Уч. обществознание 3 виды и формы власти. часть 2

 ВИДЫ И ФОРМЫ ВЛАСТИ.

 "КАЖДЫЙ НАРОД ИМЕЕТ ТУ ВЛАСТЬ, КОТОРУЮ  ЗАСЛУЖИВАЕТ"

 Любое человеческое общество имеет избранных людей, которые руководят этим обществом. Просто не получается  организовывать жизнь даже небольшого  племени, если нет тех, кто руководит этим племенем. Как правило, это наиболее опытные соплеменники, которые обладают  уважением и влиянием.

 Однако мы  рассматриваем  современные формы власти.  Если прагматично подойти к  изучению   власти, то её можно разделить на два вида.
 1. Общественная власть.
 2. Личная власть.

 При этом, личная власть может выглядеть, как общественная, а общественная власть внешне может выглядеть как личная. Иногда личная форма власти трансформируется и  становится общественной. Общественная может превратиться в личную.  Происходит это по разным причинам, но для того, чтобы говорить об этом, нужно  рассмотреть существующие формы власти.

 ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ.
 1. Демократия. Это очень старая форма власти. Возможно она более древняя, чем любая личная форма власти.  Наибольшего расцвета демократия достигла в древней Греции, но это не значит, что она существовала  только там. Демократия была в разных местах. На Руси, например, вечевой колокол созыва людей на обсуждение общих дел, был не только в Новгороде. Многие русские города так жили. История знает много примеров, когда  внешне власть выглядела как демократическая, но являлась марионеточной. Например, правительство Виши во Франции во время 2 мировой войны, которое подчинялось нацистскому правительству Германии.  Правительство коммунистов в СССР, которое провозгласило диктатуру пролетариата, но всячески старалось придать государству видимость демократии.
 2.    Общинная демократия – демократия, основанная на равенстве общинников. Рабовладение отрицалось. Основой такой демократии была не частная собственность, а собственность общественная (земля) и цель самосохранения. Частная собственность практически отсутствовала. На такой основе существовало  народное вече на Руси и такие же порядки были  у скандинавских народов.   Общинная демократия была принята у казачества. Традиции такой демократии казаки принесли из вечевой Руси в современность. Подобные традиции были приняты у самых различных народов на ранних периодах их становления, но казачество сохранило их до начала 20 века. Общинная демократия предшествовала любой демократии государственного уровня, как и в рабовладельческих Греции и Риме.

 3. Президентская власть.  Форма демократической власти.  Власть одного человека избранного для этого народом на ограниченный  Конституцией  срок.  Но это не личная власть. Действия президента контролируются парламентом страны. В случае, если президент страны  будет действовать неправильно, парламент может проголосовать против предложений президента, выразить ему  недоверие  - импичмент, который должен привести к его отставке. Вместо него на посту президента останется  вице-президент. Примером может послужить отставка президента Никсона в США 70х годах прошлого века. Конгресс США выразил ему недоверие за нечестную предвыборную компанию, когда стало известно, что президент Никсон приказал тайно прослушивать своих соперников по борьбе за президентское кресло. Скандал получил название Уотергейт.  Как правило, целый ряд вопросов  в государстве решается только с одобрения парламента, но президент может единолично принять экстренное решение о начале войны, поскольку является и верховным главнокомандующим.
 4. Парламентская власть.    Вид демократической власти. Власть избранного народом парламента. Все вопросы парламент решает коллективно, но особую роль в этом случае начинает играть председатель парламента. Премьер-министр. Экстренные решения принимает именно он. При этом в стране может избираться и президент, но он выполняет представительские функции. Иногда весьма ограниченные.
 5. Охлократия – власть толпы.  Никогда не бывает  постоянной и возникает только в случае безвластия в стране, когда возникшие беспорядки пробуждают в толпах людей низменные мародёрские инстинкты.  Всё это происходит при активизировании криминальных структур. Они создают неразбериху, для того, чтобы воспользоваться ситуацией. Появляется много вооружённых бандформирований, которые не могут победить друг друга.   После появления организованной власти в стране, охлократия идёт на убыль и исчезает. Бандформирования или уничтожаются, или привлекают в вооружённые силы страны.
 6. Анархия – отрицание власти. Идеологи анархизма предполагают, что  порядок в обществе может возникнуть сам собой, если ликвидировать государственную власть. Иными словами, анархия – антивласть. Призывая к свободе и безвластию, анархисты предполагают всё же наличие разумного порядка и ограниченной свободы.  Наиболее известные анархисты России, Бакунин М.А., Кропоткин П.А., Махно Н.П. Не смотря на то, что анархистской власти в чистом виде никогда не было, сторонники этой власти есть практически во всех крупных странах и зачастую участвуют в политической борьбе. Многие анархисты стояли у истоков создания профсоюзов, но многие из них занимались банальным бандитизмом. Сегодня сторонники анархистской идеологии поддерживают движение антиглобалистов во всём мире.  Анархизм, по сути, балансирует между охлократией и либерализмом. 
 
7. Публичная власть. По сути, это власть большой части населения, материально заинтересованность в существующей диктатор кой власти. Власть специально делает высоким уровень жизни чиновников, армии и полиции намного выше, чем у остального народа, чтобы создать круговую поруку во властных структурах. Я специально размещаю публичную власть в разделе "общественная власть", потому что в осуществлении этой власти участвует порой до половины населения страны. Диктатор зачастую идут на создание публичной власти, чтобы иметь сильную власть и выглядеть представителем не кучки террористов, а большей части народа, хотя это не так.
 
 ЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ.
 1. Монархия.    От слова моно-(единственный). Власть одного правителя обладающего верховным статусом в стране, который можно передавать по наследству. Таким образом, создаётся монархическая династия. История знает случаи, когда одну династию заменяет другая. Происходило это всегда силовым путём и пришедшего к власти представителя новой династии называли тираном. Его власть тиранией. Он жестоко уничтожал всех сторонников власти его предшественников. Но тиран, такой же монарх, как и все остальные монархи. Монаршие титулы были в истории человечества самыми разными. Это и цари, (производное от Цезарь), и короли (производное от франкской династии Каролингов), и шахи, ханы, султаны, императоры и т.д. Различия только в названии. Суть слова одна - монарх. Власть монарха, как правило, основана на крупной  личной собственности монарха в стране. Верховный инка вообще являлся собственником всей страны инков, включая людей, но это скорее пример для следующей формы власти, абсолютной монархии.

 2. Абсолютная монархия. В древности такую монархию называли деспотией.  Абсолютная монархия подразумевает ни чем не ограниченную власть монарха. Это вершина, к которой стремятся и всегда стремились все монархи. Ну, за исключением тех, кто отказался от власти добровольно. В Российской империи был наследник престола великий князь Константин, который отрёкся от престола решив жениться на неродовитой польской дворянке Марии Грудзинской. Существует обоснованная  версия, что этот поступок великого князя  Константина спровоцировал восстание декабристов, которые рассчитывали на то, что он введёт конституционную монархию в России, если станет монархом. Декабристы восприняли помазание его младшего брата Николая 1, как попытку украсть престол у законного наследника. Период абсолютной монархии в Российской империи тех лет принято называть абсолютизмом. В России период абсолютизма наступил со времени правления Петра 1.

3. Конституционная монархия.   – власть монарха ограниченная конституцией. Кстати, власть монарха в этом случае может быть, совершенно минимальна. Её фактически может  и не быть. Она может быть даже марионеточной. Всё зависит от того, кому принадлежит реальная власть в государстве. Парламенту, спикеру парламента, серым кардиналам, чьи интересы  лоббирует парламент и кому бы то ни было ещё.  По сути,  это может быть, период перехода личной власти монарха в общественную власть народа, но формально власть считается монархической. Это мирный путь перехода власти из личной в общественную. Другой путь, путь восстаний и революций. Этот путь может принести много жертв. В Российской империи  конституционная монархия могла состояться в октябре 1905 года после издания Николаем 1 манифеста от 17 октября.  Тогда был  избран первый русский парламент, «Государственная Дума». Но 3 июня 1907 года  Государственная Дума была окончательно упразднена царём, монархия снова стала абсолютной.   
 
4. Диктатура-хунта.   – власть диктатора, который силой или хитростью захватил власть в стране на неопределённый срок. Такой срок определяют не выборы главы государства, а то, насколько хватит сил у диктатора продержаться у власти. Любой диктатор стремится создать, хотя бы, видимость законности его пребывания у власти, чтобы иметь возможность стать монархом  и передать власть по наследству.  Понятие «диктатор» возникло в  древнем Риме. Там  диктатора утверждал демократический  Сенат (парламент, созданный из богатых граждан) Это происходило, если для победы в войне требовалось единое руководство. Диктатору отдавалась вся власть в стране, а не только военная.   Диктаторство в Риме зачастую оправдывало  своё введение. Однако  были случаи, когда такие решения Сенат принимал под давлением  людей. Диктатор брал власть, а со стороны всё выглядело, будто страной управляет сенат.  Впоследствии диктаторами стали называть тех, кто силой захватил власть в стране.  Примеров диктатуры в истории человечества было достаточно много. Это и власть Оливера Кромвеля в Англии. Это власть диктатора Пиночета в Чили. Диктатура пролетариата в СССР, которая фактически была   диктатурой партии коммунистов. Такую власть в современном мире называют "хунтой".   

 5. Клирикархия.  Власть  верховного жреца, или других религиозных служителей. Не такая уж и редкая форма власти. Наиболее стабильной  в мире была власть египетских фараонов, (больше 2000лет) которые считались не только верховными жрецами, но и живыми воплощениями Бога Ра.  Наиболее ярким примером  клирикархии может служить исламское государство Иран. После исламской революции 1978 года страну возглавил духовный лидер иранских мусульман, аятолла Хомейни.

 6. Олигархия – власть наиболее богатых людей страны, которые диктуют свои условия через существующие органы государственной  власти, которые выполняют их волю под видом государственных мероприятий. Всё это с целью увеличения собственных барышей за счёт государства и налогоплательщиков, соответственно вопреки их интересам. Олигархи могут сами представлять государственную власть, но чаще группа наиболее богатых людей контролирует власть в стране и тайно отдаёт приказания законным представителям государственной власти, которые попадают в зависимость от олигархов, или получают власть из их рук. Таких влиятельных олигархов можно назвать правящими олигархами. Влиятельные олигархи создают союзы с олигархами других стран с целью усиления собственного влияния. Такая власть опасна тем, что олигархи получают огромные незаконные возможности для разграбления страны проживания и поэтому заинтересованы в вывозе своих  активов в третьи страны, откуда их невозможно вернуть в ограбленную страну.  Между антагонистичными союзами олигархов может возникать соперничество, в которое они пытаются втянуть целые страны. В союзе влиятельных олигархов всегда есть те, кто пытается получить в руки верховную власть в стране, чтобы игнорировать интереся других влиятельных олигархов.   

 7. Чужая власть. Марионеточная власть – власть политических деятелей страны, подчинившихся  влиянию внешних сил. Эта власть формальная и подчиняется либо представителям общественной власти, либо личной власти  того, или иного правителя.  Может принимать любую форму, вплоть до монархии. Её суть остаётся одной – подчинение местного руководства  завоевателям и преследование их интересов в  ущерб интересам собственного народа. За это марионеточная власть  получает  разрешение  грабить собственную страну. Реальное предательство национальных интересов. Власть назначается из местных жителей, но оказывается чужой для собственного народа.
 Такое положение появляется из-за военного захвата страны, которая становится марионеточной. Её экономического подавления. Чаще всего марионеточными государствами становились колониальные страны.

 Например, в своё время  такая большая страна, как Индия была марионеточным государством и имела марионеточное правительство с армией воинов-сипаев, состоявшей на службе у английских колонизаторов. Когда сипаи подняли восстание за независимость Индии, и это восстание было подавлено, повстанцев казнили публично. Их привязывали к жерлам пушек и расстреливали артиллерийскими снарядами, которые разрывали человека на части на глазах у толп народа. Англичане делали всё возможное, чтобы сохранить подчинённую ей марионеточную власть. Эти  чудовищные убийства совершали войска просвещённой Англии, в которой уже больше сотни лет фактически управлял страной демократический парламент. Английская  монархия уже  была конституционной, такой же, как и сейчас.

 Таким же марионеточным государством, подчинённым Англии был и Китай, после ряда опиумных войн в которых победили англичане. Войны велись ради баснословных барышей  от легальной торговли наркотиками в Китае. Законное китайское правительство было принципиально  против распространения наркомании в своей стране, но победить англичан не смогло. И это так  же делалось в период демократического правления в Англии.

 Всем известно, что Российская империя  насчитывала много народов, и в неё входило много разных государств. Однако "российская монархия не строила своё государство на обломках культур других народов" (Ключевский). Русская власть в целом пропагандировала веротерпимость.  Так получалось, что некоторые государства, такие как Грузия, Молдавия, Армения, Малороссия, Белоруссия, Финляндия и др, получили в России защиту от посягательств со стороны  своих врагов. О чём свидетельствуют исторические  факты и документы.  Были и завоёванные территории, такие как часть Польши, Страны Средней Азии и некоторые другие.  Аристократы всех этих стран зачислялись в число аристократов русского царского двора и служили русскому царю наравне с русскими аристократами, в том числе и в армии.  При этом все они получали поместья в России и сохраняли за собой владения на родине. Присоединённые к России страны становились губерниями российской империи под управлением российских губернаторов.

 Все существующие империи распались. Распалась и Российская империя, но государство Российское сохранилось до сих пор почти в тех же самых  границах, что и Российская империя. Это говорит и о силе государства, и о заинтересованности различных народов жить в России.

 Автор не стремится идеализировать власть монарха с целью опорочить  демократическую власть, или наоборот. К сожалению, далеко не каждая власть, общественная, или личная, проявляет себя с хорошей стороны, но каждая власть может этого добиться. Российская монархия не исключение. Но в каждой стране есть и были свои традиции правления, которые поддерживают государственные власти разных форм и разные времена.

      


               
 ВЛАСТЬ БОГА.

 Теократия – власть Бога. ( от греческого: теос –Бог, кратос – власть)  Согласно Библии, наступит такое время, когда управлять человеческим обществом будет Сам Господь.  Наступит эпоха теократии. Подробнее об этом можно узнать в Библии.

 Во времена реформации в Германии Томас Мюнцер поднял восстание крестьян под лозунгом создания теократии. Реформационные идеи Мартина Лютера, которые были поддержаны повстанцами, были представлены Томасом Мюнцером по-своему. Мартин Лютер его  осудил. После подавления восстания крестьян, Томас Мюнцер был казнён. Это, пожалуй,  единственный случай в истории человечества, когда люди сделали попытку создать общество под властью Бога.  Я думаю, что в случае успеха организаторов восстания, возникла бы форма власти под названием «клирикархия».

В средневековой Византии власть была представлена властью императора и патриарха. Считается, что их полномочия были очень значительны и ограничивали власть друг друга. В целом этот вопрос нуждается в отдельном изучении.

 Верующие люди считают, что эпоха теократии наступит. Атеисты это отрицают.



Если не брать во внимание теократию, то все остальные виды власти представлены тремя ветвями.

ТРИ ВЕТВИ ВЛАСТИ

 Это законодательная, исполнительная и судебная власти. Эти три ветви представлены в любой личной форме власти и в любой общественной. Принято считать, что пресса есть четвёртая ветвь власти, поскольку по своему влиянию в обществе может сравняться с каждой из трёх ветвей власти.

1. Законодательная власть.  Законы, это правила общественной жизни. За их неисполнение предполагается наказание. Принимают законы законодательные органы. В демократических странах и конституционных монархиях это парламенты, которые могут называться по-разному. Меджлис, Государственная дума, Бундестаг, Конгресс итд.  Парламенты бывают двухпалатными и однопалатными. Двухпалатные парламенты состоят, как правило, из верхней и нижней палаты. Сначала закон принимается более многочисленной, нижней палатой, а потом его рассматривает и принимает верхняя палата. Считается, что прохождение закона через две палаты превращает его в более совершенный документ. В Англии верхняя палата называется палатой пэров. Пэры, очень влиятельные люди и власть в парламенте они имеют пожизненно и могут передавать её по наследству своим детям. Депутаты нижней палаты избираются народом.  Монархи принимают законы лично.

2. Исполнительная власть в любой стране представлена правительством и органами государственной власти. Именно правительство следит за правильным внедрением новых законом и их исполнением. Правительству страны подчинены органы местного самоуправления в областях, краях, республиках, городах, районах, сёлах. Правительство состоит из различных министерств. Это  министерства сельского хозяйства, транспорта, тяжёлой промышленности, обороны, внутренних дел и многие другие. В каждой стране количество министерств может быть  различным. Правительство может объединять некоторые министерства и создавать новые. Например в современной России были объединены министерства образования и науки. Подобные процессы реорганизации работы правительств происходят постоянно.

3. Судебная власть. Органы Власти исполняющие закон. Это и суды на местах, и суды в областях и республиках, и Верховный суд. Кроме всех перечисленных видов судов существует ещё Конституционный суд, который следит за тем, чтобы процесс судопроизводства, законодательный процесс в стране и действия правительства соответствовали положениям Конституции страны.
4. Считается, что существует ещё и четвёртая ветвь власти. Это журналистика и средства массовой информации.  Слишком велико влияние прессы в обществе. Настолько велико, что существующая власть предпочитает подчинить себе прессу. Если это удаётся, то в стране теряется  такое явление, как свобода слова. Власть в стране можно считать тоталитарной.

 Суть любой существовавшей человеческой власти, это организация жизни общества, где власть имеет  право находиться над существующими законами. Это слабое место власти. Потому что, чем большее число сторонников власти может поставить себя над законом, тем слабее сама власть. И наоборот, чем меньшее число людей может  позволить себе пренебрегать законом, тем власть крепче. Это правило действует при любой форме  власти в любое время.








 «Поистине странное желание-добиться власти и потерять свободу»
                Ф.Бэкон

Знаменитый британский политик времён второй мировой войны, Уинстон Черчилль, в одном из своих выступлений заметил: "демократия-это худший способ управления страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество."  Нужно сказать, что Черчилль слыл довольно циничным политиком, мыслящим себя выше существующей политической системы. Впрочем, и личностью он был неординарной. Какая разница, для чего он делал данный вывод, важно, что он был прав. Человечество в области развития  общественного устройства недалеко ушло от средних и древних веков своей истории. Демократия, в подавляющем большинстве случаев, является лишь прикрытием абсолютной власти одного человека или группы лиц из числа тех, кто неофициально возглавляет общество. Может быть, это и нормально. Вопрос, наверное, в том, как приходит к власти и как осуществляет власть эта личность или группа лиц.

 Демократия была известна в далёкой древности, причём не только  в рабовладельческих государствах, где равными в обществе были только свободные граждане. В наилучших своих проявлениях она была представлена тогда, когда рабовладения вообще не было. Например, в древней Руси и, в древности, у скандинавских народов, где все вопросы  решались на народном собрании соплеменников. Я бы назвал это общинной демократией. Уверен, что такая демократия была у всех народов в самом начале их истории. У каждого в своё время. Но в древние, до-рабовладельческие  времена, такая демократия существовала до тех пор, пока в обществе не зарождались собственнические отношения.  Пока не было что делить.

  Когда в обществе появлялась собственность на землю, на ценности, на людей и скот, на смену общинной демократии неизменно приходила демократия рабовладельческая (я называю это демократией  за чужой счёт - за счёт рабов и колоний.) и, как следствие развития собственнических отношений, появляется диктатура сильной личности и создание  монархической династии. Как правило, это  власть одного лидера, монарха, и возглавляемой им партии заинтересованных собственников, феодалов. Всё для того, чтобы подчинить себе силы целого народа, и заполучить основные богатства всего общества. Для чего? А для достижения интересов тех, кто обладает крупной собственностью в стране. На смену монархиям приходят обновлённые демократии,  которые  возглавляют  амбициозные политики.  Они также представляют интересы не одного лица, а наиболее организованной, богатой  и активной части населения. 

 В свою очередь в демократических странах происходят вооружённые перевороты и путчи. Так у власти снова появляются единоличные властители, опирающиеся на силу той или иной части общества,  и не обязательно самой многочисленной. Лишь бы создать прецедент существования противоречия в стране. А для борьбы за власть все средства хороши.  Например, в Российской империи в октябре 1917 года произошёл вооружённый переворот, который получил название пролетарской революции. В 1917 году пролетариат в стране составлял несколько процентов от всего населения. Получается, революция совершалась не для всего народа, а только для малой его части? Трёх-четырёх процентов населения?!!!  Революция была провозглашена, как социалистическая. Фабрики были отданы рабочим в лице представляющего их  пролетарского государства. То есть, фактически ничего рабочим не передавалось. Земля была передана крестьянам, но согласно главному идеологу коммунизма К.Марксу, крестьянство является мелкобуржуазным по своей сути, и не могло быть союзником пролетариата. Но революция-то (вернее переворот) пролетарская. Значит, крестьянство было обречено на то, что в будущем землю у него отнимут. Да, власть была завоёвана наиболее организованной на тот момент частью общества. Дальнейшая политика большевистского руководства по раскулачиванию крестьян и их репрессированию, а в последствии и превращения их в сельских пролетариев, всё это подтвердила.

Иными словами, единоличное правление тем или иным государством, время от времени, сменяется властью общественной, а власть общественная, в момент кризиса, (как правило, искусственного) может перерождаться или трансформироваться в единоличную власть, представляющую определённые круги населения. Причём в этом процессе могут принимать активное участие самые различные силы, от политических партий, до тайных антинародных обществ.

Нужны ли доказательства того, что  общественная власть, зачастую, является всего лишь ширмой единоличной власти одного лидера.  Примеров тому великое множество.  Взять хотя бы общенародно избранных  глав государств Сирии, Южной Кореи, Азербайджана, да и многих других стран.  В этих странах власть не просто была предоставлена главам государств бессрочно, но и после их смерти передана их сыновьям. Причём все демократические формальности были соблюдены. В Сирии, например, после смерти президента Хафеза Асада, в конституцию страны парламент срочно (ещё до похорон президента) внёс поправку о том, что баллотироваться на пост президента страны  может человек достигший не 40 а 34 лет. Дело в том, что на момент смерти главы государства, его сыну  исполнилось 34 года. Таким образом, сын покойного главы государства получил формальную возможность сесть в рабочее кресло своего отца. Реальные возможности у него уже были. Иначе парламент (меджлис) мог и проигнорировать молодого человека. И  этот случай не единичный. Есть страны, которые ещё не переросли монархическое устройство своего общества. Может быть, это им пока не нужно? А может быть, им это уже не нужно? А что же тогда говорить о властях США, самой передовой демократической страны в мире, которая живёт за счёт всего мира? Чего добиваются самые демократические властители в мире, властители США? Мирового господства? Но ведь  они не первые на этом поприще. Все претенденты на мировое господство, существовавшие ранее плохо кончили. У них ничего не получилось. Гитлер, Сталин, Наполеон, Чингиз Хан,  Александр Македонский в процессе осуществления своих глобальных геополитических планов многого добились, но ведь не завоевали весь мир, и ничего не сохранили для наследников. Порой и самих наследников. Все эти империи, и не только эти, рассыпались в очень короткие сроки. А ведь история знает намного больше тех, кто хотел мирового господства. Просто в силу незначительности их завоеваний, нет смысла о них говорить. Они не отложили свой отпечаток на истории глобального передела человеческой собственности. Но такие люди были. Такие люди есть и сейчас. Возможностей у них нет. К счастью.

Известен примечательный случай из жизни одного из таких людей. Это знаменитый царь Пир, который известен тем, что после многочисленных побед над римлянами воскликнул: «Ещё одна такая победа, и мы останемся без войска». Он был поистине великим воином. Так вот историки донесли до нас такой случай из его жизни. У него был шут, которому он позволял говорить всё то, что не позволял  никому. Так вот этот шут однажды спросил у него, что он собирается делать после того, как победит своего врага, с которым он сейчас воюет. На это царь ответил приблизительно следующее:
-Когда я разобью его войска, я присоединю его земли.
- А потом? – не унимался шут.
- А потом мы объявим войну другим соседям, и после победы присоединим их земли, и так до тех пор, пока не завоюем весь мир.
- А что же потом? Когда весь мир будет лежать у твоих ног, что потом?- не унимался тот, кому было всё позволено.
- А потом, - царь ненадолго задумался,- потом мы будем пить, гулять и веселиться.
Не привыкший лезть в карман за острым словом шут тут же спросил его:
- А что же мешает тебе сейчас пить, гулять и веселиться?

Этот вопрос можно задать любому властителю, жаждущему мирового господства. И никто на этот вопрос вразумительно не ответит.

Но что же имел в виду У. Черчилль, когда говорил о том, что любое устройство общественного управления несправедливо и отрицательно, только демократия из всего имеющегося наименее худший из вариантов? Может быть, он знал, каким должно быть справедливое устройство общественной жизни? Может быть, он испытывал ностальгию по власти, которой нет? А если нет, то тогда он просто хорошо  знал власть, которая есть. Вернее  была во времена его политической деятельности, хотя с тех пор она почти не изменилась.    Что же имел в виду человек, который осуждал то, что есть, но не предлагал взамен ничего нового?  Я стал задумываться об этом и придумывать различные виды общественного устройства, которые могли бы придти на смену лицемерной демократии и амбициозной диктатуре. Но сколько бы я ни задумывался, ничего нового мне придумать не удалось. Я понял, что дело не в общественном устройстве людей. Дело в нашем отношении к собственности, вернее к тому, что было превращено в собственность, присвоено и перепродано. В зависимости от того, кому принадлежит собственность, в каких объёмах и на каких условиях; у людей существует или единоличная власть, под любым соусом, или власть парламентская, аналогично. А если быть более объективным, то любые кардинальные изменения в общественном устройстве, сопряжённые со сменой власти, связаны с переделом основных и самых главных видов собственности созданной обществом. (нефть, золото, земля, вода...) Какая форма власти утвердится впоследствии уже не важно. Основную собственность новая власть присваивает в первую очередь, а потом, усилившись, начинает прибирать к рукам и всё остальное. Все эти присвоения и создают впоследствии прецедент для очередного  передела собственности. Таким образом, кто бы ни пришёл к власти, это всего лишь процесс передела материальных благ, которые создаёт общество в процессе своей деятельности. Этот процесс бесконечен. Может быть, именно это имел в виду У. Черчилль? Кто бы ни пришёл к власти, жизнь продолжается. Люди будут добиваться успехов в общественном развитии при любой стабильно долгой власти, вот только тогда собственность на основные богатства всегда будет оставаться в одних руках. А это не устраивает тех, кто её не имеет.

Что же было в политическом устройстве общества людей кроме демократии? Монархия, конституционная монархия, абсолютная монархия, анархия, охлократия, клирикархия, олигархия, диктатура. Что-то ещё? Пожалуй нет. Однако обо всём подробнее.

1. Монархия – от слова моно-(единственный). Власть одного правителя обладающего верховным статусом в стране. Абсолютная монархия подразумевает ничем не ограниченную власть монарха. Это вершина, к которой стремятся и всегда стремились все монархи. Ну, за исключением тех, кто отказался от власти добровольно. В Российской империи был наследник престола великий князь Константин, который отрёкся от престола решив жениться на неродовитой польской дворянке Марии Грудзинской. Существует версия, что этот поступок Константина спровоцировал восстание декабристов, которые рассчитывали на то, что Константин введёт конституционную монархию в России. Декабристы восприняли помазание его младшего брата Николая 1, как попытку украсть престол у законного наследника. Монаршие титулы были в истории человечества самыми разными. Это и цари, (производное от Цезарь), и короли (производное от франкской династии Каролингов), и шахи, ханы, султаны, императоры и т.д. Различия только в названии. Суть слова одна. Монарх. Когда власть монарха становится непререкаемой и ничем не ограниченной, её называют абсолютной монархией.

2. Конституционная монархия – власть монарха ограниченная конституцией. Кстати, власть монарха в этом случае может быть, совершенно минимальна. Её фактически может  и не быть. Она может быть даже марионеточной. Всё зависит от того, кому принадлежит реальная власть в государстве. Парламенту, спикеру парламента, серым кардиналам, чьи интересы лоббирует парламент и кому бы то ни было ещё.

3. Охлократия – власть толпы. Ситуация, когда народ разбит на отдельные кланы, каждый из которых достаточно могуществен, чтобы ни с кем не считаться, но недостаточно многочислен, чтобы диктовать  свои условия остальным соплеменникам.  В этом случае власти нет. Есть общность интересов толпы, которая уничтожает любую силу, способную построить определённый порядок, который нарушает интересы толпы.

4. Анархия – мать порядка. Тем не менее, идеологи анархизма предполагают, что этот порядок может возникнуть сам собой, если ликвидировать государственную власть. Отвергает религию и не признаёт существование Бога. Наиболее известные анархисты России, Бакунин М.А., Кропоткин П.А., Махно Н.П. Идеи анархизма были очень популярны на территории бывшей Российской империи и имели массу последователей. Наиболее ярким руководителем анархистов по праву считается Нестор Петрович Махно. Из-за того, что идеология анархистов противоречила идеологии большевиков, последние уничтожили армию анархистов тогда, когда они меньше всего это ожидали. Это случилось, когда анархисты были в союзе с большевиками. Во многих странах анархисты были организаторами профсоюзных движений. Эта деятельность идеологически близка им.

5. Диктатура – власть диктатора, который силой захватил власть в стране на неопределённый срок. Такой срок определяют не выборы главы государства, а то, насколько хватит сил у диктатора продержаться у власти. В Риме диктатора утверждал Сенат, если сенаторы чувствовали, что лишние словопрения только мешают стране справиться с возникшими проблемами. Как правило, это было во время войны. Диктаторство в Риме зачастую оправдывало  своё введение, хотя нередки были случаи, что такие решения Сенат принимал под давлением обстоятельств или людей. Но любой диктатор стремится остаться у власти как можно дольше, игнорируя интересы общества в целом.  Похожие ситуации возникали в различных странах, в разное историческое время. Например Оливер Кромвель в Англии. В начале 20 века (1917 год ноябрь)на территории бывшей Российской империи была провозглашена "диктатура пролетариата". Это была диктатура партии большевиков, а в остальном, всё как с обычным диктатором. Продержались у власти сколько смогли и преобразовали власть в новоиспечённую олигархию.

6. Олигархия – власть наиболее богатых людей страны, которые диктуют свои условия через существующие органы государственной  власти, которые выполняют их волю под видом государственных мероприятий. Всё это с целью увеличения собственных барышей за счёт государства и налогоплательщиков. Были случаи в истории разных стран, когда несколько олигархов сразу открыто приходили к власти.  Такие ситуации называли соответственно случившемуся: триумвират, (в Риме) семибоярщина, ( в России)...

7. Марионеточная власть – власть местных деятелей, подчинившихся  влиянию внешних сил. Может принимать любую форму, вплоть до монархии. Её суть остаётся одной – подчинение местного руководства  завоевателям и преследование их интересов в обмен на разрешение пользоваться предоставленной властью. Реальное предательство национальных интересов.

8. Клирикархия – власть священников считается верховной. Такая власть нередкое явление в истории человечества. От власти верховных жрецов в Египте и Америке и до исламской власти в Иране. Египетские фараоны считались и верховными жрецами и живыми воплощениями богов. Власть фараонов просуществовала больше любой известной власти у людей. Это наиболее стабильная власть по своей организации, но не следует путать её с теократией – властью Бога. Это власть людей, хотя и священников. Тем не менее, такой власти зачастую люди пытались придать форму теократии. Наиболее авторитетная форма, которой не стеснялись спекулировать.

9. Теократия – власть Бога. Согласно Библии, наступит такое время, когда управлять человеческим обществом будет Сам Господь. Я думаю, Он и так управляет. Но люди очень редко с этим считаются, пытаясь создавать человеческие формы власти. Во времена реформации в Германии Томас Мюнцер поднял восстание крестьян под лозунгом создания теократии. Идеи Мартина Лютера, которые были поддержаны повстанцами, были представлены Томасом Мюнцером по своему. Мартин Лютер его не поддержал. Выступил против него. После подавления восстания крестьян, Томас Мюнцер был казнён.

10. Общинная демократия – демократия, основанная на равенстве общинников. Рабовладение отрицалось. Основой такой демократии была не частная собственность, а собственность общественная (земля) и цель самосохранения. Частная собственность практически отсутствовала. Общинная демократия была принята у казачества. Традиции такой демократии исходят от вечевого управления, принятого на древней Руси и в некоторых скандинавских странах. Полагаю, что подобные традиции были приняты у самых различных народов на ранних периодах их становления.

Суть любой существовавшей человеческой власти, это право находиться над существующими законами, которые сама же власть и придумала. Это слабое место власти.При этом чем большее число сторонников власти может поставить себя над законом, тем слабее сама власть. Понятно, что существующая власть всегда строила законы "под себя", но спустя время, эти законы входили в противоречие с властью преемников тех, кто их придумал. Последние приступали к различным ухищрениям, чтобы злоупотребив властью, всё же, пусть формально, но не нарушить закон. Зачастую, для укрепления законодательства, дающего все права сегодняшней власти, эта сегодняшняя власть привлекает силы способные ей помочь. Например духовенство. Впоследствии, наследники данной власти могут ущемить интересы духовенства, если интересы духовенства противоречат интересам власти. Так было в истории России. Православное духовенство всегда поддерживало существующую власть. Даже советскую в годы Великой Отечественной войны. Но духовенство всегда получало какие-то привилегии если правительство остро нуждалось в его помощи, ну а если нет...Секуляризация (отъём) папских земель в Германии явилась одним из факторов образования лютеранства. В России секуляризация церковных земель происходила по инициативе царского правительства задолго до советской власти. Церковные земли с их крепостными крестьянами были взяты государством под управление с выплатой монастырям содержания, которое было в три раза меньше их оброчного дохода. Это без учёта остальных видов дохода с этих земель.

Нужно сказать, что в России монастыри  отличались по своему отношению к собственности. Те монастыри, которые имели в собственности земли с крепостными крестьчянами, т.е. вотчины, входили в категорию "стяжателей". В их число входила даже знаменитая Троице Сергиевская Лавра.Нельзя не отметить, что в трудные для России времена, монастыри всегда предоставляли властям огромные средства для борьбы с врагами и бедствиями. Был случай, во времена смуты начала 17 века, когда для оплаты наёмного казачьего войска, из Троице Сергиевой Лавры казакам привезли все золотые оклады со святых икон и церковную утварь. К чести казачества, представителей общинной демократии, нужно сказать, что они пошли в атаку отказавшись принять эти ценности в качестве оплаты.

Были монастыри "нестяжателей". Наиболее ярким представителем является Соловецкий монастырь и многие другие, в основном северные монастыри.
Так вот, после российской секуляризации монастыри "стяжателей" получили хоть небольшое, денежное содержание. Монастыри "нестяжателей" не получили ничего. Они и так обходились без этого, но взяв в свои руки церковные земли, царская власть не уравняла в правах "стяжателей" с "нестяжателями". Фактически в этом не было необходимости, но в юридическом смысле существующая тогда власть заявила о своей жадности. Если говорить юридически, о своей непоследовательности построенной на корыстных побуждениях. Деньги нужны были для других целей. Далеко не духовных.
 
Общественное устройство людей напрямую зависит от существования собственности. От изменения отношения людей к собственности зависит и изменение общественного устройства среди людей. Что самое интересное, никакая власть основанная на собственности, не имеет сколько нибудь принципиальные перспективы для роста, изменения, развития. Такие перспективы есть у власти, на собственности не основанной, но без собственности мы себя не мыслим.
 
Когда-то, в 11 веке, Омар Хайям сказал:

«Вместо злата и жемчуга, с янтарём,
Мы другое богатство себе изберём.
Спрячь наряды, прикрой своё тело старьём,
Но и в жалких лохмотьях, останься царём.

«Остаться царём» - значит сохранить самое главное не за счёт богатства, а за счёт традиций, культуры, национального и планетарного самосознания. За счёт экономического потенциала народа.

Какие коллизии и катастрофы переживает человечество в борьбе за власть известно всем. Только во время второй мировой войны погибло более 50 миллионов человек, не считая 35 миллионов граждан Китая, которые были уничтожены японскими агрессорами до сентября 1939года. Но как их не считать? Есть даже предложения считать начало второй мировой войны не с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года, а с момента нападения Японии на Китай. Но, не смотря на то, что эта война была самой разрушительной, это всего лишь эпизод из истории борьбы за власть небольшой кучки заинтересованных людей. Кучки провокаторов, сумевших втянуть в войну половину стран планеты.

Человеческая власть стала настолько изощрённой, что сегодня мы не можем понять, какие именно формы власти задействованы в данном конкретном случае в данной конкретной стране. Стало хорошим тоном скрывать настоящую власть под формально принятой официальной властью. Это лицемерие не остаётся незамеченным, но у нас не принято заявлять о том, что не доказано. Мы видим, что происходит, и делаем вид, что всё так и есть, как выглядит. Постоянное стремление властей различных стран к объединению в один властный конгломерат, подчинённый мировой олигархии породило такое явление, как антиглобализм. Антиглобализм, это течение, которое не стремится к борьбе непосредственно за власть. Это движение против глобализации властных структур разных стран. Хотя, как знать? Может быть мы стоим перед новым проявлением человеческой власти в обществе?


Рецензии