех людей обязанностям,Он предписывает специально для каждого в отдельности обязанности свойственные его положению и рангу в обществе, которого он является членом.Это относится и
к функциям и обязанностям каждого члена по отношению к другим индивидам и по отношению к телу общества как целого.

Поскольку все люди равны по природе, то есть по основному присущему им человечеству, природа не подчиняет никого другим…Но внутри этого естественного равенства, люди различаются причинами,которые обуславливают их неравное положение и создают между ними отношения и зависимости,которые определяют разные обязанности каждого по отношению к другим и деляют правительство необходимым…
 
Первое различие, которое определяет подчинение одних людей другим, создается рождением и относится к родителям и детям. И это различие ведет к первому роду правления в семьях, где дети обязаны повиноваться родителям,которые возглавляют семью.

Второе различие между лицами определяется различием занятий,требуемых обществом, эти занятия соединяют общество в тело, которого каждый является членом.Ибо также как Бог сделал каждого человека зависимым от помощи других для удовлетворения своих нужд,Он провел различие между положением разных людей и между их разными занятиями, ради разных их нужд определяя людям место,на котором они должны играть свою роль.

И посредством этих взаимозависимых занятий и положений образовываются связи, обьединяющие как общество в целом, так и разных индивидов в их отношениях друг к другу. Это также обуславливает необходимость иметь главу, для обьединения и управления телом общества,созданного этими различными занятиями,и поддерживать порядок отношений, позволяющих публике извлекать пользу из различных общественных ролей, соответствующих положению каждого человека в этой жизни….

И поскольку это послушание необходимо для поддержания порядка и мира, который должен соединять главу и членов, образующих тело государства, всеобщей обязанностью подданных является во всех случаях повиноваться приказаниям государя, без того чтобы взяться свободно судить о тех распоряжениях, которым они должны повиноваться. Ибо иначе право судить о том, что справедливо,а что нет сделало бы каждого человека господином, и такая свобода порождала бы мятежи….власть суверена получает от Бога свой авторитет,и таким образом действует как орудие справедливости, которая должна быть душой государственного управления; только одна справедливость обладает естественным правом править людскими умами и сердцами ибо справедливость должна управлять через эти две человеческие способности....

Бог позволяет чтобы власть, которую он уделяет правителям,была бы пропорционально подчеркнута ими, с тем, чтобы вызвать уважение у народа.Это может быть сделано только с помощью блеска,излучаемого великолепием их дворцов,и других видимых знаков величия,которые их окружают…

Эти общие обязанности правителей включают все специфические обязательства тех, кто пользуется суверенной властью. Ибо эти обязательства покрывают все, что касается до суда,общего надзора за состоянием дел в государстве, общественного порядка, спокойствия подданных, мира в семьях,ревности о том, что может содействовать общему благу,выбора способных министров,которые любят истину и справедливость,назначение хороших людей на те должности и положения, на которые сам суверен нуждается в том, чтобы поместить людей лично ему знакомых,...разумное распределение статей дохода,вознаграждений,исключений,привилегий и других милостей,хорошее управление общественными финансами,разумная осторожность в отношениях с иностранными государствами,иными словами все,что делает власть, приятной для хороших людей,ужасной для дурных,и во всех отношениях достойной божественного 
поручения управлять людьми…

Мы можем прибавить к этому, как последнюю обязанность государя,которая вытекает из первой и включает в себя все остальные, что,хотя его власть, по  видимости, ставит его выше закона, так  как никто не имеет права призвать его к ответу,тем не менее он должен соблюдать законы, насколько они к нему относятся. И он должен делать это не только с тем, чтобы дать добрый пример своим подданным и внушить им любовь к своим обязанностям, но и по той причине,что его суверенная власть не освобождает его от его собственных обязанностей, и его положение требует от него предпочитать общее благо государства  своим личным интересам и славным для него является то, чтобы рассматривать общее благо как свое собственное (Domat 1697/1829, Этот документ в английском переводе легко найти в Интернете, так как он включен в англоязычное собрание документов для университетских курсов по истории Internet Modern History Sourcebook/Absolutism).

12.В следующей главе мы сделаем подробный разбор этого документа, используя аналитические категории нашей матрицы и сравним эту идеальную картину с исторической  реальностью.Мы также посмотрим на параллели с американской ситуацией начала 20 века, когда (еще до первой мировой войны)в американском обществе происходили глубокие изменения и закладывались основы того, что впоследствии получило название Pax Americana. 


Конец главы. Продолжение в следующем файле.


Рецензии