Феномен сказки в культурологическом аспекте воспит

ФЕНОМЕН СКАЗКИ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ
Барцевич Е.В., Плотников А.В.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Сегодня, все большее число специалистов в различных областях, начинают обращаться к сказке, ибо невозможно переоценить информационную глубину, которую скрывает, этот глубокий культурный пласт. Сказка – хранилище, в котором зашифрована социально-историческая и генетически национальная информация и нет на всей Земле человека, который бы не любил и никогда не обращался к сказкам. Ведь еще Шарль Перро полагал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока. И любая сказка, это не просто история наполненная чудом и волшебством, это повествовательный рассказ, в котором сокрыты зерна истинных отношений между людьми и основных, действующих в нашей жизни законов. И феноменом воспитательного значения сказки в культурологическом аспекте можно назвать вербальный язык на котором повествуется сказочный сюжет, ибо во все времена, на всех языках мира, сказка остается тем единственным сакральным знанием, что доступно, понятно и сокровенно каждому, как ребенку, так и взрослому. И если мы обратимся к тем далеким временам, когда еще не было письменности, обнаружим, что сказания и легенды передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, дошли до наших дней в виде смысловых кейсов народного творчества, как готовый пример для решения сложных жизненных задач.
Язык сказок прост и понятен, он не утруждает наставлениями и не перегружает серьезными рассуждениями ребенка, еще не умеющего логически выстраивать мысль. Он проникает в самое сердце, действуя на сознательное через бессознательное посредством образов, которые понятны и интересны. Сказочный язык открывает горизонты воображения, окрыляет, дает возможность самостоятельно осмыслить заложенную в сказке ситуацию и приобщает ребенка к умению мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Это в свою очередь, является абсолютно новым видом психической активности, которая является основой не только творческой деятельности, но и гармоничных отношений с окружающим миром. Поэтому к выбору сказок для коррекционной работы с детьми необходимо подходить серьезно и ответственно. Заносчивым детям и любящим приукрашать действительность, можно прочесть «Заяц-хвастун», жадным «О рыбаке и рыбке», а чрезмерно непослушным «Кукусика».
В МБДОУ МО г. Краснодара, в «Детском саду № 105», был внедрен исследовательский инновационный педагогический эксперимент (автор Е.В. Барцевич), при поддержке кафедры спортивной режиссуры КГУФКСТ (зав. кафедрой, к.ф.н. А.В. Плотников) на тему  «Сказкотерапия, как метод коррекционно-развивающей программы для работы с группами детей дошкольного возраста» по сказке «Кукусик».
Цель исследовательского эксперимента: сформировать педагогическую модель поведения ребенка в условиях заданных рамками сказки, развить воображение, отразить его эмоциональное настроение, улучшить мыслительные способности, увеличить словарный запас, а также выявить феномен сказки, как культурологический аспект процесса воспитания.
Используя метод совместного с детьми освоения сказки, была рассказана история о маленьком мальчике, живущем с братьями без родителей. Эта история о становлении личности, о борьбе с внутренними страхами и с самим собой, она учит не только послушанию, но и приводит к пониманию себя и своих желаний, о необходимости принятия важных решений, таких, как спасение другого существа, приводит к пониманию того, что в семье опора и сила. В сказке не дается описание главного героя, дабы ребенку было легче провести аналогию и ассоциировать себя и сказочного персонажа.
Сказка размещена на Psinovo.ru – сайте помощи психологам, педагогам, студентам и родителям, рекомендована государственным бюджетным специализированным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы № 26V вида г. Краснодара и отделом анализа и поддержки дошкольного образования МКУ КНМЦ  для использования данной сказки  в дошкольных организациях (нач. отдела А.Трифонова, директор МКУ КНМЦ Ф.И. Ваховский).
«Детский сад № 105» работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» и внедрение проекта проходило по всем образовательным областям программы в несколько этапов. В проекте приняли участие более 100 детей. Предварительно были изучены фактические материалы и литература по исследованию сказок с применением метода сказкотерапии. Кроме того, определены цели и задачи исследования, апробированы в реальной  практике коррекционно-развивающие методы работы с группами детей дошкольного возраста, направленные на развитие творческих способностей, мышления, воображения и внимания ребенка, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и формирование адекватной самооценки.
В структуре исследовательского эксперимента – VIII этапов, проведенных с несколькими группами детей дошкольного возраста.
На I этапе была исследователями проведена предварительная диагностика с целью исследования личности ребенка проективным рисунком «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Джунгли».
На II этапе все группы детей отсмотрели и обсудили детский спектакль по одноименной сказке «Кукусик», после которого приняли участие в викторине на тему: «Я-хороший, Я-плохой».  Главные герои сказки, для более глубокого усвоения материала, задавали детям вопросы: «Правильно ли поступил главный герой?», «А как бы вы поступили на его месте?», «А как вы поступаете в подобных ситуациях?», «А как теперь вы будете поступать?» и др. Данное мероприятие направлено на развитие творческих способностей, мышления, воображения и внимания ребенка, а так же на расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и формирование адекватной самооценки.
На III этапе исследовательского эксперимента дети участвовали в творческом конкурсе «Я-Художник» на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо», в котором нарисовали наиболее значимого для них персонажа сказки. Использование рисования направлено на снятие у ребенка психического напряжения, стрессовых состояний, ибо рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятностями и травмирующими образами.
На IV этапе дети совместно с воспитателем работали над аппликацией «Грибок», по заданному эпизоду. Занятие проходило с прослушиванием аудио-сказки «Кукусик».
На V этапе исследование проводилось в форме урока физкультуры на тему: «Я – спасатель». Спасение друга – персонажа из сказки. Занятие направлено на умение вербально и невербально выражать свои переживания и эмоции, устанавливать контакты, формировать навык передачи и получения обратной связи.
VI  этап эксперимента включал в себя музыкальный урок «Капризы осени» на тему:  «Хороший – Плохой». Использование музыки, как дополнительного фактора воздействия на эмоциональное состояние ребенка, более глубоко погружает ребенка в сказку, тем самым повышая эффективность ее воздействия.
На VII этапе совместно с воспитателем в «Мастерской Творчества» дети лепили персонажа из сказки. Тема занятия: «Гусеничка».
VIII заключительный этап педагогического экспериментазавершился контрольно-диагностическим мониторингом для установления эффективности проведенной коррекционно-развивающей программы. Две  разные постановки спектакля по сказке «Кукусик», были представлены двумя старшими группами детей «Детского сада № 105», где первая группа сначала выступила в роли-зрителя, а вторая в роли актеров, а затем они поменялись ролями.
Разыгрывание сказки необходимо для закрепления полученных навыков и умений. Вместе с детьми воспитатели подготовили несложные декорации и костюмы, а так же отдельные мелодии, предложенные в сказке, все это будет способствовать положительному эффекту.  Работая над постановкой сказки, дети учатся вербально и не вербально выражать свои чувства, расширяются их представления об эмоциях и чувствах; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
Сказка напрямую «говорит» с сердцем ребенка, поэтому очень важно не только содержание, но и музыкально-звуковое решение сказочного действия. Сказка активизирует роль музыки и определяет ее «новые функции в образной системе», ибо «музыка, это вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и гармонии и с  особой активностью, непосредственно воздействуют на внутренний мир человека. Звук, как основа музыкальной образности, выразительности, лишен смысловой конкретности слова, а интонация человеческой речи, лежащая в основе музыкального образа всегда эмоционально насыщена, что накладывает печать на особенности музыкального звука». В основе сказки лежит авторская музыка композитора Эмиля Суонка (EMIL SWANK). Множество используемых инструментов заключенных в основную мелодию, поддерживают настроение и идею сказки, а музыкальный ряд сочетает в себе веселые детские и жизнерадостные моменты, отчего серьезность происходящего воспринимается ненавязчиво и легко.
Проведенный эксперимент позволил сделать вывод о подтверждении феноменального  значения сказки в процессе воспитания детей, определил «язык» сказки, как культурологический феномен, благодаря которому мы имеем возможность, любую группу детей, на любом этапе творческого процесса глубоко погрузить в заданную тему. В результате данного исследования выявлена группа детей, с очень гибкой, эмоционально-устойчивой психикой, творчески активных и разносторонне развитых. Дети, играющие главные роли в постановке, оказались лидерами и в других творческих конкурсах и работах. Они были более активны, проявляли большой интерес и желание к любому виду предложенной им творческой деятельности.
В продолжение эксперимента ведется работа над созданием методических программ для старших школьников «Лесные Сказки», направленную на развитие эмоционально волевой сферы и «Кукусики» коррекционно-развивающую программу, этическо-нравственного направления для младших школьников. Апробированная методика будет отработана на базе филиалов кафедры спортивной режиссуры КГУФКСТ и использована  в работе детских дошкольных учреждений города Краснодара и Краснодарского края.
Сегодня, в век информационных технологий и дистанционных коммуникаций,  дети имеют возможность осваивать  реальные устные навыки, сами творить настоящие творческие процессы в своей жизни. Главное, услышать, какими категориями они начнут мыслить, думать, как они станут говорить и творить.
Эксперимент показал, что родители должны уделять максимум возможного времени своим детям, читать им книги, рассказывать сказки, осваивая их вместе с детьми, постигая их скрытые и явные семиотические смыслы.  Детская среда – это благодатная почва для развития сказок и их внедрения в человеческую жизнь, в русскую культуру. Сказка – зерно, для поиска и развития новых творческих сил ребенка, инструмент поиска в себе сил и возможностей, чтобы наполнить, словно драгоценную шкатулку духовную базу ребенка, и результат не заставит себя ждать. Читая детям сказки,  добрые, русские народные сказки, которые полны традиций, доброты, чистоты, мы прививаем настоящий вкус, развиваем чувства меры, такта, ответственности за своих детей.
Литература
1. Капшук О.Н. Игратерапия и сказкотерапия: развиваемся играя – 2011г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2010.
3. Маралов, Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2012.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 2010.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотера¬пии. СПб.: Речь, 2012.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2014.
8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,2012.
9. Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2014.
10. Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы обра-зования. Мн., 2013.
11. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребен¬ка. СПб., 2012.
12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: ACT, 2014.
13. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2013.
Барцевич Е. Статья. Влияние кинематографического пространства - /Электронный ресурс http://proza.ru/2015/05/28/1831
Барцевич Е. Статья. Музыкальная ткань в пространстве кинематографа - /Электронный ресурс http://proza.ru/2014/04/02/873


Рецензии