Что новые дети несут нам?
С 19 лет я профессионально работаю в сфере образования. Вроде бы уже сложившийся педагог, достаточно известный в узких кругах города Кургана, где родилась, и города Тюмени, где живу и работаю сейчас. Курганский педагогический институт я закончила с красным дипломом в 1993 году, где училась у замечательной плеяды преподавателей – эвакуированных в годы Великой Отечественной войны из Гомеля и Ленинграда. Часть из них была дворянского происхождения, и все они были образцом русской интеллигентности – для нас, подростков, выросших в городе, где все предприятия относились к оборонной промышленности.
В городе существовал круг свободомыслящих, творческих людей, благодаря которым я, учась в специализированной языковой школе, а затем на филологическом и историческом факультетах, росла в довольно демократичной среде. Поэтому и перестройку, и последующие изменения и я сама, и мои сверстники восприняли с восторгом. Часть сразу рванула за рухнувший «железный занавес» и поныне живет на западе. А я осталась. Несмотря на свободное владение английским языком, студенческую научную работу по ментальности средневекового крестьянства Европы, написанную в то время, когда о понятии «менталитет» в городе Кургане многие преподаватели высшей школы узнавали благодаря списку библиографии, составленным вашей покорной слугой.
В 2002 г. из-за хронического безденежья – больше 7 лет подряд нам, педагогам в Курганской области совсем не выдавали зарплату – переехала в Тюмень. Ехала, надеясь на помощь коллег-учителей, на сострадание общества ко мне, молодой разведенной женщине с ребенком. Но наткнулась на такую стену равнодушия и цинизма, при воспоминании о которой мне снова становится плохо. Как бы мне хотелось быть сейчас 30-летней, иметь возможность участвовать во всех программах для развития творческого потенциала молодых ученых, молодежных лидеров. Но годы ушли. Осталась только возможность реализовать свою мечту молодости – защитить кандидатскую диссертацию и вести систематическую научно-исследовательскую деятельность.
А вот тема ее формировалась в течение 25 лет на основе моего личного жизненного и профессионального опыта. Всегда меня волновала загадка человеческой души, то зерно, что передается из поколение в поколение. И прожитая жизнь позволила мне накопить определенный профессиональный опыт в той дисциплине, что сейчас называется этнопедагогика.
Это наука, изучающая историю и теорию народного - естественного, традиционного воспитания. Она объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях. Этнопедагогика обосновывается на использовании методов многих дисциплин, в частности – антропологии, этнопсихологии и этнологии, которые собирают и исследуют опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
Мне самой – на примере собственного сверх-гиперактивного ребенка - пришлось убедиться в том, что традиционные приемы и методы народной педагогики помогают всегда – при грамотном их использовании. И какие-бы поколения, какие-бы «дети Индиго» ни рождались, они всегда интуитивно будут искать опору в прошлом своего народа. Именно эти дети – самые, можно сказать, харизматичные, бунтари, нестандартные личности и представлены в нескольких фильмах.
Самое значимое, что можно сказать об этом поколении детей – они осознанно играют свою роль катализатора изменений в обществе. Хорошо известно, что современное общество живет по тем ментальным установкам, законам нравственности, которые сложились в душах и в сознании 15-18-летних подростков 25-30 лет назад.
Так называемый закон о реализации девиза «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Вот только кто бы знал, какие страшные порой складываются в сознании людей сказки… Вот мы и прожили минувшие 20 лет по канонам страшных сказок тех подростков – по законам стаи, по законам джунглей, а тот, кто не справлялся, тихонько напевал: «А мы уйдем на север, и там все переждем!»
Когда –то давно, в своем советском детстве я посмотрела фильм «Пацаны» с Валерием Приемыховым. И, конечно, он потряс меня до глубины души. Совсем недавно я посмотрела довольно старый фильм «Директор» (1987г.) с Джеймсом Белуши в главной роли. И, видимо, за прошедшие 25 лет что-то очень сильно изменилось во мне – я увидела оба фильма совершенно с другой стороны.
Молодые «волчата», о которых говорится в 2 фильмах – американском «Директор» и советском «Пацаны» - те бунтари, которых не устраивает общество, в котором они выживают. Которому они, по сути, не нужны, поскольку не вписываются в его рамки, в стандарты обывателей и официальной идеологии.
Жизнь, показанная в фильме «Пацаны», на первый взгляд упрощена до невозможности: выживает сильнейший. И на самом деле эти ребята в начале ничем не отличаются от волчат… у них один принцип — «ЧЕЧЕВО» («человек- человеку волк») и лучший волк тот, у кого больше зубы.
Но есть Паша, не Павел, и не Павел Васильевич… просто Паша. Именно он показывает этим молодым волкам, что сила- это не челюсти и не когти, это что-то, что кроется в самом человеке, причем порой настолько глубоко, что с первого раза ее не увидеть. Сила читается во взгляде и пацаны не столько умом, сколько инстинктом чувствуют эту силу, они подчиняются Паше и никому другому. А, подчиняясь, они принимают его правила игры и теперь у них есть ориентир…
«Кем ты хочешь стать?»… «Как Паша…» Волк -«одиночка», «пестун», который душой такой же, как эти волчата - не принимаемый в обществе, не оцененный – и действующий наперекор всем правилам и официозным требованиям. Практически не умея мотивировать подростков, силой своей воли и примера создает зону безопасности, стартовую площадку для тех из детей, кто сможет удержаться и не пойти по пути явного криминала.
Но беда-то в том, что поведенческие клише, усвоенные в нежном возрасте, никуда не уходят. В минуты кризиса, чрезвычайных обстоятельств человек подсознательно опирается на те установки, что он усвоил в раннем детстве и смог закрепить в своих нравственных переживаниях, будучи подростком. Именно это четко осознается в традиционных культурах, на формирование высоких нравственных ориентиров с самого раннего возраста и направлены принципы и методы народной педагогики.
И как знать, если бы не случилось в России перестройки, те мальчишки, о которых говорилось в фильме «Пацаны» - а их было довольно много в стране в те годы ( я сама из таких – «лагерных детей»), смогли бы, наверное, пережить положительный опыт, смогли бы закрепить в своем сознании законы правды и справедливости, если бы попали не в условия лагеря или городских трущоб, а в семью, спокойный устоявшийся уклад жизни любящих друг друга людей, умеющих принимать своего ближнего таким, какой он есть.
Но – за минувшие 25 лет российское общество пережило не одно потрясение, в том числе перенесло и разрушение семьи, патриархального уклада, который во многих семьях сохранялся, вопреки советской идеологии. Россия жила в условиях культа силы, в демонстрации пренебрежения слабым – в презрении по отношению к женщинам, старикам, детям. Можно упомянуть один только факт о том, что за эти годы было официально выявлено количество беспризорных детей в 3 раза большее, чем в годы Гражданской войны в России 20-х годов 20 столетия.
Все практики экономического рейдерства, открытого и наглого грабежа любой собственности, физического уничтожения конкурентов отрабатывались именно в стаях безнадзорных волков-малолеток и тогда, и сейчас... И можно вспомнить, какие события последовали за Гражданской войной, к чему привел этот культ силы. Несмотря на все усилия директора коммуны из «Педагогической поэмы». А может, и благодаря им…
Уж очень узнаваемы методы коллективного осуждения, разработанные в коммуне – бойкот, стремление небольшой кучки людей сломать одиночку – и они перешли как в государственную идеологию, в практику советского коллективистского воспитания, так и в неформальные взаимоотношения подростковых сообществ. И не дай вам Бог пережить такой бойкот на себе!
Собственно, и события американской истории говорят о том же – если целое поколение детей растет и выживает, как сорная трава, то через 20-30 лет по их законам будет жить все общество, поскольку эти - жестокостью и равнодушием взрослых дети были научены побеждать, чтобы выжить.
Еще в одном американском современном фильме главный герой сталкивается с заключенным в тюрьме – молодым чернокожим парнем, который с вызовом спросил его: «Вот ты считаешь меня подонком. Но мне никто за всю мою жизнь не объяснил, что значит быть хорошим!» В Америке конца 70-х это просто некому было сделать. В России – тогдашнем СССР – из-за идеологической дешевой трескотни, затхлого духа эпохи застоя люди утрачивали веру в «слово», в его силу. Вера в совесть человека, видимо, в эти годы у многих тоже исчезла.
Да, оба директора – в обоих фильмах – сильные личности. Они порой даже не понимают, чего они хотят добиться здесь и сейчас – и в будущем. Они только четко осознают, чтобы того, как складывается жизнь вокруг них, больше не было: «No more!» - «Больше так не будет!» А что возникло взамен?
Однако общество продолжает жить. И в соответствии с законами самосохранения порождает личностей, которых можно условно назвать «лучом света в темном царстве». В классической литературе есть масса тому примеров. В английской литературе – это хрестоматийный образ Оливера Твиста из романа Ч. Диккенса, пережившего уже не одну экранизацию, последняя осуществлена Романом Полански в 2005 году.
Образ Оливера Твиста называли в свое время «первым ребенком английской литературы». По замыслу Диккенса – это ребенок с чистой душой и благородством, которые были присущи ему от рождения. Он был воспитан в жестоких условиях работного дома для сирот – ужасающего изобретения педагогической системы викторианской эпохи – вот тоже богатая тема для размышлений!
Подростком он попал к жестоким, алчным людям в услужение, затем – в шайку малолетних преступников, которую опекал старый, хитрый и жестокий вор-еврей. Но благодаря своим природным задаткам Оливер старался «не быть плохим» в любых обстоятельствах, даже в ущерб себе. И в конечном итоге, его отец – благородный сэр – нашел его и забрал к себе. Т.е. справедливость восторжествовала, и «хороший парень» - который был хорош потому, что был рожден «by nobility» (дворянином) – был вознагражден за свои страдания тем, что вернулся в свою среду «хороших благородных господ». Идиллия…
В Америке, в Индии, в Пакистане эти же самые «good noble white boys» опустошали селения и города, расстреливали сотни тысяч «туземцев», грабя их богатства и создавая прочную материальную базу для многих поколений своих потомков – «хороших белых парней». Можно еще при этом вспомнить о появлении судов Линча и Ку-клукс-клане.
И я, как педагог, считаю, что такое количество жестоких, беспощадных мерзавцев в викторианской Британии смогло возникнуть только благодаря уникальной системе воспитания в сиротских работных домах.
Детей, у многих из которых отцы по закону о бродяжничестве были сосланы на каторгу, а матери умерли от болезней и голода у них на руках, с 5 лет использовали на самых тяжелых и грязных работах. Их никогда не кормили досыта, не лечили, зимой дети спали на каменном полу, в этих заведениях была разработана система наказаний, которую нацисты затем использовали в концлагерях. В этих условиях выживал только самый сильный – и телом, и духом.
Стопроцентный бандит и убийца, которому Империя любезно предоставляла территории для заселения – Америка, Австралия, королевства Африки – поставщики бесплатной рабочей силы. При упоминании об этом мы можем вспомнить произведение Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», которое не очень любимо в Америке. Мы же можем вспомнить замечательную экранизацию советских времен (1946г.)
Хотя – в СССР задача заставить людей сопереживать бедным неграм, жившим когда-то в прошлом веке и страдающим на тот момент в США, выполнялась искусно. Иначе бы советские люди сопереживали врагам народа! Поскольку сообщество не может жить, не имея общепризнанного объекта для всеобщего сожаления – это тоже один из принципов народной педагогики.
Кстати, внутренний конфликт в фильме «Директор» многие не ощущают, а он вызван обстоятельствами, которые остаются за кадром – белый парень, породистый ирландец – т.е. потомок рабовладельцев – попал к тем, кто был потомками рабов, кто был рожден всего лишь через несколько лет после отмены рабства ( в США полностью по всей стране, во всех штатах законы о рабстве и сегрегации были отменены только в 1961 году!)
Так что у этих черных и «цветных» волчат были все причины ненавидеть «белое» общество и его законы. Как белые господа относились к чернокожему населению, они не любят вспоминать. Книг об этом писалось немного, а первые фильмы были сняты только в конце 20 века. Последний – и, наверное, самый честный - фильм «Прислуга» («The Help», 2011г). Очень напоминает по стилю сцен, изображающих издевательства господ над бесправными слугами, фильм «Му-му» с Валентиной Талызиной в роли тиранки-помещицы (1998г.)
В общем, весь ход истории привел к разрушению тысячелетнего мифа, возникшего еще во времена крестоносцев – о существовании расы «good noble white boys», которые призваны править миром в силу своей избранности и природного благородства. Как говорил еще один харизматичный герой-мусульманин из последних кинофильмов США - «Меня зовут Кхан» (2010г): «Моя мама всегда говорила, что есть только хорошие люди, и плохие. Без разницы, какие у них происхождение, вера и цвет кожи»… Очаровательному Шахрух Хану просто невозможно не поверить, когда он такое говорит…
В фильме «Директор» главный герой смог усмирить толпу подростков без будущего, так как дал им иллюзию успеха – через образование. Демонстрация первого принципа «американской мечты» - успех начинается с хорошего образования. Ученье - свет, да, но в той темноте, где все кошки серы, оно превращается в страшное оружие жестокости, беспринципности и равнодушия. И как тут не упомянуть еще об одном американском стереотипе – о «яйцеголовых», злых гениях, ненавидящих все и вся, и даже себя…
В последнее десятилетие целой чередой выпускаются фильмы совершенно о других героях. В них утверждается, что человек может быть гением и без образования – или вопреки той системе, что ломает его. Это и «Общество мертвых поэтов» (1989г.), и документальные фильмы о Билле Гейтсе («История успеха»2012г.)
Что касается моих «опор» - тех фильмов, которые я просматриваю раз за разом, особенно когда переживаю минуты жизненных невзгод или моральных тягот – то их довольно много. Многие из них – экранизация реальных событий. Они про детей, про подростков, которых условно называют «новые дети». Их поколение не просто говорит «No more!» Они предлагают новые пути и самостоятельно прокладывают их в самых темных и ужасных обстоятельствах.
Это фильмы «Август Раш» (2007г.) - о мальчике, при живых родителях-музыкантах выросшем в детском доме и сумевшем пронести свой дар через все жестокости уличной жизни.
Это потрясающий фильм «История дельфина» (2011г.) - реальная история о мальчике, который выходил самочку дельфина, потерявшей хвост, и организовавший сбор средств для разработки первого в мире протеза хвоста! Кстати, сайт, на котором с этим дельфином можно пообщаться и понаблюдать за ней в режиме он-лайн – реально работает!
И более того, у дельфинихи Уинтер есть теперь свой аккаунт в Фейсбуке и Твиттере! (https://twitter.com/WinterDolphin) По следам реальных событий снят уже второй фильм «История дельфина 2»
Есть еще один фильм, основанный на реальной истории - про чернокожего, как сейчас принято говорить афроамериканца - беспризорника, который смог не только стать известным футболистом, но и сплотить своей любовью семью, которая приняла его – «Невидимая сторона» (2009г.)
О мужественной девочке Бетани Гамильтон (https://twitter.com/bethanyhamilton @bethanyhamilton) , увлекающейся серфингом – однажды в открытом море акула откусила ей руку. Но девочка не только выжила, она поехала добровольцем в Тайланд после страшного наводнения, вновь стала участвовать в соревнованиях – фильм «Серфер души», (2011г.) А недавние события рассказывают, что эта девочка выросла красавицей и вышла замуж… за кого бы вы думали? За серфера, конечно!
И повторюсь, это не придуманные истории, это экранизации реальной жизни. Мне бы очень хотелось в том обилии бесконечных российских мыльных опер и «реальных пацанов» увидеть хоть один подобный фильм!
Надо сказать, что во всех названных фильмах присутствует образ учителя – Учителя с большой буквы. Его сила заключается в том, чтобы защитить такого нестандартного ребенка, дать ему возможность осознать свое место и роль в этой жизни – и «выполнить свою миссию», как опять же патетично говорят в американских фильмах.
Не могу я также не упомянуть ставший уже хрестоматийным фильм «Заплати другому» - о мальчишке 12 лет, который благодаря своей мечте и чистому сердцу смог запустить цепочку добра, бескорыстных поступков, которые ежесекундно меняли пространство прагматичного американского общества.
По сюжету в центре внимания в этом фильме два персонажа: этот мальчик – и опять! - учитель, сильная, волевая личность – ему в противовес. И сила мальчишки оказалась не в напоре, не в стремлении быть первым и лучшим в гонках по кругу в одном загоне. Его сила была в умении быть вне рамок, вне стандартов – и в мудрости, понимании людей.
Вот только в конце фильма этот белый мальчик погибает от рук своих же сверстников – «цветных» хулиганов (2000г.) И в данном случае интересен обратный ход событий: художественный образ породил создание благотворительного фонда в помощь детям и подросткам, жертвам домашнего насилия и школьных издевательств http://www.payitforwardfoundation.org/about
Очень хочется верить, что это поколение детей-«миротворцев» - реальных, или отображенных в художественных образах) сможет выстоять, выжить и не потерять своей высокой цели и высоких принципов гуманизма. И я уверена, что через 10 -15 лет, когда эти подростки войдут в пору зрелости и своей самореализации, мы должны будем быть готовы к очередной революции – в педагогике, в социальной жизни, в политическом мироустройстве, в отношении людей ко всей планете – и нам надо успеть измениться самим, чтобы быть этим детям полезными.
Свидетельство о публикации №215122802403
Теперь все знают, что добро нужно искать не в языческих народных корнях, а у Бога.
Мария Березина 29.12.2015 00:08 Заявить о нарушении