Сказка как символическая форма вовлечения в культу

Сказка как символическая форма вовлечения личности в процесс воспроизводства культуры
The tale as a symbolic form of involvement of the individual in the process of reproduction of culture.
Плотников Александр Владимирович
Plotnikov  Alexander V
Заведующий кафедрой спортивной режиссуры Краснодарского государственного университета физической культуры спорта и туризма г.Краснодар
Head of the Department of sport directing Krasnodar state University of physical culture sport and tourism, Krasnodar

Барцевич Елена Вячеславовна
Bartsevich Elena Vyacheslavovna
Ассистент кафедры спортивной режиссуры Краснодарского государственного университета физической культуры спорта и туризма г.Краснодар
Assistant of the Department of sport directing Krasnodar state University of physical culture sport and tourism, Krasnodar

Аннотация. Статья посвящена экспериментальному исследованию по апробации методики сказкотерапии, как глубинному пласту культуры, для освоения личностью, нового вида психической активности.
Abstract. The article is devoted to the experimental study of testing the methodology of the fairytale therapy, as a deep layer of culture, for the development of personality, a new kind of mental activity.
Ключевые слова: язык сказки, техники, методики сказкотерапии, психическая активность.
Keywords: language, technology, methods skazkoterapii, mental activity.

Все большее число специалистов по созданию массовых зрелищ обращаются к традиционным формам массовой культуры, как к инструментам развития творческой свободы и воображения исполнителей. Такими возможностями обладает и известная малая форма традиционной культуры, обладающая эпичностью повествования и драматической активностью развития сюжета, повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях – сказка. Чтение и внедрение сказок различных жанров в процесс развития внутренних мотиваций человека, его систему воображения и рефлексий стало основанием для создания цельной методики сказкотерапии, в которой приоритетным направлением является последовательное развитие личности в творческой деятельности.
Сказки сложно умалить в содержательности и информационной глубине, невозможно скрыть значение их глубокого контакта с традиционной культурой, основанной на ценностных и нравственных ориентирах, здоровом консерватизме, как основной ценности. В них всегда побеждает добро, а злодеи всегда наказываются. Сказка – это хранилище, в котором зашифрована важная для развития личности социально-историческая и генетически национальная информация, скрывающая зерна истинных отношений между людьми и основных действующих в нашей жизни законов. Культурологический феномен сказки заключается в создании новых форм языка, которые имеют неоспоримое воспитательное значение и для юных и для зрелых личностей. Сказочным языком вербализуется не только сюжет выдуманной истории, но и доносится внутренний, скрытый смысл иносказательного значения, что во все времена и на всех языках мира, делает сказку тем единственным источником сакральных знаний, которые достаются читающему простой и доступной форме, доносятся понятно и сокровенно каждому, как ребенку, так и взрослому.
Студенты кафедры спортивной режиссуры Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма стали участниками экспериментального исследования по апробации методики сказкотерапии, где в процессе освоения сказки и познания ее внутренних иносказательных смыслов, выявили свои психофизические зажимы и попытались их снять. В ходе 3-х часовой тренинговой работы по направлению развития внимания с применением этюдных форм, студенты 1 курса поэтапно прошли путь погружения через сказку, от осмысления различных событий собственной жизни до феномена духовного поиска, с закреплением полученного опыта на практическом занятии. В задачи эксперимента входило: сконцентрировать внимание участников на интересной теме, направить творческое воображение на новый предмет, провести активное внедрение методики сказкотерапии с поэтапным погружением студентов в глубинный пласт культуры, как личности, для освоения нового вида психической активности, отрефлексировать ход исполнения процесса и выявить результаты освоения методики студентами.
В структуре исследовательского эксперимента заложено 4 ступени погружения в сказку, а через это воздействие на мотивацию студентов к саморазвитию.
Первой ступенью погружения в сказочный мир, стала игра в для укрепления и приумножения Силы Рода Надежды Амбросьевой «О чем рассказал Каштан», состоящая из 24 карточек с короткими рассказами, из трех видов смысловой информации: о самом дереве, о роде человека с рядом предложенных вопросов и советы, дающая возможность провести параллель между жизнью человека и его Родом, а так же стимулирующая к размышлению и развитию.
Вторая ступень позволила разобрать и осознать непосредственно информацию по сказкотерапии с расставлением точечных акцентов о комплексной сказкотерапии и ее принципах, о различных жанрах и видах сказки с точки зрения психологического смысла.
Третьей ступенью стал практикум в сказкотерапевтической технике «Волшебные краски», который является универсальным для любого возраста и используется как для снятия скрытого стресса, подавленного напряжения, так и для актуализации ресурсов жизненной силы. Собственными руками испытуемые создали краски и, используя прием спонтанного рисования, превратили листы плотного картона, в сказочные картины своего яркого настроения, ведь познав тайну волшебства, они прикоснулись к творчеству и ощутили себя «добрыми волшебниками, способными творить».
Четвертая ступень зафиксировала достигнутый результат через игру «Мастер сказок» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, содержащей архетипические карты разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов, принятых в комплексной сказкотерапии, как один из способов познания себя.
В результате проведенного эксперимента удалось достигнуть максимального эффекта за короткие сроки. Студенты, принявшие участие в испытаниях, признались, что представленная методика привлекла их внимание не сразу, заставила сопротивляться новому виду образовательной деятельности, размышлять над нею и только затем втягиваться в проявляющийся творческий процесс. В результате эксперимента будущие постановщики массовых зрелищ приняли общее решение, что данная методика может быть использована в работе не только с детской аудиторией, но и в подготовительных этапах создания режиссерского замысла зрелищного мероприятия. Параметры сказкотерапии при этом становятся очевидным инструментом для развития новых форм работы с детьми дошкольного возраста и взрослыми, имеющими сложности в развитии психофизического состояния личности. Ребята отметили эффект того, как известные принципы педагогики и инструменты психологии разумно вплетаются в содержание метода сказкотерапии.
Эксперимент доказал, как глубоко распространяется воздействие творческо-релаксирующей природы сказки и каким действенным становится данный метод для режиссера зрелищных программ, разрушающий преграды на пути к творческому освобождению, становясь практическим инструментом для развития профессиональной практики творческой деятельности. И как быстро, «языком сказки», необходимая информация проникает в подсознание человека, так скоро создается внутренняя творческая свобода, позволяющая мобильно влиять на концентрацию специалиста в практике постановочных задач режиссерского замысла. При этом создаваемый новый сказочный язык становится одним из важнейших феноменов, культурологического аспекта воспитания. Сказочные сюжеты проникают в самое сердце зрителя, действуя на сознательное через бессознательное, посредством иносказаний и создаваемых художественных образов, которые не только просты и понятны, но и выразительно интересны. Открывая новые горизонты воображения, сказка дает возможность самостоятельно осмыслить заложенную в волшебстве фабулы ситуацию, приобщает к умению мобильно и творчески действовать в активно изменяющихся предлагаемых обстоятельствах, что является новым видом психической активности, как возможности нахождения индивида в состоянии постоянного анализа всей поступающей информации, а так же его гармоничное психическое взаимодействие с социальной средой.
Библеографический список:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2012.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2010.
3. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2013.


Рецензии