Глава 7 Сеньор Джузеппе и фагот

Часть вторая Консерватория
В первой части я рассказывала о приключениях маленького итальянца Николо Лауренти, которого родители  отправили учиться в консерваторию  на альтиста, в Кремоне


Глава 7 Сеньор Джузеппе и фагот
                Фагот подобен пустому желудку,
                который ворчит от негодования.
                ( Джоаккино Россини)
 
Консерватория располагалась на холме, на окраине Кремоны.
Это было высокое мрачное каменное здание, с черными дырами окон и двумя узкими башенками. Впечатление она производила угнетающее, как и любая архитектура отцов иезуитов. Добавлял тоски вид на старое кладбище.
Николо несколько испугался мрачного вида консерватории, но тут к ним вышел директор, невысокий мужчина лет тридцати, начинающий лысеть и полнеть.
– Приветствую вас, сеньоры, в царстве музыки! – Он повел сеньора Галаньери в кабинет, а мальчика оставили стоять у окна.
Николо, задумавшись, потирал руки.
Окно, у которого он стоял, выглядывало в унылый серый двор. Ни кустика, ни деревца, все серое и скучное. Да, к тому же консерватория была явно перестроена из монастыря: форма двора колодца, глухие стены и узкие окна должны были наводить монахов на благочестивые мысли, а не на сочинение музыки.
Николо отвернулся, страшная тоска накатила на него, а в голове сама собой зазвучала мелодия, годная только для исполнения на похоронах. Ему казалось немыслимым оставаться в ужасном сером здании, с множеством запутанных коридоров и лестниц.
Мальчик все еще стоял, как вдруг услышал шаги сеньора Галаньери.
Учитель подошел к нему, обнял за плечи и сказал:
– Николо, я уезжаю, ты остаешься здесь.
Николо вздрогнул, схватился за жилет учителя и едва не зарыдал.
– Учитель, учитель, не оставляйте меня!
– Успокойся. – Галаньери вытер глаза большим клетчатым платком. –   Мы будем  тебя навещать.– А Бог всегда с тобой!
  Николо в изнеможении упал на стул. Уронив отяжелевшую голову на руки, он  смотрел куда – то. Погруженный в мысли, он не заметил, как кто-то положил ему руку на плечо.
– Что случилось? – Слова эти, произнесенные сочувственно – участливым тоном, заставили Николо поднять голову.
Рядом стоял высокий худощавый паренек лет пятнадцати, одетый в дорогой синий сюртук.
Из кармана жилета свешивалась золотая цепочка карманных часов. Всклоченные кудрявые черные волосы обрамляли  румяное, приветливое лицо с правильными чертами. Высокий лоб, нос с горбинкой, полные губы, волевой подбородок придавали этому лицу сходство с молодым римским патрицием.
Синие глаза, очень яркие и пронзительные, казалось, проникали в самую душу.
Николо плотнее запахнул свой старый сюртук. Он сразу понял, что перед ним человек богатый, доверять которому не следует.
Альтист поднялся со стула и зажался в угол между окном и стеной.
– Понятно! – Сказал синесюртучный. – Ты меня боишься из-за того, что я старше и что я богат? С таким драться неудобно и несподручно! Ты, как видно, новенький! Так ведь?
Николо боязливо кивнул и поспешно придвинул к себе чемодан. Потом все-таки решился, и, поняв, что плохих намерений у этого человека нет, протянул руку для пожатия и представился:
– Николо.
– Джузеппе! – Синесюртучный пожал руку альтиста. – Кстати, драться в нашем заведении не принято, если, конечно, не хочешь оказаться в подвале на хлебе и воде! Там иезуиты держали провинившихся грешников! До сих пор по ночам там стонут и гремят цепями их грешные души! А потом кого на костер, кого на цепь…
– Ой!
– Ойкать будешь потом, когда посадят в подвал! А моя задача объяснить тебе правила поведения. Они просты: дисциплина, усердие и трудолюбие! И еще, доносчиков и ябед у нас не любят!
Джузеппе был уроженцем Милана, находившегося к югу от Кремоны. Отец мальчика был музыкальным критиком, неплохо играющим на флейте. Джузеппе, хоть и был отчаянным сорванцом, музыку любил и  предпочел фагот.
 Отец, знавший маэстро лично, настоял на том, чтобы отдать сына в консерваторию, считая, что только музыка может исправить его в лучшую сторону.
– Или сюда или в военное училище барабанщиком, говорил папа, собирая меня в дорогу! А папа до сих пор носит в ноге русскую пулю! Так я и оказался здесь, – закончил Джузеппе свой рассказ. – А ты на чем играешь? На альте? Прекрасный инструмент, но у меня на него бы не хватило терпения! Как на счет дуэта? Я сейчас как раз разучиваю концерт для воскресной службы.… А в подвале я  бывал.…Очень страшно!
– А в там  действительно живут привидения? – поинтересовался Николо.
–  Знаешь, я сочинил после  посещения сонатину.… Послушай! – Джузеппе вытащил из большого футляра огромный несуразный инструмент  с великим множеством клапанов и отверстий. После Джузеппе зажал губами тоненькую металлическую трубку и подул в нее. Из фагота полились звуки, очень похожие на бурчание в животе голодного человека.
«Что угодно, только не подвал!» – решил Николо уже после первых тактов.
– Но это еще не все! У нас в консерватории существует правило приема новичков в коллектив!
– Какое?
– В ближайшее полнолуние ты сыграешь на кладбище! Там есть могила графини  К…. Она  пожертвовала на консерваторию часть своего состояния и очень не любит плохую музыку. Хорошо сыграешь – станешь одним из нас, а плохо – она утащит тебя к себе!
– И многих утаскивала?
– Всякое бывало!
Николо ждал полнолуния с трепетом.
Дорогу к могиле Джузеппе показал заранее и приготовил фонарь.
– А как играть? – Николо  было страшно.
– Наизусть! В темноте нот  ведь не разберешь!


Рецензии
Ну, мальчик попал! Я бы в его возрасте на кладбище ни за что бы не пошел!

Алекс Новиков 2   29.12.2015 20:47     Заявить о нарушении