4 Отъезд. Дружок

            
            (Продолжение. Начало см. - http://proza.ru/2011/01/16/1224)
            Ввалились мы в тамбур и без того мокрые от пота, а в вагоне, раскалившемся под солнцем за время стоянки, процесс потоотделения только усилился.
            Вагон был набит битком. Картина, в общем-то, привычная для тех времён, когда год от года нарастал дефицит всего и вся, и народ толпами ломился в крупные города закупаться впрок. В Ригу, в частности, наезжали за радиотехникой, трикотажем, парфюмерией, кондитерскими изделиями, и сумками-баулами были заставлены не только вагонные полки, но и проходы между сиденьями в купе.
            Ни малейшего пиетета не вызвали у пассажиров эмблемы доблестного военного училища на куртках наших синих спортивных костюмов. К искреннему огорчению Васи, который, хоть ничего и не видел сквозь залитые потом очки, но плечи распрямил под лямками мешка с байдаркой и даже вроде как выше ростом стал, пока протискивался по вагону во главе нашей процессии. Увы, кануло в лета былое уважение к человеку в военной форме-защитнику Родины. Страсть к материальным благам затмила все прочие людские устремления, и до самого крайнего купе, граничащего с туалетом, не только не последовало приглашения присесть-расположиться, но и загодя слышали мы в исключение возможных вопросов: «Здесь занято».
            Вполне закономерно нашими соседками по плацкартному купе в конце вагона оказались две престарелые гражданки, а на боковых местах у двери – спящая в обнимку разнополая парочка неопределённого возраста, судя по внешнему виду и исходившему от них устойчивому запаху перегара, из забулдыг. Несмотря на дряхлость, старушки тоже заставили проход авоськами-сумками, и хорошо хоть не хватило им силёнок, чтобы занять багажом самые верхние полки - туда мы и сгрузили свои туристические горбы.

            Едва поезд тронулся, бабки, как по команде, извлекли из сумок съестные припасы в газетных свёртках, собираясь трапезничать. Так же поступили многие другие пассажиры, и к вагонным ароматам добавился запах самой разнообразной еды. Перед путешествием мы плотно поужинали в столовой училища, и есть совершенно не хотелось. К тому же, с началом движения по городу, отдающему всё накопленное за день тепло, ничуть не стало свежее, хоть вагонные окна были открыты до упора, а лишь усилилась вонь карболки из туалета. И, дабы не смущать старушек, отправились мы в прокуренный тамбур.
            Вася и там продолжал вертеть носом, и после наводящих вопросов поразил признанием, что впервые в жизни путешествует в общем вагоне поезда. В силу высокого материального достатка родители  ежегодно вывозили его «на юга» в вагоне СВ или купейном, в крайнем случае. С момента его поступления в училище они регулярно высылали денежные переводы, позволявшие ему не только разнообразить курсантский рацион питания ассортиментом училищного буфета и городских заведений общепита, но и с доплатой приобретать билет в купейный вагон при следовании в отпуск по воинскому требованию.
            Казалось бы, после трёхлетнего проживания в казарме и многократного выполнения не очень приятных работ в суточных нарядах и на кухне можно было бы избавиться от излишней чувствительности ко всяческим запахам. Но не зря ведь говорят, что своё не пахнет. И домом человеку становится место, где он ест и спит – прямо-таки с ностальгией пытались мы разглядеть на далёкой береговой полосе учебный аэродром и силуэты зданий ставшего родным училища, когда поезд проезжал по железнодорожному мосту между двумя озёрами на выезде из города.
                Продолжение следует


Рецензии
Вечер добрый, Владимир!
Улыбалась, читая "вагонные эпизоды", очень жизненные.
Много раз мне в студенческие годы приходилось пользоваться железной дорогой.
Вспомнилось подобное...
Кстати, а почему вы убрали свои рецензии? Днём я видела их, но не успела ответить.
С уважительным интересом,

Светлана Петровская   13.10.2022 21:16     Заявить о нарушении