Вперёд по ангаре 1934 год

ВПЕРЁД ПО АНГАРЕ 1934 год.

Людмила Евдокимова.

Посвящается участникам проплыва на байдарках по маршруту
БАЙКАЛ – НОВОСИБИРСК.

1. Предисловие

Иркутское военное авиационное техническое училище получило байдарки.
Охотников заняться водным спортом много. Каждому хочется сесть на вёсла.
О байдарках, маршрутах, переходах говорилось много. В ход были пущены
географические карты края. Быстро в пять минут участники «переходов» покрывали большие пространства, молниеносно перепрыгивая из одного водного бассейна в другой.

Наконец окончательно был выбран маршрут. БАЙКАЛ НОВОСИБИРСК.
Из всех желающих была сколочена команда в пять человек. Участники пробега – комсомольцы, поэтому пробег был назван Комсомольским.
Горячее участие и поддержку, и помощь встретили участники пробега со стороны  крайкома комсомола, начальника части Фесенко, комсомольцев и всех бойцов части.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСТОЧНОСИБИРСКОГО КРАЙКОМА ВЛКСМ
Поддерживая инициативу комсомольской организации и командования энской части организации комсомольского пробега, имеющего целью: показ выносливости бойцов Красной армии и быстроты продвижения на байдарках в тяжелых условиях сибирских рек, проведения физкультурной работы, пропаганды среди широких масс трудящихся северных окраин края «постановления правительства о льготах населению В. сибирского края и решения ХV11 cъезда партии, бюро Восточносибирского крайкома ВЛКСМ постановляет:
1. Выделить из шефских сумм крайкома ВЛКСМ на организацию  пробега 2.000 рублей.
2. Обязать редакцию газеты «Восточносибирский комсомолец» взять шефство над пробегом, систематически освещая ход пробега в печати.
3. Просить Западносибирский крайком комсомола об оказании содействия в продвижении команды по территории Западносибирского края.

УДОСТОВЕРЕНИЕ. Предъявитель сего курсант Воинской части 1820 тов. Губин В.Е. действительно является Начальником команды в числе пяти человек (указанные на обороте), следующей в пробег от озера Байкал до города Новосибирска на байдарках по рекам: Ангара, Енисей, Кемчук, Чулым, Обь Команда имеет оружие, указанное на обороте.
Просьба ко всем партийным, советским и общественным организациям оказывать команде содействие в пробеге.
Начальник штаба подпись-
Начальник Строевого Сектора – подпись.
Скреплено круглой печатью в/ч 1820.
 Оборотная сторона:
 Список команды:
Губин В.Е. – наган № 24423.
Евдокимов Г.И – наган № 28545.
Рыбин Е. П. – наган № 578.
Сафонов Б. Б. – винтовка «Росс».
Куликов И.А.
Делопроизводитель – подпись.
Отправление – 14 часов, 23/04 34 г.
Из Листвиничного с. Совета.
Скреплено круглой печатью в/ч 1820.

В 1930-х годах Страна жила под лозунгом: «ВЫШЕ ВСЕХ, БЫСТРЕЕ ВСЕХ, ДАЛЬШЕ ВСЕХ». Развивалась промышленность. Уделялось большое внимание физической культуре и спорту. Осваивалась Восточная Сибирь. Повсеместно сдавались нормы ГТО.

После победы Великого Октября страна укреплялась, набирала политическую мощь, А энтузиазм людей, их тяга к новому стали проявляться во всех сферах жизни – в труде, культуре, в науке, в спорте. Ведущую роль в разработке новых форм и методов физического воспитания сыграл комсомол. Именно он выступил инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».

24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» напечатала обращение, в котором предлагалось установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Речь шла о необходимости введения единого критерия для оценки физической подготовленности молодёжи. 11 марта 1931 года после общественного обсуждения был  утверждён Всесоюзным советом физической культуры при «ЦИК» СССР и стал нормативной основой системы физического воспитания для всей страны.

Помимо обязательных занятий граждане проявляют самостоятельную инициативу заниматься физкультурой и спортом в свободное от работы и учёбы время. Посещают учебно-тренировочные занятия и участвуют в спортивных соревнованиях.

К испытаниям на получения значка «ГТО» допускают только по заключению врача, с удовлетворительным состоянием здоровья.
Первый комплекс ГТО состоял из одной ступени и предполагал выполнения 21 испытания, 15 из которых носили испытательный характер:
; Бег на 100, 500 и 1000 метро;
; Прыжки в длину и высоту;
; Лазание по канату или шесту;
; Поднимание патронного ящика в 32 килограмма и безостановочного передвижения с ним на расстояние 50 метров;
; Плавание;
; Умение ездить на велосипеде или умение управлять трактором, мотоциклом, автомобилем;
; Умение грести 1 километр;
; Лыжи на 3 и 10 километров;
; Верховая езда;
; Передвижение в противогазе 1 километр.
Теоретические испытания проводились по военным знаниям и знаниям истории физкультурных достижений, основ физкультурного самоконтроля, оказания медицинской помощи.
Местные соревнования на звание чемпионов комплекса ГТО по отдельным видам и популярности не уступали спартакиадам и центральным футбольным матчам сезона.
Носить значок ГТО стало престижным.
Проект значка придуман 15 – летним школьником В. Тактаровым, а окончательный эскиз разработан художником М. С. Ягужинским.
Первым обладателем значка ГТО 1 ступени стал знаменитый конькобежец
Яков Фёдорович Мельников. Первый заслуженный мастер спорта СССР, чемпион России 1925 года, чемпион РСФСР 1918, 1919 и 1922 годов. Чемпион СССР 1924, 1927, 1928, 1932 по 1935 годов. Чемпион Европы 1927 года по конькобежному спорту.

В 1932 году был утверждён и введён в действие комплекс ГТО II ступени.
В этот комплекс вошло уже 25 испытаний. Три – теоретических и 22 практических. Для женщин общее количество составило 21.
Дополнительно введено:
Прыжки с трамплина на лыжах (для мужчин); фехтование; прыжки в воду; преодоление военного городка.
В 1932 году значки ГТО получили 465 тысяч, в 1933 году 835 тысяч физкультурников.

Первыми в стране и в Вооруженных силах, выполнившими все 25 норм и требований ГТО 2-ой ступени – стали 10 командиров слушателей Краснознамённой ордена Ленина военной академии имени М. В. Фрунзе.
Каждый из них получил от народного комиссара обороны именные золотые часы с надписью «Лучшему физкультурнику Советского Союза от К.Е.Ворошилова».

Среди «награждённых» был Алексей Петрович Кувшинников, знак был под номером 18. Около 20 лет своей службы Кувшинников отдал Армейскому спорту, был главным тренером Вооруженных Сил СССР по волейболу и баскетболу.

Комплекс ГТО приобрёл настолько высокую значимость, что на Московском физкультурном параде 1934 года он стал «пропуском» в колонну для участия.
(Подробности о ГТО можно посмотреть «История ГТО в России.doc»).

В ленуголке в открытую форточку врывался свежий ветерок, шевеля занавеску. Солнце по - весеннему настойчиво трепало и занавеска словно играя, шевелила солнечные лучи, которые бегали зайчиками по разукрашенным в плакаты, портреты стены ленуголка. За окном слышались голоса и чёткие команды, это тренировались курсанты к сдачи норм ГТО.
Закончился зимний спорт. Всюду было видно, что идёт весна!
В это время в ленуголке, склонив головы над картой, пять курсантов изучали Сибирь и синие истоки рек, нанесённые на карте.

От Братска до реки Илим 300 километров на этом отрезке расположены главные пороги, - говорит командор Губин, «Похмельный», протяжением больше одного километра, «Пьяный» - полтора километра, «Бык», состоящий из груды камней, «Падун» - полтора километра, «Долгий»
8.5 километров, «Шевера» и другие.

Их кажется там много!? Не поднимая головы от карты, спрашивает Сафонов. Да, да! Они самые «Падуны» и нам надо их пройти, отвечает Губин и делает отметки на карте красным карандашом.

Пора нам двигаться в путь товарищ Губин! – вставляет Рыбин.
На днях отчалим, товарищ Рыбин, но прежде нам необходимо отлично изучить карту, всегда надо рассчитывать, что встретишь худшее, мало ли , что в дороге может случиться. Командование, давая нам время на подготовку, и на тренировку надеется на нас, что мы задачу по переходу водного пространства выполним. А этот успех зависит только от нас.

Ты, товарищ Губин начинаешь на ошибки напирать, мы будем стараться их не делать – ответил парторг группы Евдокимов и продолжал – конечно, ты прав, изучить карту надо на отлично, каждый из нас должен знать её и в любую минуту сменить ведущего товарища, чтобы завершить задачу и вести остальных вперёд. Но я хочу отметить, что нам придётся по пути проводить  разъяснительную политическую работу по 17-му съезду и по посевной компании. Поэтому ещё раз просмотрите свои материалы и подготовиться.

Мы готовы хорошо – ответили все, А вы товарищ Губин доложите командованию, что мы готовы пусть нас проверяют.
Команда была подобрана не случайно, это не лёгкое испытание взяли на себя люди, имевшие для этого два главных качества: во-первых, все пятеро воспитанники комсомола, молодые большевики, твёрдо верящие в слова вождя, что «нет таких крепостей, которых бы большевики не взяли».

Во-вторых, все пятеро лучшие бойцы славной Красной армии, её героической боевой части – Особой Дальневосточной. Эти два качества дополняются железной мускулатурой физкультурников, личной смелостью и упорством отважных людей.

Командир пробега ВАСИЛИЙ ГУБИН на байдарке плыл невпервые. Он уже имел опыт байдарочного перехода по рекам Восточной Сибири, протяжением 2060 километров. Этот переход прославил его в Дальневосточный. Впрочем, не только байдарочным переходом известен он. Многие томские комсомольцы знают его как своего комсомольского руководителя. Бойцы Дальневосточной знают его как редактора газеты и отличного стрелка, занявшего первое место в стрельбе из нагана, за что был премирован Крайкомом комсомола осенью 1933 года.

КУЛИКОВ ИВАН после трудного перехода на байдарке, совершенного по Амуру: Хабаровск-Николаевск, протяжением 1800 километров, сел в свою лодку спокойно и уверенно, как человек, пускающийся на водную прогулку.

ЕВДОКИМОВ ГЕОРГИЙ – бывший кожевенник, входил в состав сборной Башкирии по баскетболу. В Уфе секретарь крайкома комсомола. В части член парткомиссии. Рационализатор.
.
САФОНОВ БОРИС- Рабочий, бывший беспризорник. В КРАСНОЙ АРМИИ показал себя, как действительный ударник, отличный стрелок, рационализатор, имеет ряд поощрений  и ценных подарков от командования.

РЫБИН ГЕНРИХ – знатный боец части, отличный стрелок, физкультурник, рационализатор, командир отделения. Его отделение является одним из лучших  подразделений. На свой поход Рыбин смотрит, как на очередное боевое задание, как на учёбу и горд тем, что из сотен бойцов, рвавшихся в поход, отмечен командованием.

АПРЕЛЬ МЕСЯЦ.

В Листвиничное приехали поздно, пришлось остановиться в Доме крестьянина. Тесно. Расположились на полу, вместо матраца расстелили свою палатку. Утром ещё не успели умыться, как появились во дворе люди. Они рассматривали байдарки. Очень удивились, когда пришел с газетой председатель сельского совета и сообщил о предстоящем пути этих утлых судёнышек. Весть о пробеге быстро пронеслась по посёлку, и ко времени старта собралось довольно много народу.
С моря дул пронзительный апрельский ветер. На востоке появилась малиновая полоса, которая с каждой минутой бледнела. Из Дома крестьянина вышли пять человек. Осыпая землю и камни, она спустились по крутому берегу. Далеко развёртывалась бледно-серое, ледяное поле, у самого берега свинцово поблескивала узкая лента чистой воды. Причудливо извиваясь, она уходила далеко, туда, где на ледяном поле  клубился туман.
Там исток Ангары, широкая далёкая дорога. Стрелка часов медленно подползала к двум часам. Раздумывать было некогда, поэтому  решили воспользоваться  этой узкой  тропой для того, чтобы по ней проскользнуть в Ангару. Далеко от воды на берегу лежали  пять новых,совсем недавно доставленных  сюда с Московского завода спортивных байдарок.
Утлые, крошечные лодки не внушали доверия. Каждую из них легко мог поднять один человек. На этих лодках пять бойцов решили покрыть гигантское расстоянии, через пороги, топи, заломы. Эти лодки должны были пронести их по Ангаре  до Енисея, потом по мельчайшей и неисследованной системе рек, речушек до Оби и затем до Новосибирска.
Через час байдарки были готовы к походу. Они мирно покачивались на воде, и казалось, что стоит в них положить лишь незначительный груз, они  немедленно пойдут ко дну.
Но байдарки выдержали, не только когда в них был положен груз в 30 килограмм, но и тогда, когда в каждую из них сел человек.
Провожали команду на старте только жители посёлка. Старт прошел без особых торжеств, последнее пожатие руки и  «П-О-ШЕЛ !» - раздалась команда, и прозрачная как хрусталь вода, взяла всех в свои объятия.
Василий Губин шел впереди, остальные растянулись цепочкой вслед за ним.
Работая веслом, Губин осматривал своё незатейливое хозяйство. Всё было под руками: и байдарка ( 1 метр длины, 78 сантиметров ширины, грузоподъёмность-100 килограмм), охотничье ружьё, три пары белья под сиденьем, 6 килограмм продуктов в кормовом ящике и кожаная тужурка на плечах. Вот и всё.

Ещё зимой, когда обсуждались планы перехода, будущие его участники. .ломали головы над тем, как бы избавиться от лишних килограммов нагрузки. Сейчас они вышли на воду без спальных принадлежностей, без тёплых  вещей, без осветительных и согревающих приборов, имея на всех пятерых только одну лёгкую парусиновую палатку. А впереди предстояли ночи на льду, на ветру, на воде.

Странно видеть при абсолютном безветрии клокочущую, как кипяток реку.
Это клокочет Шаманский перекат. Прошли его с молниеносной быстротой, только чувствуется, как дрожат байдарки. Течение поразительно быстрое. Пролетели село Николы, в три часа десять минут, за поворотом показалось село Тельцы. Впереди опять кипящая поверхность воды, и снова дикая пляска в водовороте переката.

Быстро назад убегает полотно железной дороги, впереди показалось село Патроны. А потом и трубы города. Ряд крепких ударов веслом и у кирпичного завода. Часы показывают 6 часов 20 минут, расстояние от Байкала до кирпичного завода покрыто за 4 часа 20 минут. Погода стоит прекрасная.
Иркутская водная пристань была свидетелем редкого зрелища
.
5 отважных смельчаков, совершающих путь на байдарках от Байкала до
Новосибирска, в 11 часов 35 минут вынырнули из-за льдистых берегов острова и, быстро приближались к берегу.

Причалив у пристани, они быстро выгрузили на помост свои судёнышки.
Начальник пробега Губин коротко рапортовал начальнику авиашколы:
Товарищ командир, прибыли благополучно!

Бойцов–физкультурников окружили представители печати, воинских частей, родственники. Среди встречающих был  организатор пробега, старший руководитель физической подготовки школы товарищ ТОМУЧАЛОВ.
Внимательно расспрашивал участников пробега о пройденном пути и дальнейшей дороге секретарь крайкома ВЛКСМ т. Кушаковский.
Встреча была тёплой. Не шуточное дело! Они вступают в борьбу с водной стихией у братских порогов. Они идут вслед за льдами – по мере освобождения Ангары, когда ещё берега и острова забиты льдами.
Гребцы одеты в обычные гимнастёрки, под которыми только тёплая фуфайка. На случай холода – сверху телогрейка, или кожаная куртка, и больше ничего. Кроме бинокля, необходимого оружия, дорожной карты и дневника можно взять с собой лишь 6 килограммов продовольствия.

Участники чувствуют себя превосходно. Держат они себя очень скромно.
Губин рассказывает о первых впечатлениях - Вертит очень здорово,  того и гляди, где-нибудь хлестнёт о камень. Смотреть приходится в оба, течение сильное. Вчера в 3 часа 15 минут нас захватила  буря возле Тельцов, когда мы проходили перекаты. Ничего, прошли благополучно.  Только вынуждены были взять вправо. 
По рукавам сделали, наверное, километров 10 лишнего.
Высокий, стройный Куликов сравнивает пробег по Ангаре с Амурским.
По Ангаре плыть веселее, несёт здорово!
Зато, если здесь попадёшь в воду, баня будет хорошая – вставляет собеседник.
Куда там, В Амуре можно купаться, там вода тёплая.
Губин восторгается и удивляется прозрачностью ангарской воды:
Как зеркало! А рыбы, рыбы, косяками идёт!
Ну, а как вы думаете пройти через пороги? Волоком?
Нет, мы пройдём на байдарках, с помощью лота.
Командир части Фесенко в тёплой беседе с бойцами даёт последние наставления. Отплытие назначено на 12 часов 10 минут. Время прибытия  и отбытия точно фиксируется и заверяется подписями и печатью.
В точно назначенное время гребцы усаживаются в байдарки, делают  один круг у причальной баржи и ленточкой направляются вниз по Ангаре по направлению к другому берегу.

Оркестр играет авиамарш. Под эту торжественную мелодию, в ритме музыки, всё, ускоряя темп, гребцы машут вёслами.

Худая слава ангарских порогов раскинулась далеко за пределы Сибири.
О дикой стремительной Ангаре немало сложено песен, немало ходит в народе самых удивительных рассказов.

 Красавица Ангара
Давным-давно жил в своем дворце могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Он был суров, стоило ему рассердится, так волны громко бились о скалы. Много рек и речушек было под властью у повелителя.
Была у Байкала единственная дочь— Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете, красивее её не было на земле. Днём она светла— светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Говорили они: «Разве можно светлое чернить?»
Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…
Но однажды прилетела на берег чайка, села на один из утесов и стала рассказывать речкам и речушкам о житье-бытье в богатых далеких степях откуда держала путь. Рассказывала она им о самом сильном и красивом богатыре Енисее, о славном сыне Саяна. Услышала она о Енисее и от горных ручьев и еще более заскучала и возжелала Ангара увидеть Енисея. Но как же ей тогда вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?
Взмолилась Ангара: «О, тэнгэри. Сжальтесь над пленной душой. Не будьте суровы и строги ко мне, заточенной в темнице. Пожалейте, юность мою в могилу толкает запретом Байкал… Дайте мне смелость и силу сбежать одолев эти стены из скал».
Узнал о помыслах любимой дочери Байкал, запер ее еще крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь столь далеко от родины. И стал искать он жениха и выбор Байкала остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал гонцов за Иркутом чтобы посвататься Ангару с ним. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла она, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал не стал слушать, еще глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами и приказал Ольхону сторожить ее. Пуще прежнего взмолилась Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы.
Близилась свадебная ночь. Тэнгэри послали на Байкала и его стражей множество сновидений. Крепко спал в эту ночь старик Байкал и Ольхон, утомленный разговорами и смехом речушек, прилег рядом отдохнуть, думая что Ангара никуда не сбежит под его надежным и легким сном. Но Ангара с сестрицами тихо взломали запоры и они выбежали из темницы. А ручейки все рыли и рыли тайный проход приготовив для нее. Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.
Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил — испугался. Кругом шум, треск. Проснулся в ужасе Ольхон и увидел что Ангара с речушками взломали темницу, доложил Байкалу что Ангара сбежала. Понял он, что случилось. Рассвирепел. И поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца Могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утес и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери надеясь закрыть ей проход.
Но поздно. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть Шаманский камень. Иркут побежал за ней но только и успел схватиться за ее длинную фату.
Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив все на пути своими водами».

Впереди был знаменитый Шаманский порог. Предстоял ответственный переход. Сделать его можно было только при тихой и ясной погоде, когда обнажаются все камни и рельефно выделяются отмели, а тут, как на зло разыгралась буря, длившаяся 2 дня. Эти два дня команда жила в Усть-Вихорево. Суеверные рыбаки и охотники перед спуском через порог собирались на берегу, они молились «добрым духам» и пели хором:
Славный Шаман,
Милый Шаман,
Пронеси между скал,
Я тебе дань воздам.
Бешеный падун рычал, разбиваясь об острые скал, ворочая огромные глыбы. Люди верили. Что тут не обходится без злых духов. Злые духи яростно нападают на смельчака, рискнувшего преодолеть порог. И только два лоцмана , два прославленных лоцмана, осмелились проводить илимка через этот дикий порог. Он издавна назван Шаманским, а иные с ещё большим уважением называют его Легендарным.
Над Ангарой пылал закат. Над Шаманским вздымалась горами пена. Дождь  брызг  разноцветным бисером висел над порогом.
Байдарки приближались к порогу. Губин шел впереди. Приближался рычащий порог. Вспомнились, чьи то слова: « над Шаманским волна высотой с дом». Это было явное преувеличение. Волны были несколько пониже. В воздухе стоял грохот, вода кидалась на скалы.
Население заранее обрекло байдарки и пловцов на гибель, но все байдарки порог прошли благополучно. Это было дерзко, это было впервые в истории плавания  по Ангаре. Неприступный порог оказался проходим, для бойцов, управлявших байдарками.
Пять героев проделали немыслимое. Слава Шаманского порога померкла  перед смелостью  и ловкость победивших его пловцов.
Преодоление «Шамана» – историческая победа.

24  апреля команда догнала крупный лёд. Вынуждены были остановиться в 75 километрах от Иркутска. Тёплая дневная погода сменилась к вечеру лёгким морозцем. Падающие на байдарки  с вёсел капли, моментально застывали, скоро верх байдарок покрылся сплошной коркой льда. Пришлось останавливаться на ночёвку, не доходя до Тельмы 6-7 километров. Сплошной затор в 3 километрах от села Олонки, преградили путь. Пришлось выбираться на остров. Причуды Ангары дали возможность плыть только  два часа. Сафонов и Рыбин пошли в разведку, пытаясь обойти затор. Чтобы добраться до деревни необходимо в двух местах тащиться по хрупкому сахаристому льду не менее 800 метров. Решили ночевать. Натянули палатку.
В 19 часов сильный шум известил о новой подвижке льда.

Затор прорвало. Оставив у правого берега со стороны села полоску льда около 100 метров. Сто метров хрупкого, сахаристого льда! Приняли решение ночевать в селе.

Грузиться пришлось на льдине,.одним концом лежащей на берегу. В тот момент, когда  Сафонов с Рыбиным поставили на неё байдарки и вещи, льдина дала трещину и пошла в реку. Сафонов успел быстро спрыгнуть, сдёрнув с собой свою байдарку. Рыбин тоже прыгнул, но его байдарка осталась на льдине, пришлось снова прыгать на льдину. Грузить вещи и рискуя искупаться в Ангаре, садиться в байдарку. Под Рыбиным льдина грозит расколоться. Вокруг клокочет вода. Товарищи бросились на помощь,
рискуя быть раздавленными льдами. Они перебрасывают верёвку к Рыбину.
Рыбин снова в  своей байдарке – мокрый и продрогший.

В село спустились в сплошной шуге.
«Мы думали, что вы едите на брёвнах» - говорили крестьяне села Олонки, ощупывая прокрашенную парусину байдарок.
Ежедневные разведки не давали ничего нового. Лёд, лёд и лёд. Только к вечеру 28 мая получили «сводку», что против Бурети лёд прошел. Утром
тронулись в дальнейший путь, оставив село Олонки. Воспользовавшись небольшой трещиной. Выскочили на чистую воду. Река повернула на север.
Вдали показалось село Острожное. Опять разговоры о льдах. В селе только, что получили почту, у всех в руках газета, где напечатан маршрут проплыва, качая головами о «безумной затее», советуют остаться. Пообедав, тронулись дальше. Вышла провожать комсомольская организация. Неподалёку в сторонке, посмеиваясь, стояли старики. Долго были видны красные платки девушек.
Ветер дул снизу, продвигались медленно. Не доходя до Казачинского, снова нагнали ледоход. Попробовали пробраться между льдинами как можно дальше, лавировать становилось труднее. Всё чаще и чаще байдарки царапают лёд. 6 часов вечера. Выбраться на берег нет возможности, даже у берегов лёд настолько ослаб, что пройти пятидесяти метровые забереги нельзя, грозит явная гибель. Пристали, к маленькому, забитому льдами острову. Голый лёд.

Глава VIII. НОЧЁВКА НА ЛЬДУ.

Команда попала в западню. Байдарки немедленно вытащили из воды на лёд. Участники похода очутились в белой и холодной пустыне.
Надвигалась ночь. Первая ночь на льду. Давал знать, апрельский мороз. Раскинули брезентовую палатку на вёслах, но она не могла предохранить не только от довольно крепкого мороз, но и просто от ветра. С северной стороны одна на другую поставили байдарки. Надо было искать выход из чрезвычайно тяжелого положения.
Кто-то из команды предложил сделать печку. Ещё в Иркутске почти насильно была передана банка керосина. Замёрзавшие на льду люди быстро соорудили из цинковой банки из-под патрон небольшую печку. Набили её ватой, которую надёргали из подкладок своих тужурок, облили керосином и зажгли. В палатке стало тепло, но спать нельзя – от теплоты тела лёд тает и тут, же примораживает ко льду. Сели на подножные решетки. Попробовали сократить ночь. Стали играть в домино, но керосиновый дым ел глаза. Пришлось домино оставить. Занялись просто мечтами и спором, как лучше будет идти по Оби днём или ночью. К рассвету основательно замёрзли.
Обледеневшие тужурки и сапоги не сохраняют тепла; импровизированный костёр уже не греет, холод забирается внутрь, зубы начинают выбивать дробь, Евдокимов выносит предложение – в дальнейшем иметь в байдарках небольшой запас дров. Вышли из палатки и начали «состязание» в беге, которое продолжалось почти три часа. Попутно встаёт вопрос о продовольствии.
У старта каждый участник имел у себя в байдарке шесть килограмм продовольствия, этот запас возобновлялся на каждых крупных остановках. Последняя остановка была в Иркутске, прошло много времени и от былых запасов не осталось ничего. Придумать что – нибудь в первый день пребывания на льдине не удалось. 30 апреля туже затянули пояса. Завтра 1 мая. Не весело готовились к встрече этого радостного праздника пять человек, заброшенные на льдины.

Глава IX. МЕСЯЦ МАЙ.

Заболел командир. Вначале он постарался скрыть свою болезнь от товарищей. Много и весело смеялся, громко разговаривал и только иногда совсем непроизвольно морщился от боли.
В одной из байдарок находилась аптечка к помощи, которой решили прибегнуть. В аптечном ящике оказалось 10 флаконов с разноцветными жидкостями и этикетками на латинском языке. Никто, к сожалению, латыни не знал, и для того, чтобы не перепутать лекарство и не навредить себе, решили попросту выбросить аптечку, оставив себе только один йод.
Третьего мая снялись с льдины. Идут при сильном встречном ветре. Он перекатывает волны через байдарки и сильно затрудняет путь.

Глава X. ИЗ ЗАПИСОК ГУБИНА.
Передо мной лежит вырезка из газеты, пожелтевшая от времени. В ней четыре заметки, которые не могу привязать ко времени, когда проходили события. На полях. Заметки рукой Георгия Ивановича Евдокимова, химическим карандашом (мои сверстники помнят этот карандаш, мы его смачивали языком, чтобы он был фиолетовый) сделал пометку 18/V-34 г.
Вспомнила, как в конце 70 или начале 80 гг. приехала в отпуск в Калининград, там жили мои родители. За вечерним чаем с пирогом, мама к приезду дочерей и внуков всегда пекла пирог, вели беседу о родственниках и конечно вспомнили 34 год. Я попросила папу, вспомнить, из ряда вон выходящее, он стал отнекиваться. В разговор включилась мама:- Гора ( так она называла папу) расскажи, как чуть не лишился байдарки.
Георгий Иванович – Зачем это вспоминать?
Мама:- Что почувствовал?
Георгий Иванович: - Ничего не чувствовал, только подумал, надо спасать, а то когда привезут новую? Самое страшное было на «Обигное», когда спасали Бориса. Сердце защемило так, что хоть криком кричи. Силы такие откуда-то взялись, что если бы были на олимпиаде, наверняка первое место взяли.
 Промелькнула какая-то глупая мысль «как не справедливо. Ангара, зачем Бориса забираешь, у тебя Енисей есть!
Представляю себе, как были натренированы участники проплыва?!
Когда я увлеклась аэробикой, мне понадобилось целый год тренироваться, чтобы накачать брюшной пресс и сделать тело послушным.
Заметки, о которых я упомянула, очень значимы, поэтому главу назвала просто – «из записок Губина».
Вторая сотня километров подходит к концу. Тёплый ветерок придаёт бодрость. Байдарки идут быстро. Рассчитываем к ночи продвинуться далеко, но при каждом завороте реки осматриваем берег: надо найти хороший причал, удобное место для ночлега.
Сумерки сгустились. Мы причаливаем к левому берегу, на верёвках притягиваем байдарки, оставляем их на берегу. В поисках ночлега идём к виднеющимся вдали строениям и выходим к мельнице, принадлежащей когда – то местной «знаменитости» купцу Гладышеву. Сейчас на мельнице живёт только старичок – мельник, бывший батрак купца Гладышева.
Старик рисует нам картину своего прошлого. Он долго и подробно рассказывает, как Гладышев издевался над своими многочисленными батраками, за гроши, вытягивая из них последние силы.
Утром с первыми лучами солнца, отправились в дальнейший путь.

ЗОЛОТО.

В четырёх километров выше села Казачинского снова пришлось выйти на берег. Вдвоём с товарищем уходим вглубь острова в надежде поохотиться на уток. Уток множество, но подойти к ним на расстоянии выстрела не удаётся.
Волей-неволей обратно возвращаемся с пустыми руками, подходя к стоянке, ещё вдали, замечаем нашего Рыбина. Как то, неестественно согнувшись, он льёт из котелка воду на разостланную суконную портянку. Присматриваемся и видим, что на портянке среди песка появляются золотые блёстки.
 - Генка, ты что делаешь? Что это такое?
Не поднимая головы, Рыбин отвечает:
 - «Золото».
Берём пробу с собой, чтобы впоследствии исследовать, действительно ли это было золото. Путь продолжается.

ЕВДОКИМОВ В ЛЕДЯННОМ КОЛЬЦЕ.

Идём при сильном встречном ветре. Он, перекатывая волны через байдарки, сильно затрудняет путь. Осталось позади село Казачинское, тракторный гараж МТС. Уже виднеются строения села Евсеева, но засветло туда пробраться мешает лёд, сгрудившийся на 100 – 150 метров около берегов.
Поворачиваем назад, с трудом продвигаясь против течения, видим движущуюся прямо на нас огромную льдину. При виде её, меня бросило в дрожь, льдина может запереть выход. Три байдарки проскочили благополучно, я прошел впритирочку. За кармой моей байдарки щель сомкнулась, оставив Евдокимова в кольце льда.
 - «Вылетай на лёд»! крикнул я Евдокимову.
 - «Понятно»!
Ответ был спокойным. Несколько сильных ударов веслом и байдарка Евдокимова на льду, в метрах трёх от края льдины.
Уже приставшие к берегу Куликов и Рыбин подтащили на длинной бечёвке байдарку Евдокимова к берегу.
Льдина, пробив затор, уже измельчённая, двинулась дальше. Приходиться удивляться крепости байдарок.

КУЛИКОВ ДОБЫВАЕТ ЗАВТРАК.

Ночуем в маленькой избушке на краю села Евсеева. За ужином выясняется, что запасы, взятые из дому, истощились, остался только килограмм хлеба. В четыре часа утра Куликов уезжает и через некоторое время возвращается с двумя жирными селезнями. С этого дня мы переходим на снабжение от ружья, и оно не подводит нас.
Вечером байдарки вынырнули в промытый у Балаганска рукав. Здесь тоже ещё лёд. Снова вытаскиваем байдарки на берег, тщательно осматриваем их.

Глава XI. БАЛАГАНСК И УСТЬ-УДА.

В Балаганске нас ждало не очень приятное сообщение о погоде. Сплошные льды расстилались впереди на несколько десятков километров. Волей - неволей пришлось задержаться на 9 дней. Время зря не тратили. В мастерских МТС отремонтировали своими руками три трактора и 8 тракторов подвергли серьёзному осмотру 3 трактора. Успели поработать на полях в колхозах имени Разумова и Имени XVII партсъезда. Во время ремонта тракторов вскрыли два предательских акта в прежнем ремонте машин. Провели технические беседы с трактористами по вопросу зажигания, карбюрации и смазки тракторов. В колхозе проработали доклад товарища Сталина на 17 партсъезде. Выпустили шесть стенных газет.
8 мая провели молодёжный вечер по военно – физкультурной работе комсомола. Посетили райком партии и радиостанцию.

9 мая состоялся вечер самодеятельности. Весельчак и балагур Евдокимов оказался отличным затейником. Он сумел заставить танцевать командира похода Губина, который до этого никогда не танцевал.

10 мая в 13 часов 20 минут выехала из Балаганска, воспользовавшись огромной полыньёй, появившейся на Ангаре.
Вечером 11 мая пристать к берегу не удалось. Ночевали опять во льдах, только на следующий день сумели прибыть в Усть-Уду, где остановились на пять дней. За это время в мастерских МТС отремонтировали один автомобиль и один трактор.

В свободное время знакомились с историческим селом, в котором отбывал ссылку товарищ Сталин. Побывали в местной ШКМ, учащиеся которой в это время находились в Москве в гостях у Наркома просвещения тов. Бубнова.
О Сталине в Новой Уде помнят и сейчас. Старики рассказывают молодым об удачном побеге вождя из царского плена. Недавно новое поколение Новой Уды – пионеры написали замечательное письмо товарищу Сталину. В их письме нет прикрас и преувеличений. Всё, что сказано, соответствует действительности. В письме был тезис таков: «Мы хорошо учимся, товарищ Сталин».
К оценке ребят присоединились дальневосточники.

Ознакомились с работой Щербаковской МТС. Трактора в этой МТС работают плохо. Хозяева-трактористы не научились любить свою технику так, как любят технику бойцы Красной армии. Трактора грязные.
На полевых работах видели подлинных героев весеннего сева.
Первая бригада Щербаковской МТС научилась любить трактор.

16 мая перед отъездом посетили радиостанцию, райком партии и приобрели порох, дробь и пистоны для охотничьего ружья.
Покинув Усть–Уду, вышли на Ангару, по направлению к Братску.
Выше села Парилово захватила буря. Сафонова и Куликова выбросило на берег, немного повредив байдарки. Дружными усилиями устранили поломки и направились дальше.

17 мая в 22 часа прибыли в район Братска в село Мамырь. По метереологическим данным погода испортилась. Уже третьи сутки идёт дождь.
Утром 18 мая прибыли в Братск. За Братском начинаются знаменитые Ангарские пороги.
Перед тем, как пуститься в путешествие по бешенным их кручам, решили остановиться в Братске.

Утром секретарь райкома партии Дрезеншток собрала совещание бюро, на которое были приглашены старожилы, знавшие пороги, как свои пять пальцев. Их спросили о том, можно ли на байдарках преодолеть водяные барьеры. Старожилы высказали определённо: «Пороги непроходимы, и рисковать не следует»!

Участники похода не сдавались. Из рассказа Губина: «Настроение было несколько подмочено, но не было сломлено. Райком пошел на компромисс, было вынесено решение: «Команде разрешается идти через все пороги, за исключением порога «Падун».

Вечером в клубе провели беседу о целях пробега. На беседе присутствовало большое количество народа, как молодёжи, так и стариков.
На следующий день вместе с секретарём райкома партии посетили колхозы. Ознакомились с ходом полевых работ.

Сильный ветер не дал возможности выехать из Братска 20 числа.
21 мая в 7часов 30 минут оставили Братск.
В 8 часов подошли к первому порогу «Похмелье», прошли его без всяких сюрпризов. Байдарки бросало во все стороны, но они легко преодолели кипящую воду.
Через 50 минут при густом тумане прошли «Братский» порог. Вскоре погода прояснилась и в 9 часов 45 минут подошли к порогу «Пьяный». У порога команду встретил старый рыбак Антон Мироманов, показал все камни. Внимательно осмотрел все байдарки и бойцов и дал своё «ДОБРО».

Порог «Пьяный» недаром получил своё название. Пройдя его, чувствуешь себя неважно. Из скачек по камням и волнам прошли успешно. Только Рыбин у самого порога попал во встречное течение. Байдарка резко повернувшись, нырнула в воду. Вместе с ней нырнул и Рыбин. Из воды он выбрался благополучно.
Пройдя порог, все останавливаются в рыбацкой избушке и по приглашению рыбаков организовали завтрак.

В 11часов 37 минут подошли к Падуну. Все участники перехода, несмотря на запрещение райкома, хотели и этот порог перескочить на байдарках, но по приказу Губина Падун обошли пешком, неся байдарки на своих плечах.
 
Вечером были у порога Долгин. Несмотря на то, что его пришлось преодолевать поздним вечером, никаких казусов не произошло. Немного пострадал опять Рыбин. Лодку залило водой , так как наткнулся на камень, и этим камнем, как бритвой был срезан верх кормы байдарки. Поздно ночью прибыли в Усть Вихерево.

Глава XII. 25 мая. «Обигной».

Солнце только, что показалось из-за горизонта и в это время, когда лучи его золотили берег Ангары, посредине реки показались пять байдарок. На фоне бледного неба, резко выделялись верхушки деревьев, с северо-запада дул ветер, река волновалась. Байдарки с огромной скоростью неслись по течению. В первой байдарке был Губин, он ритмично, спокойно, ударял веслом по воде, направляя утлую лодочку посередине реки. Следом шли Рыбин, Куликов, Евдокимов и Сафонов на расстоянии 20 метров между собой, предостерегая этим, удар друг о друга и не удаляясь для оказания помощи в случае аварии кого-либо из товарищей.

Приближались грозные шивера-пороги. По воде всюду вились громадные, вперёд несущие воронки, пенилась вода, и волны били байдарки. Неосторожные и лишние движения сказывались, байдарки разворачивались с мимолётной быстротой, вставая поперёк реки, низкие борта черпали воду, но сильными и ловкими движениями бойцы ставили байдарки в нужное направление, течение подхватывало и быстрее несло вперёд.

Рёв падающей воды приближался, деформированные крутые берега пробегали назад. В это время, на высоком берегу шивера, стоял седой старик, местный рыбак Антон Мироманов и напряженно следил за байдарками. Перед отплытием в шивера он вместе с бойцами осматривал байдарки. Щупал усердно борта, качал головой, вокруг собравшиеся рыбаки бурчали себе под нос – «Молодые, прыти много, на таких лодках только в болотах плавать» и недоверчиво косились на бойцов.
Старик дал заключение - «двигайте, пройдёте», он по стариковски был молчалив и серьёзен.
В его уме пробегали картины и воспоминания о шиверах, немало жрал «Обигной» рыбаков. Влетит, бывало, человек с лодкой в пучину, стукнет его о камни, перевернёт, на глазах закроет встречный бурук, и нет человека. Жди не жди – не вернётся, только от раздолбленной лодки, где – нибудь далеко по течению находят щепки. И теперь он переживает вместе с байдарочниками предстоящую борьбу с «Обигноем».

Первая, как стрела, выпущенная из лука, вылетела в «Обигной» байдарка с Губиным. Завертелась байдарка волчком, прыгнула на камень, вертикально ухнула в пучину и скрылась под водой. Нахмурился старик, наклонился вперёд над обрывом – ждал. «Я уходил ко дну» - рассказывает Губин, «дышать было нечем, решил, что пришёл конец. Но неожиданно подводное течение подхватило меня и выбросило на воду». Через несколько секунд показалась голова Губина, туловище и байдарка. «Правильно!» - крикнул старик. Рыбин, Куликов и Евдокимов тоже вертелись в водовороте, бились о камни, прошли хорошо. После каждого пройденного, старик выпрямлялся и правой рукой начинал пощипывать седую бороду.
Последним шел Сафонов, он попал в ту струю, которая бросила ко дну Губина. Сафонов ушел под воду. Хрипела, сомкнувшись, вода, высоко бросала пену и брызги. Проходили томительные секунды, но Сафонов не показывался над водой. Старик махнул рукой и побежал к спуску с обрыва к рыбацким лодкам.
Что-то кольнуло в сердцах бойцов. Ждать было смерти подобно, все бросились на спасение Сафонова. Борясь с волнами, плыли в разные стороны.
Прошло 40 секунд томительного ожидания, но бойцы продолжали бороться с водой.
Наконец далеко по течению показалось тело Сафонова и взмах руки. Радостный крик вырвался у байдарочников, и, направляя на перерез байдарки, неслись стремглав к Сафонову, которого мчало к камням.
«Держи!» - крикнул Губин и бросил верёвку, Сафонов вторым взмахом поймал конец верёвки и стал погружаться в воду; подоспели товарищи и вытащили Сафонова, который в левой руке держал два конца верёвки, один спасательный, другой от лодки.
Пловцы причалили к берегу. На бледно синем лице Сафонова показалась улыбка. Улыбались все, незамечая, что все промокли и дрожат от холода.
Лодка под водой билась о камни, было сломано 3 стрингеля, шпангоут и получилась брешь в борту 80 сантиметров длиной. Решили байдарку починить тут – же на камнях у порога. Рыбин ушел в село Ершово, вскоре вернулся с отлично сделанными стрингелями и шпангоутом. Через несколько часов команда двинулась в путь.

Глав XIII. АНГАРСКИЕ ПОРОГИ.

О неповторимой красоте Ангары теперь по большому счету можно говорить только в прошедшем времени. Великая река не походила на другие водоемы России. Многое в ней было необычным и исключительным, особенно пороги. Ниже Братска Ангара несла свои воды над гранитной грядой, и на протяжении 300 километров ее пути находилось девять порогов. Из них наиболее трудные для судоходства носили необычные названия — Похмельный, Пьяный, Падун, Долгий и Шаманский. С постройкой Братской ГЭС уровень реки поднялся, и пороги навсегда скрылись под водой.
Пьяный и Похмельный
Название опасных участков родилось не на пустом месте. Старожилы вспоминали, что после преодоления Пьяного порога команда судна обязательно пировала на радостях, а на следующий день с головной болью штурмовала следующий порог — Похмельный.
Тогда путь через главные Ангарские пороги был доступен только для мелких судов и только по высокой воде, при условии, что суда проходят с участием местных лоцманов — вожжей и их помощников кормчих, людей знающих, осторожных и решительных. Поэтому к вождению судов допускались только избранные проводники, селившиеся возле порогов. От Братского острога в 6 верстах на правом берегу стоял небольшой утес, который служил основанием Похмельного порога. Порог состоял из трех гряд подводных камней с разбросанными большими глыбами по покатому руслу реки, имевшему падение до 7 метров на версту.
Во время рекостава подводные камни скрывались под водой, и прохождение через пороги не представляло особых затруднений. Но при мелководье они торчали поверху, и тогда суда и лодки могли миновать это опасное место только через разлом, или, как говорили в Сибири, ворота — шириной до 20 и глубиной до 5 метров. Этот разлом находился между камнями первой гряды, и вода устремлялась туда на большой скорости. Пьяный порог считался во всех отношениях опаснее Похмельного. Обычно судно проходило его за три минуты, но какие это были минуты!..
Вожатый должен был точно направить судно в ворота. От его умения зависело успешное преодоление порога. Чтобы попасть в ворота, нужно было поравняться с одним огромным камнем, называемым местными жителями Копной из-за его величины. В этом месте кормчий быстро поворачивал направо — и он в воротах. Если спешил, то лодку проносило мимо и неизбежно разбивало о камни. Копна-камень служил своего рода маяком.
В одной стариной повести приводится эпизод, вполне характеризующий мощь и буйство ангарской стихии. Путешественники, преодолев Пьяный и Похмельный пороги, спрашивают лоцмана: «Всегда ли благополучно проводишь ты суда?» Тот отвечает твердо: «Всегда, потому, что мы знаем каждый камешек на реке, на том стоим с малолетства». — «А если кто-нибудь, не зная о ваших порогах, пустится без лоцмана?» — «Так и останется там навеки. Да вот иногда беглые плывут на плотах вниз по Ангаре, мы им кричим всегда с берега: «Вечная память, ребята!»
Падунский порог
Наконец корабль подходил к Падунскому порогу — самому величественному из всех. Далеко был слышен его оглушительный шум, далеко видны большие волны, брызги и пена. С наступлением сибирских морозов Падун затирали льды всего на 2—3 дня, но потом силой воды их вышибало, и порог, покрывшись туманом, не замерзал всю зиму. Против Падунского селения Ангара образовывала обширный бассейн, а дальше гребень горы по длине более километра, по ширине до двух верст.
Этот гребень преграждал ход воды, и, поднявшись на него, река всей силой течения, всей массой воды бросалась вниз по семи широким уступам, как по ступенькам. Вода рвалась между громадными камнями, пенилась, клокотала с высоты гребня примерно до 20 аршин, или 15 метров. В этой гранитной преграде река со временем пробила два фарватера. Один, называемый Старым, был известен с глубокой древности. Чтобы попасть в него, нужно было более 15 верст заводить судно между островами вверх по Ангаре. Поэтому в 1824 году крестьяне окрестных селений собрались под командой опытного и смелого вожака Дубровина, по прозвищу Сарабка, и решили отыскать новые ворота.
Долго осматривали они каменную гряду, подплывали к ней в лодках, спускаемых на канатах. Обшарили баграми дно, пока не натолкнулись на глубокую прорву, почти в середине реки. Разлом находился между огромными камнями, и падение воды здесь было так круто, что сверху порога не видно было в волнах сбежавшего вниз корабля.
Падунский порог один из немногих, который суда не могли преодолеть с грузом. Их в обязательном порядке разгружали, а потом заводили, далеко вверх по течению и оттуда направляли в ворота. По выражению местных жителей, иногда «спускали одни доски». Все другие пороги по Ангаре до Енисея суда проходили, не разгружаясь. Впоследствии на месте Падунского порога была возведена Братская ГЭС.
Дубинино: легенда об отважной женщине
Спустившись через Падунский порог и проплыв 60 верст до деревни Дубинино, что лежала на левом берегу Ангары, предстояла встреча с порогом Долгим, или Дубининским. Он состоял из подводных скал, которые выглядывали из воды тупыми оконечностями до 2—3 метров. Часть скал скрывалась в глубине, но в малую воду они выступали перед вожатым и кормщиками в виде каменных башен, густо разбросанных по крутой покати. Вода устремлялась между камнями, образовывала огромные водовороты, они и составляли главную угрозу.
Однажды по Ангаре шло судно с 112 рабочими на золотые промыслы. В начале Дубининского порога по неосторожности вожатого судно завернуло в самом большом улове и кинуло на камни. Вожатый в страхе бросился с судна вплавь на берег, думая, что все погибли. Народ стал сигать в воду. Кто умел плавать — выплыл, других спасли с лодок; утонуло только три человека. На уцелевшей части палубы осталась женщина с ребенком, ожидавшая в страхе неминуемой погибели. Быстрая вода с шумом пронесла разбитое судно воротами через порог и выбросила на мель. Женщина спаслась. Однако подобные примеры были редки. По легенде, название деревни и порога Дубининского происходит от Дубини, или по-сибирски — Дубиничихи, женщины, сосланной из Новгорода во времена давно минувшие и поселившейся здесь. По преданию, смелая изгнанница проплыла в лодке порог в те годы, когда на Ангаре только появилось судоходство. Местные жители приписывали ей большой рост, мужественный характер и двух сыновей-помощников. Дубиня — скорее всего, реальное лицо. Дело в том, что в 1969 году при подготовке ложа Илимского водохранилища археологи вели раскопки Могильного угора — самого старого деревенского кладбища Дубининского поселка. Среди прочих находок они обнаружили захоронение: два скелета в одной могиле в долбленых гробах. Такие гробы использовали новгородцы в XVII веке. Археологов поразили большие размеры костей женского скелета.

Глава XV. САМЫЙ ТРУДНЫЙ УЧАСТОК ПУТИ ПРОЙДЕН.

Телеграмма из Кежмы - (по телефону) «28 прибыли в Кежму. Расстояние от Братска до Кежмы шли при сильном встречном ветре по 80-90 километров в день. Только в последний день установилась хорошая погода, которая дала возможность с 5 часов утра до 23 часов пройти 190 километров. Сильные бури не давали возможности идти. Потеряно 4 дня. Байдарки целы. Все здоровы. Губин».

Ниже Братска, на протяжении 250 километров, почти сплошной грядой раскинулись знаменитые Ангарские пороги. Здесь многоводную Ангару то сжимают с обеих сторон отвесные скалистые берега, достигающие 45-65 метров высоты, то преграждают ей путь каменистые острова или предательские подводные камни.
Колоссальные потоки воды низвергаются с бешеной силой. Скорость течения достигает 250 метров в минуту. В одну секунду происходит спад 2000 кубических метров воды! Едва ли где то ещё найдётся такая бешеная стремительность водного потока. Эта стремительность имеет место на большом протяжении у Падунского порога на 15 ; километрах и у Шаманского почти на 14 километрах.
Ангара здесь похожа на огромный кипящий котёл. Неловкий лоцман, не сумевший попасть в «борозду», непременно посадит судно на камень.
Это, то самое место, где будет построена одна из мощнейших гидростанций мира.
Скупые строки телеграмм начальника пробега на байдарках тов. Губина невольно вызывают восхищение отвагой физкультурников.
Кругом ещё лёд. Местные лоцманы отказываются провести через порог, но разве можно удержать несокрушимую энергию молодости помноженной на высокую физкультурную тренировку? Где не раз со смертью спорили старые опытные лоцманы, команда, впервые имея дело со страшными порогами, смело пускается по ним на лёгких судёнышках.

Ловко лавируя меж камней, мчатся с невероятной быстротой байдарки. Вот предательский камень, Сафонов разбивает свою лодку, но успевает вместе с ней пристать к маленькому островку. Команда выходит победителем из этого испытания. Тут же на камне они чинят потрёпанную порогами байдарку, и гребцы продолжают свой путь. Этот случай яркий показатель хладнокровия и высокого уровня физкультурной техники.
Сегодняшняя телеграмма прислана из Кежмы. Стало быть, самый трудный участок пути – позади. Байдарки идут вторую тысячу километров.

Впереди широко расстилалась чистая, прозрачная, как стекло Ангара. В Кежма отдыхали два дня. Старожилы не имеют понятия о километрах и измеряют расстояние от порога до порога. Для того чтобы попасть на Енисей надо было пройти ещё три порога и 18 шиверей.
После Братска течение Ангары стало более приветливым, менее порожистым, но сильный встречный ветер задерживал движение байдарок. Поэтому на прохождение Ангары пришлось потратить 18 ходовых дней из 38.
По пути посетили несколько населенных пунктов района.
30 мая в Кежма провели собрание среди молодёжи о военно физкультурной работе. В колхозах проработали записанную участниками радиограмму речи Разумова о взлёте паров.
31 вечером прибыли в Простихино, где задержались до 2 июня.

Глава XVI. МЕСЯЦ ИЮНЬ.

2 июня выехали из Простихино, вечером были в Богучанах. На другой день  отправились в дальнейший путь. Пройдя шивера в 18 километрах выше Богучан, течением бросило лодку Рыбина на камень. Лодка кармой села на камень как на шило. Нос байдарки погрузился в воду. Вода подступила к люку. Одному Рыбину снять лодку было невозможно. Ещё несколько минут и в лодку нальётся вода.

Из - за быстрого течения невозможно близко подойти к камню. Пришлось возвращаться обратно и подходить к камню против течения. Ближе всех оказался Губин. Рыбин бросает верёвку, но руки у Губина заняты. Другой конец верёвки пришлось Губину брать в зубы и только после этого налечь на вёсла и буквально зубами снять байдарку с камня.
После просушки одежды всю ночь шли вполне благополучно.

Глава XVI. СКАЗАНИЕ О ЕНИСЕЕ И АНГАРЕ.

"Эта сказка от старой Эвенки, называвшей себя правнучкой великой Тунгуски родоначальницы всего эвенкийского народа.
Давно это было. Еще тогда, когда на Земле жили великие Воины и косы девушек были так длинны, что их плели по три дня, а все земли были разделены между великими Правителями - Воинами. Огромными землями правил славный воин - Байкал.
С юга располагались владения Великого Саяна, с запада - земли сына Саяна Енисея, на востоке правили Амур и загадочная правительница севера - Лена. Был мир и спокойствие. Великие правители никогда не встречались, но каждый из них считал себя главнее, сильнее и мудрее соседей.
 
У Великого Байкала росла дочь – красавица Ангара. Девочка рано потеряла мать и воспитывалась старой Тунгуской из страны Сибири, где правил Енисей.
В своих песнях и сказках старая Тунгуска воспевала красоты Сибири, силу и красоту Енисея, его подвиги, непокорный нрав и великую мощь. С детства дочь Байкала мечтала увидеть знаменитого воина - Енисея, посмотреть на Сибирь. И эта мечта, подкрепляемая легендами о великих Тунгусах, населявших земли Сибири, влекла девочку за собой и поселила в ее душе первый росток любви.
Девочка росла и становилась все краше и краше. Ее острый и пытливый ум иногда просто пугал отца, который очень любил единственную дочь, и гордился ею. Девочка ни в чем не знала отказа, ей принадлежали лучшие украшения, самые вкусные яства, заморские наряды. А красавица Ангара предпочитала убегать с нянькой в горы и слушать ее бесконечные рассказы о Сибири и красавце-Енисее.
Очень быстро речь о красоте дочери Байкала облетела весь свет. Многие хотели породниться с Великим Воином, но боялись его грозного нрава.
Первым сватов отправил старец Урал. Караван со сватами и подарками прибыл к Байкалу рано утром и был так велик, что последняя повозка прибыла только к вечеру.
Каких только подарков не отправил старый жених: и драгоценные камни, и железную руду, и икру невиданную черную, и заморские ткани. Выслушал Байкал сватов, позвал дочь и объяснил, что за караван прибыл в их земли. Но Ангара ответила отказом Уралу и не приняла великие дары.
Следующим прислал сватов великий Каспий. Его караван был еще больше, а дары еще щедрее. Но и этот жених получил от ворот поворот. Так продолжалось несколько лет. И вот однажды в окно к юной красавице постучалась ласточка, в клюве она несла подснежник. Это богатырь Енисей, прослышав о красоте юной Ангары, отправил ей весточку. Ни чего не ответила юная красавица, а заморский цветок засушила и спрятала.


Иногда, темной ночью она доставала свое сокровище и долго любовалась цветком. Но ничего не могло укрыться от глаз старой няньки. Она только улыбалась, молча, и все чаще пела свои тунгусские напевы, воспевавшие красоту и величие Енисея. Летом прилетела еще одна ласточка, которая принесла в клюве веточку кедра и слова о любви великого Воина. И вновь улетела без ответа, только в душе Красавицы уже возгорелся костер любви к незнакомому Воину. Понимала Ангара, что отец не даст согласие на их брак, поэтому скрывала дары любимого от Байкала. Вскоре ласточка прилетела вновь и улетела с ответом о вспыхнувшем в душе девушки чувстве.
Но прознал Байкал о полетах ласточек и, взбешенный наглостью заморского жениха, пообещал отдать дочь замуж за первого попросившего ее руки. Вскоре такой нашелся. Прислал сватов старый и дряхлый Иртыш. Сваты ударили по рукам, и началась подготовка к свадьбе. Ни слезы, ни мольбы любимой дочери не были услышаны разгневанным отцом. Свадьбе быть! И велел Байкал начать строить огромный свадебный дворец. Стройка велась и днем и ночью. Был назначен и день свадьбы.
Много ночей провела Ангара у окна, поджидая весточку от любимого. И когда прилетела долгожданная птица с вестью о том, что Енисей-воин бежит навстречу к любимой, темной августовской ночью Ангара убежала из отцовского дома. Вместе с ней бежала и ее нянька Тунгуска.
 
Очень быстро доложили Байкалу о побеге непокорной. Разгневанный, он схватил огромную скалу и бросил его на пути Ангары. Но смышленая дочь сумела оббежать скалу и продолжила свой путь навстречу любимому. Какие только преграды не строил Байкал на пути непокорной дочери: то непроходимые леса, то топкие болота, то высокие горы. Но все преграды преодолела Ангара. И только быстрокрылые ласточки приносили ей вести о том, что ее любимый тоже бежит ей навстречу. Расстояние между ними быстро сокращалось.
И когда казалось, что они вот-вот встретятся, и расстояние между ними было всего 2 километра, понимая свое полное бессилие, разгневанный Байкал схватил свадебный дворец и бросил его между влюбленными. Дворец разлетелся в большое количество огромных камней, преградивших путь Ангаре. Ударилась тогда девушка оземь, разлилась рекой и протекла между камнями навстречу любимому, лишь немного изменив направление движения.
Вскоре Ангара добежала до любимого. Поняв, что произошло, богатырь- Енисей также ударился оземь и обратился рекою. Влюбленные, взявшись за руки, продолжили свой путь вместе, став величайшей рекой мира.
 
.По берегам этой великой реки расселились потомки старой Тунгуски, воспевающие гимны этой огромной любви, а молодожены, венчанные этими великими реками, жили долго и счастливо. Развалины свадебного дворца теперь называют «Стрелковским» порогом.

ГЛАВА XVII.ШАМАНСКИЙ ПОРОГ.

Впереди был знаменитый Шаманский порог. Предстоял ответственный переход.
Сделать его можно было только при тихой и ясной погоде, когда обнажаются все камни и рельефно выделяются отмели, а тут, как на зло, разыгралась буря, длившаяся 2 дня. Эти два дня команда жила в Усть-Вихорево. Суеверные рыбаки и охотники перед спуском через порог собирались на берегу, они молились «добрым духам» и пели хором:
Славный Шаман,
Милый Шаман,
Пронеси между скал,
Я тебе дань воздам.

Бешеный падун рычал, разбиваясь об острые скал, ворочая огромные глыбы. Люди верили. Что тут не обходится без злых духов. Злые духи яростно нападают на смельчака, рискнувшего преодолеть порог. И только два лоцмана , два прославленных лоцмана, осмелились проводить илимка через этот дикий порог. Он издавна назван Шаманским, а иные с ещё большим уважением называют его Легендарным.
24 мая  пустились в дальнейший путь. В 6 часов вечера были у порога.
Над Ангарой пылал закат. Над Шаманским вздымалась горами пена. Дождь  брызг разноцветным бисером висел над порогом.
Байдарки приближались к порогу. Губин шел впереди. Приближался рычащий порог. Вспомнились, чьи то слова: «над Шаманским волна высотой с дом». Это было явное преувеличение. Волны были несколько пониже. В воздухе стоял грохот, вода кидалась на скалы.
Пристав к берегу, вначале пошли осматривать камни и перекаты, ища хороших путей. Прошли только один километр, вернулись обратно, чтобы воспользоваться последними светлыми минутами, и перейти порог,  тянувшийся 6 километров.

Ночь надвигалась с молниеносной быстротой. Когда отчалили от берега, было уже совсем темно. Решили не дожидаться утра.

Подхваченные течением байдарки с бешеной скоростью понеслись вперёд.
Первой упала в водяную яму  байдарка Губина, за ней  с высоты  2-х метров, полетели остальные. Дерево стонало и скрипело, но не сдавалось.
 Сделав гигантский прыжок, байдарки понеслись дальше. Вслед за первой ямой поплыли во вторую, а потом и в третью.
Дальше продолжать путь было нельзя. Остановились на ночёвку на пороге.
Разбили палатку прямо на льду. Байдарки оставили во льдах. Лишь к утру увидели, что им пришлось преодолеть. Перед ними был знаменитый «Обигной» золовок, считавшийся до сих пор непроходимым.
Население заранее обрекло байдарки и пловцов на гибель, но все байдарки порог прошли благополучно. Это было дерзко, это было впервые в истории плавания по Ангаре. Неприступный порог оказался проходим, для бойцов, управлявших байдарками.
Пять героев проделали немыслимое. Слава Шаманского порога померкла перед смелостью и ловкость победивших его пловцов.
Преодоление «Шамана» – историческая победа!
Глава XVIII. ПО ЕНИСЕЮ И ТАЁЖНЫМ РЕКАМ.

6 июня вошли в Енисей. Ангару прошли за 16 ходовых дней, делая в среднем 117 километров в день. На вынужденные остановки потратили 25 дней.
Ангара осталась позади. Плывут по таёжным и горным рекам, которые непроходимы даже для байдарок. Пятеро героев, затерянных в неизвестной тайге, на реках, часть которых невнятно занесена на карту.
Но вся страна следит за их походом. Газеты приносили известия об этом пути. Покрыто 1880 километров водного пути. Дальше шли по Енисею до села Усть Тунгуска. 8 июня утром вышли из стрелки (Стрелка это посёлок, где слияние Ангары с Енисеем), пройдя 18 километров вниз по Енисею до села Абалакова и свернули на речку Галка. В 9 часов вошли в речку Галка. Речка почти сплошь заросла. Двигались с большим трудом. Разрубали топором заросли и лесные завалы, поднимаясь вверх по реке в течение 6 часов, выбиваясь из последних сил. Только с рассветом добрались до посёлка, где наняли лошадей, погрузили лодки на телеги, а сами пешком.
10 июня добрались до села Большого Бельская. Прежде чем попасть в реку Белая, пришлось 65 километров идти по тракту.
Тракт на протяжении 430 километров сильно испорчен, неоднократно приходилось снимать лодки и переносить на себе груз и телеги. Несмотря на тяжелый путь, в этот же день без отдыха двинулись к реке Белая. Спустившись по реке, вошли в реку Кеть, а дальше байдарки несли воды реки Кемчук, до села Туталы. Здесь река шире, ходят плоты. Легче идти.
Дальше, в течение четырёх дней продвигаются до Зырянского большого сельскохозяйственного района.
Вскоре лето вступило в свои права. К середине июня из реки Чулым  спустились до ст. Подкаменная. На этом участке таёжный «гнус», назойливые мошки не давали дышать. До самого Зырянска они преследовали команду.
Участок от Подкаменной до Зырянска на карте показан черной линией реки. Никаких населенных пунктов на карте не отмечено. Между тем участники проплыва прошли несколько эвенкийских посёлков. Эвенки встречали приветливо. Интересовались городской жизнью, бытом Красной Армии, расспрашивали буквально обо всём.
В Зырянске побывали в колхозах. У многих колхозников имеются велосипеды.
В русло реки Обь вошли 23 июня. Идти по старицам не удалось. Пришлось подниматься по фарватеру против течения. Через районы: Кривошеевский, Томский, Богородский, Вороновский, Колыманский. Передвигались очень тихо по 42 километра в сутки.
Двухмесячное путешествие приближалось к концу. До Новосибирска оставалось немного. Готовились к финишу.

Глава XIX. ФИНИШ.

В 25 километрах от Новосибирска команду встречали на глиссере «Осовиохимовец» комиссар авиационной школы с председателями партийных и комсомольских организаций города.
Новосибирск готовил торжественную встречу.
6 ИЮЛЯ байдарки достигли Новосибирска. У моста через реку Обь встретили учебные суда и в воздухе звено гидросамолётов.

В честь участников пробега был устроен большой водный праздник.
На митинге Губин рапортовал трудящимся Западной Сибири об успешном пробеге.
Из речи В.Е.Губина: «команда обязана успехом не только своей крепкой воли и физической выносливости, главным образом той помощи, тому вниманию, которые оказывали нам на пути партийные и советские организации».

Были восторженные речи, пламенные приветствия и возгласы.
С трибуны, воздвигнутой на берегу Оки, Губин смотрел на серые волны реки и наверно вспоминал пройденный путь.

В городе команду приняли секретарь Крайкома ВК (б), секретарь крайкома ВЛКСМ и председатель Крайисполкома.
Тридцать восемь ходовых дней пути. 4380 километров водой, в среднем по 115 километров в день. Это означает, что мировой рекорд в 80 километров оставлен далеко позади. Доказана возможность делать поход на байдарках в таких сложных условиях.
ТАКОВА ПОБЕДА!
Бойцы искали не только пути, вели большую работу на берегу. Проводили беседы, раздавали литературу. Более 100 о съезде проведено с колхозниками.
Большая аудитория была у докладчиков, тепло и радостно встречали колхозники представителей красной армии, совершивших героический поход.
В ТАЙГЕ БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР.
Встречались такие места, которые трудно пройти пешеходу, и невозможно проехать.
До деревень, расположенных в тайге, редко доходят известия. Обычно в такие деревни, в большей части с очень немногочисленным населением, газеты доставляются один раз в месяц, а в иных случаях и того реже
Достаточно было байдаркам показаться на горизонте, как острые глаза охотников замечали бойцов, едущих на маленьких лодках. И первый, кто увидел байдарки, быстро сообщал населению, что по направлению к деревне едут красноармейцы на…брёвнах.
Когда лодки подходили к берегу, бойцов встречало население колхозов и деревень. Пловцы поднимались на берег и обменивались рукопожатиями и приветствиями.
Часто повсюду, случалось так, что не успевали байдарки выйти из деревни, как население спешило сообщить в соседний населённый пункт.
Сообщения примерно шли такие: « К нам едут красноармейцы, они едут на маленьких лодках». Передававший эту новость, уверял слушателей, что они никогда не видели таких лодок, а люди, которые едут в этих маленьких лодках шибко грамотные и знают много нового.
Так из одного населенного пункта передавалась новость в другое в третье. По побережью Ангары шел большой разговор о смелых людях, о маленьких лодках бойцов.
12 июля участники проплыва прибыли в Иркутск.
Товарищи: ГУБИН, РЫБИН, САФОНОВ, ЕВДОКИМОВ, КУЛИКОВ, молодые КОМАНДИРЫ воинской части, вчерашние курсанты, ударники в учебно боевой подготовке и отважные физкультурники, проделавшие по величине первый в мире водный пробег на байдарках в 4380 километров по маршруту Байкал – Новосибирск, установившие мировой рекорд, награждены ценными подарками. Командармом товарищ Блюхером включены в почётный рапорт Наркому Обороны товарищу Ворошилову от ОКДВА.
Товарищ Губин - как командир пробега и отличный рационализатор, за выдающиеся заслуги предоставлен к награждению Наркома.
В 7 часов вечера 21 июля в помещении Дворца культуры состоялась встреча комсомольцев и трудящейся молодёжи города Иркутска с участниками похода. На встрече командир пробега Губин сделал подробный отчёт о походе.
НАГРАДЫ.
Постановление краевого комитета ВЛКСМ.
1.Отметить отличное проведение байдарочного пробега Байкал – Новосибирск, в результате чего участники пробега комсомольцы младшие командиры авиачасти тт. Губин В.Е.(командор пробега). Рыбин К.И. Евдокимов Г.И., Куликов И.Т., Сафонов Б.Б , побили мировые рекорды езды на байдарках, покрыв расстояние около ПЯТИ ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ, в тяжелых условиях ледохода, в 38 дней. На протяжении всего пути участники пробега показали образцы высокой дисциплины, выдержки и хорошей физической подготовки. Проведена большая массовая работа среди народов Дальнего Севера; во многих колхозах оказана практическая помощь в проведении сева и борьбе за подъём животноводства.
2.Возбудить, совместно с край – СФК, ходатайство перед ВСФК СССР о присвоении участникам байдарочного пробега звания заслуженных мастеров спорта.
3.Наградить каждого участника пробега, велосипедом и именными часами.
4.Командировать участников пробега в Читу, Черновские копи, В. Удинск, Черемхово, Зиму, Канск, Н-Удинск, Красноярск, сроком до 3-го августа. Широко популяризировать итоги похода среди пионеров и учащихся.

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ОБОРОНЫ товарищу ВОРОШИЛОВУ.

24 июля 1934 года РВС ОКВДА призвал младших командиров на социалистическое за право включения в почётный рапорт на Ваше имя. Это право представлялось только тем младшим командирам, которые по итогам годового смотра покажут высокие достижения в боевой и политической подготовке и в сбережении техники.
Призыв РВС был подхвачен, тысячами младших командиров Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии…
Особенно высоки достижения младших командиров в физической подготовке армии и развитии спорта.
Младшие командиры на лыжах и пешком, на лодках и по пояс в воде и болоте, преодолевая горно-таёжные безлюдные и бездорожные пространства, прошли тысячи километров, показав исключительную выносливость и физическую закалку.
Это они, младшие командиры Иркутского гарнизона, товарищи Богомолов, Гантимуров, Вечерик и бойцы Головочев и Кичигин были встречены на Красной площади тысячами трудящихся, физкультурников бойцов и командиров Красной столицы после небывалого в истории лыжного перехода Иркутск-Москва, протяжением 5300 километров.
то они, младшие командиры бочкарёвцы, товарищи Мартынов, Николаенко, Михайлов, Карманов, Савченко, Макаров, понесли из Бочкарёва в Москву рапорт о своих достижениях. Впереди 7857 километров пути. Но РВСА твёрдо уверен, что в день 17 годовщины, будут рапортовать в Красной Москве об успехах ОКДВА.
Исключительно героический поход на шлюпках по маршруту: Хабаровск, Кэрби, Софийск, Иннокентьевское, Хабаровск, протяжением 3100 километров, также выполнен младшими командирами-связистами: Шишкиным, Ляховицким, Шленчаком,.Никоновым.
Точно так же младшие командиры: Губин, Евдокимов, Рыбин, Куликов, Сафонов, на байдарках преодолели водный путь Байкал-Новосибирск,
протяжением 4380 километров…
Кроме того, РВСА представляет к награждению за выдающиеся заслуги следующих младших командиров:
под №16 Губин - младший авиа - специалист.

Командующий войсками ОКДВА – Блюхер.
Член РВСА – АРОНШТАМ, ТАИРОВ.


Рецензии