Перечитывая Гессе
Читывал я эту "Игру в бисер" и, честно сказать, зевал отчаянно но добросовестно дошёл до корки. Давно это было, ещё при Хрущёве, но ощущение скуки осталось от этой книги и вряд ли когда возьмусь перечитывать. Тема понятна, для сравнения можно напомнить о кроссвордах, которые тоже можно отнести к интеллектуальной игре - никогда не проявлял к ним интереса, но всегда в вагоне метро, в часы пик, найду двух-трёх человек, с карандашом и газетой "Метро" - газета бесплатная, но ведь кому-то платят за её распространение? Подозреваю, что из моего кармана тоже, хотя я и не согласен платить. Но ваяние или сочинение симфоний чем-то отличается от игры в бисер, согласитесь. Да, коммерция вторгается в этот процесс, творческий, но здесь уже не вина художников, но их беда чаще. Игра в бисер легко обходится без подвижников, об искусстве не каждый решится так сказать - в этом, наверно, разница.
... нет, читать по-прежнему неинтересно. Маленькая мысль растянута на толстую книгу. Интересно, был ли сам Гессе музыкантом? Все эти цитаты выдуманных знаменитостей, эти проволочки с бусинками - за всем этим вижу самого Гессе, с его прозрениями и ничего захватывающего не нахожу для себя и не вижу того тупика, в какой зашла западная культура. О Бахе шаблонно: он де воплотил в своей музыке самое-самое от идеи христианства. Но это не может быть правдой, Бах такой мощный прорыв делает в своих сочинениях, что от христианства ровно ничего не остаётся, но только человеческое - а сегодня именно о том и скулят со всех сторон, в своих стихах и статьях, что человек обречён быть несчастным, в силу своей природы и только обращение к Богу даёт шанс на спасение. Я не верю, что у Баха было такое шаблонное, примитивное сознание и вот после такого продолжать читать "Бисер" считаю просто бесполезной тратой сил: " Нам, лишенным расточительной творческой энергии тех времен, трудно постигнуть, каким образом в пятнадцатом и шестнадцатом веках на протяжении столь долгого времени сохранились в такой непорочной чистоте музыкальные стили, почему в огромном потоке сочиняемой тогда музыки, как нам представляется, вообще нельзя найти ничего дурного и почему даже восемнадцатое столетие, столетие начавшейся деградации, породило еще целый фейерверк стилей и школ, правда быстротечных в своем сиянии и самонадеянных. Однако мы верим, что в музыке, ныне называемой классической, мы постигли тайну, дух, добродетель и благочестие тех поколений и восприняли их как пример. Так мы придерживаемся невысокого мнения о теологии и церковной культуре восемнадцатого столетия или о философии Просвещения, но усматриваем в кантатах, «Страстях» и прелюдиях Баха предельную сублимацию христианской культуры.". Да провались она, эта сублимация! Бах ушёл от христианства к человеку, свободному от всяческих догм, в необозримые дали и что мне до теоретиков, какое дело, когда они препарируют каждый такт из его наследия, вместо того чтобы вслушаться, вжиться в его музыку. Думаю, многие музыканты согласятся со мной.
Генрих явно переборщил со своими пророчествами и теперь ещё более ясно заметно - не случайно к его "Бисеру" был свободный доступ в советской библиотеке, ведь он обличал прогнившую западную культуру.
http://poembook.ru/poem/396564
Свидетельство о публикации №215122801589
С добром и теплом,Рита
Рита Аксельруд 19.03.2018 22:44 Заявить о нарушении
Леотим 19.03.2018 23:58 Заявить о нарушении