Так и было

     Слушая зачастую совещания заседания высокопоставленных чинов, я невольно вспоминаю нашего командира роты майора Панчука. Был он неказистым на вид, но чувствовалась в нем уверенность, жилистость, сила. В речи нередко проскакивал мат, но он всегда добавлял: «Простите за грубость». Я хочу привести его в пример многим деятелям разных мастей. К примеру, вызывает командира взвода и говорит:
- С целью повышения уровня политических знаний военнослужащих, ставлю задачу:
Первое: провести с личным составом взвода политинформацию и изучить работу Ленина «Что делать».
Второе: время проведения сегодня с 12:00 до 12:50.
Третье: место проведения – ленинская комната.
Четвертое: метод проведения – семинарский
Пятое: форма одежды – повседневная.
Шестое: иметь при себе карандаш и блокнот.
Седьмое: ответственный – командир взвода.
Восьмое: доложить об исполнении в течение 10 минут после окончания занятия.
Вопросы есть?
-Никак нет.
-Выполняйте.
     А какие вопросы могли быть, если все определено коротко и ясно: цель, задача, время, метод, место, а главное – назначен ответственный. Поэтому всё выполнялось точно и в срок. Он не разглагольствовал: нам надо, нам необходимо, мы должны, наша задача, прошу. Никого он ничего не просил. Ставил задачу, определял срок исполнения, ответственного за это исполнение и всё. Если срок был большой, то надо было через назначенные промежутки времени докладывать о ходе исполнения. Вот так. Куда проще? Мне кажется, если бы нашему майору (кстати, он был настоящим фронтовиком) поставили бы задачу покончить с фирмами однодневками, он решил ее враз и навсегда. С незаконной вырубкой леса и отправкой кругляка в Китай – тем более. Прекратить рекламу лекарственных средств и показ стрелялок, крови, страданий и слез по телевизору, вопрос с колдунами, магами, экстрасенсами и им подобным – и того проще. Ему бы не пришлось повторять два раза одно и то же. У нас даже старшина Филоненко решил, казалось бы, вечную проблему с самоволками (читайте мои армейские воспоминания). Решил бы вопрос и с дедовщиной, но её, к счастью, тогда не было вовсе. Только таким способом можно и нужно решать проблемы. Я до сих пор восхищаюсь и горжусь своими командирами.
        В самом начале 80х у нас в Тверской области проводились военные учения. Нам выдали, бывшую не раз в употреблении, солдатскую форму, прикрепили на плечи офицерские погоны, напялили солдатские уж очень б/у шапки и отвезли в Путиловские лагеря в 15 км от города. Была зима, вокруг снег, морозец градусов 5-7, не больше. Палатки уже до нас кто-то развернул, а нам предстояло развернуть медсанбат. Командиром батальона представили майора Ничепорука – врача по призванию и специальности. Вдруг раздалась то ли команда, то ли просьба: «Выходите строиться». Мы вышли, а было нас – партизан где-то двести с небольшим. Из них около сорока офицеров. Остальные - сержанты и рядовые. Минут через десять все построились. Майор сообщил, что сборы продлятся где-то месяц с небольшим и нам надо первым долгом развернуть медсанбат. Сказал, чтобы мы повернулись направо и повел нас выполнять задачу.
-Стойте! – наконец крикнул он.
Все остановились.
-Вот тут мы и развернем медсанбат. Здесь,- указал он рукой в сторону горки, - надо будет поставить две палатки приемно-сортировочного отделения. Вот там, - отведя руку немного вправо,- надо будет поставить палатку для эвакуации. А там – две палатки УСБ для хирургического отделения, а там – для особо опасных инфекций. А там, а там…
    В общем, все рассказал и ушел. Толпа постояла минут пятнадцать. Кто-то успел покурить, кто-то поделился свежим анекдотом, кто-то справил нужду и стали расходиться. Последними вернулись в палатку «старики», то есть служивые. Через полчаса, не стучась, заглядывает к нам в палатку возмущенный майор и интересуется: что ж мы ничего не сделали-то?
-Так кто ж так командует? – спросил я его.
-Если вы такой грамотный, тогда давайте, командуйте сами.
-А вы постройте батальон, я не против покомандовать.
Наконец, батальон построили. Он представил меня и сообщил, что на время я буду выполнять его обязанности.  Я сразу приступил к делу:
-Батальооооон, становись! Выровнять носочки, чтобы была видна грудь четвертого человека. Батальоооон! Равняйсь! Отставить, резче голову поворачивать! Батальоооон! Равняйсь! Смирно! Вольно. Определяю цель: развернуть медсанбат. Задача: поставить палатки. Время - 2 часа. Место развертывания указано будет на месте.
Подхожу к Сереге Кузьминскому, стоящему первым в шеренге. Указываю на него и говорю:
-Вы.
 -Что Вы? - не понял он.
 Надо добавить, мы работаем в одной поликлинике и общаемся ежедневно.
-Когда на вас указывает командир, надо представляться: лейтенант Кузьминский. Все слышали?
-Дааа…
-Не да, а так точно, - поправил я.
Вероятно, всем понравилась эта игра и дальше все пошло, как по маслу.
-Вы, - снова указал я на Серегу.
-Лейтенант Кузьминский.
-Три шага вперед шагом …, - и сделал паузу.
А он за это время успел аж два раза дернуться. И потом опять неожиданно: «Марш!» Затем рукой отмерил пятерых из рядового и сержантского состава, и те, после команды, тоже отмерили три шага.
- Сомкнись!
 Сомкнулись.
-Старший лейтенант Кузьминский, Вы – старший. Задача: поставить 2 палатки приемно-сортировочного отделения. Времени вам на это два часа. Цель: развернуть медсанбат.  В 14:00 доложить о выполнении. Состав 4 человека.
-Почему четыре? Нас же пятеро.
-Вы должны командовать, а устанавливать будут четверо. Вопросы есть?
-Никак нет, - ответил уже по-уставному Серега.
      Видимо эта игра в военные понравилась и остальным, и дальнейшее распределение прошло быстро. Вы можете не поверить, но через два часа все вопросы были решены.
Всё было на месте. Все были довольны и в хорошем настроении. Наверное, и майор Ничепорук с одной стороны был доволен, а с другой…. Но это у него надо было спросить.
        Пожаловал к нам однажды генерал, да не простой, а начальник тыла Московского военного округа.  Был он немного ниже среднего роста, естественно, в годах, в каракулевой папахе, с ярко-красным верхом. Шинель, как по нему вылита, а на голенищах – ни одной складки. Одно загляденье. Стоял он один на обочине дороги и, видно, не просто так. Время 14:45. Комбат ко мне с просьбой: Мамцис, будь добр, отведи батальон на кухню. Ведь обед в армии точно по расписанию, в 15:00. А меня хлебом не корми, люблю покомандовать. Мне даже дважды приснилось, что я сам принимаю парад. Короче, даю команду.
-Батальооон, выходи строиться!
Все быстро собрались. Ведь не куда-нибудь, а на обед.
-Объясняю, сейчас надо будет пройти мимо генерала. По команде «смирно», все переходят на строевой шаг. По команде «равнение направо» - правая колонна держит голову прямо, остальные – одновременно резко поворачивают ее направо и прижимают руки к туловищу. Разика два-три попробовали, и началось представление. Громко, на всю округу, кричу:
-Батальооон, равняйсь! Смирно!
В походную колоооонну
Поротнооо
Однолинейного дистанция
Равнение направо
Первая рота прямо, остальные напра…во!
Батальооон, шагом марш!
Я вышагивал строевым впереди, так что не могу сказать, что творилось сзади. Генерал улыбался, видно, чуть не опупел, видя такое зрелище. Мы смахивали на махновцев: потрепанные шинели, у кого-то длинные, у кого-то короткие, шапки после стирки напоминали старые тюбетейки или даже кипы. Однако генерал выпрямился, приложил руку к виску и с улыбкой проводил нас взглядом. Я, конечно, не знаю, но, если бы он покрутил у виска рукой, ничего удивительного не было бы.  Вечером комбат поручил мне сопроводить генерала до железнодорожного вокзала, так как он должен был отбыть в Москву. Я поручение выполнил и решил, что 2-3 дня могу побыть и дома. Так и сделал. Приезжаю в расположение батальона. Майор сразу с вопросом:
-Где вы пропадали три дня?
-Дома,- не задумываясь, ответил я.
-Кто вам велел?
-Вы отправили меня с заданием, я справился. А сроки то не определили. Вот так и получилось. Положено определять срок, так что я тут не причем.
Возражений не было.
      Прошел месяц. Наконец, пришла команда – отбой. Теперь нам предстояло свернуть палатки, и правильно, то есть последовательно уложить все в грузовики. Всем захотелось быстрее домой.
-Товарищ майор, пусть Мамцис командует, мы быстро справимся.
Так оно и было. Свернулись мы еще быстрей и с песнями вернулись в город.
      Я вот написал рассказ и думаю, кому это надо? А, впрочем, может кому-то и понадобится, желательно конечно.
Декабрь, 2015.


Рецензии
Интересно написали и весело! С уважением

Татьяна Подплутова 2   14.01.2016 18:31     Заявить о нарушении