Кратко об инстинктах и о целеполагании человека

Полный текст:
Ч.1 см http://www.proza.ru/2015/12/16/1284
Ч.2 см http://www.proza.ru/2015/12/22/844 .

 Вступление.

  ОБ ИНСТИНКТАХ  ЧЕЛОВЕКА.
1. Биологические и социальные основы поведения человека.
2. Биологические инстинкты.
3. Биосоциальные инстинкты.
4. Социальные инстинкты.

  О ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ ЧЕЛОВЕКА.
5. Социальная практика поведения человека.
6. Основные вехи социального развития человека.
7. Проблемы разумизации человека.
8. Целеполагание – одно из средств ускорения разумизации человека.
9. Приобщение к целеполаганию в общеобразовательной школе.
10. Гендерные различия целеполагания.
11. Целеполагание и здоровье человека.

 Заключение.

  Литература.

ВСТУПЛЕНИЕ.

  Эту статью можно считать некоторым продолжением и развитием статьи "О разумизации человека", Анатолий Писцов, полный текст http://www.proza.ru/2014/12/21/1352.
    Специальная направленность настоящей статьи состоит в акцентировании внимания на одном из практических способов разумизации человека - на целеполагании его жизнедеятельности.
  Для "вхождения в тему" перечислим наиболее важные моменты о разумизации человека, изложенные в предыдущей статье автора, а также в некоторых  работах других авторов.

1. Разумное, рассудочное, реагирование человека на изменения в окружающей его среде является высшим, наиболее эффективным способом его адаптации к среде, в сравнении с другими способами адаптации живых существ - рефлекторным, инстинктивным.

2. Разумное реагирование человека - продукт филогенеза гоминид. Развитие их мозга до сформирования коры больших полушарий и их лобных долей ознаменовало формирование нового вида гоминид - Homo sapiens.

3. Поскольку у природы нет преднамеренных целей, постольку формирование коры больших полушарий и лобных долей у гоминид носило случайный, "бесцельный", характер. Homo sapiens стал пользоваться этим "бесплатным" даром Природы.

4. Однако попытки использования лобных долей мозга для осуществления разумного, рассудочного поведения человека обнаружило неготовность созданного Природой их субстрата к немедленной практической работе. В отличие от рефлекторных, инстинктивных и эмоциональных систем реагирования (в которых нейронный механизм управления поведением генетически "зашит" внутри этих систем) для применения человеком разумных способов управления поведением необходимо "наполнить" лобные доли нейронными связями, отражающими причинно-следственные отношения между явлениями природы и общества.

5. Нейронные связи, наполняющие биологический субстрат мозга, могут возникнуть только в результате воздействия внешней среды на человека.  Важность "качества и количества" формируемых таким образом нейронных связей обусловлена тем, что нервная система человеческого организма способна формировать новые нейронные связи, необходимые для реагирования на новые внешние воздействия, только на основе уже имеющихся связей, путем их «модернизации» и наращивания.

6. Похожим образом обстоит дело с "наполнением" нейронными связями лобных долей мозга. Отличие здесь состоит в том, что для исполнения функций этим долям требуются нейронные отражения знаний о причинно-следственных связях между явлениями природы и общества. Такие знания не обретаются в ходе обычной социальной практики человека. Для их "добычи" требуются специфические занятия - научная деятельность с последующим научением людей добытым знаниям.

7. Помимо сложностей с "наполнением" лобных долей научными знаниями существуют и другие препятствия широкого применения человеком разумных способов управления своим поведением.
  Одно из них - высокая энергозатратность разумного управления. Протопопов и Вязовский (1) говорят об этом так: "… при всей своей разумности, человек весьма склонен к инстинктивности реагирования, что в своей основе обусловлено принципом экономии энергии. Дело в том, что энергопотребление неокортекса при решении сложных ассоциативных задач огромно, и в ряде случаев сопоставимо с затратами на двигательную активность. Эволюционно-древние структуры, реализующие врождённое поведение, работают быстрее и экономичнее, и потому используются в большинстве житейских ситуаций не менее (а то и более) активно, чем новая кора".
  Другое препятствие - субьективное: "Но иметь принципиальную возможность блокировать инстинкты - это ещё не всё. Кроме возможности, требуется ещё и желание это сделать, или хотя бы осознание необходимости этого. А вот с этим бывают большие проблемы!».

8. И все-таки главное препятствие широкого применения разумных способов самоуправления поведением человека - социальная организация общества. А именно – традиционный характер большинства обществ и государств, в основе функционирования которых положены привычки, обычаи, традиции, отражающие наиболее удачные приемы прошлой жизнедеятельности людей.
Помимо засилья обычаев и традиций такие общества имели и имеют, как правило, авторитарные системы управления.
   Традиционные общества не имеют внутренних механизмов своего развития, они существуют практически в неизменном виде многие тысячелетия. В настоящее время большинство людей (не менее 6 миллиардов из 7 миллиардов населения Земли) проживает в странах с традиционными основами общественного устройства.

9. По стечению обстоятельств народам некоторых стран Западной Европы  удалось в середине 2-го тысячелетия н.э. преодолеть рамки традиционного устроения своих обществ и перейти к более высокому – цивилизационному - уровню общественного устройства. Такое общественное устройство представляет значительно бОльшие возможности для развития разума людей и овладения человеком разумными способами управления своим поведением.

10.  Как уже ясно из вышесказанного, разумное поведение человека становится возможным (доступным) лишь на весьма высокой ступени социального развития человеческого общества. Биология человека здесь уже "ни причем", ее роль в этом деле завершилась созданием "материальной базы" разума - коры больших полушарий головного мозга и ее лобных долей. Использование же этой материальной базы (или ее неиспользование) полностью зависит уже от характера социальных отношений в общности "пребывания" человека.

     Преобладание традиционного характера устроения обществ и авторитарных систем управления в большинстве современных стран, в том числе и в России, обуславливает большие сложности и значительную временнУю продолжительность овладения разумными способами управления поведением человека во всём мире. Поиск и осуществление способов преодоления традиционности, как главного условия перехода человека к разумному своим управлению поведением, представляет задачу огромной сложности для всего человечества.
 
     Задача настоящей статьи ограничивается поиском средств и способов личной организации жизнедеятельности человека, осознающего необходимость разумного управления своим поведением и желающего совершить определённые шаги в этом направлении, в условиях сохранения в течение неопределённо длительного времени традиционных основ общественного устройства и авторитарных систем управления. Основное внимание уделено такому способу организации жизнедеятельности человека как целеполагание.


ОБ  ИНСТИНКТАХ  ЧЕЛОВЕКА.
                Мы ещё ушли совсем немного
                От родни с мохнатыми боками,
                Много наших чувств - четвероного,
                А иные - даже с плавниками.
                Игорь Губерман.

Инстинкты, как биосоциальные механизмы поведения человека, превосходно описаны в книге А. Протопопова и А. Вязовского «Инстинкты человека» (1). Нам остаётся только подходящим образом излагать или цитировать их тексты.

1. Биологические и социальные основы поведения человека.

Поведение живого существа – это совокупность его действий по реагированию на изменения внешних и внутренних условий существования. Изменения этих условий «улавливаются» и «оцениваются» (в части влияния на параметры выживания) нервной системой этого существа. Она же определяет и способ поведения живого существа в связи с изменением условий.
Нервная система живого выполняет названные функции задействованием механизмов реагирования, сформированных одним из двух основных способов:
- «зашитых» в генетической памяти организма в ходе филогенеза биологического вида;
- приобретённых организмом в ходе индивидуального развития, онтогенеза, и жизненной практики.
       Применительно к человеку, по Протопопову и Вязовскому (1), на практике на его итоговое поведение в сопоставимой степени влияют и филогенетически и онтогенетически обусловленные факторы.

       В основаниях поведения современного человека лежат инстинкты, сформированные (приобретённые) в ходе филогенеза как его животных предков, так и непосредственно человеческого вида. «Финал» филогенеза человеческого вида отличается от «финала» филогенеза любого животного вида формированием развитого головного мозга человека, включающего кору больших полушарий и их лобных долей.
Важнейшее для нашего рассмотрения свойство мозговых новообразований (коры больших полушарий и лобных долей) – их способность, при определённых условиях, осуществлять сознательное (рассудочное, разумное) управление поведением человека на основе формирования целесообразных поведенческих моделей и подавления «нежелательных» инстинктивных моделей поведения.
       Главное условие реализации этого биологически сформированного свойства – формирование и накопление (в ходе онтогенеза человека) в лобных долях и в целом в коре больших полушарий нейронных связей, отражающих существо причинно-следственных связей между явлениями природы и общества. А главная (для целей сознательного управления поведением человека) способность мозга человека – формирование новых нейронных связей, пригодных для адекватной реакции человека на вновь появляющиеся изменения внешней среды; эти новые связи формируются только на базе уже имеющихся связей. Как отмечают Протопопов и Вязовский (1), «Рассудочное (и переходное к нему) поведение базируется на новоприобретённых знаниях, которые надо сначала приобрести, а уж потом использовать».

Биологические механизмы реагирования человека на изменения внешних условий существования (биологические механизмы управления поведением человека) представлены двумя основными видами:
- безусловные рефлексы,
- инстинкты.

Безусловные рефлексы.
Суть безусловного рефлекса – элементарный стимул порождает непосредственное сокращение определённых мышц (или аналогичное прямое действие) в манере простейшего устройства автоматического регулирования. Безусловные рефлексы не ограничиваются простейшим «двухнейронным» типом. К ним же относятся целые комплексы движений, доходящие до весьма изощрённых (поведенческие паттерны). «Безусловно-рефлекторная реакция не нуждается в разучивании особью: она жёстко задана конфигурацией нейронных связей, которые складываются при развитии эмбриона» (1).

Инстинкты.
Классическое определение инстинкта: «ИНСТИНКТ - совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, присущих в той или иной мере всем особям данного вида, и запускающихся в почти неизменной (фиксированной) форме в ответ на внешние или внутренние раздражители - сигнальные признаки».
Вышеупомянутые раздражители (в специальной литературе часто называемые релизерами (от англ. release - “освобождать, выпускать на волю”)) - вполне односложные явления, распознавание сигнального смысла которых не требует высокоинтеллектуального анализа увиденного и услышанного. Это может быть, например, цвет или форма какой-то части тела другой особи, запах или издаваемый звук, но никак не информация, распознавание важности которой требует абстрактных рассуждений и вычислений» (1).
«Подавляющему большинству людей свойственно не замечать своих инстинктов. Инстинкты работают на подсознательном уровне, не имеют “внутреннего голоса”, и субъективно воспринимаются как “само собой разумеющееся” побуждение к действию» (1).
       А. Протопопов и А. Вязовский в своей книге предлагают свой вариант классификации инстинктов человека, в которой выделяют 3 основных группы инстинктов:
- индивидуальные витальные,
- репродуктивные,
- социальные.
Первую группу можно отнести к инстинктам чисто биологическим, вторую – к биосоциальным и третью – к инстинктам социальным.

2. Биологические инстинкты.
Инстинкты индивидуальные витальные (жизненные) можно определить как чисто биологические инстинкты человека. Многочисленные и разношёрстные инстинкты данной группы известны под общим названием “инстинкта самосохранения”. Эти инстинкты направлены на текущее личное выживание особи. Общим для всех этих инстинктов является краткосрочность преследуемых ими целей: обеспечить выживание лично мне (моему телу), здесь и сейчас.

3. Биосоциальные инстинкты.
К биосоциальным инстинктам относят группу репродуктивных инстинктов, включающую два вида инстинктов - половой и родительский.
     «Половой инстинкт - инстинкт максимизации успеха первой фазы репродукции - зачатия. А это, прежде всего достаточно большое (в случае самца - даже максимально возможное) количество спариваний, с возможно более перспективными половыми партнёрами» (1).
     Родительский (особенно - материнский) инстинкт - любовь матери к ребенку, стремление заботиться о нем и опекать, стремление защищать его, готовность отдать за него свою жизнь - врождённые качества, “прописанные” на биологическом уровне.

     К биосоциальным инстинктам следует, по-видимому, отнести и инстинкты, доставшиеся от животного предка человека, которые, по мнению Д. Спектора (2), предопределили возможность последующего «переформатирования» его в Человека разумного. Д. Спектор отмечает три таких важнейших инстинкта:
1) Отсутствие табу на убийство особей своего вида.
2) Конкурентные отношения с себе подобными (внутривидовая конкуренция).
3) Способность биологического Человека, при определённых условиях, изменять обычное, индивидуализированное, состояние своей психики на состояние подчинения групповому поведению, на состояние готовности к общности действия.

4. Социальные  инстинкты.
      Хотя человек как биологический вид сформировался, по мнению ученых, около 200 тыс. лет назад, социальная организация его жизни унаследовала таковую у его животных предков.
      Протопопов и Вязовский в качестве «базового» социального инстинкта определяют «то или иное группирование индивидов, та или иная их взаимосвязанность, которую мы будем в нашей книге называть консолидированностью». Её жизненный смысл состоит в том, что «консолидированность, даже сугубо механическая, не предполагающая согласования усилий для решения общих задач, уже, тем не менее, суммирует “запасы прочности” входящих в объединение единиц».

      К социальным инстинктам человека Протопопов и Вязовский относят следующие инстинкты:
- родственной консолидации (РК)
- неродственной изоляции
- конформизма (конформной консолидации) (КК)
- вертикальной консолидации (иерархический) (ВК)
- горизонтальной консолидации (ГК)
- клептомании.
Причём, «все эти инстинкты обычно активны одновременно - конечно, в разных пропорциях и сочетаниях» (1).

Инстинкт родственной консолидации.
Родственная консолидация (РК) - наидревнейший из всех видов консолидаций. Она базируется на генетической общности членов группы и основана на стратегии - “поддержи родственника здесь и сейчас”.

Инстинкт неродственной изоляции.
Инстинкт неродственной (групповой) изоляции  - это “изнанка” родственной консолидации, её неотъемлемая составная часть, как вторая сторона монеты. Сцепленность родственной консолидации и неродственной изоляции подтверждается той давно подмеченной закономерностью, что популяции, наиболее резко отграничивающие себя от соседних, отличаются наиболее сильными родственными связями, родственной и клановой спаянностью внутри самих себя. Исследования показывают, в истории человечества большинство войн, так или иначе, питались этим инстинктом.
        В этом инстинкте можно выделить два проявления:
- ксенофобия - проявляется в неприязни и враждебности ко всем индивидам, не входящим в текущие объединения данного индивида;
- группоцентризм - является расширенным вариантом родственной консолидации, и выражается в поддержке и идеализации “своих”, т.е. членов своей группы. Группоцентризм запрещает - на эмоциональном, разумеется, уровне - критически сравнивать членов своей группы с другой, “свои” считаются лучшими априори; чужие - наоборот. В наше время такими группами, например, являются трудовые коллективы или религиозные общины, в которых “корпоративная лояльность” полагается самоценной сущностью, безотносительной к полезности пребывания в данной группе конкретного её члена. Всякий, добровольно покидающий данную группу, может быть сочтён предателем, даже если видел от этой группы одни неприятности и лишения.

Конформизм.
Инстинктивный конформизм предполагает неосознанную подстройку под окружающих не только своего мнения, но и предпочитаемых поведенческих моделей.
Конформная консолидация тесно смыкается, и даже отчасти пересекается с группоцентризмом: неконформное поведение делает человека (или животное) отчасти “не своим”. Отличие состоит в том, что чужого так или иначе удаляют из зоны ответственности группы, а нонконформиста - “перевоспитывают”, т.е. заставляют вести себя конформно.

Вертикальная консолидация.
Вертикальная, она же - иерархическая консолидация - широчайше распространённый - во времени, в пространстве, и в биосфере вид консолидации групп.
     Консолидированность в таких структурах достигается подчинением большей части группы одной особи, или узкой их группе. Под подчинением понимается существенное - вплоть до полного, ограничение свободы решений и поступков основной части группы; поведение группы становится детерминированным волей лиц (особей), её возглавляющих, свобода действий которых становится практически безграничной.

     Эта консолидированность очень прочна. Сплоченность вертикальной консолидации является следствием работы двух проявлений, направленных на оптимизацию текущего личного положения каждого члена группы:
- самоутверждение,
- умиротворение.
     Самоутверждение - это, если вкратце, стремление “победи”. Самоутверждение «специализируется» на внутригрупповых ресурсах: перераспределить в свою пользу, или хотя бы не допустить перераспределения в обратную сторону. Перераспределение - это, фактически, отъятие. В чисто вертикальных структурах отъятие всегда безвозмездно. Отъятие может быть выполнено силой или хитростью (или, говоря шире - психическими манипуляциями).
     Умиротворение же «специализируется» на закреплении отъятого и тем самым строит прочную структуру вертикальной консолидации.  Сей факт неоднократно и верно замечался мыслителями: “тиранов делают рабы”, тиран без раба именно невозможен - раб придаёт ему реальную физическую силу, а не только “смысл существования”.

     «Техника выращивания» тирана достаточно проста. Инстинктивное проявление умиротворения побуждает некоторых людей к беззаветной поддержке победителя, даже если его объективное превосходство в силе невелико. Дальше возникает ситуация положительной обратной связи: незначительное превосходство в силе привлекает в лояльную  группу дополнительных людей, что многократно увеличивает его, победителя, силовые возможности. Эти возросшие силовые возможности делают всё более безнадёжной персональную борьбу с этим победителем, и ещё более увеличивают число практикующих (добровольно или не очень) умиротворение членов группы. В конце концов, доминант оказывается практически всесильным (в пределах группы, конечно), что открывает ему возможность безграничной её эксплуатации - даже, возможно, во вред группе как целому. Тем не менее, даже самый угнетённый член группы небезосновательно полагает продолжение политики лояльности и покорности более выигрышной стратегией, чем выражение недовольства: она даёт преимущество (неусиление давления) практически гарантированно, здесь и сейчас. Выражение же недовольства крайне чревато резким усилением репрессий, и даже угрозой жизни, и может дать эффект только тогда, когда желающих выразить недовольство будет больше, чем желающих выразить лояльность, и они будут при этом достаточно консолидированы и сильны. Но для перехода к стратегии недовольства нужно рискнуть сиюминутным относительным благополучием, в расчёте на не слишком вероятный (и уж подавно не гарантированный) будущий эффект! Для групп с превалирующим краткосрочным мышлением такая консолидация может быть совершенно недостижимой; и именно поэтому вертикально-консолидированные структуры столь распространены и устойчивы.

Горизонтальная консолидация.
     Горизонтальная консолидация (ГК) - это консолидация, базирующаяся на так называемом “реципрокном” (взаимовыгодном, или, если угодно - взаимокорыстном) альтруизме. Реципрокный альтруизм предполагает какую-либо ответную услугу или плату (обычно в другое время, и даже другим индивидом) за альтруистический поступок.
     Именно ГК направляет усилия отдельных индивидов в общественно-полезное русло. К примеру, футбольная команда, отдельные игроки которой преследуют исключительно свои личные цели (увеличить свой личный счёт забитых голов), но не интересы команды (победить всей команде, даже ценой неувеличения личного счёта), вряд ли высоко поднимется в турнирной таблице.
     Другое важное преимущество ГК структуры группы состоит в наиболее полном раскрытии полезных для группы способностей ее членов, которые в ВК-группах подчинены (или даже подавлены) во имя интересов доминанта. Другими словами, в ВК-группе процветают особи, полезные лично доминанту, в ГК - полезные всей группе в целом. Однако, ГК в наибольшей степени уязвима для злоупотреблений и мошенничества.

Клептомания.
     Клептомания - это классическое мошенническое поведение, эксплуатирующее в узко-личных интересах преимущества пребывания в группе. Воровство - есть вариант обмана, характерный своей “заочностью”, т.е. он происходит без участия обманутого. Иначе это будет не воровство, а собирательство, сбор дани, грабёж, и т.п.
     Воровство в горизонтально-консолидированной (ГК) группе вполне распространено: есть что красть, и есть лёгкая возможность это делать - жертва более или менее доверчива.
     Воровство в вертикально-консолидированной (ВК) группе наиболее специфично. Такое воровство осуществляется всегда низкоранговой особью. Высокоранговой особи незачем таиться: высокоранговая не крадёт, а просто берёт то, что принадлежит ей по иерархическому праву. Воровство относительно более характерно для (низкоранговых) особей с высокими иерархическими амбициями, т.е. таких, которых категорически не устраивает их невысокий статус, и они жаждут его повысить, но в данный момент других возможностей для этого нет.

     В заключение части Об инстинктах следует ещё раз подчеркнуть, что все вышеперечисленные инстинкты, включая и социальные, являются именно инстинктами, т.е. врождёнными сложными реакциями организма, запускающимися в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражители. При этом вышеупомянутые раздражители, релизеры, - вполне односложные явления, распознавание сигнального смысла которых не требует высокоинтеллектуального анализа увиденного и услышанного. Это может быть, например, цвет или форма какой-то части тела другой особи, запах или издаваемый звук, но никак не информация, распознавание важности которой требует абстрактных рассуждений и вычислений.
     В то же время у человека, в отличие от животных, инстинктивное стремление не всегда может быть реализовано из-за социальных табу или иных ограничений. Инстинкт, как и любое другое врождённое поведение, в случае человека - не непобедимый монстр. Инстинктивность человека подразумевает наличие некоего, органически присущего ему стремления “по умолчанию”, и только. Человек может следовать этому стремлению, а может и не следовать - если “не следовать” захочет достаточно сильно.

     «Инструментом» подавления инстинктивных стремлений у человека является его разум. Чем сильнее развит у человека разум, тем больше он способен подавлять доставшиеся ему в наследство от дикой природы инстинкты и выстраивать своё поведение в соответствие с цивилизованными нормами.


О ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ  ЧЕЛОВЕКА.

5. Социальная практика поведения человека.
        Разум человека развивался от первоначальной формы осознания необходимости подчинения индивидуума совместным действиям общности (стада) по отражению внешней угрозы до осознания современных форм мирового общежития.
    Внутри этого гигантского интервала-пространства лежат все достижения человечества: технические и художественные креативы, создание всех элементов «второй природы», научное постижение тайн природы, человека и общества, открытия и освоения неведомых пространств Суши, Воды, Воздуха и Космоса.
  Но внутри этого интервала-пространства находятся также и все преступления против человечности и по разрушению окружающей среды, совершённые под давлением инстинктов человека, не обузданных неразвитым разумом.

       Развитие разума, как формирование и накопление в лобных долях и в целом в коре больших полушарий нейронных связей, отражающих причинно-следственные связи между явлениями природы и общества, осуществлялось ранее и осуществляется сейчас двумя основными способами:
- в ходе практической деятельности человека, при фиксации им причинных связей между произведённым действием и получаемым результатом этого действия;
- в ходе теоретического усвоения человеком установленных наукой достоверных сведений о существе причинно-следственных связей между природными и общественными явлениями.
       Первый способ был единственным на протяжении многих тысячелетий существования человечества.
       Второй способ существует всего несколько сотен лет, но именно он стал главным средством становления и развития разумного реагирования человека на внешние воздействия, средством разумизации его поведения. Он начал развиваться лишь в середине второго тысячелетия н.э., когда стали возможными научные исследования сложных причинно-следственных связей внешнего мира.
Накопление научных знаний, передача их следующим поколениям существенно изменили традиционное сознание людей в тех странах, где научные исследования получили достаточно широкое развитие и распространение. Преимущественно это случилось в некоторых странах Западной Европы. Новое, не традиционное, сознание позволило значительно расширить разумное поведение людей. На этой основе в этих странах стал формироваться новый, не традиционный, уклад жизнедеятельности, который получил название «цивилизация».

6. Основные вехи социального развития человека.

«Утро» человечества.
Примерно 75000 лет назад (по сведениям из Википедии) в Восточной Африке небольшая популяция около 2000 особей, пережившая последствия очень мощного извержения вулкана в Индонезии (примерно 20-30 лет зимы), стала предком современного человека. Часть этой популяции смогла перейти на Азиатский материк, откуда человек расселился по всей территории Земли. Нет, видимо, сомнений, что биологически эти особи не отличались от современных людей.
       Всемирная история о тех временах: "Человек жил относительно небольшими коллективами, членов которого объединяла производственная потребность друг в друге, сексуальное партнерство и родственные отношения". Присваивающий способ жизнедеятельности при ограниченности пищевых ресурсов обрекал древних людей, на географическую изоляцию этих групп друг от друга. Такая изоляция имела два важных последствия – формирование биологических и социальных различий групп людей. «Именно сохранение из поколения в поколение постоянства круга вступающих между собой в брак и обусловливает генетические различия между популяциями. По крайней мере в прошлом расстояния и другие географические особенности служили наиболее устойчивыми барьерами на пути к смешению популяций; в этом кроется одна из причин широкой географической вариабельности человека как вида» (4).
      Аналогичным образом социальные навыки, приобретённые в каждой группе, ограничивались именно этой группой. Вместе с социальными навыками изолированным образом формировались и ментальные представления людей. Межгрупповой обмен навыками и ментальностями был существенно затруднён. Различия в ментальностях и социальных навыках стали основой, толчком для проявления инстинкта внутривидовой конкуренции при последующих контактах людей из разных групп. Этот инстинкт, вместе с инстинктивным отсутствием табу на убийство особей своего вида, стал, очевидно, причиной воинственно-убийственного характера всей последующей человеческой истории.

"Обобществление" человека.
      Биологические преимущества человека перед другими животными, прежде всего развитый мозг, обеспечили ему, как виду, более высокую выживаемость. Численность населения, в том числе и в доисторические времена, росла довольно высокими темпами.
         Малые группы перворасселенцев разрастались в большие общности - семьи, роды, племена. В них человек получал значительно б;льшие возможности для выбора вариантов приемов и способов своей жизнедеятельности за счет доступности опыта б;льшего, чем прежде, количества людей.
       Возросший уровень развития обеспечил человеку переход на принципиально новый способ жизнедеятельности - производящий вместо присваивающего. Первыми производящими способами стали земледелие (на основе сознательного выращивания диких растений, прежде всего злаковых) и скотоводство (на основе приручения диких животных и сознательного их разведения). По данным Д. Даймонда (5), к земледелию впервые перешли люди в регионе юго-Западной Азии (междуречье Тигра и Ефрата) примерно 6 тыс. лет назад, около 4000 г. до н.э. В Китае земледелие начали осваивать на 2 тыс. лет позднее. Освоение земледелия привело к новому образу социальной жизни - к оседлости.

        Рост численности населения вел к усложнению социальной организации общностей – к структурному обособлению групп людей по видам деятельности, а также к выделению специального аппарата управления жизнедеятельностью общности, включая людей, занятых военными делами общности и идеологией. «Обобществление» человека в ходе разрастания общности привело к двойному его ограничению – в жизненно-хозяйственном поведении и в образе мышления. Такие ограничения сохранились со времён начала производящего способа жизнедеятельности людей, удержались во все времена существования традиционного общества и были ослаблены лишь при переходе некоторых обществ к цивилизованной форме организации жизнедеятельности во второй половине второго тысячелетия н.э. (после 1500 годов).

       Следует также заметить, что рост численности населения общностей приводил к увеличению количества контактов между общностями с разными ментальностями. Соответственно, возрастало число проявлений инстинкта внутривидовой конкуренции, в т.ч. военных видов этой конкуренции, со значительными человеческими жертвами в связи с инстинктивным отсутствием табу на убийство особей своего вида.  Разрастание военных конфликтов стимулировало развитие средств военной борьбы – создание новых видов оружия. В связи с этим общности поощряли оружейных изобретателей и производителей. Развитие оружия стало непрерывным процессом – своеобразной «гонкой вооружений».
Медленность развития первобытного человека продемонстрирована тем, что жизнь этого человека не претерпела существенных качественных изменений за период с начала расселения по планете (60-70 тыс.лет назад) до возникновения земледелия в Шумерском царстве (6 тыс. лет назад, около 4000 г. до н.э.).

Культуризация человека.
    В настоящем тексте используется достаточно общепризнанное выделение следующих основных уровней (этапов, стадий) в развитии человечества: дикость, варварство, культура, цивилизация, миросистемность.
   
    Первое тысячелетие до новой эры немецкий философ К. Ясперс отметил как очень важный этап в истории человечества. Накопленные за предыдущие периоды достижения социального развития человека позволили ему в этот период сделать новый качественный скачок в своей эволюции.
     «Возникновение оси мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошёл самый резкий поворот в истории. Появился человек нового типа, каким он пребывает по сей день» (6).
Началом, исходной точкой культуризации человека, "локомотивом" появления мыслителей и философских систем первого тысячелетия до н.э. стало, видимо, появление самосознания человека, самовыделение индивидуума из окружающего мира, отделение Я от не-Я. По мнению Дж. Джейнса (7), "предполагается, что самосознание возникло довольно поздно в ходе человеческой культурной эволюции, возможно впервые - во втором тысячелетии до н.э".
          Развитие человека в эту эпоху определялось, по-видимому, следующими основными факторами:
- увеличение масштабов и усложнение технологий производящей деятельности; это  были самые действенные факторы развития человека;
- увеличение числа и кровопролитности военных столкновений;
- усложнение структуры социальной организации путем обьединения мелких общностей в более крупные и в очень крупные мега-общности типа государств;
- переход религиозной идеологии людей от политеизма к монотеизму,  к вере в единого, ВСЕМОГУЩЕГО, бога. Самыми крупными единобожными религиями, приобретшими мировую значимость, стали иудаизм, буддизм, христианство и ислам;
- освоение письменности в рассматриваемый период, до появления книгопечатания, оказывало существенное влияние на развитие лишь представителей "элит" - правящих, религиозных, философствующих, позднее литературных и преднаучных.

     Необходимо подчеркнуть, что все упомянутые факторы и элементы культуризации человека не затрагивали основ всех обществ тех времен - доверие к испытанным, "старым", приемам и способам деятельности и недоверие к любым новациям в этой части. Общества с подобной деятельностной ориентацией людей получили, как уже упоминалось, название "традиционных обществ".
"Врожденное" недоверие к новациям предопределило низкие темпы развития таких обществ, "консервацию" способов жизнедеятельности живущих в них людей на многие столетия и даже тысячелетия.

Цивилизование человека.
     Культуризация и "неспешное" развитие человека в традиционных обществах продолжались в течение нескольких тысячелетий. В большинстве стран мира общества остаются традиционными и по сей день. Для многих из них это состояние будет продолжаться во всем обозримом будущем. Соответственно, "не просматриваются" какие-либо существенные изменения и в развитии человека в этих обществах. Однако народы в некоторых общностях Западной Европы смогли перешагнуть рубеж традиционности и перейти на новый уровень общественного развития. Многие ученые-цивилизационщики (С.Хантингтон, К.Ясперс, Б.С.Ерасов, Д.Стидман, Д. Даймонд) относят начало таких трансформаций ко второй половине второго тысячелетия н.э., после 1500 гг., хотя предпосылки к ним формировались ранее, в эпоху европейского Возрождения в 13-15 вв.
    Основным фактором, позволившим некоторым странам Европы, в отличие от большинства стран мира, преодолеть рубеж традиционности и совершить переход к новому уровню общественного развития – к цивилизации - следует, видимо, считать отсутствие в Европе, после падения Западной Римской империи, единого централизованного государства. Особую роль при этом сыграли такие малые общности как европейские города. Еще одним важнейшим фактором стало освобождение некоторых европейских общностей от гнета католической церкви и смена в них католичества протестантством.
    Огромное, непереоценимое влияние на цивилизование человека, на развитие его разума оказал рациональный капитализм – продукт и двигатель западной цивилизации. Возникнув как продукт разума, рациональный капитализм стал в свою очередь мощнейшим фактором дальнейшего его развития.

    XX век стал в известной мере показательным в смысле позитива и негатива цивилизационного развития человечества. Достигнутый на основе мощного развития науки, широкого распространения научных знаний и их практического применения прогресс затронул практически все сферы жизнедеятельности человека, обеспечил невиданный рост производительности труда. Вместе с этим разум цивилизованной части человечества не сумел преодолеть в своих сообществах инстинкты военной внутривидовой конкуренции. Он позволил развязать 2 кровавейших «горячих» мировых войны и поныне продолжает позволять вести постоянные «холодные» войны с невиданной ранее гонкой вооружений.

7. Основные проблемы разумизации человека.
Социальная организация общества "местопроживания" человека.
Как было отмечено во вступлении,  главным препятствием разумизации человека - широкого применения им разумных способов управления своего поведения - является социальная организация того общества, в котором человек проживает и осуществляет свою жизнедеятельность.
   Главные характеристики традиционного общественного устройства:
• засилье обычаев и традиций в поведении людей практически во всех сферах жизнедеятельности;
• высокая степень сакрализации общества с исповедованием религиозной идеологии или какого-нибудь ее "модернистского" варианта (типа коммунистической или националистической и т.п. идеологии);
• авторитарная система управления общностью ("внизу - власть тьмы, вверху - тьма власти").
• отсутствие внутренних механизмов общественного развития. Традиционные общества существуют практически в качественно неизменном виде многие тысячелетия. Развитие такого общества, достаточное для преодоления рамок традиционности и перехода к цивилизованному устройству, скорее всего, невозможно без внешнего воздействия на традиционную общность.
    Однако пути и способы такого перехода неясны ни в теоретическом, ни в практическом планах. Становление цивилизованного устройства в некоторых странах Западной Европы проходило как бы "само собой" и заняло несколько веков во второй половине 2-го тысячелетия н.э. Цивилизованное устройство в Северной Америке (США и Канада) осуществляли выходцы из Западной Европы. Определенный практический интерес представляет успешный переход к цивилизованному устройству Японии, совершенный "на наших глазах" во второй половине 20-го века. И это яркий и единственный пример перехода традиционного общества к цивилизации под внешним воздействием, в данном случае - администрации США после поражения Японии во 2-й мировой войне.
   Учитывая громадную сложность этой проблемы, уйдем и мы от ее рассмотрения.

Наполнение мозга индивидуума научными знаниями.
       Хотя разумное управление своим поведением от человека можно ожидать после достижения им 18-летнего возраста, по завершению в основном биологического развития лобных долей головного мозга, элементы такого управления, очевидно, появляются и ранее. Раньше этого возраста начинается и наполнение мозга индивидуума научными знаниями.
       Обучаться человек начинает практически сразу же после своего рождения. И главная проблема здесь состоит в том, что обучается он тому, что «имеют за душой» его людское окружение – родители, в первую очередь мать, родственники, соседи, специальные образовательные учреждения, если таковые имеются, и другие субъекты многочисленного социального окружения. Растущий мозг ребёнка и молодого человека «напитывается» нейронными связями, отражающими практику поведения этого социального окружения, в т.ч. степень разумности его поведения. По достижению совершеннолетия молодой человек становится «сам кузнец» своего научного знания (правда, в пределах доступности источников такого знания) и, соответственно, своего разумного поведения.
       В традиционных обществах и наука, и образование, и социальная практика пропитаны духом обычаев и традиций. Особенно страдают в этом отношении научные знания о социальных процессах – здесь особым образом «направляются» научные исследования, сдерживается распространение «нежелательных» научных результатов, в социальной практике подвергаются остракизму проявления отличающихся от обычаев и традиций форм поведения. Индивидууму нелегко приобрести действительно научные знания, ещё труднее  выстраивать своё разумное поведение.
       Однако в условиях современных информационных технологий и в традиционных обществах у человека появились достаточно большие возможности самостоятельно приобретать научные знания и выстраивать на их основе своё разумное поведение.

       В итоге можно сформулировать следующие основные способы приобретения человеком научных знаний об окружающем мире:
- принудительное обучение детей и юношества в организованных обществом общеобразовательных и профессиональных  учебных заведениях;
- добровольно-принудительное обучение взрослых людей профессиональным знаниям и умениям в ходе их трудовой деятельности (по идеологии Ф.У. Тейлора, изложенной в его книге "Принципы научного менеджмента");
- самостоятельное овладение человеком научными знаниями (включая осознанное обучение в учебных заведениях высокой квалификации).
      В традиционных обществах первые два способа, как правило, не дают человеку возможности приобрести актуальные научные знания, главным способом в этих обществах становится самостоятельное обучение. Но, как отмечают Протопопов и Вязовский (1), «кроме возможности, требуется ещё и желание это сделать, или хотя бы осознание необходимости этого».   
      Дальнейший текст может представить интерес для взрослых людей, имеющих «желание это сделать, или хотя бы осознание необходимости этого».

8. Целеполагание – одно из средств ускорения разумизации человека.
Освоение целеполагания может стать для человека начальной ступенькой разумизации - наращивания «мощности» своего разума и формирования стиля разумности своего поведения. В чём здесь дело?
Первое. Формулирование цели требует мобилизации, концентрации мозговых усилий на уяснении действительного желания человека, на отсечении привходящих, второстепенных, случайных «фантазий».
Второе. Формулирование цели требует оценки возможностей её достижения. Реализм в оценке своих возможностей – важная составляющая разумности человека.
Третье. Наличие цели побуждает человека к мобилизации сил на её достижение и к наращиванию этих сил. Соответственно, уменьшаются возможности «бесцельного» существования, «скатывания» к асоциальным актам поведения.
Четвёртое. Целеполагание, как способ организации своей жизнедеятельности, предполагает периодический самоанализ степени достижения цели. Обязательная гибкость целеполагания – одна из важнейших составляющих разумности человека.
Пятое. Корректные формулирование и реализация целей невозможны без понимания существа процессов, то есть без усвоения научного знания об этих процессах. Усвоение же научного знания есть основа разумизации человека.
Шестое. Владение целеполаганием является простым и надёжным маркером разумизации человека: если он не умеет и не желает это делать, значит управление своим существованием он «поручает» инстинктам и эмоциям вместо разума.

Целеполагание уже давно и достаточно прочно занимает ведущее место в рекомендациях психологов по обеспечению успешности человека в его жизнедеятельности. Немало публикаций по этому поводу можно найти в сетях Интернет. В этих материалах приводятся рекомендации по технике целеполагания – формулированию целей, планированию и контролю деятельности по их достижению и др. Так что желающие вполне могут ими воспользоваться.
Вместе  тем О. Яровой, например,  отмечает: «К сожалению, в настоящее время нас нигде не обучают ни правилам определения и постановки целей, ни законам, по которым цели достигаются… Как образовательная дисциплина, целеполагание не преподаётся в средних учебных заведениях, даже на уровне факультативных занятий. В высших школах если и обучают целеполаганию, то в основном для использования в бизнес среде, причём в далеко не полном объёме» (Олег Яровой, блог http://tselepolaganie.com/; Целеполагание http://psihomed.com/tselepolaganie/).

      В настоящем материале акцент дальнейшего изложения будет сделан на предложениях по разрешению постановочных проблем целеполагания, таких как приобщение к целеполаганию в общеобразовательной школе, гендерные различия целеполагания, целеполагание и здоровье человека.

9. Приобщение к целеполаганию в общеобразовательной школе.
      Жизненные установки как базовый элемент целеполагания человека начинают формироваться в школьном возрасте. Причём они формируются не столько в процессе получения знаний о мире, сколько в ходе приобретения умений жить в этом мире. К пониманию, знанию мира ребёнок приходит через деятельностное соприкосновение с элементами этого мира.  В современной школе важнейшим компонентом обучения является компонент деятельностный  –  обучение детей умениям,  потребным человеку для жизни в современном обществе: умения содержать себя и ближнюю среду обитания, умения сосуществовать с окружающей социальной средой, умения сосуществовать с окружающей природной средой.
      Специфичная часть такого обучения состоит в возможности и необходимости прививания детям стандартных умений поведения, выработанных людьми на основе твёрдо установленных наукой и практикой знаний причинно-следственных отношений в природе и обществе (типа «руки мой перед едой»). Причём подобные «формулы» должны непременно сопровождаться разъяснениями, вплоть до твёрдого их усвоения ребёнком, существа причинно-следственных связей, естественно, в рамках доступных ребёнку 3-4 их элементов.
      Вполне понятно, что различие социальных ролей мужчин и женщин определяют и различия в умениях, которым следует обучать мальчиков и девочек. В процессе такого обучения будут формироваться и углубляться жизненные установки будущих мужчин и женщин – основа их целеполагания в течение всей жизни.  Школе придётся переходить на полураздельное обучение: общечеловеческие предметы преподавать на совместных уроках мальчиков и девочек, а специфические – раздельно мальчикам и девочкам.
      Помимо школы на формирование жизненных установок ребёнка огромное влияние оказывают его родители. В среднем и старшем школьном возрасте особо большое влияние имеет отец – как на мальчиков, так и на девочек.

10. Гендерные различия в целеполагании.
      Различное построение психики мужчин и женщин неабсолютное  – по некоторым данным, около 15-20%  мальчиков рождаются с чертами женского склада ума и около 10% девочек рождаются с чертами мужского склада ума, в зависимости от гормональной среды, в которой развивается плод (10).
Структурные и функциональные различия психики мужчин и женщин определяют различия и в постановке ими своего целеполагания. Базовое различие здесь заключается в разных жизненных установках мужчин и женщин, которые отражают разные жизненные роли, предписанные для них биологией.
Различие жизненных установок мужчин и женщин, как основы их целеполагания в жизни, можно определить следующим образом:
- предпочтительные жизненные установки мужчин: достижение успехов в избранной профессиональной деятельности в сочетании с созданием и содержанием устойчивой семьи;
- предпочтительные жизненные установки женщин: создание полноценной семьи и реализация себя в «родовой» деятельности в сочетании с «приемлемой» профессиональной деятельностью в периоды минимальной занятости «родовой» деятельностью.

11. Целеполагание и здоровье человека.
Учитывая значительную энергозатратность, разумное поведение человека, в том числе и целеполагание, требует от него немалых сил. Аналогично тому, как говорят в шутейной поговорке: «чтобы лечиться, надо иметь здоровье».

        Особенно это касается мужчин. Отмечаются 2 главные доминанты мужского поведения, обусловленные  излишком мощности мозга мужчины над мощностью, необходимой для «повседневной» жизни:
а) всегдашнее стремление мужчины к преобразованию, к изменению, а также к познанию, являющемуся основой преобразования;
б) постоянное связывание представлений о настоящем с представлениями о прошлом и прогнозирование будущего на основе анализа настоящего и прошлого.
Именно эти доминанты мужского поведения обеспечивают развитие человеческого общества. Однако эти же позитивные доминанты одновременно являются основными источниками перенапряжения психики мужчины и несут в себе угрозу нарушения её нормального функционирования.
Так что первейшее средство содержания собственной психики в исправном состоянии у мужчин – это соизмерение стратегических целей своей жизнедеятельности со своими возможностями.

        У женщин иные, нежели у мужчин, доминанты поведения:
а) всегдашнее стремление женщины к самоукрашению, к привлечению к себе внешнего внимания, причём не только мужского, но и женского (как элемента женской конкуренции), к представлению самой себя в как можно лучшем виде, в т.ч. и в превосходящем по сравнению с действительностью;
б) стремление женщины жить «здесь и сейчас», не «заморачиваясь» связями настоящего с прошлым и будущим.
Эти доминанты способствуют реализации женщиной своей родовой роли, привлечению к себе мужчин, способных обеспечить «нехилое» выживание самой женщины и её потомства. Однако стремление женщины к самоукрашению несёт, при превышении некоторых разумных пределов, серьёзные для неё затруднения в виде «раздутого» потребительства. И очень часто потребительство «раздувается» женщиной сверх возможностей его удовлетворения, что является основным источником перенапряжения психики женщины и несёт в себе угрозу нарушения её нормального функционирования.
Главное средство обеспечения оптимального соответствия своих целей своим возможностям – это гибкость мышления и поведения.  Гибкость, способная замечать и здраво оценивать изменения реалий внешней обстановки и внутреннего состояния человека, а затем корректировать сформированные ранее цели, оставаясь в рамках соблюдения фундаментальных человеческих ценностей и выстроенных на их основе принципов поведения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Из вышеизложенного  можно было бы выделить следующие наиболее важные моменты.

Поведение живого существа – это совокупность его действий по реагированию на
изменения внешних и внутренних условий существования.
 
В основаниях поведения современного человека лежат инстинкты, сформированные (приобретённые) в ходе филогенеза как его животных предков, так и непосредственно человеческого вида.

От инстинктивного поведения отличают разумное (рассудочное, сознательное) поведение, основывающееся на формировании человеком целесообразных поведенческих моделей и подавлении «нежелательных» инстинктивных моделей поведения.

Разумное реагирование человека на изменения в окружающей его среде является высшим, наиболее эффективным способом его адаптации к среде, в сравнении с другими способами адаптации живых существ - рефлекторным, инстинктивным.

Возможность разумного управления основана на уникальной способности мозга человека формировать новые нейронные связи, необходимые для реагирования на вновь возникающие внешние воздействия. Эти новые связи формируются только на основе уже имеющихся (уже сформированных) связей, путем их «модернизации» и наращивания.
 
Большинство актов жизненного поведения человека определяется инстинктивными механизмами; некоторые из них ограничены разумными рамками привычек, обычаев, традиций социума. Подавляющему большинству людей свойственно не замечать своих инстинктов. Инстинкты работают на подсознательном уровне, не имеют “внутреннего голоса”, и субъективно воспринимаются как “само собой разумеющееся” побуждение к действию.

Разумные механизмы поведения человека высоко энергозатратны, их назначение -  эпизодически решать очень сложные задачи, перемежающиеся достаточно длительным отдыхом, когда деятельностью организма заведуют более древние, простые, и потому - менее «прожорливые» структуры.

Инстинктивные механизмы управления поведением человека «зашиты» в генетической памяти организма. Разумные механизмы обретаются человеком в ходе его индивидуального развития и жизнедеятельности на основе усвоения достоверных знаний о причинно-следственных отношениях в природе и обществе.

Основные способы усвоения достоверных знаний современным человеком:
- обучение детей в общеобразовательных учреждениях,
- профессиональное обучение в специальных учебных заведениях,
- непрерывное профессиональное обучение по месту работы,
- самостоятельное обучение.

Определяющее влияние на формирование и развитие человеческого сообщества оказали, видимо, инстинкты, отмеченные Д. Спектором (2) как исходные для «переформатирования» животного в человека:
1. Отсутствие табу на убийство особи своего вида.
2. Конкурентные отношения с себе подобными (внутривидовая конкуренция). Этот инстинкт, вместе с инстинктивным отсутствием табу на убийство особей своего вида, стал, очевидно, причиной воинственно-убийственного характера всей последующей человеческой истории.
3. Способность биологического предка человека при определенных условиях изменять обычное, индивидуализированное, состояние своей психики на состояние подчинения групповому поведению, на состояние готовности к общему действию. Такой инстинкт способен подавить инстинкт самосохранения каждого индивидуума.

Присваивающий способ жизнедеятельности при ограниченности пищевых ресурсов обрекал древних людей на занятие небольшими группами больших пространств и, соответственно, на существенную географическую изоляцию этих групп друг от друга. Такая изоляция имела два важных последствия – формирование биологических и социальных различий групп людей.

Биологические преимущества человека перед другими животными, прежде всего развитый мозг, обеспечили ему, как виду, более высокую выживаемость. Численность населения, в том числе и в доисторические времена, росла довольно высокими темпами.  Малые группы перворасселенцев разрастались в большие общности - семьи, роды, племена. В них человек получал значительно бОльшие возможности для выбора вариантов приемов и способов своей жизнедеятельности. Общности способствовали некоторому ускорению развития человека, несмотря на увеличение числа запретов и ограничений индивидууму со стороны общности.

Определённый толчок развитию человека обеспечил переход на принципиально новый способ жизнедеятельности - производящий вместо присваивающего. Первыми производящими способами стали земледелие и скотоводство. Освоение земледелия привело к новому образу социальной жизни - к оседлости.

Медленность развития первобытного человека продемонстрирована тем, что жизнь этого человека не претерпела существенных качественных изменений за период с начала расселения по планете (60-70 тыс.лет назад) до возникновения земледелия в Шумерском царстве (6 тыс. лет назад, около 4000 г. до н.э.).

Качественный скачок в эволюции человечества был совершён в первом тысячелетии до новой эры.  В период «между 800 и 200 гг. до н.э. произошёл самый резкий поворот в истории. Появился человек нового типа, каким он пребывает по сей день» (6). Началом, исходной точкой этой «культуризации» человека, "локомотивом" появления мыслителей и философских систем первого тысячелетия до н.э. стало, видимо, появление самосознания человека, самовыделение индивидуума из окружающего мира, отделение Я от не-Я.

«Культуризация»  человека не затрагивала основ всех обществ тех времен - доверие к испытанным, "старым", приемам и способам деятельности и недоверие к любым новациям в этой части. Общества с подобной деятельностной ориентацией людей получили название "традиционных обществ". "Врожденное" недоверие к новациям предопределило низкие темпы развития таких обществ, "консервацию" в них способов жизнедеятельности людей на многие столетия и даже тысячелетия.

Народы в некоторых общностях Западной Европы смогли перешагнуть рубеж традиционности и перейти на новый уровень общественного развития – к цивилизации. Многие ученые-цивилизационщики относят начало таких трансформаций ко второй половине второго тысячелетия н.э., после 1500 гг., хотя предпосылки к ним формировались ранее, в эпоху европейского Возрождения в 13-15 вв.

Огромное, непереоценимое влияние на цивилизование человека, на развитие его разума оказал рациональный капитализм – продукт и двигатель западной цивилизации.

XX век стал в известной мере показательным в смысле позитива и негатива цивилизационного развития человечества. Достигнутый на основе мощного развития науки, широкого распространения научных знаний и их практического применения прогресс затронул практически все сферы жизнедеятельности человека цивилизованного общества, обеспечил невиданный рост производительности труда. Вместе с этим разум цивилизованной части человечества не сумел преодолеть в своих сообществах инстинкты военной внутривидовой конкуренции. Он допустил развязывание 2 кровавейших «горячих» мировых войны и поныне продолжает позволять вести постоянные «холодные» войны с невиданной ранее гонкой вооружений.

Главным препятствием разумизации человека - широкого применения им разумных способов управления своего поведения - является социальная организация того общества, в котором человек проживает и осуществляет свою жизнедеятельность. В настоящее время большинство людей (не менее 6 миллиардов из 7 миллиардов населения Земли) проживает в странах с традиционными основами общественного устройства.

Пути и способы перехода обществ от традиционности к цивилизованности неясны ни в теоретическом, ни в практическом планах. Становление цивилизованного устройства в некоторых странах Западной Европы проходило как бы "само собой" и заняло несколько веков во второй половине 2-го тысячелетия н.э. Цивилизованное устройство в Северной Америке (США и Канада) осуществляли выходцы из Западной Европы. Определенный практический интерес представляет успешный переход к цивилизованному устройству Японии, совершенный "на наших глазах" во второй половине 20-го века. И это яркий и единственный пример перехода традиционного общества к цивилизации под внешним воздействием, в данном случае - администрации США после поражения Японии во 2-й мировой войне.

Целеполагание – одно из средств ускорения разумизации человека. Освоение целеполагания может стать для человека начальной ступенькой разумизации - наращивания «мощности» своего разума и формирования стиля разумности своего поведения.

Базовым элементом целеполагания человека являются его жизненные установки. Эти установки начинают формироваться в школьном возрасте главным образом в ходе деятельностного обучения детей умениям,  потребным человеку для жизни в современном обществе: умения содержать себя и ближнюю среду обитания, умения сосуществовать с окружающей социальной средой, умения сосуществовать с окружающей природной средой. Специфичная часть такого обучения состоит в возможности и необходимости прививания детям стандартных умений поведения, выработанных людьми на основе твёрдо установленных наукой и практикой знаний причинно-следственных отношений в природе и обществе (типа «руки мой перед едой», с обязательным кратким разъяснением причин и следствий).

Структурные и функциональные различия психики мужчин и женщин определяют различия и в постановке ими своего целеполагания. Базовое различие здесь заключается в разных жизненных установках мужчин и женщин, которые отражают разные жизненные роли, предписанные для них биологией. Это различие можно определить следующим образом:
- предпочтительные жизненные установки мужчин: достижение успехов в избранной профессиональной деятельности в сочетании с созданием и содержанием устойчивой семьи;
- предпочтительные жизненные установки женщин: создание полноценной семьи и реализация себя в «родовой» деятельности в сочетании с «приемлемой» профессиональной деятельностью в периоды минимальной занятости «родовой» деятельностью.

Значительная энергозатратность разумного поведения, в т.ч. целеполагания, несёт в себе потенциальную угрозу здоровью человека через перегрузку его психики при неумеренных умственных занятиях. Основная причина здесь – завышение человеком своих целевых установок в сравнении с возможностями их реализации. Главное средство обеспечения оптимального соответствия своих целей своим возможностям – это гибкость мышления и поведения.  Гибкость, способная оценивать изменения реалий внешней обстановки и внутреннего состояния человека, а затем корректировать сформированные ранее цели, оставаясь в рамках соблюдения фундаментальных человеческих ценностей и выстроенных на их основе принципов поведения.



ЛИТЕРАТУРА.


1. Анатолий Протопопов, Алексей Вязовский. «Инстинкты человека (вторая редакция)»: 2012. http://ethology.ru/library/?id=407.
2. Д.М. Спектор. «Причины человеческой эволюции» (страница автора: http://filosofia.ru/76539/).
3. Грэй Д. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. София. К. 2005. ISBN 5 9550 0662 1.
4. Дж. Харрисон и др. Биология человека. Издательство МИР. Москва. 1979.
5. Дж. Даймонд. Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ.
         Издательская группа АСТ; Москва; 2010; ISBN 978-5-17-061456-1, 978-5-403-01950-7   Перевод: Максим Колопотин.
6. К. Ясперс. «Осевое время» и цивилизации. В сб. Хрестоматия «Сравнительное изучение цивилизаций». (Составитель д.ф.н. Б.С.Ерасов, Аспект пресс, Москва, 1999).
7. Дж. Джейнс ("Истоки сознания и распад двухкамерного мозга". Приведено Э. Голдбергом  в книге Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ. Д. Бугакова – М.: Смысл, 2003, гл. 7, п. Талант лидерства ).
8. К. Райт. Война и мир в жизни цивилизаций. В сб. Хрестоматия «Сравнительное изучение цивилизаций». (Составитель д.ф.н. Б.С.Ерасов, Аспект пресс, Москва, 1999).
9. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Пер. с нем.- Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.
10. А. и Б. Пиз. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. 11. Б. Шоу. О драме и театре. М., 1963.
12. А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. «ЭКСМО-ПРЕСС», Москва. «ФОЛИО», Харьков. 2000).


Рецензии
Уважаемый Анатолий!
Слишком глубокий и масштабный труд! Даже судя по списку литературы..
А ведь это надо всё переварить..
До сих пор мне казалось, что народ в основном озабочен проблемами выживания и поиска пищи.. А оказывается, есть еще философы вроде Вас, которые мыслят
категориями высшего порядка..
Спасибо за здравые мысли и побуждение к размышлениям!..
С уважением

Валдис Хефт   24.04.2017 15:57     Заявить о нарушении
Спасибо за позитивный отзыв.
На самом же деле к "копанию" в подобных вопросах движет интерес разобраться в предмете, хотя бы для собственного понимания. Ну, а для других - это уж как получится.

Анатолий Писцов   24.04.2017 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.