Легенда о костёле святых Петра и Павла в Вильнюсе

Эта история очень романтична.
Мы все знаем, что Любовь "творит"
большие чудеса. Эта история –
подтверждение чудесного "творения"
ЛЮБВИ.
Никас.

Легенда, которую мне рассказал один из старых прихожан костёла Петра и Павла 82 – летний Викторас Акунавичус в 1965 году.С каким увлечением он рассказывал эту легенду. Его глаза светились. Невольно подумалось, что он рассказывает свою историю любви… История действительно, очень романтична…
Итальянский купец знатный, молодой, прибыл в Литву на своём судне с товаром. В один из дней он посетил, расположенный на окраине города, в живописном районе Антакальнис(нагорье) небольшой костёл. Благо, до него, от пристани было недалеко. Это был костёл кармелитов. Во время богослужения купец увидел прелестную монашку и не мог "оторвать" взгляда от неё. Купец понял, что он влюбился в неё без памяти, с первого взгляда. Коека-как, отстояв службу, купец подошёл к настоятельнице костёла и обратился к ней с вопросом:
 - Как быть, что делать, но я влюбился в вашу послушницу – монашку и хочу взять её в жёны.
Настоятельница была категорична:
 - Невесты Бога не имеют права выходить замуж, а за мирян, тем более,- строго заявила она.
Просьбы купца были настойчивы, подарки бескорыстны. После нескольких лет поисков возможности разрешения своей проблемы и вопросов, купец, однажды от настоятельницы узнал, что вопрос может решиться только в Ватикане – римским Папой. Вдохновлённый купец направил свой флот с товаром в Италию. Прибыв туда, сразу стал добиваться аудиенции к Его Преосвященству римскому Папе, которому подчинялся костёл кармелитов. Купцу повезло. В день рождения Римского Папы он получил разрешение на аудиенцию и встретился с Его Преосвященством. Многочисленные посетители, подарки, отпущения грехов, выполнение разных просьб… Дошла очередь и до купца. После вручения подарков и исповедования купец вручил Его Преосвященству своё прошение. Папа был в благодушном настроении. Видел, что перед ним молодой, состоятельный христьянин и, подумав, предложил, как бы обоюдный договор: купец строит в Вильне монастырь с храмом для кармелитов, а после завершения строительства, получает в жёны послушницу и сам обвенчает их.
 - Как твоё имя, сын мой? - спросил понтифик.
 - Павел, экселенц, - отвечал купец.
 - Вот и договорились, чем быстрее завершишь строительство, тем быстрее я вас обвенчаю. А костёл будет в честь святых первоучеников Иисуса Христа – Петра и Павла - закончил беседу с купцом Папа и выдал грамоту со своим решением.
 - Смотри, торопись со строительством,- благодушно, с улыбкой на прощание сказал римский Папа и перекрестил купца.
Как на крыльях летел купец в Вильно, чтобы увидеть свою возлюбленную и, естественно, настоятельницу. После того, как он прибыл в Вильно и вручил настоятельнице грамоту. Прочитав её, велела позвать послушницу. Через непродолжительное время в дверь в келью наставницы постучали, и открылась дверь. На пороге стояла, опустив глаза, послушница.
-«Вот, Мария,- сказала наставница,- этот господин привёз разрешение от Его Преосвященства римского Папы разрешение на ваш брак. Я оставлю вас не надолго. Пообщайтесь» и вышла из кельи. Мария мельком взглянула на Павла и вспыхнула вся, как костёр из сухих веток, как пылает сухая трава. Алым румянцем «горели её щёки… Через полчаса настоятельница вернулась в келью.
 - Ну, что, дети мои, договорились о чём – нибудь?,- поинтересовалась она.
 – Ты согласна выйти замуж за этого господина?, - спросила настоятельница.
 - На всё воля божья, - отвечала Мария. Но сияющие глаза молодых людей сказали больше…
Купец отправился выполнять данное обещание. Папе и пополнять свою казну для строительства монастыря, закупать строительные материалы, нанимать строителей для возведения храма. Он пригласил лучших инженеров, архитекторов, художников, стеклодувов… Предстояла грандиозная работа. В короткий срок надлежало возвести храм и дом с кельями для послушниц – монашек. Началась работа.
 
В 1668 году был заложен первый камень и "залит" фундамент костёла. Прошло время, в течении которого влюблённые изредка встречались, общались друг с другом. Каноны тех веков не допускали близости перед свадьбой, следили за моральными устоями, особенно, если дело касалось мирянина и монашеского лица. Купец Павел развил новые связи, закупил картины на святую тематику, обрамлённую богатым багетом для рам. Были сделаны грандиозные лепные работы в храме и многое другое. Приближался день, когда представительная комиссия местного духовенства и посланников от римского Папы должны были прибыть и принять монастырь и дать заключение по итогам принятия жилых помещений – келий и костёла. На открытии в этом же костёле, должны были обвенчать и купца Павла – мирянина и монашку Марию.
Наступил год 1676. Это был не просто праздник открытия и освящения монастыря, храма Божьего. Не просто венчание влюблённой пары, а грандиозный праздник с участием именитых гостей – посланников понтифика. Взорам комиссии предстала красота в виде лепных изображений, по размерам с человеческий рост и больше. Но, на большой высоте, в 6 – 7 метров, они смотрелись и теперь смотрятся лёгкими, небольшими фигурами… На стенах барельефные сцены из жизни Иисуса Христа, его страданиях. Картины и иконы знаменитых художников Италии, Испании, Голландии.
 Но, больше всего членов комиссии поразила искрящаяся, при свете свечей хрустальная люстра в виде ладьи, которая легко парила в воздухе. «А что это за парусник?», - спросил один из членов комиссии. Павел, улыбаясь, ответил: «На таком, но намного большем по размеру, я уплыву со своей возлюбленной в Италию».
 И сегодня, спустя три с лишним века этот хрустальный парусник – ладья поражает туристов, прихожан своей лёгкостью и изяществом. Он, как бы парит над всеми, унося не себе влюблённых.
Так гласила эта легенда.   крме этой легенды, существует другая легенда, которая ближе к реальным событиям.
Во времена язычества на месте, где был построен деревянный костёл в честь святых Петра и Павла, было святилище, посвящённое богине любви - Милде. Само имя "Mylda" Милда, означаеть любовь, любить. Язычники сожгли костёл. Тогда, на этом месте начали сооружать каменный костёл, по распоряжению Великого гетмана литовского Михаила Паца. После жестокого подавления бунта солдат, которые выступили против своего гетмана. Михаил Пац  с верными ему людьми спрятался в развалинах сгоревшего костёла и взбунтовавшиеся солдаты не нашли своего воеводу. Вот тогда он и дал обещание, что построит костёл. Своё обещание Пац стал выполнять.
Сам Михаил Пац отличался жестокостью не только к своим служивым людям, но и к простому населению. Желая как - то замолить свои грехи, Пац стал очень набожным. Постоянно следил за ходом строительства и , после своей смерти, завещал похоронить его у входа в построенный костёл, чтобы люди могли вытирать ноги о надгробную плиту, вспоминая  Паца, как великого грешника. В народе и среди солдат ходили слухи, что Пац, даже после смерти грешил, подглядывая женщинам снизу под юбки.  Воевода не дожил до окончания строительства.
 На плите было выбито: "Здесь лежит грешник".  В настоящий момент этой плиты на входе нет, так как она была повреждена во время грозы молнией сто лет спустя строительства храма. Эта плита вмурована в стену справа от входа.  Пац оставил не только зданием костёла и надгробной плитой оставил о себе память, но и на фасаде костёла видна большая надпись, где написано по латыни: "Королева мира, укрепи нас в мире". Ведь слово "Pace" означает мир. А само предложение звучит как:" REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE".
  Архитектором костела был И.Заор из Кракова. С 1670 года строительными работами руководил Фредиани ди Лука.


Рецензии