Эдвард Пейсон. Конец времени
Эдвард Пейсон (1819-20)
Откр.10.5-7
В начале этой главы Иоанн сообщает нам, что он видел в видении, как с неба спустился ангел, облеченный облаком, с радугой на голове его, блистательный, как солнце, и ноги его были, как столбы огня. Этот ангел, поставив одну ногу на землю, а другую на море, поднял руку свою к небу, и поклялся вечным Богом, Который создал небеса, землю и море, и все, что в них, и Который, следовательно, обладает правом назначать времена и сроки всех вещей, что времени больше не будет, но что в дни, когда вострубит седьмой Ангел, совершится тайна Божия, которую Он открыл рабам Своим, пророкам.
Слушатели мои, мы уже стали свидетелями того, что заслуживает размышления над временем, и в этом отрывке мы призваны созерцать его прекращение. Мы призваны видеть, что течение времени, которое несет нас с тех пор, как началось наше существование, поглощается в океане вечности. Это формирует наиболее интересный предмет созерцания, но он слишком обширен и охватывает слишком много сведений, чтобы быть замеченным нами сразу и в целом. Попытаемся же разделить его на части и рассмотреть их по отдельности. Некоторые сведения, которые нам необходимо рассмотреть, могут быть включены в ответ на три следующих вопроса:
I. Что имеется в виду под концом времени?
II. Когда произойдет событие, обозначаемое этой фразой?
III. Что будет сопровождать это событие и что последует за ним?
I. Что имеется в виду под концом времени? Что значит, когда ангел говорит, что времени больше не будет?
Время, насколько человек обладает каким-либо пониманием его, есть часть продолжительности, которая соизмерима с существованием нашего мира, и которая измеряется суточными и годовыми циклами. Это началось, когда этот мир начал существовать. Писание сообщает нам, что в начале, то есть в начале времени, Бог создал небеса и землю. До этого события не было, собственно говоря, такого понятия, как время. Была продолжительность, была вечность, но времени как такового не было. Но пока этот мир продолжает существовать, время пребудет по-прежнему, и когда оно прекратит существовать, настанет конец времени, то есть, как говорит наш текст, времени больше не будет. Конец времени и конец мира есть, таким образом, выражения, несущие один и тот же смысл.
II. Когда произойдет событие, обозначаемое этим выражением? Мы узнаем из нашего текста, что оно совершится, когда тайна Божия будет завершена. Именно к этому периоду относится клятва ангела, и когда он наступит, времени больше не будет. Тайна Божия - это в данном случае замысел или предмет, ради которого Он создал мир, и ради которой существует и развивается все существующее в нем. Этот замысел назван здесь тайной, то есть чем-то сокрытым, потому что, пока Бог не открыл его, он был полностью скрыт от смертных, и до сих пор он явлен лишь частично. Насколько это было необходимо для человечества, Бог открыл тайну через Своих пророков и других вдохновенных писателей священных книг, так что через посредство их это может быть известно другим. От них мы узнаем, что Божья великая цель в создании этого мира и его обитателей состояла в том, чтобы прославить Самого Себя. Они говорят: Господь сотворил все вещи для Себя; Ты, Господь соделал все вещи, и все по Твоей воле существует и сотворено; и они представляют Бога всем, кто наречен Его именем, как сотворившего все для Своей славы. Таким образом, Бог прославляет Себя, когда Он являет Свои совершенства в Своих делах. Некоторые из Его совершенств, как, например, Его сила, мудрость и доброта, явлены уже в сотворении мира; и они, а также некоторые другие совершенства Его природы и сегодня явлены в правлении Его провидения. Но главное явление Его совершенств есть дело искупления Иисуса Христа, великое событие, на которое направлены и к которому в конечном счете относятся все дела Божия творения и провидения. Милостью Божией откровение сообщает нам, что для Иисуса Христа были созданы все вещи; что Ему дана вся власть на небе и на земле; что Ему отдан весь суд, и Он сделан Главой Своей Церкви, и что Ему дана власть, слава и Царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Это Царство, о котором здесь идет речь, как правило, называется посредническим Царством Христа, и это Царство будет продолжаться, пока сияют солнце и луна, то есть, другими словами, пока будет продолжаться время. Когда же цели, ради которых это Царство Христа установлено в мире, будут исполнены, совершится тайна Божия, упоминаемая здесь, и время будет окончено.
Цели, для которых устанавливается это Царство, данное Христу, включают в себя две вещи. Первая из них - это окончательное спасение всех, кому оно дано от Отца. Нам сказано, что как Вождь нашего спасения Христос приводит многих сынов в славу. Он должен царствовать, и Его посредническое Царство должно продолжаться, пока все избранные дети Божии не придут домой к славе, в обители, приготовленные для них на небесах, в доме Отца их. Отсюда наш Спаситель заявляет, что, прежде, чем придет конец, Евангелие Царства Его должно быть проповедано всем народам. Причина тому очевидна: те, кто принадлежит Его Царству, избранные сыны Божии и наследники спасения должны быть собраны, как мы читаем, из всякого колена и народа и языка. Конечно, Евангелие, с помощью которого они должны быть призваны и собраны в Царство Христа, должно быть проповедано всем народам прежде, чем тайна Божия может быть закончена до конца времени и сам мир подойдет к концу.
Вторая вещь, которая имеется здесь в виду - это полное и окончательное покорение всех врагов под ноги Христа. Апостол сообщает нам, что Он должен царствовать, доколе все враги не будут положены под ноги Его, и что, когда это будет сделано, когда Он упразднит все противостоящие силы, начальства и власти, тогда придет конец. Это событие связано, как говорится нам, с трубой седьмого ангела. Соответственно, мы читаем в следующей главе, что, когда седьмой Ангел вострубил, в небесах раздавались громкие голоса, говорящие: царства мира сего стали царствами нашего Господа и Спасителя. Таким образом, когда весь избранный народ Христа придет домой к славе, и все его неисправимые враги окажутся под его ногами, тайна Божия, которую Он теперь исполняет, совершится, и тогда наступит конец и времени больше не будет. Время может рассматриваться как остров, возвышающийся из океана вечности, созданный Творцом для Его особых целей, предназначенный, когда эти цели будут достигнуты, опуститься и затеряться в океане, из которого он вырос и волны которого со всех сторон омывают его берега. Назначенный день и час, когда это должно произойти, как нам сказано, не ведом ни людям, ни ангелам, но только Богу. Однако должно быть ясно для всех, кто может различить знамения времен, что, хотя он по-прежнему на значительном расстоянии, ход событий предвещает его приближение. Мы сказали, что до того, как придет конец, Евангелие должно быть проповедано всем народам. А сколько было сделано в последнее время, сколько делается сейчас и с каким успехом, чтобы исполнить эту работу! Древний народ Божий, евреи, должен прийти ко Христу, а вместе с ними и полнота язычников. И нынешние события, как это вряд ли нужно объяснять, показывают, что это не так уж и далеко. Падение папского суеверия, магометанства и турецкой империи - это события, которые могут произойти задолго до конца времен, и в том, что эти события не очень далеко, кто может сомневаться? Великая тайна Бога, очевидно, приближается к своему завершению, а значит, конец мира сравнительно близок. И надлежит помнить, что по отношению к нам самим конец времени еще ближе. Для каждого человека час смерти - это конец времени. Когда он наступает, каждому из нас Бог говорит, что для него времени уже не будет.
III. Давайте теперь попытаемся выяснить, что будет сопровождать это событие и что последует за ним. Чтобы получить на этот вопрос надлежащий ответ, мы должны рассмотреть его применительно к нам самим, к человечеству и к миру, в котором мы живем.
1. По отношению к нам самим как к конкретным людям конец времени - это то же самое, что и конец нашей жизни, и нам надлежит понять его обстоятельства как то, что для нас является самым важным и значимым.
Во-первых, тогда мы должны сразу быть отделены от всех временных и земных вещей. Отношения и связи, которые мы сейчас имеем с ними, будут целиком и навсегда разрушены. Мир больше не будет нашим жилищем; эта страна перестанет быть нашей страной; наши дома, земельные участки и другие временные владения, для которых мы трудились, не будут больше нашей собственностью. Ни в один миг после нашей смерти они не будут значить для нас больше, чем если бы мы никогда не обладали ими. Самые богатые и самые бедные из нас окажутся совершенно равными. Места, которые нас знают, не будут знать нас больше никогда. Из всех наших владений ничего не останется для нас, хотя то, как мы воспользовались ими, и последствия этого будут иметь значение для нас на суде. Те связи, которые соединяют нас с нашими собратьями, также будут разрушены. Теперь мы можем иметь многочисленные отношения, мы можем окружить себя большим кругом добрых, ласковых друзей, но смерть разлучит нас с ними со всеми, и сразу после нашего отшествия мы будем столь же одиноки, как нищие, что умирают никому не известными на чужбине. Наши живущие друзья будут плакать над нашими останками, они могут почтить их роскошными похоронными обрядами, они могут сказать многое в нашу похвалу и дать нам место в своей памяти, но мы не получим от этого никакой пользы и это не даст нам ни малейшего удовлетворения. Весь мир будет значить для нас не больше, чем если бы он перестал существовать в самый миг нашего отшествия. По отношению ко всему этому может быть лишь одно исключение. Если мы настоящие христиане, если мы стали едины со Христом, как нашим Главой, и с Его народом, как нашими братьями и сестрами, мы вошли в союз, который смерть не сможет разрушить никогда. Те, кто по-настоящему благочестив, встретят всех своих благочестивых друзей и не расстанутся с ними больше никогда.
Во-вторых, с концом времени состояние нашего испытания и наш день благодати закончатся. Мы должны быть удалены от наших нынешних религиозных привилегий и средств духовного совершенствования. Нам не будет больше предложено никакое ходатайство, и никакое предложение спасения, о котором мы читаем в Слове Божием, больше не будет действительно для нас. Никакое предложение о помиловании и спасении мы не сможем когда-либо услышать; не одна возможность предупреждения или желание добра со стороны наших смертных собратьев не будет тем, чем мы сможем наслаждаться. Готовыми или неготовыми, но мы должны будем уйти. Наши дела, готовы они или не готовы для Великого Судии, должны быть закрыты до суда великого дня; наши планы и работа, завершено все это или нет, все это должно быть оставлено как есть. Никакая часть работы, которую Бог предназначил нам выполнить во времени, не может быть выполнена в вечности, ибо в этом смысле там нет никаких дел.
В-третьих, когда заканчивается время, начнется вечность. В тот момент, в который мы оставим это временное и изменчивое состояние, мы должны войти в состояние, которое является вечным, и, конечно же, неизменным. Серьезная философия в полном согласии с откровением говорит, что никаких существенных изменений не может происходить в вечности. В тот момент, в который мы должны будем покинуть тело и войти в будущий мир, вечность поставит на нас свою печать, говоря: вы остаетесь теперь как есть! Праведный да творит правду еще, и грешник да будет по-прежнему греховным. Надо, однако, вспомнить, что, когда хороший человек покидает тело, он оставляет все свои оставшиеся грехи и несовершенства позади, и входит в вечность как чистый и незапятнанный дух. С другой стороны, человек злой и нечестивый оставляет позади всю свою кажущуюся доброту и входит в вечность со злым характером и чувствами, ибо, как говорит наш Спаситель, имеющему дается и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что он имеет.
2. Рассмотрим теперь обстоятельства и последствия, которые будут присутствовать при конце времени применительно ко всему человеческому роду. Если сравнить их с положением отдельных людей, эти обстоятельства и последствия будут такими же, если мы говорим обо всех людях в целом, включая, конечно же, нас самих.
Во-первых, когда придет конец времени, состоится всеобщее воскресение. Тогда все, что в гробах, услышат глас Сына Человеческого и выйдут, делавшие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения; ибо будет воскресение не только святых, но также неправедных.
Во-вторых, в конце времени, в день суда, в великий день, ради которого существуют все остальные дни, явится Великий Судия, Который будет видим каждому человеку, грядущий на облаках небесных с силою и славою великою; вся человеческая семья, все малые и великие должны будут прийти на Его суд, чтобы быть судимыми и награжденными по делам своим; праведники и нечестивые будут отделены друг от друга, ибо первые будут призваны наследовать Царство, уготованное для них от основания мира, в то время как последние будут обречен отойти проклятыми в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Праведники взойдут торжественно с их Спасителем на небеса, чтобы там жить и царствовать с Ним вечно в то время как нечестивые будут ввергнуты в темницу, между которой и обителью блаженных будет установлена великая и непроходимая пропасть. Это произойдет, когда времени уже не будет.
Остается рассмотреть, какой будет тогда судьба мира, в котором мы живем. Уже очевидно, что конец времени и конец этого мира должны произойти в один и тот же момент. В то время как мир продолжается, время должно продолжаться, и когда заканчивается мир, время заканчивается. Нам сказано, что когда определенный Богом срок придет, земля и все дела на ней сгорят; когда цель, для которой она была сотворена, исполнится, ее дальнейшее существование станет бессмысленным. Золото, серебро, драгоценные камни, все блестящие вещи, на которые многие тысячи променяли свои души, должны быть уничтожены; памятники, дворцы, города, которые их тщеславные строители наивно надеялись сделать нетленными, накроет вал всеобщего опустошения; те подвиги и достижения, гражданские и политические системы, из которых их авторы надеялись вынести бессмертную славу - все они будут уничтожены и забыты; те литературные произведения, которые нечестивая гордость человеческая наделила громким эпитетом бессмертных, будут истреблены как бесполезные клочки бумаги. Все дела людей прейдут вместе с миром, которому они были посвящены, и будет хорошо видно, насколько низко все, что создано под небесами, и что все, кто не трудились для бессмертия и для славы и чести будущей жизни, трудились напрасно и растратили свои силы впустую.
Возможно, вы уже заметили, дорогие мои, что я лишь подвел ваше внимание к предмету, заслуживающему при наших обстоятельствах главного внимания. Мы только что пересекли черту, отделяющую один сравнительно короткий промежуток времени от другого. Мы попрощались с одним годом и вступили в другой, который для некоторых из нас, как и для других людей, окажется последним. Да, для некоторых из нас конец времен, со всеми вытекающими отсюда последствиями, настанет уже в приходящем году. Среди нас есть те, кто имеет все основания сказать: да, дни мои угасают, и гроб мой предо мною. Только Богу известно, кто из вас услышит мою следующую новогоднюю проповедь. В течение прошлого года двадцать восемь членов нашей общины, девятнадцать взрослых и девять детей, пересекли границу времени и вошли в вечность. Это число не включает в себя тех, кто умер во время отсутствия в нашем городе. Возможно, для стольких же из вас конец времени наступит в следующем году. И если никто из нас не может сказать, что он не должен быть среди этого числа, давайте остановимся и поразмыслим над тем, что подобает нашему случаю.
1. Прежде всего, отметим, какими незначительными, какими недостойными бессмертного существа представляются в этой связи все наши временные и земные занятия! Посмотрите на эти занятия, вы, посвятившие себя им, и, я полагаю, вы едва ли не сможете убедиться в неразумности вашего поведения. Вы провели много лет в этих занятиях, и неужели все, что вы приобрели таким образом, стоило затраченных на это усилий? Чего будет стоить для вас всякое общение с друзьями, когда настанет час последней разлуки? Что будут значить для вас все похвалы, которые вы когда-нибудь получили, или можете получить, когда ваши уши закроет смерть и вы больше не услышите на земле ничего? Чего будут стоить для вас все владения в этом мире, когда сам мир и все дела в нем сгорят? Что стоит все это для тех, кто умер в прошлом году? Ответ на все эти вопросы короток: ничего. Вы провели много лет, и это наиболее ценные годы жизни, годы, за которые, будь они правильно потрачены, вы могли бы приобрести вечное спасение, и все же вы не приобрели ничего. И это не все. Трудясь над временными вещами, когда вы должны были трудиться над вещами небесными и вечными, вы добились только недовольства своего Творца; вы сами собирали для себя гнев на день гнева. Да, грешники, то единственное сокровище, которое вы накопили - это сокровище гнева. Все, что вы приобрели в действительности - это только то, что вы можете унести с собой, когда покинете этот мир. Можете ли вы отрицать в таком случае, что все ваше поведение было до крайности неразумным? Если вы это отрицаете, то позвольте мне спросить: действительно ли вы считаете, что ваши души бессмертны? Если вы согласны с тем, что они будут существовать после смерти, и не века, а вечно, то каким для вас должно быть счастье, которое они обретут, когда земная жизнь пройдет, или нищета и ужас, которые вы стяжали теперь? Думали ли вы когда-либо о тех вещах, которые будут способствовать вашему счастью через сотни и тысячи лет после вашей смерти? Разве не все ваши заботы и труды до сих пор относились лишь к настоящей жизни? И разве дело не обстоит так, что тот, кто тратит свое детство и юность в праздности и играх, хоть и глуп, но он сама мудрость по сравнению с глупостью того, кто копит свое сокровище на земле, и не предусматривает ничего для будущей жизни? И чтобы вы убедились в этом еще больше - сопоставьте свое поведение с делом настоящего христианина, который старательно ищет, Богом установленными способами, небесной славы, чести и бессмертия. Он вложил в вечность усилия, которые могут привести его к полному счастью, когда времени больше не будет. И доля, которую он себе обеспечил, не только драгоценна, но и безопасна, ибо она на небесах. Когда мир и все его дела сгорят, она не уменьшится ни в малейшей степени. Смерть может прийти, конец времени может прийти, а его счастье не только не уменьшится, но неизмеримо возрастет, и в смерти он идет к тому, чтобы найти свою долю, тогда как вы можете потерять свою навсегда. Так что здесь мудро и что глупо? Разве не было бы безумием вкладывать все свое имущество в банк, который, как вы знаете, потерпит неудачу, или подниматься без страховки на борт судна, мореходные качества которого явно никакие? Если кто-либо из вас убедился, что дело обстоит именно так, помните, что еще не слишком поздно, чтобы быть мудрым. Конец времени еще не настал для вас; вы еще можете наслаждаться благодатью и средствами спасения. Используйте же их, пока вы можете! Все что вы делаете должно быть сделано быстро, ибо ваше время коротко, ибо в могиле, куда вы спешите, нет ни работы, ни знания, ни мудрости.
2. В виду конца времени позвольте мне спросить, все ли вы, мои слушатели, готовы к этому? Готовы ли вы расстаться с вашими друзьями, оставить все ваши временные владения, быть удаленными от средств благодати, чтобы войти в мир духов, вечный мир, иметь печать вечности возложенную на ваши головы? Одним словом, вы готовы к встрече с Богом вашим, чтобы стоять перед Ним на суде, взирая на землю под вашими ногами в огне всепожирающего пожара? Если вы не готовы, более того, если у вас есть наименьшее сомнение в вашей собственной готовности, не давайте себе покоя, пока все обоснованные Писанием сомнения не будут удалены.
3. Все сказанное будет особенно полезно для вас, друзья-христиане, когда вы приходите к столу Господа нашего. Приближаясь к этому столу, мы принимаем участие в великом деле, которое Бог совершил для нас, и вспоминаем о событии, которое составляет его краеугольный камень. Мы едва ли скажем больше, чем позволяет нам Писание, если скажем, что мир был создан как место, где совершится Крест Христов. Приближаясь к столу Господа, мы видим установление, которое скрепляет нерушимой цепью Первое и Второе Пришествие Христа, Его распятие и конец мира. Каждое новое причастие добавляет звено к этой цепи, и даже если мы все сойдем в могилы задолго до ее завершения, эта работа будет осуществляться последующими поколениями верующих, и вечеря Господня будет соблюдаться в последний раз на земле за несколько дней до Его Второго пришествия. И в бесконечной вечности после этого события, благословения, которые здесь символически представлены и получены по вере, будут принадлежать всем, кто когда-либо достойно принял участие в вечере Господней. Братья мои, готовы ли вы к тому, чтобы прийти и соблюдать в надлежащем порядке учреждение настолько священное, настолько дивное, так тесно связанное с самым важным событием во времени и несущее свои плоды до самых отдаленных глубин вечности? Можете ли вы прийти и оглянуться на Крест Христа, как основу ваших надежд, а затем с нетерпением ждать конца времени, чтобы однажды увидеть Его, грядущего на облаках небесных, и более чем исполнившего все ваши надежды? Конечно, если вы можете сделать это, вы будете готовы сказать вместе с Павлом: мир распят для меня, а я для мира. Что для меня значат идолы и погибающие вещи мира сего? Что мне делать с ними, кроме как пользоваться ими для выполнения назначенных мне обязанностей, пока я не закончу дело, ради которого я живу здесь? Слишком долго я бегу наперегонки с людьми этого мира, имеющими свою долю лишь в этой жизни, слишком долго состязаюсь с ними за бесполезные награды, за которыми они гонятся! Но однажды так не будет. Я покину это ристалище и стану в сторону, и скажу: пусть другие преследуют и получат, если это возможно, те радости, аплодисменты, владения, которые этот мир предлагает своим приверженцам. Я отказываюсь от всего этого. У меня есть другое состязание и другие, более благородные награды, и ради этого состязания, ради служения моему Спасителю, ради радости, чести и владений в вечности я сейчас, в присутствии Бога, освящаю свою будущую жизнь и все свои силы. Братья мои, не стесняетесь ли вы сказать так и провести это в жизнь? Думали ли так те из вас, кто умер в прошлом году, а если нет - то не пожалели ли они об этом теперь? Можете ли вы быть уверены, что конец времени не настигнет вас до конца наступившего года, чтобы не задуматься об этом? Почему бы тогда не принять волю Господа сейчас? Тот, Кого вы зовете Господом, требует, чтобы вы всегда готовы, и ждали Его прихода, потому что вы не знаете, когда Он придет, и потому, что Он придет в час, когда вы этого не ожидали! Он действительно ваш Учитель, или нет? Вы можете доказать, что это так, только повинуясь Ему. Приходя к Его столу, чтобы обновить обязательства Его завета, узнайте, является ли вашей неизменной целью соблюдать Его повеления. Можете ли вы сказать, что вы действительно раскаялись в грехах прошлого года, что вы будете стремиться не повторить их в наступившем году?
Я должен заканчивать. В последний новогодний день, многие, кто сейчас ушел от нас, были в вашей ситуации. Они сидели на своих местах; они услышали такие же истины, как вы сейчас им была предложена трапеза Господня. И теперь, по прошествии лишь одного краткого года, они в вечности; некоторые из них, как мы надеемся, в небесах; другие, боимся, нет. Такое изменение, такое могучее изменение может сделать один год! И, возможно, так будет и с некоторыми из вас, которые слышат эту новогоднюю проповедь в последний раз.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №215122802326